вторник, 25 марта 2014 г.

ОСНОВЫ БЕСКОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ.

Практическое занятие № 4
ОСНОВЫ БЕСКОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ШКОЛЫ И СЕМЬИ (2 часа)
Пели занятия: усвоение, актуализация и систематизация знаний о сущности конфликта, путях и способах его предупреждения и разрешения; овладение технологией бесконфликтного взаимодействия с родителями учащихся, детьми и др.; овладение технологией обучения родителей профилактике и разрешения конфликта с детьми.
Ключевые знания:
• конфликтология как прикладная научная дисциплина, как сфера практической деятельности;
• сущность конфликта, его типы, формы, причины и источники возникновения;
• препятствия в коммуникативном взаимодействии, правила эффективных коммуникаций;
• технология ведения дискуссии, спора;
• методика профилактики конфликтов, способы их разрешения;
• средства противостояния гневу как разрушителю отношений между людьми.
Умения, способы деятельности:
 осуществлять общение с родителями на оптимальном уровне, постоянно налаживая и укрепляя сотрудничество;
• вести конструктивный диалог, дискуссию;
• соблюдать этику отношений с родителями;
• отличать конфликтную ситуацию от конфликта;
• переходить с эмоционального уровня общения на рациональный;
• использовать способы разрешения конфликта согласно схеме, рекомендо­ванной учеными;
• использовать переговорные методики для улаживания конфликта между детьми и родителями;
• обучать родителей бесконфликтному общению с детьми;
• противостоять собственным внутренним конфликтам, стремиться при не­обходимости к самоизменению, совершенствованию своего "Я".
Форма изучения: практическое занятие, самостоятельная работа студента.
Блок 1. Информационно-оценочный
Основные вопросы:
1. Конфликт как явление: источники, причины возникновения, типы и формы.
2. Профилактика конфликтов.
3. Технология разрешения конфликта.
Вопрос 1. Конфликт как явление: его источники, причины возникновения, типы и формы
Э т а п 1. Выявление уровня усвоенных знаний (на основе домашней са­мостоятельной работы):
- обсуждение реферата;
- письменная работа (таблица, схема и т.п. - по выбору студента).
Этап 2. Систематизация знаний:
Задание №1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. Конфликтология - это отрасль психологической науки; рассматривает кон­фликт как понятие, относящееся к человеку, к поведению и взаимодействию людей.
Конфликтология рассматривает не отношения между человеческими пред­ставлениями и суждениями, а поведение и взаимодействие людей при столкно­вении их представлений и суждений.
О ней можно говорить и как о прикладной науке, и как о сфере практиче­ской деятельности.
"Современная Конфликтология - прикладная научная дисциплина и вместе с тем сфера практической работы по урегулированию конфликтов"[6, с. 7-11].
2. В переводе с латинского языка (соnfliktus)  конфликт означает "столк­новение". В "Словаре русского языка" (С.И.Ожегов) - это "столкновение, серь­езное разногласие, спор".
3. В "Психолого-педагогическом словаре" (автор-сост. В.А. Мижериков) конфликт представлен как предельно обостренное противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Конфликты подразделяются на кратковременные и затяжные, явные и скрытые, внутренние (внутриличностные) и внешние (межличностные и межгрупповые) и т.д.
Внутриличностный конфликт - столкновение примерно равных по силе, но противоположных по направленности потребностей, мотивов, интересов, влече­ний и т.п. у одного и того же человека. Межличностный конфликт - ситуация взаимодействия людей, при которой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо одновременно в острой конку­рентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конфликтующих сторон. Конфликт в своем раз­витии проходит несколько этапов: возникновение, становление, зрелость, преоб­разование.
4. Исследователи раскрывают типы возможных конфликтов, причины их возникновения.
Первая группа - причины объективные; вторая группа - субъективного ха­рактера.
Дается (по возрастающей) следующий перечень типов конфликтов в отно­шениях "классный руководитель (учитель) - родители:
несогласие, несовпадение мнений и оценок относительно жизненных явле­ний: книги, кинофильма, спектакля, похода и т.п. (такого ряда противоречие не затрагивает ни одну из сторон);
