вторник, 25 марта 2014 г.

Совершенствование коммуникативных умений

Блок 2. Деятельностно-творческий
Э т а п 1.Совершенствование коммуникативных умений:
Задание № 1. С целью овладения (совершенствования) мастерством педаго­гического общения включитесь в игры и упражнения, которые разработаны на­ми, или частично взяты из некоторых книг.
Игры и упражнения на совершенствование вербального общения.
1. Игра "История" - способствует выработке суггестиции (внушающий голос).
Инструкция: участники игры делятся на группы (3-4 человека). Каждый из участников группы рассказывает (поочередно) какую-либо историю из жизни школы, а остальные (кого выберет рассказчик) должны убедить всех в правдиво­сти (несостоятельности) данной истории.
2. Игра "Интервью" - способствует выработке техники слушания собеседника Инструкция: выбираются пары (репортер и интервьюэр). От интервьюэра требуется раскрыть какую-либо историю (соседа, родителя, "инопланетянина" и т.п.) из своей жизни, а "репортер" демонстрирует технику активного слушания. По окончании осуществляется анализ, что удалось, что не удалось.
3. Игра "Диалог" - направлена на выработку способов, приемов педагогиче­ски целесообразного вербального общения.
Инструкция: группа делится на пары, в каждой из которых один - педагог, другой - родитель. Преподаватель дает темы для диалога на три - пять минут ("Настя постоянно опаздывает в школу" - учитель; "Володя дома очень агресси­вен. Что делать? Посоветуйте" - родитель и т.п.). "Педагог" и "родитель" один-два раза меняются ролями.
Сложность игры в том, что в ней требуется обеспечить не только четкость, ритм, тембр и т.п. слова, но и одновременно грамотно, по существу вести диалог.
4. Игра "Мое хобби" - направлена на выработку умения кратко, доходчиво, убедительно излагать свои мысли.
Инструкция: участники игры рассказывают (показывают) о своих увлечени­ях. Время - 3 минуты.
5. Игра "Нет!" - выработка твердости слова.
Инструкция: каждый из участников игры (принимают участие все студенты) должен записать на карточке максимальное количество выражений со словом "нет" ("Нет - войне!", "Нет - наркотикам!", "Нет - хулиганству! и т.п.) и четко произнести эти выражения вслух.
7. Упражнение "А ..." - нацелено на совершенствование речевого аппарата (М.И. Станкин).
Инструкция: произносится ряд гласных ИЭАОУЫ:
- каждый звук резко, толчками, импульсивно, отрывисто;
- на одном дыхании, чтобы звуки незаметно переходили один в другой без резкой границы.
8. Упражнение "Прыказка" - совершенствование дикции, речевого аппарата.
Инструкция: каждый из участников называет на белорусском языке "прыказку" (к примеру, "Жарт месца мае", "Кайся, не кайся, выпусцiу слоука - не вернеш", "Калi не спявалi, то i не весялiлiся", "Ласкавае слова – што дзень ясны", "Лепш не дагаварыць, чым перагаварыць" и др.), а остальные (поочередно) повторяют.
9. Упражнение "Скороговорка" - совершенствование дикции, речевого ап­парата (проводится по типу упражнения № 8).
Инструкция:
- сначала скороговорки произносятся медленно;
- постепенно наращивается темп, выговаривая все звуки отчетливо;
- не следует забывать об интонации, думать о том, какой смысл в нее вкла­дывается (просьба, утверждение, укор, сожаление и т.п.).
Игры и упражнения на совершенствование интерактивного общения.
1. Игра "Первый раз - в первый класс" - на овладение способами общения.
Инструкция: выполняются роли: учитель, дети. Учитель приходит' первый раз в класс, где будет работать многие годы. На него смотрят десятки пар глаз, с некоторы­ми (многими) из детей он незнаком. Надо понравиться им, овладеть их вниманием в течение 3-5 минут, используя при этом самые корректные способы общения.
2. Игра "Без скандала" - направлена на выработку умения локализовать конфликт.
Инструкция: выполняются роли: педагог, родители. Учитель приходит на ро­дительское собрание. В коллективе родителей назрел конфликт по поводу сбора денег на ремонт класса (что еще случается). Надо попробовать локализовать кон­фликт на основе методов договора, соглашения.
3. Игра "Анализ урока" - способствует выработке уверенного поведения в сложных ситуациях.
