Это правда, что в президентском люксе, в котором вас поселили, не было горячей воды?
Никакой воды до полудня.
В твиттере вы сделали вывод: «Сколько ни делай комфортной свою среду обитания, от внешней не отгородиться». Что вы имели в виду?
Многие из нас поставили себе задачу создать вокруг себя и своих близких «капсулу комфорта». Мы покупаем дорогие квартиры, садимся в более удобные машины. Детей определяем в платные школы – может создаться иллюзия, что внутри нашей «капсулы» высокий уровень жизни и безопасности. Но это иллюзия, внешняя среда прорывается. Вы можете обеспечить себе удобство внутри помещения, но в здании отключат воду. Также меняется погода и политическая ситуация в стране, и все это затрагивает вас. Нужно быть готовым к вторжению внешней действительности.
Обеспеченные люди теряют мотивацию от столкновений с грубой реальностью?
Один из сценариев развития мира – это его разделение на анклавы для тысяч людей, которых объединяют сходные представления о нормах поведения в обществе. Это как разделение Лондона на районы: вы не можете поселиться в той части города, которая не соответствует вашим нормам этики. Однажды я ехал с коренным лондонцем по Москве. Он смотрел в окно и не мог понять, как элитные высотки могут соседствовать с «хрущевками»? Это ведь уже не элитное жилье, если из окна – вид на трущобы. Разделение теперь пройдет не только по районам городов, но и по странам. Сегодня эмиграция приобрела чудовищный масштаб. По крайней мере трое моих близких друзей живут за границей. Да, они граждане России и платят здесь налоги, но их семьи и работа уже там. Эта так же, как если вы живете в дорогом районе, но на работу ездите в центр.
На этой улице в Кемерове есть дорогой ресторан и жилые дома в почти аварийном состоянии. И так по всей России. Это осложняет ведение бизнеса?
Нам нужно научиться жить в мире людей принципиально разного достатка. Когда мы родились, уровень жизни рядового инженера и директора магазина отличался в разы. Сегодня разница в доходах охранника и главы крупной корпорации – тысячекратная. Но на западе проехавший мимо «Порш» не вызывает желания плюнуть вслед. У людей нет желания найти виноватых в собственных неудачах. Мы имеем дело с советским наследием. После перестройки многие были обескуражены, что жизнь больше не обязана давать все даром. Люди оказались не готовы к борьбе за блага и к работе, в которой тунеядство не вознаграждается.
От каких убеждений кемеровским бизнесменам пришлось отказаться после тренинга?
Результаты их жизни показывают, что они на верном пути, однако любую стратегию можно совершенствовать. Это успешные профессионалы. Я не ставил задачу радикально менять их взгляды на жизнь. Совсем как в секции по борьбе: когда ребенок приходит с улицы, его надо научить стойке. А ко мне приходят чемпионы страны, они хотят узнать нюансы лидерства. Поэтому коррекция происходит на очень деликатном уровне.
Чему нужно научиться женщине-лидеру и женщине как оратору?
Мы живем в переломную эпоху. Женщина может зарабатывать больше, чем ее мужчина. Экономическая формация изменилась в одночасье, однако культурная осталась прежней. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сегодня многие смотрят скептически на женщину-руководителя. Но в лидерстве нет ничего, что претило бы женскому началу. Но путь женщины-лидера сложнее, чем у мужчины. И в любви, и в бизнесе мужчина достигает успеха одним и тем же портфелем качеств: смелость, самоотверженность, властность. А у женщины – наоборот. В семье ей стоит проявлять гибкость, доброту и отзывчивость, а не бороться.
Насколько сложно «выключать» в себе лидера?
Это ключевое качество. С делегированием власти проблема не только в Кузбассе, а в целом по стране. Но ведь нужно контролировать людей, которым вы поручили то, чем сами занимались до этого, а некоторые видят в этом насилие. Да, если хочешь, чтобы работа была выполнена хорошо, то сделай ее сам. Но так подчиненные ничему не научатся. Это как не давать ребенку вымыть посуду, выгулять собаку и заработать денег, а потом обвинять подростка в инфантильности.
