вторник, 25 марта 2014 г.

Совершенствование умений профилактики, урегулирования конфликта

Блок 2. Деятельностно-творческий

Э т а п 1. Совершенствование умений профилактики, урегулирования конфликта:
Задание № 1 В малых группах разыграйте ситуации типа: "Учитель на роди­тельском собрании анализирует успехи (неуспехи) детей по выполнению учебной программы"; "Просит: мне надо помочь в проведении турпохода"; "Констатирует: отдельные дети агрессивно вели себя на трудовом десанте" и др.
Примечание: студентам, выполняющим роль учителя, важно не упустить та­кие моменты: просьба должна быть предельно конкретной, точно сформулиро­ванной; не следует пытаться изменить сиюминутно взгляды, убеждения, отно­шения "родителей", лучше просить о каких-то доступных для них действиях, де­лах; к "родителям", которые не желают идти навстречу, можно применить такое средство, как санкции (нежелательные последствия, издержки от отказа выпол­нять просьбу, требование), цель которого - настроить "родителей" на взаимо­действие с педагогом с учетом того, что они будут от этого иметь определенный выигрыш (к примеру, "Если примите участие в турпоходе, то мы сможем осво­бодить вас от организации таких дел ...", "Если поможете ребенку выполнять качественно домашнее задание по математике, то я проведу с ним дополнитель­но занятие по данному предмету в школе" и др.)
Обобщенное мнение групп высказывают студенты, которые выполняли роль педагога ("Что получилось?". "Какими умениями следует овладеть, усовершен­ствовать" и т.п.).
Задание № 2. Примите участие в ролевых играх:
1. "Необоснованное требование".
Инструкция: родители требуют у педагога повышения сыну отметки за чет­верть по русскому языку (участвуют два студента).
Каковы действия учителя?
2. "Неприятный разговор".
Инструкция: Классный руководитель вызвал на разговор родителей детей, которые в отместку за грубость учителя физкультуры на уроке испортили поло­вое покрывало в спортзале (участвует группа студентов).
О чем будете говорить?
3. "Стоп, агрессия!"
Инструкция: родители предъявляют требование классному руководителю за то, что он не замечает агрессивного отношения к их детям со стороны отдельных одноклассников (участвует группа студентов).
 Каковы действия педагога?
4. "Конфликт".
Инструкция: на требование классного руководителя к родителям, заклю чающееся в том, что посещение родительского собрания обязательно, они сделали ему замечание в неприемлемой форме: "На собраниях неинтересно!" "Мало полезных рекомендаций!", "'Разговорами сыт не будешь" (участвует группа студентов).
Действия педагога.
Задание 3. Примите участие в тренинге "Умение вести разговор" (диало­ги выполняются в парах, в группах):
1. "Диалог-щебетание".
Один из участников произносит фразу произвольного содержания ("Вы, как родители, замечательно справились со своими обязанностями", "Не хотели бы вы принять участие в тренинге родителей (8 занятий)? и т.п.). Другой должен ответить, стараясь учесть прозвучавшее перед этим высказывание партнера. Обмен репликами - до 3 минут. Возможно выполнение упражнения перед на­блюдателями, определяющими победителя.
2. "Перехватывание инициативы".
Каждый из участников диалога, отвечая на реплику партнера, старается на­вязать свою тему разговора, но делает это не грубо, а аккуратно, тактично, ис­подволь (диалог - только по проблемам "Педагог - родитель", "Педагог - ребе­нок", "Родитель - ребенок").
(Составлены на основе тренинга Т.В. Барлас).
3. "Переговоры".
Один из участников проводит переговоры с другим (другими) на одну из тем ("Обвинение родителем (родителями) учителя в предвзятости к их ребенку", "Ссора между двумя родителями по поводу пропажи у одного из детей (дети -соседи по парте) калькулятора" - педагог в роли третьей стороны; "Переговоры с одним из родителей из деструктивной семьи (пьянство, невнимание к ребенку и т.п.); "Разговор с родителями, ребенок которых уличен в воровстве" и др.).
Примечание: при проведении переговоров вспомните (изучите) правила: точ­ность; внимательность, терпеливость в выслушивании партнера по переговорам; четкое формулирование своего предложения; контрпредложение (в случае, если другая сторона не принимает ваше предложение); говорите только о том, что важно сегодня, "здесь и сейчас"; перенос переговоров на другой день (с согласия партнера) с надеждой на их успех, если желаемый результат не достигнут и др.
4. "Арбитраж".
Участники конфликта ("Двое родителей поссорились из-за своих детей', "Две учительницы конфликтуют из-за разногласий по поводу организации рабо­ты методобъединения", "Классный руководитель конфликтует с одним из роди­телей из-за игнорирования требования участвовать в совместной коллективной деятельности в триаде "педагог - дети - родители" и др.) доверяют роль арбитра (третейского судьи) третьему лицу, решению которого добровольно обязуются подчиниться.
Примечание: при использовании данного способа важно: предлагать на роль арбитра человека авторитетного для обеих конфликтующих сторон, нейтрально­го, умеющего хорошо убеждать, а подчас - контролировать принятое сторонам" решение, иногда присекать и отдельные действия сторон.
5. "Медиация".
Тренинг организуется в той же плоскости (сущность конфликта может быть та же что и в упражнении 4, с помощью третьей стороны (медиатора) улажива­ется конфликт.
Примечание: важно помнить, что эти переговоры с конфликтующими сторо­нами являются особым видом потому, что с помощью искусства вести диалог то " одной, то с другой стороной медиатор помогает им самим решить конфликт, прийти к соглашению с помощью уступок, компромисса и т.п. Медиатор не на­вязывает своего решения, а если и делает это, то так, что участники конфликта не ощущают давления. Он лишь анализирует, предлагает, "высвечивает" выгоду от разрешения конфликта и т.д.
Задание № 4. На основе жизненного опыта, практики в школе, чтения худо­жественной литературы заполните (по выбору) таблицу разрешения конфликта «Педагог - учащийся (воспитанник)», "Родитель - педагог".
№п/п

