среда, 19 марта 2014 г.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ПРЕДПРИЯТИЯ

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ПРЕДПРИЯТИЯ
Вопросы:
1. Идентификация стратегического аспекта деятельности предприятия
2. Конкуренция как экономическая категория. Классификация конкуренции
3. Определение конкурентоспособности и конкурентных преимуществ предприятия
Деятельность любого предприятия осуществляется по двум направлениям:
Ø Текущая (операционная) деятельность, направленная на обеспечение текущей прибыльности;
Ø Стратегическая деятельность, направленная на обеспечение будущей прибыльности.
Стратегический аспект в деятельности предприятия связан с его функционированием в будущем. Он основан на необходимости постоянного согласования соответствия деятельности предприятия его стратегическим целям и адаптации к изменениям внешнего окружения.
В стратегическом контексте
Предприятие рассматривается как структурная единица национальной экономической рыночной системы, которая является осознанной деятельностью людей в стремлении достичь определенных долгосрочных коммерческих целей.
Определение бизнеса предприятия должно осуществляться по таким признакам:
~       Потребности клиентов (покупателей, потребителей), которые собирается удовлетворять предприятие. Это предметный признак, который касается видов продукции;
~       Группы покупателей (клиентов, потребителей), потребности которых собирается удовлетворять предприятие, т.е. целевой рынок (тип клиентов и географический рынок); 
~       Технологическое и функциональное выполнение деятельности по удовлетворению потребностей покупателей (клиентов, потребителей) на целевом рынке. То есть, каким образом удовлетворяются потребности: путем производства продукции или путем его розничной продажи, а, возможно, одновременно путем осуществления обоих операций.
Предприятие является социально-экономической и материально-вещественной системой и стратегический аспект его деятельности, прежде всего, касается выбора бизнеса (точнее направлений бизнеса), которым предприятие будет заниматься.
При этом предприятие – это открытая система, входящая во внешнее рыночное конкурентное окружение, откуда оно получает ресурсы и куда отдает созданный им продукт. Следовательно, на развитие предприятия влияют внутренние и внешние факторы.
Внешние – это факторы развития предприятия, источники которых заложены во внешнем окружении. Реакция предприятия на них придает стратегичность его развития, т.е. определяются направление бизнеса и тип конкурентного поведения.
Внутренние – это факторы развития, источники которых находятся в самом предприятии. От них зависит стратегический потенциал или возможность развития предприятия.
Получается, что стратегический аспект деятельности предприятия, прежде всего и в основном, связан с внешними факторами. Они в первую очередь влияют на выбор бизнеса и даже определяют этот выбор. Как уже отмечалось, это связано с тем, что долгосрочные перспективы его развития выбираются под воздействием таких факторов. Тогда сущностью стратегической реакции предприятия будет обеспечение эффективной адаптации к возможным в перспективе изменениям внешнего окружения.
Следующим важным аспектом в стратегическом контексте предприятия является вопрос обеспечения конкурентного преимущества предприятия в выбранных сферах бизнеса.
Определение конкуренции:
n  конкуренция как соперничество на рынке
n  конкуренция как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение 
n  конкуренция как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка
Конкуренция как экономическая категория – это борьба между предпринимателями за наиболее эффективные условия и результаты вложения ресурсов в процессе производства и сбыта товаров.
Подходы к определению содержания понятия «конкуренция»:
поведенческий
функциональный
структурный
Классификация конкуренции:
Основной признак
Вид
1. По масштабам развития
-         Индивидуальная
-         Местная
-         Отраслевая
-         Межотраслевая
-         Национальная
-         Международная
2. По форме
-         Прямая
-         Непрямая
3. По способам и характеру удовлетворения потребительского спроса
-         Функциональная
-         Видовая
-         Предметная
4. По характеру развития
-         Свободная
-         Регулируемая
5. По методам ведения конкуренции
-         Ценовая
-         Неценовая
6. В зависимости от модели рынка
-         Совершенная
-         Монополистическая
-         Олигополисти-ческая
-         Чистая монополия
7. С учетом соблюдения норм законодательства
-         Добросовестная
-         Недобросовестная

Конкурентоспособность как экономическая категория означает способность отдельного субъекта опережать своего соперника в достижении поставленных целей на конкурентном рынке.
Особенности понятия конкурентоспособности:
v Конкурентоспособность не является имманентным качеством предприятия
v Понятие конкурентоспособности относительное
v Конкурентоспособность определяется производительностью вовлеченных ресурсов
v Уровень конкурентоспособности предприятия зависит от уровня конкурентоспособности его продукции, отрасли, страны
Конкурентные преимущества – это величина, интегральная относительно конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособного потенциала, которая представляется в виде адаптивной функции:
                                       Конкурентное
преимущество = α · КС + β · КП
Способы обеспечения конкурентных преимуществ::
достижение низких затрат по сравнению с конкурентами;
* владение лучшим продуктом на рынке;
* развитие высококачественного обслуживания покупателя;
* запатентованная технология;
* меньшие сроки разработок и испытаний новой продукции;
* более удобное географическое расположение бизнеса;
* обеспечение покупателей продуктами с лучшими потребительскими свойствами за те же деньги;
* хорошо известная марка и репутация и т.д.
Литература:
1. Ковтун О.І. Стратегія підприємства: Підручник – Львів: «Новий світ – 2000», 2009. С. 50-84
Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: искусство разработки и реализации / пер. с англ. – М.: Банки и биржи, 1998. С. 71-74
2. Мізюк Б.М. Стратегічне управління підприємством: Підручник. – 2-ге вид., перероб. і допов. – Львів: Магнолія плюс, 2006. С. 56-59
3. Саєнко М.Г. Стратегія підприємства: Навчальний посібник. – Тернопіль: Економічна думка, 2006. С. 10-18





















Комментариев нет:

Отправить комментарий