среда, 19 марта 2014 г.

Стратегии бизнеса

 Стратегии бизнеса
1.     Сущность и основные направления стратегии бизнеса
2.     Определение ключевых факторов успеха
3.     Стратегия лидерства по затратам
4.     Стратегия дифференциации
5.     Стратегия фокусирования

1)  Деловой (бизнес) стратегией называется стратегия развития бизнес-единицы (СХЦ) или стратегия деятельности предприятия на определенном товарном рынке (СЗХ). Фактически бизнес-стратегия - это план управления отдельной сферой бизнес-деятельности фирмы.
         Алгоритм разработки бизнес-стратегии включает следующие этапы:
1.     Формулируются миссия и цели стратегических бизнес-единиц
2.     Проводится анализ внешней среды и внутренних возможностей СХЦ предприятия
3.     Осуществляется обобщающая оценка факторов внешней и внутренней среды бизнес-единиц предприятия
4.     Выбор стратегии СХЦ
5.     Формирование стратегии бизнеса, разработка функциональных стратегий
Классификационные признаки стратегий бизнеса
šтип конкурентного преимущества или способ обеспечения конкурентного преимущества, заложенный в стратегию развития отдельного бизнеса;
š  уровень глобализации или дифференциации конкретного бизнеса;
š  конкурентная позиция в конкретном бизнесе;
š  направление развития отдельного бизнеса предприятия.

2) Ключевые факторы успеха (КФУ) – это факторы, на которых основываются требования рынка, действия по реализации стратегии, конкурентные возможности, результаты деятельности, дающие предприятию преимущества по отношению к его конкуренту, позволяют ему быть конкурентоспособными и занимать конкурентные позиции на  рынке
КФУ, влияющие на конкурентную стратегию:
·      Зависят от технологии (качество проведенных НИОКР, возможность внедрения инноваций, разработка новых товаров)
·        Относительно производства (полное использование производственного эффекта масштаба и опыта, высокая производительность)
·        Относительно реализации продукции (широкая сеть дистрибьюторов или дилеров, низкие налоги на реализацию, быстрая доставка)
·        Относительно маркетинга (высокий уровень послепродажного обслуживания, привлекательный дизайн товара или упаковка)
·        Относительно профессиональных навыков  (владение секретами производства, «ноу-хау» в области контроля качества)
·        Связанные с организационно-управленческими возможностями (уровень информационных систем, большой опыт в области менеджмента, умение быстро выводить товар на рынок)
·        Другие КФУ (благоприятный имидж у покупателя, доступ к финансовым ресурсам, умение защитить интеллектуальную собственность)

3) Конкурентные стратегии по М. Портеру

š Стратегия лидерства по затратам
Суть стратегии состоит в достижении более низких уровней затрат на производство продукции, широко представленной на рынке, по сравнению с конкурентами без ухудшения качества этой продукции
Источники снижения затрат предприятия:
s  Упрощение товара
s  Использование дешевых материально-технических ресурсов
s  Инновация процесса производства
s  Использование дешевых трудовых ресурсов
Низкий уровень затрат обеспечивает фирме:
1.     Защиту от негативного влияния мощных поставщиков
2.     Защиту от негативного влияния мощных оптовых покупателей
3.     Благоприятные условия относительно конкурентов в использовании товаров-заменителей
4.     Прибыль
5.     Возможность инвестировать полученную прибыль в новое оборудование и технологическое переоснащение
Необходимые условия применения стратегии лидерства по затратам:
         Относительно высокая доля рынка
         Постоянное усовершенствование технологии производства
         Расширение ассортимента продукции и увеличение их количества на продажу, т.е:
- Увеличение масштабов производства
- Эффект накопленного опыта
- Распределение затрат между разными видами деятельности
Риски для стратегии лидерства по затратам:
û  Увлечение производством одного товара, забывая о необходимости обновления продукции
û  Риск технологического прорыва
û  Пренебрежение маркетинговыми исследованиями
û  Идея достижения низкой себестоимости может быть скопирована
û  Снижение разницы в ценах
û  Изменения предпочтений потребителей
û  Появление новых, более совершенных товаров