несогласие, несовпадение мнений и оценок относительно ребенка (воспи­танника), его отдельных поступков и поведения (это противоречие уже затраги­вает эмоциональную сферу сторон);
спор, непродуктивная дискуссия по поводу личностных особенностей ре­бенка, его жизненной позиции, отношения к нему родителей, содержания и ме­тодики учебно-воспитательного процесса в школе и др. (затрагивается жизнен­ная и педагогическая позиция тех и других);
ссора, прерывание отношений на краткий или более длительный срок – могут привести к более устойчивым конфликтам, даже противодействию (непосе­щение родительских собраний, игнорирование требований педагога и т.п.);
разрыв - конфликт, доведенный до крайней точки, когда в отношениях обра­зовалось противостояние, делающее невозможным дальнейшее сотрудничество в воспитании ребенка [4, с. 42-44].
5. Как утверждают многие исследователи (А.Я. Анцупов, М. Мак-Кей, П. Роджерс, Ю. Мак-Кей и др.), излишние эмоции - главная опасность конструк­тивного развития спора, а еще страшнее - гнев, который может нарастать по це­почке на разных уровнях:
- вербальный уровень: настойчивые советы, чрезмерное обобщение, наве­шивание ярлыков, резкая критика, повторяющиеся упреки и т.п.;
- невербальный уровень: стоны, демонстративные вздохи, кудахтающие звуки, прищелкивание языком;
-тон, голос, которым ведется разговор: подвывание, бесстрастный, громкий, резкий голос, ледяной (презрительный, высокомерный) тон и т. п.;
- жестикуляция: указующий перст, грозящий кулак, руки, сложенные на груди, отмашка, рубящая жестикуляция ("нет, нет, нет");
- выражение лица, мимика: взгляд в сторону или в пол, бегающие, (прищу­ренные, широко раскрытые) глаза, гримаса и т.п.;
- телодвижения: покачивание головой ("нет, нет, нет"), пожатие плечами (недоверие), постукивание ногой или пальцем (явная досада), движение или на­клон в сторону собеседника (запугивание) и т.п. [5, с.148-150].
6. Источники конфликтов - это противоречия, а противоречия возникают там, где есть "рассогласование": знаний, умений, личностных качеств; функций управления; технологических, экономических и других процессов; целей, средств, методов деятельности; мотивов, потребностей, ценностных ориентации; взглядов, убеждений; в понимании, интерпретации информации; ожидании по­зиций; оценок и самооценок.
Выделяются следующие классификации конфликтов:
- по степени остроты противоречий, это такие их типы: недовольство, раз­ногласие, противодействие, раздор, вражда;
- по проблемно-деятельностному признаку бывают такие типы: управленче­ские, педагогические, производственные, экономические, политические и др.;
- по степени вовлеченности людей в конфликт: межличностные, межгруп­повые, межколлективные, межгосударственные, межпартийные [6, с. 67].
Задание № 2. Как правило, большинство конфликтов связаны с взаимодей­ствием людей (учитель - ученик ; учитель - родитель; ребенок - родитель и др.). Чтобы понять сущность конфликта, приблизиться к его разрешению, погасить, важно знать, к какой группе людей относится собеседник. Конфликтологи выделяют три типа: уступчивый, агрессивный, отстраненный.
Рзаделитесь на три подгруппы, в каждой из которых сделайте описание «портрета» одного из названных типов личности
Задание № 3. Исследователи выделяют пять основных типов конфликтных людей:
конфликтная личность демонстративного типа;
конфликтная личность ригидного типа;
конфликтная личность неуправляемого типа;
конфликтная личность сверхточного типа;
конфликтная личность бесконфликтного типа.
Объединитесь в малые группы (3-4 человека) и составьте характеристику одного из типов (по выбору). Используйте только прилагательные, что ускорит работу.
"Примеряйте" составленные характеристики к себе, своему окружению, что позволит вам убедиться в своей бесконфликтности (конфликтности) и ок­ружающих вас людей.
Задание № 4. Ответьте на вопросы:
1. Можно ли конфликт назвать дефектом общения? Ответ обоснуйте.
2. Как можно охарактеризовать содержательную и психологическую сторо­ны в межличностном конфликте?
3. Какие знаете причины межличностных конфликтов?
4. Может ли такой способ, как манипуляция с людьми, привести к конфлик­ту? Приведите примеры из литературы, из жизни.
5. Часто конфликтные ситуации в отношениях между учителями и родите­лями происходят из-за нарушения этики. В чем это проявляется со стороны пе­дагога? Можно ли сказать, что это непрофессионально и почему?

Вопрос 2. Профилактика конфликтов
Э т а п 1. Выявление уровня усвоенных знаний (на основе домашней са­мостоятельной работы):
- сообщения студентов;
- краткий анализ предупреждения конфликта в период педагогической практи­ки в отношениях "учитель - ученик", "учитель - родитель", "студент - учитель'", "студент - учащийся" и др.; описание факторов (информационные, поведенческие, ценностные и др.), которые явились причиной тех или иных конфликтов.
Этап 2. Систематизация знаний:
Задание №1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. Чтобы уменьшить барьеры, существующие в общении, и для профилакти­ки возникновения конфликтов, необходимо следовать "правилам эффективных коммуникаций". Они состоят в следующем:
перед началом своего выступления необходимо ясно выразить свои идеи, т.е. рассказать, о чем вы хотите сообщить слушателю;
стараться говорить короткими предложениями (5-9 слов), которые являются доступными для восприятия и понимания;
пытаться сделать свой голос более выразительным;
использовать паузы в своей речи;
быть постоянно готовым к тому, что в процессе речевого общения могут вас не понять, и учитывать это непонимание - готовиться разъяснить свои мысли;
избегать в своей речи неопределенных, расплывчатых и двусмысленных фраз, а также профессионализмов (правило конкретности);
контролировать невербальные сигналы (мимику, жесты и т.п.).
говорить на языке собеседника, пытаться совмещать свое поле опыта с по­лем опыта партнера (правило адресата);
избегать категоричности, допускать, что ваше мнение может быть неверным (правило собственной неправоты);
правильно выбирать место и время коммуникации (правило места и времени);
быть постоянно готовым к пересмотру своей точки зрения (правило открытости);
следовать правилам эффективного слушания [6, с. 125].
2. А.Я. Анцупов дает полезные советы, как снизить конфликтность в общении:
очень важно сформировать у себя привычку терпимо и даже с интересом отно­ситься к мнению других людей, даже тогда, когда они противоположны вашему;
избегать в общении крайних, жестких и категоричных оценок;
общаясь с окружающими, стараться видеть и опираться на положительное в них. Оценивать людей в большей степени по тому, что они сделали, а не по то­му, что они не сделали;
критика воспринимается более конструктивно, если компенсировать ее конфликтогенность искренней и заслуженной похвалой, предваряющей критику;
лучший способ критики - самому молча исправить те ошибки, которые до­пустил критикуемый;
критиковать можно конкретные поступки и конкретные результаты деятель­ности человека, а не его личность и работу в целом;
критикуя одного человека, не следует сравнивать его с другим, более луч­шим. У того, кого критикуют, чаще всего возникает чувство неприятия и крити­ка "лучшего";
если очевидно, что вы критично относитесь к себе, то и ваша критика окру­жающих будет восприниматься менее конфликтно;
очень важно научиться использовать потенциал критики и критикующего в интересах совершенствования дела и самого себя [1, с. 178-181].
3. Каждый человек, тем более педагог, должен стремиться к формированию у себя умений не раздражаться, трезво оценивать сложившуюся ситуацию, что важно для профилактики различных видов конфликтов. М.И. Станкин советует:
1) Не оставаться наедине со своими неприятностями. Исповедоваться ум­ному, доброжелательному, рассудительному человеку.
2) Уметь вовремя отвлечься от своих забот. Заняться каким-то требующим внимания делом, привычной работой.
3) Не позволять себе раздражения, гневного состояния. Приучать себя в случае раздражения делать паузу и в это время осмысливать ситуацию. Целесообразно для разрядки заняться тяжелой физической работой.
4) не упрямиться, не позволять себе быть капризным. Если вопрос не принципиален, уступать. Разумная уступка вызывает уважение.
5) Нельзя быть совершенством во всем всегда. Не бичевать себя, если что-то не получается на высоком уровне. Таланты и возможности каждого ограничены. Достаточно иметь успехи в одной-двух областях, а остальное выполнять добросовестно.
6) Не предъявлять чрезмерных требований к окружающим. Принимать людей такими, какие они есть, не стремиться сделать их удобными для себя. Стараться видеть в них в основном достоинства и опираться на них [8, с. 132].
4. В целях профилактики, управления конфликтом в дальнейшем педагогу важ­но знать причинно-следственные факторы его возникновения. В. Ленкольн  выделяет такие из них:
информационные факторы (неудовлетворенность информацией, неприемле­мость ее для одной из сторон);
поведенческие (негативность поведения одной из сторон: агрессивность, стремление к превосходству, несоблюдение этических норм общения и др.);
факторы отношений (неудовлетворенность от взаимодействия);
ценностные факторы: ориентиры, которых придерживаемся или отвергаем.
5. Как отмечают исследователи, конфликтная ситуация не всегда переходит в конфликт, поэтому педагогу надо стремиться к тому, чтобы не появился ини­циатор, то есть человек, одна из сторон взаимодействия, способная усугубить созданную конфликтную ситуацию, довести ее до конфликта.
6. Специалисты обращают внимание на конструктивный способ предупрежде­ния конфликта: делают это сами участники взаимодействия за счет:
создания условий, тормозящих развитие конфликтной ситуации;
устранения причин конфликта (социально-психологических, личностных, организационно-управленческих и др.) и т.п.
7. Надежный путь предупреждения конфликта - налаживание и укрепление сотрудничества. Разработан ряд методов поддержания и развития сотрудничества:
согласие, состоящее в том, что возможного противника вовлекают в совме­стную деятельность;
практическая эмпатия, предполагающая "вхождение" в положение партнера, понимание его трудностей, выражение сочувствия и готовности ему помочь;
сохранение репутации партнера, уважительное отношение к нему, хотя ин­тересы обоих партнеров в данное время и расходятся;
взаимное дополнение партнеров, которое состоит в использовании таких черт будущего соперника, которыми не обладает первый субъект;
исключение социальной дискриминации, которое запрещает подчеркивание различий между партнерами по сотрудничеству, какого-либо превосходства од­ного над другим;
неразделение заслуг - этим достигается взаимное уважение и снимаются та­кие негативные эмоции, как зависть, чувство обиды;
психологический настрой;
психологическое "поглаживание", которое означает поддержание хорошего настроения, положительных эмоций [6, с. 303-304].
8. Педагог, как правило, оказывается прямо или косвенно втянутым в кон­фликтную ситуацию или конфликт во взаимоотношениях «родители - дети» Чтобы помочь семье, важно знать факторы, которые являются причиной кон­фликтного взаимодействия. Т.Ф. Суслова выделяет такие факторы:
тип внутрисемейных отношений;
неэффективность родительского отношения к ребенку;
возрастные кризисы детей;
личностные особенности родителей и детей;
неблагоприятное влияние других значимых людей.
Задание № 2. Изучите правила оптимальной ''меры общения", разработан­ные А.Я. Анцуповым:
всегда проявлять искреннюю заинтересованность в собеседнике;
говорить нужно убежденно;
в ходе общения желательно хотя бы изредка улыбаться собеседнику;
говорить и выступать уверенно и энергично;
ответственные разговоры, выступления и т.п. лучше проводить в хорошем настроении;
