среда, 12 июня 2013 г.

Как наука поможет нам экономить энергию

Выкладываю вам интересное видео о том, как экономить из ТЕД.



 Кто из вас сегодня проверял электронную почту? Давайте, поднимите руки. Кто из вас проверяет её прямо сейчас?
(Смех)
Как насчёт состояния счёта? Кто-нибудь проверял его сегодня? Кредитная карта, инвестиционный счёт? А на этой неделе?
Как насчёт потребления энергии ваших домохозяйств? Кто-нибудь его сегодня проверял? На этой неделе? На прошлой неделе? Несколько фанатов экономии энергии расселось по залу. Рад вас видеть, ребята. Что касается остальных — этот зал заполнен людьми, которым небезразлично будущее нашей планеты, но даже мы не обращаем внимание на потребление энергии, ведущее к изменению климата. Женщину, стоящую рядом со мной на фотографии, зовут Харриет. Мы встретили её на нашем первом семейном отдыхе. Харриет следит за своим потреблением энергии, а она совсем не фанатик. Вот история того, как Харриет стала более внимательной к этому вопросу.

Это уголь, основной источник электроэнергии на планете. В этом контейнере достаточно энергии, чтобы эта лампочка горела более года. Но, к сожалению, в процессе преобразования энергии бо́льшая её часть теряется при передаче и нагреве.На самом деле только 10% энергии преобразуется в световую. Так что этого угля хватит на чуть больше месяца. Чтобы эта лампочка горела в течение года,понадобится вот столько угля. Плохая новость в том, что на единицу потребляемой энергии приходится девять единиц потерянной. Это значит, что есть и хорошая новость, так как, сэкономив единицу энергии, мы экономим ещё девять. Вопрос в том, как заставить людей в этом зале и по всему миру начать следить за потреблением энергии, начать тратить меньше?
Ответ нам даёт поведенческий эксперимент, который был проведён одним жарким летом 10 лет назад, всего в 140 километрах отсюда, в Сан-Маркосе, штат Калифорния. Аспиранты ходили по жилому району и вешали на двери каждого из домов бирки, в которых призывали отключить кондиционеры и заменить их на вентиляторы. Четверть домов получила бирки с надписью: «Вы знали, что этим летом вы можете сэкономить 54 доллара в месяц? Замените кондиционеры на вентиляторы». Другая группа получила экологическое послание. Третья группа получила послание о том, что предотвращение нарушений электроснабжения — наш гражданский долг. Многие думали, что послание о денежной экономии сработает лучше всего. На самом же деле не сработало ни одно из этих посланий. Они не оказали никакого влияния на потребление энергии. Как будто их и вовсе не было.
Но было и четвёртое послание, которое гласило: «Согласно данным опроса, 77% ваших соседей заменили кондиционеры на вентиляторы. Пожалуйста, присоединяйтесь к ним. Выключайте кондиционер и включайте вентилятор». Как вы уже догадались, они последовали совету. Люди, получившие это послание, снизили потребление энергии просто из-за того, что им рассказали, что делают их соседи.
О чём это говорит? Если что-то достаточно сложно сделать, даже если это благое дело, никакие экономические выгоды и увещевания не способны заставить нас пойти на неудобства. Социальное давление — вот действенный способ. При грамотном использовании оно может стать могучей силой. На самом деле оно уже является таковой.
Вдохновлённые этим открытием, я и мой друг Дэн Йэтс основали компанию под названием Opower. Мы разработали программное обеспечение и начали сотрудничать с поставщиками энергии, которые хотели помогать своим клиентам экономить энергию. Мы поставляем домохозяйствам персонифицированные отчёты по потреблению энергии, в которых показываем людям, как их потребление соотносится с данными соседей, проживающих в домах сходного размера. Так же, как и в случае с дверными бирками, люди сравнивают себя со своими соседями. А затем мы раздаём каждому персональные рекомендации, чтобы помочь им сэкономить. Мы начали с бумажных носителей, перешли к мобильному приложению, Интернету, а теперь и электронно управляемому термостату. В течение последних пяти лет мы проводимкрупнейший поведенческий эксперимент в мире.
