вторник, 25 марта 2014 г.

Совершенствование технологии становления педагогической культуры родителей

Блок 2. Деятельностно-творческий
Этап 1. Совершенствование технологии становления педагогической культуры родителей:
Задание I. Обсудите в малых группах правила подготовки родительского собрания. Напишите средства, приемы их реализации.
Задание № 2. Прочитайте мини-лекцию (5-10 минут), подготовленную к за­нятию на одну из тем: "Профессиональное определение вашего сына (дочери)", "Агрессия и агрессивность", "Предупреждение конфликтов", "Давайте сочи­нять", которые могут быть частью тренинга, практикума и т.п.
Инструкция: обсудите вариант лекции с таких позиций: умело ли поставле­на цель; способствует ли ее содержание совершенствованию педагогической культуры родителей; как лектор владеет приемами изложения, способами акти­визации внимания слушателя (умения: выделить главное; слово дополнить кон­тактом глаз; грамотно выражаться; наращивать экспрессивность постепенно; разговор не затягивать; поблагодарить родителей и т.п.).
Задание № 3. Включитесь в ролевую игру "Телефонный разговор".
Инструкция: участники объединяются в пары (один - родитель, другой -учитель, и наоборот), определяется тема для телефонного разговора. В парах осуществляется тренинг в течение 4-5 минут.
Темы разговоров выносятся на обсуждение группы, выбираются несколько тем и на основе согласия несколько студентов демонстрируют образцы подобных телефонных разговоров педагога с родителями.
Осуществляется анализ ролевой игры.
Задание № 4. Обсудите приведенные ниже ситуации и примите решение, ка­кие средства, приемы следует использовать для урегулирования отношений ро­дителей в процессе групповой беседы, проведенной педагогами на тему "Пристрастие подростков к алкоголю. Что делать?"
1. Один из родителей заявил, что на его сына оказывают влияние многие из тех детей, родители которых здесь присутствуют. Разгорелся скандал.
2. Одна из мам выразила мнение, что в этом способствует и школа: не лю­бит подросток школу, ищет себе друзей в другом месте.
3. Отец Паши внес предложение: давайте объединяться. Наступило молчание.
4. Мама Клары обратилась к классному руководителю: "А что Вы пореко­мендуете?"
Обоснуйте ваши действия в каждом конкретном случае.
 Задание № 5. Выполните письменно одно из заданий (по выбору):
1. Вид и форму тренингового занятия для родителей (классы - по выбору); за основу можно взять объединения родителей, которых интересует та или иная проблема воспитания;
2. Несколько упражнений по выбранной теме практикума (класс - по выбору).
3. Ролевую игру на тему "Давайте сотрудничать" (1 класс) и др.
Этап 2. Овладение технологией обучения родителей взаимодейст­вию с детьми:
Задание 1. Продемонстрируйте родителям (с их участием) эффективное уп­ражнение, разработанное К. Фопелем и помогающее детям снять усталость, пе­реживания, неудачи, трудные ситуации.
Прежде чем выбрать "героя" игры, спросите этого ребенка, готов ли он принять в подарок от учеников класса нечто такое, что могло бы улучшить его настроение. Проводите это упражнение только тогда, когда ребенок согласится на это.
"Вы слышали, что сегодня Алеша пережил сильный стресс. Мы все можем помочь ему придти в себя и стать снова веселым и бодрым. Алеша, стань, пожа­луйста, в центр, а мы все станем вокруг тебя. Опусти спокойно руки и закрой глаза. А вы все посмотрите на Алешу и представьте, как на него падает дождь из сотен тысяч невидимых цветов. Пусть эти цветы падают подобно большим снежинкам или крупным-крупным каплям дождя. Вы можете выбрать любые цветы: розы, маргаритки, незабудки, фиалки, тюльпаны, львиный зев, подсолнухи, колокольчи­ки и др. Представьте себе всю красоту и сочность их красок, почувствуйте, как пахнут эти цветы. Быть может, Алеша тоже сможет почувствовать все это: увидеть красоту цветов, ощутить источаемый ими аромат (30-60 секунд)".
Следите за выражением лица ребенка и время от времени стимулируйте процесс игры замечаниями типа: "Мне кажется, мы можем добавить еще цветов. Пусть они падают медленно-медленно, чтобы Алеша успел им нарадоваться". Спросите от­дельных ребят, как выглядят их цветы, как они пахнут.
- Мне кажется, вы все очень здорово делаете и Алеша может полностью на­сладиться вашими цветами. Алеша, ты не хочешь еще цветов?
Завершите упражнение, спросив ребенка, стоящего в центре: "Достаточно ли цветов подарил тебе класс?"
- А теперь вы можете остановить цветной дождь, а Алеша может выкараб­каться из этого цветочного сугроба. Вы все можете сесть на свои места. Спасибо [9, с. 142].
Подобную игру можете рекомендовать для проведения в семье.
Задание № 2. Разработайте игру, которую порекомендуете родителям про­вести с детьми (9-10 лет). В основе игры - шуточное письмо, телеграмма, за­писка и т.п. для тех, с кем трудно общаться. Написанное можно прочитать, но не отправлять адресату.
Каждое из упражнений проанализируйте в группе по следующим вопросам, которые составлены по типу игры К. Фопеля "Шутливое письмо":
Как вы себя чувствовали, когда писали "послание"?
Какие трудности возникали прежде всего?
При написании сохранилась обида, злость или было сложно?
Можете ли вы иногда смеяться над собой?
Как среагировал бы человек, что сказал бы, если бы прочитал "послание"?
Когда полезно смеяться над конфликтной ситуацией, конфликтом?
Задание № 3. Очень важно учить родителей, как соблюдать законы обще­ния, преданности по отношению к детям, к членам своей семьи.
Разделитесь на 9 подгрупп. Выберите один из разделов из книги Л. Эйр, Р. Эйр "Добрая книга о воспитании" (М., 2005) и подготовьте для родителей краткий рассказ на 5 минут о том, как в мире природы соблюдаются законы: преданности (закон гусей), общения (закон китов) постоянства (закон чере­пах), дисциплины (закон слонов) ответственности (закон медведя), свободы (закон блох) и др. (задание можно выполнять и во внеучебное время).
Этап 3. Формирование опыта учебно-исследовательской деятельности:
Задание № 1. Составьте небольшой опросник для родителей с целью выясне­ния, какие проблемы в воспитании детей их больше всего интересуют (волнуют).
Задание № 2. Составьте краткую анкету (открытую, закрытую) для родителей по выяснению, какие формы обучения им больше всего импонируют, приносят пользу.
Этап 4. Развитие рефлексивно-оценочной деятельности:
Задание № 1. Заполните тест с целью выяснения, хорошо ли вы владеете формами совершенствования педагогической культуры родителей.
Инструкция: после каждого утверждения поставьте соответствующую циф­руй - очень хорошо; 4 - приемлемо; 3 - средне; 2 - ниже среднего; 1 - плохо.
Обработка: сложите все цифры (баллы) и разделите на количество утверждений. Среднее арифметическое - самооценка вашего педагогического потенциала по ис­пользованию форм совершенствования педагогической культуры родителей.
Тест "Мой информационно-деятельностный ресурс о формах совершенствования педагогической культуры родителей"
1. Знаю педагогику семейного воспитания.
2. Представляю основные проблемы воспитания детей в семье.
3. Знаю формы психолого-педагогического просвещения и обучения роди­телей. ____
4. Владею информацией, в каких источниках можно познакомиться с техно­логией применения той или иной формы совершенствования педагогической культуры родителей. ___
5. Умею выбрать форму взаимодействия с родителями, которая наиболее эффективна в совершенствовании их педагогической культуры в зависимости от сложности проблемы воспитания детей в семье. ____
6. Владею лекторским мастерством, умением вести беседу. ____
7. Могу разработать программу тренинга и организовать его с родителями.
8. Могу использовать зарубежный опыт тренинговой работы с родителями.
9. Знаю традиционные и нетрадиционные формы родительских собраний.
10. Владею методикой проведения различных видов и форм родительских собраний. ____
11. Умею составить анкету (опросник) по выявлению интересов, потребно­стей родителей в совершенствовании их педагогической культуры. ____
12. Владею формами общения с родителями, у которых завышена само­оценка по уровню своей педагогической подготовленности, смогу простимулировать их интерес к развитию педагогической культуры. ____
Задание № 2. С целью подведения общих итогов (результативности) заня­тия и самоконтроля выполните следующую работу: допишите недостающие слово, фразы в нижеследующих предложениях. При необходимости сверьте свой ответ с ответами, размещенными в конце задания.
1. Формы взаимодействия педагогов с родителями, направленные на совер­шенствование их педагогической культуры - это способы организации ... ..., ...
одних и других.
2. В педагогическом просвещении и обучении родителей целесообразно со­четание ..., ...,... форм взаимодействия.
3. В практике работы существуют как ..., так и ... формы совершенствова­ния педагогической культуры родителей.
4. Независимо от выбранной формы взаимодействия, каждая из них должна быть нацелена на ... интереса родителей к педагогическим знаниям, на ... их за­просов.
5. Целью психолого-педагогического просвещения (в широком смысле это­го слова) является реализация не только ... - ... функции, но и обучение роди­телей определенным ... (общаться с детьми, налаживать в семье позитивные взаимоотношения, изучать своих детей и себя и т.п.).
6. Чтобы осуществить многоаспектные цели и задачи развития педагогиче­ской культуры родителей, педагогу важно соблюдать, независимо от формы, ряд условий (требований). Это: осуществлять работу ..., в определенной ..., учитывать необходимость и достаточность ... стороны работы, подходить ...  ... с позиции педагога-мастера, ....
7. Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является ... ..., на котором можно реализовать многие из ... взаимодействия: развитие ... ре­бенка, улучшение ... его жизни, совершенствование личности ....... и др.
8. Родительские собрания целесообразно проводить ...  ... в месяц.
9. Авторами (Н.Ц. Степанов, Р.М. Капралова, Т.А. Фалькович и др.) предла­гаются различные формы проведения родительских собраний: собрание- ..., со­брание- ... игра, собрание-..., собрание- ....
10. При подготовке родительских собраний классному руководителю необхо­димо соблюдать ряд правил: тема должна быть ..., проводится в ... дни, для родите­лей известен ..., общение педагога с родителями - на основе ..., поддержки.
11. Обмен опытом воспитания детей в семье осуществляется, как правило, в виде ..., которая может быть тематической.
12. Имеет место в практике работы и такой вид конференции, как ...
13. Мини-лекция может быть составной частью ...   ...,...,...,...,... и др.
14. Главная цель ролевой игры - выработка ... действовать в той или иной ситуации.
15. К диспуту родителям заранее предлагаются .... Может быть организован на основе .... Как правило, проводится не чаще ...,..., раз в год.
16. Тренинг требует ... подхода к его применению, то есть эффект дает сис­тема тренинговой работы.
17. Огромный опыт тренинговой работы накоплен в таких зарубежных странах, как ....... и других.
18. Система тренинговых занятий с родителями хорошо описана в работах ..., ... и ....... и других.
19. Каждая из форм взаимодействия с родителями может выполнять не только обучающую, воспитывающую, развивающую, но и ... функцию.
Ответы: 1 - совместной деятельности, общения; 2 - коллективных, группо­вых, индивидуальных; 3 - традиционные, нетрадиционные; 4 - стимулирование, удовлетворение; 5 - информационно-просветительской функции, умениям; 6 -целенаправленно, системе, содержательной, к делу, творчески; 7 - родительское собрание, функций, личности, условий, родителей, педагога; 8 - один раз; 9 -мастерская, деловая, конкурс, практикум; 10 - актуальной, традиционные, план, тактичности; 11 - конференции; 12 - читательская; 13 - родительского собра­ния, практикума, тренинга, групповой беседы; 14 - умений; 15 - вопросы, книг, одного, двух ; 16 - системного; 17 - США, Канада; 18 - Гиппенрейтер, Монинойи Лютовой-Робертс; 19- исследовательскую.
Задание № 3 (традиционное).
Что вам понравилось на занятии?
Реализованы ли, на ваш взгляд, цели занятия?
Что хотелось бы организовать по-другому?
Какое настроение у вас преобладало на занятии?
Каше уровневые нагрузки испытывали (трудно, приемлемо, легко и др.)?
Ваши предложения по содержанию и организации следующего занятия.
Над чем следует поработать вам - будущему педагогу - самостоятельно по изучаемой теме?
 Литература:
1 Богословская, В. С. Школа и семья: Конструктивный диалог : учеб.-метод, пособие / В. С. Богословская. - Минск : Ушверсггэцкае, 1998. - 88 с.
2 Гребенников, И. В. Школа и семья : пособие для учителя / И. В. Гре­бенников. - М. : Просвещение, 1985. - 176 с.
3 Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю. Б. Гиппенрейтер. -М.: ЧеРо, Сфера, 2005. - 240 с.
4 Дереклеева, Н. И. Родительские собрания в 1-11 классах. / Н. И. Дерек-леева. - М.: Вербум, 2001. - 80 с.
5 Калейдоскоп родительских собраний : метод, разработки. Вып. 1 ; под. ред. Е. Н. Степанова. - М.: ТЦ "Сфера", 2001. - 144с
6 Монина, Г. В. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родите­ли) / Г. В. Монина, Е. К. Лютова-Робертс. - СПб. : Издательство "Речь", 2005. -224с.
7 Недвецкая, М. Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи : учеб.-метод. пособие / М. Н. Недвецкая. - М. : АПК и ППРО, 2006. - 148 с.
8 Фалькович, Т. А. Нетрадиционные формы работы с родителями / Т. А. Фаль-кович, Н. С. Толстоухова, Л. А. Обухова. - М.: 5 за знания, 2005. ~ 240 с.
9 Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и уп­ражнения : практич. пособие : пер. с нем. : в 4 т. / К. Фопель. - М. : Генезис, 1998.-Т. 1.-160с.
10 Чечет, В. В. Педагогика семейного воспитания : учеб, пособие / В. В. Че-чет. - Мозырь : ОООИД "Белый ветер", 2003. - 292 с.
11 Эйр, Л. Добрая книга о воспитании / Л. Эйр, Р. Эйр. - Пер. с англ. Н. Гри­горьевой. -М. : ФАИР-ПРЕСС, 2005. -208 с.
Проанализируйте перечень книг по теме занятия. Какие из рекомендован­ных книг имеются в вашей библиотеке?
Домашняя самостоятельная работа по теме
Задание № 1. Подготовить:
- сообщение студентов по вопросу 1 (три - четыре студента);
- реферат по вопросу 2 (два студента);
- сообщение студентов по вопросу 3 (студенты группы);
- сообщения студентов по вопросу 4 (студенты группы). Литература: 4, с.62-73; 5, с. 16-39; 6, с. 158-178; 7, с.64-98; 8, с. 88-117; 10, с.210-234.
Задание 2. Написать рефераты на темы:
- "Система просвещения родителей в инновационном опыте В.А. Сухо-млинского" (готовит один студент).
- "Формы обучения родителей в авторской системе Ш.А. Амонашвили" (го­товит один студент);
Задание № 3. Подготовить:
- мини-лекцию для родителей (тема по выбору);

- аннотацию на книгу [8]; готовят четыре студента.

Комментариев нет:

Отправить комментарий