А если работники скажут, что не станут работать больше?
Я говорю водителю: «Сгоняй еще по одному делу», несмотря на то, что я отпустил его пятнадцать минут назад. Что мешает ему сказать: «Радислав, вы меня отпустили, держите слово». Почему он, вздохнув, садится в машину и едет выполнять поручение? Почему люди подчиняются моей воле? Потому что у них своей нет. Тогда лидер должен стать их внешней волей.
У ребенка нет воли, но он вырастет и, возможно, заработает силу характера. Но как ждать изменений от взрослого?
Я много раз видел, как человек менялся за мгновение. Развод, переезд, смерть родителей – резкие перемены условий жизни способны перевернуть систему ценностей. А человек именно настолько плох и пассивен, насколько позволяет среда.
Нет смысла спрашивать, менялись ли вы. Предполагаю, что менялись. Но как вы контролировали этот процесс?
Я приехал в Москву из Одессы. До этого учил детей русскому языку, студентом копал землю в археологической экспедиции, занимался примитивной коммерцией, был заместителем директора дома ученых. Всю жизнь начал заново в 33 года. У меня было три попытки создать свой бизнес, и трижды я принимал неправильные решения. Но я вспомнил, что я неплохо в качестве хобби проводил тренинги, и я поехал в Москву и стартовал в тренерской карьере. После этого я основал собственную компанию.
Почему вы смеетесь над теми, кто жалуется, что тяжело открыть свое дело в России?
Начать бизнес – это вопрос нескольких дней. Нефтяную компанию вы сразу не организуете, но мелкий бизнес можно открыть очень быстро, и он будет прибыльным. Это так просто, что даже скучно.
Чем отличается лучшая речь оратора прошлого от современного выступления?
Ораторы, которые отстают от времени сегодня, смешны. Конечно, коренным образом ничто не меняется, но в выступлениях появляется больше диалога с залом и юмора. Нет смысла вызывать безостановочный хохот, словно в «Камеди клаб», но вкрапление юмора расслабит публику. Сегодня оратор больше двигается по сцене – радиомикрофон не привязывает человека к трибуне. Баптистские проповедники в Америке лучше всех воплощают эту идею, хотя для нас они выглядят диковато. Старайтесь, чтобы люди слушали, а не уходили от вас в планшеты и смартфоны.
Ваша речь состоит из довольно коротких простых предложений.
Помогает школьный опыт. Дети не понимают сложносочиненных предложений. Пять-семь слов в предложении. Приближенность к разговорной речи дает лучший контакт с аудиторией.
Как вы играли на тренинге?
У нас была игра из детского сада – передай маркер другому при определенных условиях. Удивительно: дети справляются, а взрослые – нет. Потому что слишком много думают, разучились подчиняться. Я их провоцирую, поскольку знаю, что почти все ошибутся. Затем мы разбираем результат, а участники тренинга переносят игровую модель на бизнес. Занятие прошло хорошо, люди поняли, зачем они пришли, и даже остались на дополнительный час.
Что они сделают, когда вернутся в офис?
Первое, что они сделают, – это «прокачают» своих подчиненных. Я верю, почти знаю, что участники тренинга освободят время для семьи и роста, когда передадут задачи, с которыми они легко справляются, коллегам, что еще не доросли до более сложных решений. Большинство людей в их подчинении недостаточно загружены или выполняют не свою работу.
Довольно часто местные крупные бизнесмены говорят стартаперам, что совместить дело и семью – невозможно.
В каком-то смысле мне повезло. Когда я стартовал в тренерской карьере, я был свободен: родители были здоровы, а детей не было. Теперь же у моей семьи есть планка потребления, которую я должен обеспечить. А когда ты один, то ужин – это салат из супермаркета – все, ты поел. Тебе не нужно набить холодильник, жилье может быть самым скромным. Людям, которые стартуют, имея обязательства, будет трудно. Я не понимаю такого: все, папа ушел в бизнес, его нет. Человек, который связал с тобой жизнь, хочет тебя здесь и сейчас, а не тогда, когда у тебя бизнес уже встал на рельсы. В то же время, пусть это сложно, но нельзя говорить : «Я был бы успешен, но у меня была семья, поэтому я работал в найме, не брал на себя ответственность». Если вы решили работать на себя, то нужно подготовить своих близких. Дети поймут.