И он работает. Обычные домовладельцы и арендаторы сэкономили более 250 миллионов долларов по счетам за энергию, а ведь мы ещё только начинаем. Только в этом году, в партнёрстве с более чем 80 поставщиками энергии в шести странах, мы сэкономим ещё два терраватт-часа электроэнергии.
Все фанатики в этой аудитории знают, что такое два терраватт-часа. Для всех остальных: двух терраватт-часов более чем достаточно для обеспечения энергией каждого дома в Сент-Луисе и Солт-Лейк-Сити вместе взятых на протяжении более года. Два терраватт-часа — это примерно половина произведённой в США в прошлом году солнечной энергии. Два терраватт-часа — в переводе на уголь нам потребовалось бы сжигать по 34 такие тачки каждую минуту каждого дня в течение всего года, чтобы получить два терраватт-часа электроэнергии. Мы ничего не сжигаем.Мы просто убеждаем людей изменить своё поведение, стать более внимательными к потреблению энергии.
Но мы всего одна компания, а это иголка в стоге сена. 20% электроэнергии в домах тратится впустую. Когда я говорю «впустую», я не имею в виду, что у людейустановлены неэффекттивные лампочки. Возможно, это и так, но я имею в виду, что мы оставляем свет в пустых комнатах включённым, оставляем включённым кондиционер, когда никого нет дома. Это 40 миллиардов долларов в год, потраченных впустую на электроэнергию, которая не способствует лучшему качеству жизни, зато способствует изменению климата. Это 40 миллиардов — не миллионов — каждый год только в одних США. Это половина потребляемого нами угля.
К счастью, учёные-материаловеды уже пытаются найти возобновляемые источники, способные заменить уголь, такие как эти. Это здорово и очень важно. Но самый недооценённый источник, ведущий к энергетически устойчивому будущему, — не на этом слайде. Он в этом зале. Это мы с вами. Для использования этого ресурса не требуются открытия в области материаловедения, нужно просто применить наши знания поведенческих наук. Это можно сделать уже сегодня. Мы знаем, что этот метод работает, и он поможет сэкономить деньги прямо сейчас.
Так чего же мы ждём? Почти нигде регулирование рынка электроэнергии в корне не менялось со времён Томаса Эдисона. Компании-поставщики по-прежнему получают выгоду от расточительства клиентов. А должны бы поощряться за помощь своим клиентам в экономии энергии.
Но это выступление — не только и не столько о потреблении энергии домохозяйствами. Взгляните на [Тойоту] Приус. Причина её эффективности — не только в инвестировании в материаловедение, но и во вложениях в поведенческие науки. Панель, показывающая водителям, сколько энергии они экономят в режиме реального времени, заставляет бывших лихачей ездить с осмотрительностью бабушек.
Кстати о них. Вернёмся к Харриет. Мы встретили её во время нашего первого семейного отдыха. Она подошла познакомиться с моей младшей дочерью и очень обрадовалась, когда узнала, что её тоже зовут Харриет. Она спросила, чем я занимаюсь, и я сказал, что работаю с поставщиками энергии, помогаю людям экономить энергию. В этот момент её глаза загорелись.
Она посмотрела на меня и сказала: «Вы именно тот, кто мне нужен. Две недели назад нам с мужем пришло письмо от нашего поставщика энергии. В нём говорилось, что мы используем в два раза больше энергии, чем наши соседи, — (Смех) В течение последних двух недель всё, о чём мы думаем, разговариваем и даже спорим, это то, как нам сэкономить энергию. Мы выполнили все рекомендации, перечисленные в письме, но я знаю, что можно сделать ещё больше. Сейчас я стою рядом с истинным экспертом. Так что, скажите, что мне сделать, чтобы сэкономить энергию?»
Многие эксперты могут помочь Харриет с ответом на этот вопрос. Моя же цель — сделать так, чтобы мы все его задавали.
Спасибо.
(Аплодисменты)

Комментариев нет:

Отправить комментарий