Инструкция: участники делятся на группы (по 2-4 человека). Одна - учителя, дру­гая - эксперты. Эксперты делают замечание по уроку, взяв за основу общение (вербаль­ное, невербальное) с учащимися ("У вас был очень холодный взгляд", "По виду вы были безучасны к действиям детей", "Ваша одежда не соответствовала виду деятельности", "Не слишком ли много украшений... и т.п.), а педагог старается парировать замечания.
4. Игра "Ответ-молния" - на быстрое реагирование в общении.
Инструкция: выбирается тема общения. Все становятся в полукруг. Пооче­редно назначаются "ответчики". Участники в быстром темпе задают вопросы по теме, а "ответчики" дают ответ (желательно без пауз, не более 3-4 секунд). Если условие не соблюдается, ответчик переходит в группу наблюдателей. Игра про­должается до тех пор пока не иссякнут силы участников в задавании вопросов.
5. Упражнение "Утренняя встреча" - выработка умения устанавливать связь с другими людьми.
Инструкция: участники, на "утренней встрече", как в модели "Шаг за шагом", используют один из приемов (передают друг другу предмет: мяч, игрушку и т.п.), который направлен на их объединение, на выражение сочувствия, восхищения дей­ствиями другого, на обдумывание поддержки и т.п., то есть на установление связи.
Тот, кто получил предмет, кратко рассказывает о своих проблемах, возник­ших за вчерашний день, о том, что радует, огорчает в отношении себя, своих близких, друзей.
Игры и упражнения на совершенствование перцептивного общения.
 1. Игра "Улыбка.
Инструкция: участники делятся на две группы. Одни слушают ведущего, кото­рый рассказывает им очень смешную историю, другие выступают в роли экспертов: наблюдают, а затем оценивают (поочередно) улыбку товарищей одним словом (спокойная, напряженная, грустная, скептическая, недоброжелательная, скованная и т.п.). Группы меняются ролями. После окончания игры каждый ее участник на основе "выборов" сокурсников, делает вывод о своей улыбке.
Участники игры, по желанию, рассказывают, как доброжелательная улыбка помогает им в общении.
Если академическая группа большая по численности, то можно разделиться на четыре подгруппы.
2. Упражнение "Добрые руки".
Инструкция: участники делятся на группы. В каждой группе поочередно (не одновременно) берут друг друга за руку, комментируя при этом, как ощущают руку: добрая, мягкая, холодная, жесткая и т.п.
В группах обсуждается, что необходимо сделать, чтобы руки у всех стали "добрыми" (как правило, теплые руки - "добрые", значит их можно разогреть и т.п.).
3. Упражнение "Взгляд".
Инструкция: участники образуют пары, дают оценку выражению глаз друг друга. Далее все они группируются на основе (по их мнению и мнению коллег) одних признаков взгляда (грустный, мягкий, веселый и т.п.). В малых группах обсуждается, как можно изменить взгляд, если кто-либо из участников считает это необходимым.
Задание 2. Разделитесь на подгруппы (4-5 человек) и попытайтесь соста­вить по 1-2 упражнения (или игры) на совершенствование умений:
вербального общения;
интерактивного общения;
перцептивного общения.
Этап 2. Овладение технологией обучения родителей общению с детьми:
1. Обсуждением малых группах конспекта урока общения родителей с ре­бенком на тему "Безусловное принятие" (по Ю.Б. Гиппенрейтер).
2. Деловая игра "Безусловное принятие" (проводят два студента, выпол­няющие роли учителя, психолога).
Примечание: проводя ролевую игру, важно обратить внимание родителей на такие правила:
можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом;
можно осуждать ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или "непозволительными" они ни были;
недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.
Эта п 3. Формирование опыта учебно-исследовательской деятельности: Задание 1. С помощью метода ранжирования оцените умения однокурс­ников общаться друг с другом.
Инструкция: на листе бумаги под номерами написаны фамилии студентов груп­пы. Не забудьте и себя. Лист подпишите. Его содержание будет сохранено в секрете. Рядом нарисованы три круга один в другом. Надо разместить по кругам номера фамилий однокурсников: в центральный - тех, кто умеет общаться на достаточно высоком уровне, в средний - на приемлемом, во внешний круг - на низком. Цифры следует размещать в кругах справа налево по мере сформированности умений общаться.
Ваша оценка - субъективна, но, в сравнении с другими оценками, поможет сравнить свое мнение о каждом студенте, его умении общаться с мнением груп­пы, определить, с кем надо поработать индивидуально (помочь составить про­грамму индивидуальной работы и др.).