Субъекты конфликта

Причины конфликта

Способы, приемы уре­гулирования

11.







Задание № 5. Попытайтесь составить в группах упражнения для тренинга с ро­дителями "Не ссориться из-за пустяков". Можно использовать средства из различ­ных культур (белорусской, русской, английской, немецкой и др.).
Примечание: главное, что надо: продемонстрировать вежливость; быть вы­ше конфликта; избежать конфликта; остаться в хорошем настроении.
Задание №6. Изучите ситуацию:
"Павлик и Котька, возвращаясь с рыбалки, забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Когда Котька пришел домой, мама строго ве­лела ему отнести огурцы обратно...
Котька повернулся и медленно пошел по улице. Уже было совсем темно. "Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнес, - решил Котька и стал огляды­ваться вокруг. - Нет отнесу: еще кто-нибудь увидит и дедушке (сторожу) из-за меня попадет." Он шел по улице и плакал... (Н. Носов. Огурцы).
Правильно ли поступила мама Котьки?
Как бы вы отреагировали на месте матери?
Какой вид конфликта описан Н. Носовым?
Как взаимосвязан внутренний конфликт с системой ценностей человека? Можно ли утверждать, что "внутренние конфликты - основа его этики и мо­рали"? Ответ обоснуйте.
Задание № 7. Составьте тезисы своей беседы с родителями по плану:
- сущность внутриличностного конфликта;
- причины возникновения конфликта;
- средства, приемы разрешения внутриличностного конфликта.
Задание № 8. Составьте   "Памятку для родителей по профилактике кон­фликтов с детьми".
Сравните свои рекомендации с теми, что составили сокурсники. Представьте "Памятку..." на обсуждение группы.
Поручите группе студентов (3-4 человека) объединить наиболее существенные рекомендации из всех обсужденных "Памяток..." в одну общую.