4) Стратегия широкой дифференциации
Суть стратегии состоит в придании продукту отличительных качеств, которые определяют его исключительный характер и оригинальность
Влияние стратегии дифференциации:
1.     Защита бизнеса от конкуренции благодаря склонности клиентов к определенному «бренду»
2.     Более высокая норма прибыли
3.     Ограничение возможности занять бóльшую долю рынка
4.     Возможность достижения более высокого ценового положения

Основные бизнес-стратегии дифференциации :
      Стратегия усовершенствования
      Стратегия специализации
      Стратегия удешевления
      Стратегия сужения

Виды стратегий дифференциации:
1) Товарная дифференциация – это создание положительных отличий товара или услуги предприятия по сравнению с конкурентными товарами или товарами-аналогами:
* функциональные характеристики товара;
* показатели качества продукции;
* форма товара;
* долговечность, надежность;
* возможность ремонта;
* стиль и дизайн товара.
Дифференциация упаковки– это создание отличий в упаковке товара.
Имиджевая дифференциация – это формирование отличительного положительного имиджа предприятия как источника его конкурентного преимущества.
2) Сервисная дифференциация – это поиск и создание положительных отличий в сервисном обслуживании потребителей:
-         доставка товара до места потребления;
-         установка и монтаж товара на месте эксплуатации;
-         обучение потребителя работе с товаром;
-         бесплатные консультационные услуги;
-         ремонт.
3) Дифференциация персонала – это создание отличий в сфере кадрового обеспечения предприятия:
* компетентность, профессионализм;
* доброжелательность, внимание, деликатность, дружелюбное отношение к клиенту;
* ответственность;
* коммуникабельность.

По характеру направленности выделяют:
F Инновационную стратегию дифференциации – это дифференциация, связанная с производством товаров при помощи разных технологий;
F Маркетинговую стратегию дифференциации, которая предусматривает достижение конкурентных преимуществ созданием отличий в цене, упаковке, методах доставки, продвижении, послепродажном обслуживании, что создает имидж 
Риски для стратегии дифференциации:
û  Дифференциация может преувеличить разницу в цене
û  Неспособность предприятия определить ценности потребителей
û  Имитация может скрыть существенную разницу товаров
û  Снижение потребности покупателей в дифференцированной продукции
û  Роль дифференциации падает по мере привыкания к товару
û  Игнорирование затрат на дифференциацию вызывает повышение цены, но не увеличение прибыли

Стратегия оптимальных затрат
Суть стратегии состоит в том, что она дает возможность обеспечить оптимальный уровень затрат и цен по сравнению с производителями продукции или услуг, которые имеют аналогичные характеристики и уровень качества.
Цель – создание товара с низкими затратами и отличительными характеристиками
5) Стратегия фокусирования
Суть стратегии состоит в том, что она предусматривает выбор узкого сегмента или группы сегментов в отрасли и удовлетворение потребностей данного сегмента с большей эффективностью, чем это могут сделать конкуренты.
Виды стратегий фокусирования:
Сфокусированная стратегия низких затрат ориентирована на узкий круг потребителей при условии опережения конкурентов по низким затратам производства.
Условия успешной реализации:
-         наличие достаточно больших групп потребителей, чьи потребности в товаре значительно отличаются от среднестатистических;
-         наличие относительно небольших групп клиентов, которые имеют нестандартные потребности;
-         относительно небольшие объемы ресурсов, что не позволяет обслуживать большие группы потребителей с относительно стандартными потребностями
Сфокусированная стратегия дифференциации ориентирована на обеспечение потребительского спроса выбранного сегмента потребителей продукцией, максимально соответствующей их запросам.
Риски для стратегии фокусирования:
û  Рыночная ниша может стать настолько привлекательной, что переполнится конкурентами
û  Расхождение в цене специализированных предприятий и остальных может сильно вырасти
û  Расхождения в потребностях целевого сегмента и всего рынка могут сократиться
û  Конкуренты могут проникнуть на выбранный целевой рынок и добиться более высокого уровня специализации
û  Сильная зависимость предприятий от потребителей: их склонностей и желаний
û  Потеря привлекательности товара для выбранного сегмента