результативность общения возрастает, если воздействовать на слушающих не только словом, но и использовать другие органы чувств, прежде всего зрение, а также осязание и обоняние;
во время разговоров, выступлений и др. не следует отвлекаться, думать о по­стороннем;
только тот хорошо общается, кто пользуется авторитетом, и оказывает влия­ние на собеседников только тот, кто умеет хорошо слушать.
В малых группах обсудите, какие из правил "оптимальной меры общения " в большей (меньшей) мере соблюдались педагогами, у которых вы проходили прак­тику, и как это влияло на снижение (нарастание) конфликтности во взаимодей­ствии их с детьми, с родителями. С этих позиций проанализируйте и собствен­ную манеру общения с окружающими.
Задание 3. Проанализируйте с позиции знания сущности каждой из со­ставляющих формулу "проблема + конфликтная ситуация + участники + инци­дент = конфликт (А.В. Морозов).
Подумайте, каким образом данные знания помогают отличить конфликт от конфликтной ситуации, способствуют профилактике (предупреждению) конфликта, торможению его развития.
Чтобы лучше справиться с заданием, составьте словарную "лесенку":
Конфликтогены - слова, действия или бездействия, способствующие воз­никновению конфликта.
Источники конфликтов - это ...
Участник конфликта - …
Конфликтная ситуация - …
Инцидент-...
Конфликт -...
Задание №4. В малых группах обсудите способы выбора стиля поведения в конфликтной ситуации, описанные учеными: уклонение, приспособление, кон­куренция, сотрудничество, компромисс.
Проанализируйте, в каких случаях выбирают тот или иной стиль поведения.
Задание 5. Как и другие социальные явления, конфликт во взаимодействии   «педагог – ребенок», "педагог - родители" и др. - управляем. В данной области для педагога очень важно быть компетентным (владеть определенными знаниями, умениями, проявлять способность реализовывать полученные знания и умения в практической деятельности).
Поскольку управление - это целенаправленная, системная деятельность, то она включает в себя определенные составляющие.
Продолжите перечень этих составляющих: выявление симптомов конфликт­ной ситуации, ее диагностика, ....
В отдельной строке напишите, какие вы знаете управляющие воздействия в конфликтной ситуации: пресечение, ...
Задание № 6. Л.И. Маленкова обращает внимание на то, что при организа­ции классным руководителем разрешения конфликтных ситуаций очень важно учитывать необходимые условия:
убежденность, обеих сторон в необходимости разрешения конфликта;
психолого-педагогическая грамотность, хотя бы на уровне элементарном;
этическая образованность, владение нормами культуры поведения, соблюде­ние правил этикета;
психологическое здоровье сторон:
скрытость конфликтных отношений классного руководителя и родителей от учащихся [4, с. 46].
Зафиксируйте названные условия в "Дневнике записей ".
Заданием 7. Ответьте на вопросы:
1. Профилактика - это способ или форма предупреждения конфликта? Ответ обоснуйте.
2. Как можно представить схему развития (нарастания) конфликта?
3. Чем отличается конфликтная ситуация от конфликта?
4. По каким направлениям целесообразно вести профилактику конфликтов?
5. При каких условиях снижается конфликтность во взаимодействии людей?
6. Какие из работ исследователей по профилактике конфликтов представля­ют для вас интерес? Вам известны?
7. Какие знаете причины конфликтного взаимодействия детей и родителей?
8. Какие из направлений работы педагога с родителями учащегося, на ваш взгляд, будут способствовать профилактике конфликтного взаимодействия "дети - родители"?
9. Что включите в этику общения педагога с родителями учащегося, способ­ствующую предупреждению, снижению конфликтности с ними?

Вопрос 3. Технология разрешения конфликта
 Э т а п 1. Выявление уровня усвоенных знаний (на основе домашней са­мостоятельной работы):
- сообщения студентов;
- аннотированное выступление по учебнику "Конфликтология" / под ред. А.С. Кармина. - СПб., 2000 (Ч. 3 "Технология разрешения конфликтов").
Э т а п 2. Систематизация знаний:
Задание № 1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. Психология конструктивной дискуссии и спора раскрывается учеными та­ким образом:
- прежде чем начинать спор, нужно определить его предмет, возможность решить проблему в результате спора, вашу цель в споре и вероятность ее достижения;
- прежде чем спорить, необходимо выяснить понимание каждой из сторон сущности и содержания основных понятий, характеризующих проблему спора;
- заметно повышает конструктивность спора и уменьшает риск возникнове­ния конфликтов четкое определение "пунктов разногласий" с оппонентом;
- чем лучше вы знаете индивидуальные особенности оппонента, тем пра­вильнее определяете стратегию спора, тем более он конструктивен и менее кон­фликтен (знать: личностные качества, уровень профессиональной подготовки в проблемной области спора, жизненный опыт оппонента, пол оппонента);
- в споре важно постоянно оценивать позицию оппонента, выслушивать его и постараться понять аргументы;
- желательно не просто показать преимущества вашей позиции, а привести в доказательство факты, примеры, другие объективные доводы;
- чем более полно и грамотно вы соблюдаете в споре законы логики, тем конструктивнее дискуссия;
- свою позицию лучше излагать в виде рассуждения, подавать ее не как единственно правильную, а как один из возможных вариантов;
- фундаментальный принцип конструктивного ведения спора - уважитель­ное отношение к оппоненту;
- излишние эмоции представляют собой главную опасность конструктивно­му развитию спора [1, с. 182-185].
2. Если между педагогом и детьми возникает напряжение, которое может втянуть в конфликт и родителей, то его надо, как утверждает Л.И. Маленкова, немедленно снимать:
- через формирование отношения детей к своей личности (интересными де­лами, уроками, проявлением внимания к классным делам и т.п.);
- сразу установить определенные отношения с родителями (на первом же собрании раскрыть свою жизненную и педагогическую позицию, показать при­влекательность своей личности);
- очень важна тональность отношений (культура, доброжелательность, культура речи, позитивная эмоциональность и др.).
3. Что делать с осознанным, но по-прежнему болезненным и часто неразре­шимым конфликтом?
Надо искать способы его разрешения. Эти способы получили название «преодолевающее поведение». Делятся они на две группы:
- адаптивное преодолевающее поведение - это попытки непосредственно решить проблему. Основные виды адаптивного поведения: поиск информации, поэтапное решение проблемы, переосмысление, обращение за помощью;
- поллиативное преодолевающее поведение - направлено на преодоление отрицательных эмоций, связанных с конфликтом, и по функциям, и по основным механизмам напоминает психологические защиты [2, с. 72-77].
4. Конфликтная ситуация разрешается через:
- прямой путь ликвидации конфликта (приглашение обеих сторон, собрание, административные меры и т.п.);
- косвенные пути ликвидации последствий конфликта:
объективизация конфликта (рассмотрев причины, обе стороны участвуют в разборе по пунктам, конфликт утрачивает эмоциональное напряжение, его легче урегулировать);
 погашение эмоционального возбуждения (даем той и другой стороне выго­вориться, проявить терпение, не перебивать и не торопить);
авансирование похвалой (сочувственно выслушав одного из конфликтую­щих, следует отметить какие-либо его положительные стороны, заслуги, черты характера. Обязательно указать только то, что есть на самом деле. И на этом фо­не высказать удивление по поводу совершенного поступка, который привел к конфликту. "Вы - человек душевный, как могли так грубо разговаривать" и т.п.);
раскрытие "секрета" рефери (судей); нейтральный человек отдельно каждо­му выражает общую точку зрения;
воспроизведение сказанного соперникам (старший просит одного из участни­ков конфликта повторить две - три последние фразы оппонента. Невольно спор­щик задумывается о справедливости, правильности своей точки зрения);
опора на духовность и интеллект конфликтующих. С помощью технических средств фиксируется выражение лиц и содержание аргументации конфликтую­щих. Затем жестко обращается внимание обоих на лица, гримасы и т.п. Стыд за происходящее ведет ссорящихся к сближению [8, с. 148-151].
5. Н.В. Гришина в работе "Психология конфликта" (СПб, 2000) рекомендует три главных способа урегулирования конфликтных ситуаций: 1) доминирование как победа одной стороны над другой; 2) компромисс, который означает уступки с обеих сторон, поэтому для них обеих нежелателен; 3) интеграция, когда нахо­дится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сто­рон ничем при этом не жертвует.
Этот же автор в книге ''Если возникает конфликт" (Л., 1983) описывает опреде­ленные действия сторон в конфликтной ситуации: 1) путь борьбы, направленный на то, чтобы доступными средствами добиться желаемого; 2) уход от конфликта; 3) ведение переговоров с целью поиска приемлемого решения проблемы.
6. Исследователями употребляются такие выражения, как избегание кон­фликта, уход от конфликта, механизмы защиты, хотя сущность этих понятий идентична. Так, М.И. Станкин классифицирует "избегание от конфликта" сле­дующим образом:
"вытеснение", то есть "забыть", не осознавать вызывающие тревогу события прошлого и настоящего, болезненно затрагивающие самочувствие личности;
рационализация, или обесценивание, что помогает индивиду сохранить свое "Я'':
компенсация - позволяет человеку через определенные виды деятельности добиться успеха, сохранить свое "Я", повысить самооценку и т.п.;
идентификация - это бессознательное, реже осознаваемое стремление поста­вить себя на место другого человека, брать пример для идеала;
проекция - приписывание партнеру по общению своих положительных или отрицательных мыслей, поступков, качества.
Другой автор (Т.В. Барлас) наряду с такими механизмами защиты, как "вытеснение", "рационализация", "проекция" выделяет:
вымещение - проявление негативных чувств не к тому, кто их вызвал, а к другому, как правило, более безобидному объекту (человеку, животному, предмету);
обратная реакция - развитие или преувеличение чувства, противоположного тому которое вызывает конфликт;
соматизация - разрешение конфликта через болезни (заболеть и винить болезнь).
А.И. Морозов выделяет: включение, замещение, изоляцию или отчуждение.
7. Огромную роль в разрешении конфликта играет такой способ, как переговоры, которые позволяют каждой из сторон что-то из желаемого получить. Пере­говоры занимают значительное место в педагогической практике, являются одной из мер, позволяющей влиять на убеждения (родителей, детей и др.). При этом важно уметь вести переговорный процесс: точно определить, чего вы хотите от другой стороны; уметь выслушать претензии (возражения) партнера по перегово­рам; четко сформулировать свое предложение; если необходимо, сделать свое контрпредложение, предполагающее определенный компромисс (сегодня сделаем по-моему, а завтра - по-вашему и проанализируем, как будет лучше).
8. Особое развитие получила разработка переговорных методик разрешения конфликта в работах таких ученых, как Дж. Скотт, Ш. и Г. Боуэр, X. Конелиус и Ш. Фэйр, Д. Дэн, Г. Келман, Т. Крум и др. Всемирную известность приобрел гарвард­ский метод "принципиальных переговоров", разработанный Р. Фишером, У. Юри. С 70-х годов XX века интенсивно разрабатывалась методика переговоров с уча­стием посредников-медиаторов (В. Линкольн, Л.Томпсон, Р. Рубин, Ф. Форсайт и др.) Создание эффективных методов медиации - проведение переговоров с помо­щью медиаторов - привело в 70-80- х годах XX века к тому, что появились специа­листы-практики, способные оказать реальную помощь в успешном разрешении конфликтов путем хорошо организованного переговорного процесса [6, с. 12-13].
9. Медиация не есть что-то отличное от переговоров, она представляет собой лишь особый вид переговорного процесса.
Участие медиатора заключается в организации переговоров, в придании им более конструктивного характера, в содействии поиску обоюдоприемлемых ус­ловий завершения конфликта. При медиации решение принимают сами кон­фликтующие стороны, и сами они добровольно берут на себя обязанность его выполнять [3, с. 293].
Задание №2. В группах (3-4 человека) проанализируйте, за какими из кон­фликтов (в отношениях "учитель-учитель", "учитель-родитель", "учитель-ребе­нок» и др.) вам приходилось наблюдать (участвовать в их урегулировании) в пе­риод педагогической практики; определите их причины, конструктивность тех­нологии урегулирования.
Задание № 3. Обсудите (в парах), кто из партнеров по общению чаще созда­ет конфликтную ситуацию: у кого преобладает разум или чувства? Почему важ­но знать особенности партнера?
Изучите эти особенности (представлены в таблице) по наблюдениям психологовС.Дерябо,В.Ясвина.
Преобладание разумного или эмоционального в общении