Э т а п 2. Овладение технологией обучения родителей преодолению конфликта с детьми:
Задание № 1. Изучите в малых группах конспекты уроков обучения родите­лей общению с детьми (темы "А если не хочет?", "Как разрешать конфликт"), упреждающему конфликтные ситуации (по Ю.Б. Гиппенрейтер).
Задание № 2. Включитесь в деловые игры (задание № 1).
Примечание: студенты выполняют роль учителя, психолога, родителей.
На уроке "А если не хочет?" с родителями важно уяснить, что корень нега­тивного упорства и отказов чаще всего - в отрицательных переживаниях, кото­рые возникают из-за проблем ребенка, взаимоотношений ребенка и родителей и др. Важно уяснить причину, почему ребенок отказывается от помощи. Причина, скорее всего, во взаимоотношениях ребенка и родителей.
При этом желательно:
избегать ситуаций и конфликтов принуждения;
постепенно, но неуклонно снимать с себя заботу и ответственность за лич­ные дела ребенка, передавать их ему;
позволять ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих дей­ствий (или своего бездействия) - только тогда он будет взрослеть и становиться "сознательным".
На уроке "Как разрешать конфликты" следует познакомить родителей с причинами возникновения конфликтов между родителями и детьми, с конструк­тивными и неконструктивными способами их разрешения. Важно знать при этом, что конструктивный способ (метод) предполагает ряд последовательных этапов ("шагов"):
прояснение конфликтной ситуации;
сбор предложений;
оценка предложений и выбор наиболее приемлемого;
детализация решения;
выполнение решения, проверка.
Задание № 3. Обучая родителей профилактике конфликтов, попросите их заполнить таблицу;
Выражения, запрещенные к употреблению в семье

Выражения, рекомендуемые в семейном общении

1 . Сколько раз я тебе говорила, что. . .
2. Ну, что ты за человек . . .
3.  ...

1 .  Ты у меня самая красивая . . .
2.   С тобой мне так хорошо . . .
3.   ...                                          