По уровню глобализации или дифференциации отдельного бизнеса:
      Стратегия узкой специализации в отдельном бизнесе (в сфере ремонта автомобилей, ресторанного бизнеса, строительного бизнеса)
      Стратегия диверсификации (продуктово-ассортиментная, технологическая, рыночная)
Классификация конкурентных стратегий Ф. Котлера (по конкурентной позиции в бизнесе):
      Стратегия лидера
-         Стратегия постоянного наступления;
-         Оборонительная стратегия;
-         Стратегия преобразования предприятий-претендентов в предприятия-последователей;
-         Стратегия расширения первичного спроса;
-         Стратегия демаркетинга.
      Стратегия претендента на лидерство
      Стратегия последователя
-         Стратегия компиляции;
-         Стратегия имитации;
-         Стратегия адаптации.
      Стратегия специалиста
-         Стратегия поддержания позиций;
-         Стратегия интеграции;
-         Стратегия лидерства в нише;
-         Стратегия выхода за границы ниши.
Риски стратегий конкуренции по Ф. Котлеру:
1)    Для рыночного лидера:
         - существование предприятий-претендентов;
         - существование предприятий-последователей;
2) Для предприятия-претендента:
         - наступательная стратегия является очень рискованной;
3) Для предприятия-последователя:
         - пассивность рыночных действий;
         - конкурентная чувствительность;
4) Для предприятия-специалиста:
         - уменьшение емкости занимаемой ниши.
Риски стратегий конкуренции по Ф. Котлеру:
1)    Для рыночного лидера:
         - существование предприятий-претендентов;
         - существование предприятий-последователей;
2) Для предприятия-претендента:
         - наступательная стратегия является очень рискованной;
3) Для предприятия-последователя:
         - пассивность рыночных действий;
         - конкурентная чувствительность;
4) Для предприятия-специалиста:
         - уменьшение емкости занимаемой ниши.

По направлению развития отдельного бизнеса выделяют:
1) Стратегии положительного развития
Стратегии стабилизации – сосредоточение внимания на дальнейшей поддержке определенного бизнеса.
Особенности использования:
-         применяются на стадии зрелости ЖЦП
-         устойчивый спрос на продукцию
-         стабильное состояние рынка
-         выбирают предприятия, которые действуют в зрелых отраслях
Стратегии роста (постоянного развития) решает следующие стратегические задачи:
-          расширения операций (бизнеса предприятия)
-          оживления основной деятельности фирмы за счет активизации ее внутренних резервов
Усиление позиций на рынке (захват рынка). Нацелена на увеличение продаж на традиционном рынке продукции, выпуск которой налажен. Условия достижения:
-         улучшение качества продукции
-         снижение цен
-         интенсивное использование инструментов маркетинга
Стратегия развития рынка предусматривает увеличение продаж традиционной продукции бизнеса фирмы на новых рынках:
-         вхождение на новые сегменты существующего рынка;
-         вхождение на новые рынки.
Стратегия развития продуктов касается модификации и совершенствования существующей продукции или создания новой.  
Разновидности:
-         стратегии создания нового продукта
-         стратегии создания нового жизненного цикла (совершенствование и радикальность)
-         стратегии инновационной ценности
Стратегии интегрированного роста, направленные на уменьшение неопределенности бизнеса в сфере:
-          поставок и сбыта
-          ограничения конкуренции
-         возможности внедрения технологических инноваций
-         снижения затрат  
Стратегия диверсификации в пределах определенного бизнеса состоит в расширении традиционного направления бизнеса путем вхождения предприятия в новые сектора бизнеса, на новые сегменты рынка и расширения диапазона деятельности в пределах бизнеса.
2)    Негативный сценарий развития бизнеса
Стратегия сокращения в пределах определенного бизнеса использует, когда появляется необходимость реструктуризации бизнеса.
1) Стратегия ликвидации
2) Стратегия достижения быстрого успеха
3) Стратегия сокращения бизнеса
4) Стратегия сокращения затрат
Стратегия сокращения в пределах определенного бизнеса использует, когда появляется необходимость реструктуризации бизнеса.
1) Стратегия ликвидации
2) Стратегия достижения быстрого успеха
3) Стратегия сокращения бизнеса
4) Стратегия сокращения затрат
Выбор конкурентной стратегии зависит от факторов:
v Характеристика отрасли
v Позиция в конкурентной среде
v Стратегическая тактика действий
v Ключевые факторы успеха и конкурентные преимущества

Комментариев нет:

Отправить комментарий