Задание № 2. Авторы Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс написали очень по­лезную для педагогов и психологов книгу "Коммуникативный тренинг (педаго­ги, психологи, родители)". - СПб., 2005. Предлагаем вам заполнить из этой кни­ги опросник.
Изучите перечень некоторых образцов проявления мимики и демонстрации поз, жестов, которые используют педагоги в процессе общения с родителями. Проанализируйте, какие из жестов являются характерными для вас.
Тест "Невербальные средства общения"
Взгляд:
1. Постоянная легкая улыбка на лице.
2. Взгляд сверху вниз.
3. Взгляд "глаза в глаза".
4. Взгляд в сторону.
5. "Бегающий" взгляд.
6. Пристальный взгляд в лицо собеседника.
7. Пристальное разглядывание деталей одежды собеседника.
Поза, сидя за столом:
8. Одна рука лежит на столе, другая - "подпирает" щеку.
9. Руки лежат на столе, при этом пальцы легонько постукивают по поверх­ности стола.
10. Руки на столе, жест "пирамида".
11. Машинальное рисование.
Позы, сидя в кресле или на стуле.
12. Легкий наклон корпуса вперед или по направлению к собеседнику.
13. Поза "нога за ногу".
14. Корпус откинут назад, тело полностью расслаблено.
15. Корпус откинут назад, нога за ногу, руки за головой.
Позы, сидя или стоя.
16. Руки скрещены на груди.
17. Руки за спину.
18.Педагог держит журнал, книгу или любой другой предмет перед собой двумя руками.
19. Неоднократное использование жеста "указующий перст".
20. Педагог постоянно поглядывает на часы.
21. Постоянно вздыхает.
22. Застывшая поза.
Инструкция: оцените все жесты с точки зрения целесообразности их исполь­зования в общении "педагог - родитель" по следующим критериям:
"+" - жесты, позы и мимика, способствующие созданию доброжелательной атмосферы;
"-" - жесты, позы и мимика, не способствующие созданию доброжелательной атмосферы;
"н" - нейтральные жесты, позы, мимика.
Э т а п 4. Развитие рефлексивно-оценочной деятельности:
Задание 1. Для большинства людей, в том числе и педагога, целесообразно за­ниматься самовоспитанием, Включаться в этот процесс, как правило, легче людям, ко­торые довольны жизнью, собой, любят себя, умеют быть счастливы и т.п., что не всегда соответствует общепринятому мнению. Хотя, как отмечают аналитики, положительный ответ на этот вопрос чаще предрасполагает к успеху.
Предлагаем вам тест (по книге "Психологические тесты для всех" / Состави­тель Т.В. Орлова. - Киев, 1997).
Отвечая на вопросы этого теста, можно попытаться разобраться в себе и в от­ношениях с окружающими.
Тест "Любите ли вы себя?"
1. Чувствуете ли вы себя хорошо таким, каков вы есть?
2. Считаете ли, что вас преследуют неудачи?
3. Сообразуете ли свой поступок с мнением окружающих?
4. Имеете ли вы привычку вспоминать прежние разговоры и ситуации, чтобы понять, что предпринимали в подобных случаях другие люди?
5. Испытываете ли вы смущение, когда вас хвалят в вашем присутствии?
6. Можете ли вы длительное время находиться в одиночестве?
7. Чувствуете ли несомненную зависимость между материальным положе­нием и душевным комфортом?
8. Часто ли испытываете опасения, что случится самое плохое?
9. Трудно ли вам проявлять свои чувства к другим?
10. Можете ли противостоять человеческой общности, в которой живете?
Инструкция: за каждый ответ "нет" на вопросы от 2 до 9 получите 5 баллов, за ответы "да" на вопросы 1 и 10-5 баллов (соответственно за ответы "да" и "нет" - 0 баллов).
35-50 баллов: вы себя любите, значит, любите и других, что в большей степени предопределяет ваши успехи и жизнерадостность. Благодаря этому получаете от окружающих положительные стимулы, и корабль вашей жизни плывет под пару­сами. Чувствуете свою необходимость и считаете, что жизнь имеет смысл, во вся­ком случае способны придать ей необходимый индивидуальный смысл. Умеете оценивать достоинства других. Помогает вам и то, что вы считаете себя личностью с достоинствами и потенциальными возможностями.
15-30 баллов: трудно сказать, любите ли вы себя. Наверняка вы редко думаете об этом. Вы не всегда используете все свои способности, обращая чрезмерное вни­мание на свои слабости, а также на слабости других. Это может вызвать у вас ми-
нутную неприязнь к самому себе, невозможность отвлечься от собственной лично­сти, дарить другим внимание и любовь.
0-10 баллов: вы определенно не любите себя. Ожидаете, что с вами случится плохое, и признайтесь, эти ваши ожидания нередко сбываются. Бывают мгнове­ния, когда вы ненавидите себя и в результате принимаете ошибочные решения. Пришло время измениться. Подумайте об этом!
Задание №2. В.А. Кан-Калик отмечает, что для коммуникативного самовос­питания очень важно разобраться в особенностях собственной общительности, далее осмыслить, в какой мере это качество сформировалось как профессио­нально-личностное. Предлагает определить общий уровень общительности по известному в литературе тесту В.Ф. Ряховского.
Изучите данный тест, заполните его и определите свой уровень общитель­ности, то есть коммуникативных особенностей [5, с. 52-54].
Задание 3. Если вы приняли решение заняться самовоспитанием, то очень важно знать этапы этого процесса. Предлагаем в разбросанном виде термины (понятия), которые вам надо расставить в порядке очередности, наполнив со­держанием каждое из понятий: мотивация; самооценка; программа; методы са­мообладания: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, само­регулировка; методы самопознания: самонаблюдение, самоанализ, самооцени­вание; методы стимулирования: самоодобрение, самопоощрение, самонаказание.
Задание 4. Напишите, какие из умений вам следует совершенствовать, а каким и вовсе учиться. Не упускайте ни одну из групп умений (вербальные, ин­терактивные, перцептивные).
Задание №5.С целью подведения общих итогов (результативности) занятия и самоконтроля выполните следующую работу: допишите недостающие слова, фразы. При необходимости сверьте свой ответ с ответами в конце задания:
1. Перечислите основные подходы к трактовке сущности общения: деятель-ностный, системно-коммуникативно-информационный,...
2. Назовите функции общения: коммуникативная,... ... .
3. Какие затруднения существуют в общении (по А.К. Марковой): остановка, перерыв в деятельности, ... ... .
4. Области затруднения в общении, выделенные А.И. Зимней: этно-социокультурная, статусно-позиционно-ролевая,. ... и др.
5. Педагогическое общение есть форма взаимодействия, ... учителя с деть­ми, с родителями.
6. Одной из особенностей педагогического общения является его ... функ­ция, которая раскрыта К. Роджерсом.
7. Виды вербального общения: аксиальное,....
8. В аксиальном общении основным является ... стиль.
9. Невербальное общение основано на "кинесике", "праксемике", "...".
10. Известно, что чаще всего партнеры обижаются не на смысл слова педа­гога, а на то, как оно ....
11. Характерные особенности педагога, умеющего строить взаимоотноше­ния с партнерами по общению: общительность, ....
12. Ученые выделяют такие стили общения, как автократический, автори­тарный, ............
13. Дополните ряд понятий: общение, взаимодействие, ....... .
14. Какие из стилей отношения педагога к детям не включены в ряд: актив­но-положительный, ситуативный, пассивно-положительный, ... ..., ... ... .
15. Основой доброжелательного отношения к партнерам по общению явля­ются: умение считаться с ... других, высокая требовательность и ..., педагогиче­ский и психологический ....
16. Что важнее для результативности совместной деятельности: срабатывае-мость или ...?
17. Основными стадиями педагогического общения являются: ориентирова­ние в условиях общения, привлечение к себе внимания,... ... и др.
18. В общении важна не только стратегия (...,... ..,), но и тактика (...,... ...).
19. Высокая техника общения не только один из его компонентов, но и ве­дущая ... педагогического мастерства.
20. Что предпочтительнее в педагогическом общении: дружеское располо­жение или общение-дистанция, ... ...,... ...?
21. Овладению общением способствуют: педагогические знания, ... ... .
22. Психологический тренинг включает в себя ... ...,... ... .
23. Активные методы обучения общению: групповая дискуссия,... ... и др.
24. Представьте "цепочку" самовоспитания: самооценка, мотивация, про­грамма, методы ...; методы ...; методы ....
25. Доказано, что овладеть конструктивным общением можно при выполне­нии ряда условий: изучать литературу, знакомиться с ... ..., постоянно анализиро­вать и сравнивать в сложной ситуации свое ... с другими образцами.
26. Какими тремя искусствами важно владеть для конструктивного общения: ... людям,... собеседника,... больше, чем сказано.
27. Назовите общий принцип (по Т. Гордону), без соблюдения которого родите­лям наладить отношения с ребенком затруднительно, подчас невозможно. Это ... ....
28. Безусловно принимать ребенка - значит ... его не за то, что он красивый, умный и т.п., а просто за то, что он ....
29. Усвоили ли вы правила, с которыми следует познакомить родителей уча­щихся на первом же уроке (тренинге): можно выражать недовольство отдельными ... ребенка, но не ... в целом; можно осуждать ... ребенка, но не его ...; недоволь­ство действиями ребенка не должно быть ..., иначе оно перерастет в ... его.
Ответы: 1 - коммуникативный; 2 - интерактивная, перцептивная; 3 - само общение; 4 - возрастная область, педагогическая деятельность; 5 - сотрудниче­ства; 6 - фасилитативная; 7 - ретиальное; 8 - монологический; 9 - "такесике"; 10 - сказано; 11 - коммуникабельность; 12 - либеральный, демократический, инте­рактивный; 13 - отношения, взаимоотношения; 14 - пассивно-отрицательный, активно-отрицательный; 15 - интересами, уважение, такт; 16 - совместимость; 17 - "зондирование души"; 18 - (сотрудничество, авторитет партнеров), (прие­мы, линии поведения);19 - составляющая; 20 - общение-устранение, общение-заигрывание; 21 - психологический тренинг; 22 - групповую дискуссию, роле­вую игру; 23 - ролевая игра; 24 - самонаблюдения; самопознания; стимулирования' 25 - позитивным опытом, поведение; 26 - нравиться, слушать, понимать; 27 - безусловное принятие; 28 - любить, есть; 29 - действиями, ребенком, действия, чувства, систематическим, неприятие.

Задание №8 (традиционное).
- Что вам понравилось на занятии?
- Реализованы ли, на ваш взгляд, цели занятия?
- Что хотелось бы организовать по-другому?
- Какое состояние у вас преобладало (бодрость, работоспособность, жизне­радостность, уныние, скука и др.)?
- Какие нагрузки вы испытывали (уровни: трудно, приемлемо, легко и др.).
- Ваши предложения по содержанию и организации последующих занятий.

Литература:
1 Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. -М. : ЧеРо, Сфера, 2005. - 240 с.
2 Григорьева, Т. Г. Основы конструктивного общения,: метод, пособие для преподавателей / Т. Г. Григорьева, Л. В. Линская, Т. П. Усольцева. - Новоси­бирск : Изд-во Новосиб. ун-та; М.: Совершенство, 1997. - 171с.
3 Дерябо, С. Гроссмейстер общения / С. Дерябо, В. Левин. - М.: Смысл ;Асаёетега, 1996. - 192 с.
4 Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. - М.: Логос, 2001.-384 с.
5 Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении : книга для учителя / В. А. Кан-Калик. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
6 Монина, Г. Б. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс. - СПб.: Издательство "Речь", 2005. - 224 с.
7 Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания / А. В. Мудрик. - М. : Пе­дагогическое общество России, 2001. - 320 с.
8 Наумчик, В. Н. Воспитание свободой : Теория и практика альтернативной педагогики / В. Н. Наумчик. - Минск : Изд-во "Четыре четверти", 2005. - 200 с.
9 Станкин, М. И. Если мы хотим сотрудничать : книга для преподавателя и воспитателя / М. И. Станкин. - М.: Издательский центр "Академия", 1996. - 384 с.

Проанализируйте перечень книг по теме занятия. Какие из рекомендованных книг имеются у вас?
Домашняя самостоятельная работа по теме
Задание №1. Подготовить:
- краткое сообщение по вопросу 1 (готовят два студента);
- доклад по вопросу 2;
-аннотацию на раздел VI "Технология профессионально-педагогического обще­ния" из книги В.А. Кан-Калика "Учителю о педагогическом общении" по вопросу 3.
Литература: 5, с. 6-52, 155-176; 6, с. 12-39; 7, с. 59-93; 9, с. 6-25, 264-313.
Задание № 2. Составить конспект урока-тренинт с родителями на тему Безусловное принятие" по книге Ю.Б. Гиппенрейтер [1, с. 9-18]; готовят два студента.
Задание №3. Из книги Т.Г. Григорьевой, Л.В. Линской, Т.П. Усольцевой 1А с. 139-156] подобрать для проведения в малых группах по 1 игре (упражне­нию) на вербальное и невербальное общение.





Комментариев нет:

Отправить комментарий