Вы делите людей на наемных работников и бизнесменов?
Да. У меня есть такая градация. Я легче схожусь с людьми, у которых есть свой бизнес. Однако в кругу моего близкого общения есть наемные менеджеры и артисты. Есть люди, занятые очень простыми специальностями, – с ними я знаком с детства. И никакие изменения в жизни нас не разведут.
Бывали ли в жизни случаи, когда вы знакомитесь с человеком, который может заняться бизнесом, но пока работает на начальника, и вам хотелось бы сказать ему: «Ты можешь».
Я умею «выключать» в себе тренера, и становиться товарищем, другом. Профессия дает о себе знать, конечно. Это как врач, который знакомится с девушкой, он автоматически оценивает ее здоровье. Не сразу мне удалось прекратить лезть к другим с советами, но время от времени меня одергивала жена: «Выключи тренера».
А лидера «выключать» тоже умеете?
Должен сказать, что в современной семье лидерство не полом определяется. Лидерство между членами семьи распределено в той пропорции, в которой люди могут брать на себя ответственность. Мне повезло с женой. Когда мы познакомились, она уже была менеджером международной компании. А если ты лидер на работе, то и в семье ты тоже размазней не окажешься. Как зрелый успешный человек, она не нуждалась во мне как в источнике существования. Она прекрасно обходилась без меня, а я – замечательно без нее. Итак, сошлись два свободных человека.
Это такая система поиска спутника жизни Радислава Гандапаса?
Лидеры с лидерами уживаются хорошо. Но я считаю, что самые гармоничные браки происходят между героем и паразитом, когда один потребляет ресурсы другого, а последний получает удовольствие от того, что кто-то от него зависит. Как если бы собака радовалась, что у нее клещ на ухе: «Ну, он же маленький, беззащитный, пропадет без меня, а я его финансирую». Браки по расчету очень устойчивы, как показывает практика. Считаю гармоничными союзы аутсайдеров, когда люди звезд с неба не хватают, живут спокойно. Спокойно обходятся пельмешками из морозилочки, телевизором и пивком. Взяли двухкомнатную квартиру (а больше не надо) в ипотеку на тысячу лет, – я их не осуждаю. Но если у одного из них вырастают запросы, то пара обречена. Паразит с паразитом долго вместе не протянут, а герой с героем — это трогательно, но похоже на рассказ О. Генри «Дары Волховов»: Джим заложил часы, чтобы купить Делле роскошный гребень, а Делла продала косу длинных волос за серебряную цепь для часов в подарок Джиму.
Каковы шансы стать бизнесменом у русского интеллигента?
Я видел таких людей в фермерском бизнесе: выглядят с претензией на артистичность и отлично продают капусту. Другое дело, что интеллигентность тормозит зарабатывание денег. Когда есть набор моральных табу, человек не «кинет» партнера, не даст взятку. Люди, у которых внутреннего тормоза нет, поднимаются наверх быстрее, но это не мой путь. Я выбираю самоограничения, пусть они и закрывают для меня некоторые возможности. Интеллигент – это человек с «лицом недовольным», ему кажется, что не все должно быть так, как есть. А это хорошая черта для бизнесмена – не бухтеть, но быть деятельно недовольным и менять мир.
Как уйти от шефа?
Ногами. Просто взять и уйти. Но не к конкуренту и не воровать клиентскую базу. Человек, который в вас вкладывался, не заслужил предательства. Зачем? К сожалению, некоторые люди выучились не на специальность, в которой они могут быть успешны и получать удовольствие, а на ту, где много платят. Но жизнь ведь коротка, и если вам не каждая минута в кайф, то лучше начать все заново. В этом плане сейчас — самое свободное время за всю историю человечества.
|
четверг, 13 июня 2013 г.
Радислав Гандапас отвечает на интересные вопросы о лидерстве.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий