вторник, 25 марта 2014 г.

ОЦЕНИВАЕМ ПОТЕНЦИАЛ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЕЙ

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ "ОЦЕНИВАЕМ ПОТЕНЦИАЛ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С     СЕМЬЕЙ" (2 часа)
Цели занятия: диагностирование потенциала будущих педагогов во взаимо­действии с семьей учащегося: оценка (самооценка) полученных знаний, сформи­рованных умений, личностных качеств, необходимых для успешного взаимодей­ствия с семьей; корректировка индивидуальной образовательной программы по проблеме взаимодействия "педагог - дети - родители".
Э т а п 1. Систематизация знаний:
Задание № 1. Турнир-викторина "Мои достижения".
Инструкция: группа делится на 9 подгрупп, с учетом изученных тем, не включая "Познавательно-диагностический тренинг".
Каждый студент подгруппы заранее готовит 6 основных вопросов по одной из тем, включая управляемую самостоятельную работу.
Назначается, группа, экспертов (преподаватели, студенты и др.), но не менее 3 человек.
Оценка осуществляется по трехбалльной шкале:
3 -высокий уровень;
2 - приемлемый;
1 -низкий.
За ответ на один вопрос студент может получить от 1 до 3 баллов. Если в подгруппе 3 студента, то каждый из них может получить:
- в 1-м раунде самый высокий балл - 18 (на основе среднего балла всех экс­пертов за ответ студента на 6 вопросов). Общая сумма баллов делится на коли­чество вопросов и вырисовывается, на основе шкалы, уровень (высокий, прием­лемый, низкий) знаний будущего педагога по взаимодействию с семьей;
- во 2-м раунде самый высокий балл - 18 (на основе среднего балла всех экспертов за ответ на вопросы). Как и в первом раунде, общая сумма баллов де­лится на количество вопросов, получается цифра, отражающая уровень знаний будущего педагога по взаимодействию с семьей.
Эксперты выбирают единую форму (таблица, схема и т.п.) фиксации ответов студентов.
Методика организации "ТУ-ВИ" ("Турнир-викторина ")
В первом раунде - простой способ задавания вопросов: "лесенкой" или "по цепочке". Каждому студенту надо ответить на 6 вопросов.
Во втором раунде схема усложняется: за основу берется перекрестная "атака'', что позволяет лучше закрепить, систематизировать знания по изучаемой дисциплине. В данном раунде на каждом из этапов (4 этапа) одна из команд вы­бывает. Команда, набравшая большее количество баллов на последнем (четвер­том) этапе является победительницей.
Поскольку в данном раунде игра осуществляется в четыре этапа, то отдельные сту­денты могут набрать большое количество баллов, в зависимости от количества ответов. Сумма полученных каждым студентом баллов делится на количество вопросов, среднее арифметическое и отражает уровень его знаний по взаимодействию с семьей.
Этап 2. Диагностирование знаний, умений по взаимодействию с семьей:
Задание № 2. Оцените свои знания и умения по взаимодействию с семьей учащегося. Против каждого утверждения в тесте поставьте "+" в одну из коло­нок. На основе количества плюсов в той или иной колонке вы наглядно увидите уровень своих знаний, умений по взаимодействию с семьей учащегося.

Тест "Знания, умения будущего педагога по взаимодействию с семьей учащегося"




№п/п

Проявления
Уровни







Утверждения
(критерии, показатели)
Обращаюсь за помощью к…
Знаю теоретические основы педагогического взаимодействия с семьей
Владею умениями на репродуктивном уровне (на основе образца)
Владею умениями на продуктивном уровне (с элементами собственного творчества)


1. Знания педагога
Знаю:










Подходы (концепции) к изучению семьи






Психологию современной семьи






Теоретические основы педагогики семьи






Педагогическую диагностику семьи






Достижения науки в исследовании проблемы взаимодействия школы и семьи






Содержание, формы и технологию педагогического взаимодействия с семьей






Методику работы с различными типами семей






Отечественный и зарубежный инновационный опыт взаимодействия школы и семьи






Модели обучения и воспитания родителей взаимодействию с детьми






Методики    диагностирования    эффективности взаимодействия "педагог - дети - родители"






Умения педагога
1.      Проективные
Умею:
Составить (разработать) комплексную методику педагогической диагностики семьи







Определить цели и задачи взаимодействия педа­гога с семьей






Разработать       программу       взаимодействия "Педагог - дети - родители ("Школа - семья")






Спроектировать методическое обеспечение про­граммы взаимодействия с семьей






Подобрать материал для различных форм взаи­модействия с родителями (родительское собра­ние, беседа, лекция, практикум и т.п.)






Предусмотреть технологию привлечения роди­телей к совместной с детьми деятельности






Составить план занятия, дела с родителями, с детьми и родителями






Разработать программу тренинга: краткосрочного, долгосрочного






Определить стратегию и тактику индивидуальной работы с семьей






Учесть специфику взаимодействия с неблагопо­лучной семьей, с семьей и детьми "группы риска"







2.      Организаторские:
Умею:






Заинтересовать родителей взаимодействием со школой







Проводить работу с семьей с учетом ее особен­ностей, запросов, потребностей






Включать семью в совместную с детьми дея­тельность






Приобщать родителей к организации воспитательной работы с детьми класса






Проводить профилактическую работу с семьями и детьми «группы риска»






Проводить коррекционную работу с неблагопо­лучными семьями







Использовать инновационные технологии в ор­ганизации взаимодействия с семьей







Изучать потребности, запросы родителей по со­держанию, формам и срокам обучения
Организовать обучение родителей, других членов семьи на основе их запросов







Осуществлять   мониторинг   результативности взаимодействия педагога с семьей







3.    Рефлексивно-оценочные:
Умею:







Анализировать содержание взаимодействия педагога с семьей с позиций его необходимости и достаточности







Оценивать объективно свои возможности во взаимо­действии с семьей (видеть сильные и слабые стороны)







Фиксировать успехи и неудачи во взаимодействии с родителями, осуществлять его коррекцию







Практиковать совместно анализ взаимодействия "педагог - родители" на основе алгоритма ("Что получилось", "Что не удается?" и т.п.)







Анализировать результативность взаимодейст­вия "педагог - дети - родители" с позиции цен­ностного подхода







Оценивать свои отношения с родителями с пози­ции партнерства, сотрудничества, сотворчества.







Сравнивать результаты мониторинга с целью корректировки содержания и технологий взаи­модействия педагога с семьей







Изучать мнение родителей на предмет удовле­творенности их взаимодействием со школой







Исследовать отношение детей к жизнедеятель­ности семьи с целью корректировки индивиду­альной программы работы с отдельными роди­телями, семьями
Привлекать родителей к систематическому оце­ниванию результатов взаимодействия  по раз­личным направлениям программы ("Школа-се­мья", "Педагог - семья" и др.)






















Задание № 2. Заполните тест:
"Коммуникативная деятельность педагога (будущего педагога)"
Этот тест поможет оценить, на основе проявления профессионально значи­мых личностных качеств, уровень коммуникативной деятельности педагога с родителями учащихся.
Инструкция: оцените свою коммуникативную деятельность по 6-балльной шкале:
• 5 - проявляется часто, ярко выражено;
• 4 - чаще проявляется, чем нет;
• 3 - проявляется непостоянно, ситуативно;
• 2 - проявляется очень редко:
• 1 - полностью отсутствует;
• 0 - не могу оценить.
По каждому из качеств выводится средний балл. Все средние баллы склады­ваются и делятся на 6. Полученный балл свидетельствует об уровне коммуника­тивной деятельности педагога: низкий уровень (0-2 балла), средний (3-4 балла), высокий (5 баллов).
Поставьте необходимый балл против каждого показателя (обозначен цифра­ми), характеризующего проявление того или иного качества личности.
I. Эмпатичность:
1) внимателен к родителям, к их проблемам;
2) проявляет способность эмоционально откликнуться на их проблемы;
3) способен улавливать настроение родителей;
4) умеет слушать и слышать их, понимать и чувствовать;
5) умеет оценивать поступки родителей с их позиций;
6) учитывает эмоциональное состояние родителей;
7) сопереживает, сочувствует родителям при неудачах;
8) проявляет уважение к их личности.
//. Общительность:
1) проявляет открытость в общении с родителями;
2) не скрывает своих педагогических проблем и переживаний;
3) легко устанавливает контакт с большинством из родителей;
4) старается поддерживать доверительные отношения с ними;
5) интересуется проблемами родителей;
6) проявляет интерес к родителям, к их информации;
7) проявляет готовность к обсуждению с родителями интересующих их вопросов;
8) акцентирует внимание на достоинствах человека (родителя, ребенка и др.).
III. Гибкость личности:
1) не демонстрирует превосходства над другими;
2) признает право родителей на собственную точку зрения;
3) проявляет готовность к пересмотру своей точки зрения;
4) во взаимодействии стремится к соглашению, договору;
5) налаживает субъект-субъектные отношения с родителями;
6) относится творчески к налаживанию взаимодействия с семьей учащегося;
7) дифференцированно   строит   отношения   с различными   категориями родителей;
8) умеет разрешать   возникшие конфликтные   ситуации   с   наименьшими потерями для конфликтующих сторон.
IV. Способность к сотрудничеству:
1) умеет убедить родителей в полезности сотрудничества,  как высшей формы взаимодействия, на пользу ребенка;
2) налаживает сотрудничество на основе значимых для детей и родителей дел;
3) поддерживает конструктивную инициативу родителей;
4) привлекает эрудицией, умением налаживать деловые контакты с семьей;
5) умеет предупреждать конфликтные ситуации;
6) вдохновляет родителей на творческий подход к делу в воспитании ребенка;
7) умеет слушать и слышать других (ребенка, родителя и т.п.);
8) оказывает семьям помощь, поддержку.
V. Эмоциональная привлекательность:
1) проявляет вежливость;
2) располагает к себе родителей манерой поведения;
3) привлекает к себе внешним видом;
4) умеет контролировать собственные эмоциональные реакции;
5) проявляет к родителям доброжелательность;
6) привлекает родителей широким диапозоном интересов и увлечений;
7) умеет увлечь интересными идеями, делами;
8) является хорошим собеседником, вызывает уважение окружающих.
VI. Рефлексивность:
1) постоянно интересуется мнением родителей;
2) принимает во внимание пожелания, запросы семьи;
3) может публично признать свои ошибки;
4) сдерживает эмоциональную реакцию, если даже родители не правы;
5) учитывает свои ошибки, осуществляет коррекцию в общении с семьей;
6) сохраняет спокойствие и выдержку в трудных ситуациях;
7) налаживает во взаимодействии с родителями обратную связь;
8) критически относится к себе, к своим поступкам.
Задание № 3. Выскажите свое мнение по вопросам анкеты:
"Мое представление о компетентном во взаимодействии с семьей учащегося педагоге"
1. Компетентность - это_________________________
2.    Какого    педагога    вы    считаете    компетентным    в    налаживании взаимодействия с семьей учащегося? _________________________
3. Какими знаниями должен владеть компетентный во взаимодействии с семьей пе­дагог? _________________________
4. Какими умениями необходимо владеть компетентному педагогу, чтобы продуктивно взаимодействовать с семьей учащегося? ______________
5. Напишите 6-7 основных качеств личности компетентного педагога, которые по­могают  ему   осуществлять   общение   с   родителями   на   продуктивном   уровне. _________________________
6. Что мешает, на ваш взгляд, отдельным педагогам быть компетентными в работе с семьей? ____________________________________
7. Что является причиной трудностей, которые испытывают многие педагоги во взаимодействии с семьей? _____________________________
8. Какие факторы способствуют развитию компетентности педагога в области се­мейного воспитания, во взаимодействии с родителями на основе сотрудничества? _________________________
9. Назовите несколько книг, которые, на ваш взгляд, могут поспособствовать становлению компетентности педагога во взаимодействии с семьей. ______
10. Какую помощь, направленную на развитие профессиональной компе­тентности во взаимодействии с семьей, вам хотелось бы получить от специали­стов? Перечислите виды и формы подобной помощи. _______________
11. Поставьте знак: "плюс", если вы считаете себя педагогом, компетентным во взаимодействии с семьей; "плюс" и "минус" - недостаточно компетентным; "минус" - некомпетентным. _________________________
Этап 3. Включение в коррекционную деятельность:
Задание № 1. Выполните письменную работу: перечислите направления своей будущей деятельности во взаимодействии с семьей, по которым следует усовершенствовать свои знания, умения, практический опыт.
Задание № 2. Составьте краткую программу своего самообразования по сле­дующим позициям:
1. Какую литературу изучите?
2. С каким инновационным опытом познакомитесь?
3. В каком доступном проекте ("Служба помощи семье", "Университет-ИДН" и др.) примете участие?
4. Какую работу проведете в школе в период "Недели педагогических знаний" и т.п.?

5. Какие интересные практические рекомендации предложите по проблеме "Взаимодействие школы и семьи" (форма: статья, выступление с докладом на научно-практической конференции, выступление на методическом объединении учителей и т.п.?).

Комментариев нет:

Отправить комментарий