Заполните данную таблицу сами. Изучите, каких выражений (позитивных, негативных) вы слышали в детстве больше.
Задание № 4. Разделитесь на подгруппы, составьте серию упражнений, игр и др., с помощью которых сможете убедить родителей, что манипуляция (один из способов мошенников) - это средство, способ достижения собственной цели.
Т.В. Берлас в книге "Популярная психология: От конфликтов к обретению "Я"" выделяет такие манипулятивные способы родителей по отношению к детям:
1 Приманки: "Вымой посуду, и я отпущу тебя погулять"; "Кончишь год без троек - получишь велосипед".
2 Угрозы: "Если бросишь занятия музыкой, не видать тебе новых сапожек.
3 Сравнение: "Я в твоем возрасте никогда так себя не вел", "Все твои дру­зья учатся лучше тебя".
4 Неискренние обещания: "Будь умницей, не проси новых вещей, и летом мы сможем отдохнуть на Кипре".
5 Шантаж: "Вот пожалуюсь отцу, он тебе задаст".
6 Болезнь как средство манипулирования: "Если ты не перестанешь этого делать, у меня будет сердечный приступ".
7 Любовь как средство манипулирования: "Ты бы не сделал этого, если бы хоть капельку любил меня".
Задание № 5. Познакомьте родителей (в период практики, в процессе буду­щей работы) с игрой "А кроме того ...", позволяющей детям выразить свои жало­бы и отрицательные эмоции, и их недовольство не выльется в агрессию, что явля­ется причиной конфликтов. Подобная система игр, разработанная немецким уче­ным К Фопелем и описанная в его книгах "Как научить детей сотрудничать? (М., 1998), окажет неоценимую помощь родителям (учителям) в умении "уводить" де­тей от негативных состояний.
Игра "А кроме того ... ?"
Инструкция: Порою каждому хочется на что-нибудь пожаловаться или по­ворчать. Иногда нам плохо, потому что понедельник, иногда - потому что идет дождь, иногда - потому что отменили физкультуру и т. д.
Разбейтесь на пары и встаньте друг против друга. Вы можете тут же начать рассказывать друг другу о неприятных или обидных вещах и жаловаться, что есть сил, на жизнь; Говорите друг другу фразы, начинающиеся всегда с одних и тех же слов: "А кроме того...". Это может выглядеть так:
Кирилл: "А кроме того, мой любимый свитер до сих пор в стирке".
Сергей: "А кроме того, у моего отца сегодня с утра было дурное настроение" и др.
Имеет смысл продолжить это упражнение 2-3 минуты.
8 малых группах попытайтесь составить по одной игре, направленной: на единение с другими; на уважение друг к другу; на развитие умений жить без насилия; на эмпатийное отношение к другим и т.п.
Проведите в группе ролевую игру "А кроме того ... ?"
Э  т а п З. Формирование опыта учебно-исследовательской деятельности:
Задание №1. с целью определения стиля поведения родителей в необычных си­туациях, проведите опрос (в период практики, по приходе на работу в школу и др.).
Опросник для родителей (Н.Ю. Синягина)
1. Когда ребенок вас не слушается, вы обычно:
а) кричите на него;
б) разговариваете, уговариваете;
в) не реагируете на его оправдания, молчите;
г) можете избить;
д) даете подзатыльник;
е)пытаетесь доказать, что он не прав;
ж) другое(что именно) ______.
2. Часто ли в стрессовом состоянии вы можете "разрядиться" на своем ребенке?
а) да, часто;
б) иногда;
в) трудно сказать;
г) никогда;
д) другое(что именно)____________________
3. Укажите причину, когда вам приходиться кричать, угрожать, бить ребенка:
а) стремление воспитать;
б) ''разрядка" стрессовой ситуации, не зависящей от ребенка;
в) ссора с супругой (супругом);
г) когда он чего-то требует, просит;
д) когда огорчает;
е) избиение ради избиения;
ж) желание убедить его в своей точке зрения;
з) не могу объяснить;
и) другое (что именно) __________________________
4. Появлялось ли иногда у вас желание избить ребенка, выгнать его из дома, запереть в темной комнате (подчеркните)?
а) да;
б) нет;
в) иногда;
г) трудно сказать;
д) другое (что именно) ____________________
5. Какой вид наказания вы выбираете при тяжелых провинностях ребенка?
6. Укажите пожалуйста: сколько вам лет____________________
сколько детей в семье укажите их возраст _____________________
7. Когда вы сами были ребенком и не слушались родителей, они чаще:
а) кричали;
б) пытались убедить, уговорить;
в)молчали;
г) использовали подзатыльники;
д) били;
е) пугали избиением;
ж) другое __________________________
8. Опишите ситуацию радости, праздника в доме:
Инструкция: по каждому из пунктов кружочком обводится одно из утвер­ждений; проводится качественный анализ результатов опроса.
Задание № 2. Проведите наблюдение за взаимодействием родителей и детей в одной из семей близкого вам окружения. Обратите внимание, соблюдаются ли «Десять заповедей родительства", разработанные Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоуховой,Л.А. Обуховой:
1 Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2 Не думай, что ребенок твой: он божий.
3 Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - треть­ему: это необратимый закон благодарности.
4 Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
5 Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше. Потому что у него еще нет привычки.
6. Не унижай!
7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь - если можешь - и не делаешь.
8. Помни - перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве, - для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.