Проявления

Преобладание разумного начала

Преобладание эмоциональ­ного начала

Мимика
Движения


Походка
 Речь





Напряжение

Примечание

"остро вырезанный рот" прямолинейные, угловатые, в целом неловкие, "зарегулированные"
 широкие шаги
 малые изменения громкости, "горловой голос", подчеркивание со­гласных, жестко-цикличная, углова­то-отрывистая
 сильное, вплоть до чрезмерного
часто сопровождается абстрактным, очень логичным мышлением.

мягкий рот
 округло-текучие,    расслаб­ленные


мягко-покачивающаяся свободная,    расслабленная, сильные изменения громко­сти, "грудной голос"




расслабленное,   вплоть   до  чрезмерного

Задание № 4. Обсудите (в малых группах), какое отношение к технологии разрешения конфликтов имеют нижеследующие выражения:
Почти всегда приходится жалеть, что ссора не была прекращена в начале (Л.Н.Толстой).
Ссору из избы не выноси.
Хорошое дело людей собирает, а плохое - разгоняет.
Сердце не камень, отойдет.
Как ты мне, так я тебе.
Задание № 5. В "Дневнике" кратко запишите суть таких форм урегулиро­вания конфликтов, как переговоры, посредничество, арбитраж.
Задание № 6. Ответьте на вопросы:
1. Что означает быть "коммуникативно грамотным"? Как это может влиять на управление (разрешение) конфликтом?
2. В чем суть управления конфликтом?
3. Что составляет основу стратегии урегулирования конфликта?
4. Какие знаете стили поведения в конфликте?
5. В чем суть метода переговоров?
6. Какие существуют стадии в переговорном процессе?
7. Какие стили делового общения партнера при проведении переговоров вы­деляют ученые?
8. В чем состоят особенности ведения переговоров с конфликтным партнером?
9. Как соотносятся между собой программа конструктивного воздействия на конфликт и технология его урегулирования?
10. В чем состоит роль посредника в конфликте?
11. На какие принципы опирается посредник в своих действиях, организуя переговорный процесс с конфликтующими сторонами?
12. В чем суть метода фасилитации?
13. Может ли педагог выступать в роли медиатора? Если может, то в каких случаях?
14 Какие существуют механизмы психологической защиты в конфликтной ситуации?
15 Правомерно ли назвать составляющими технологии урегулирования конфликта такие способы общения, как санкции, переговоры, медиация и др. Ответ обоснуйте.

Комментариев нет:

Отправить комментарий