Обсудите в малых группах, в чем взаимосвязь данных правил (принципов, "заповедей") и конфликта "родители-дети".
Этап 4. Развитие рефлексивно-оценочной деятельности:
 Задание 1. Напишите "лесенкой" понятия, которыми овладели.
Задание №2. Проанализируйте сущность таких типов разрешения конфликта, можно сказать, стилей поведения в конфликтной ситуации, как: соперничество (конкуренция), избегание, приспособление, сотрудничество, компромисс. Какого стиля придерживайтесь вы?
Задание №3. Надеемся, что вам удалось определить, являетесь вы конфликтной или неконфликтной личностью. Если считаете себя конфликтным человеком, то важно учить­ся управлять собой. Это легче сделать, если знаешь типы конфликтных личностей (де­монстративного типа, ригидного типа, неуправляемого типа, сверхточного типа, кон­фликтная личность бесконфликтного типа) и осознаешь себя в конфликтной ситуации.
Проанализируйте, к какому типу личности относитесь и что можете пред­принять, особенно если вы конфликтны, в плане позитшизации взаимодействия с окружающими (коллегами по работе, с детьми, с их родителями и др.
Задание № 4. Изучите данные, полученные Н.Ю. Синягиной в результате опроса 250 подростков. Это позволило исследователю выявить наиболее значимые качества педагога, которому дети могли бы доверить свои проблемы: широкая эрудиция, склонность замечать в людях доброе и хорошее; преподавательское мастерство, любовь к детям; любовь к профессии; умение доводить начатое дело до конца, творчество в работе; доброта, терпимость; требовательность к детям; коммуникативность, использование нового, передового в работе; скромность, самостоятельность в работе; внешняя привлекательность.
Взгляните на себя с позиции этих требований со стороны детей (родителей). При необходимости поставьте перед собой цель в самосовершенствовании, что в будущем поможет избе жать многих конфликтных ситуаций с семьей.
Задание № 5. С целью подведения общих итогов (результативности) занятия и самоконтроля выполните следующую работу: допишите недостающие слова, фразы. При необходимости сверьте свой ответ с ответами, размещенными в кон­це задания.
1. Конфликтология - это ... научная дисциплина и вместе с тем сфера .... ... .
2. Конфликт - резкое ... противоречия и ... сторон-участников в решении проблемы.
3. Конфликтная ситуация - это ... сторон, каждая из которых преследует свои цели, ..., ... или ... решения проблемы, имеющей значимость для участ­вующих.
4. Инцидент- ... или ... ..., провоцирующих резкое обострение ... и начало
борьбы между участниками конфликтной ситуации, это - повод для конфликта.
5. Виды конфликтов: ...,..., ... и другие.
6. Избегание, соперничество, приспособление, компромисс - это ... поведе­ния в конфликте.
7. Механизмами психологической защиты в конфликтной ситуации являют­ся: отрицание,...,...,..., рационализация, замещение и другие.
8. Предупредить конфликт ... ..., чем ... разрешить его.
9. Профилактика - это действия, направленные на сведение ... ... вероятно­сти возникновения конфликта субъектов взаимодействия.
10. Конфликтом можно ....
11. Причины конфликтов во взаимодействии родителей и детей: ... родите­лей к ребенку; возрастные ...; ... особенности детей и родителей; неблагоприят­ное влияние других ... людей.
12. Наиболее эффективный способ разрешения конфликта - ....
13. Формами завершения конфликта являются: насилие, ..., ... .
14. Огромную роль в профилактике, разрешении конфликта имеет ...: выяс­нение того, что скрывается за жалобой, суждением и т.п. (нерефлексивное ...), пробуждение доверия (эмпатичное ...).
15. Ложь, неосознанность, цинизм и т.д. характерны в конфликте для ....
16. Эффективнее в конфликте сначала выяснить ... собеседника, а затем .......
17. Убеждая человека в чем-то, важно исходить из его собственных ....
18. Если в своих доводах обнаруживаем ошибку, то лучше признать ее раньше, чем на это укажет ....
19. Насилие и социальное давление, суд, арбитраж, медиация - завершение конфликта с помощью ... ... .
20. Для медиации характерно выведение переговоров на путь сотрудничест­ва и ориентация их на результат "...-...".
Ответы: 1 - прикладная, практической работы; 2 - обострение, борьба; 3 -противоборство, мотивы, средства, способы; 4 - действие, совокупность дейст­вий, противоречия; 5 - внутриличностные, межличностные, групповые; 6 - стратегии; 7 - вытеснение, проекция, идентификация; 8 - гораздо легче, конструтивно; 9 - к минимуму; 10 - управлять; 11 - отношение, кризисы, личностные, значимых; 12 - переговоры; 13 - разъединение, примирение; 14 - слушание, слушание, слушание; 15 - манипуляторов; 16 - позицию, излагать свою; 17 рассуждений; 18 - партнер; 19 - третьей стороны; 20 - "выигрыш - выигрыш"
 Заданием №5 (традиционное).
Что вам понравилось на занятии?
Реализованы ли, на ваш взгляд, цели занятия?
Что хотелось бы организовать по-другому?
Какое настроение у вас преобладало на занятии?
Какие уровневые нагрузки испытывали (трудно, приемлемо, легко и др.)?
Что учесть преподавателю по содержанию и организации последующих занятий?
Над чем следует поработать самому - будущему педагогу - по проблеме профилактики, разрешения конфликтов?
Литература:
1 Анцупов, А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе / А. Я. Анцупов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 208 с.
2 Барлас, Т. В. Популярная психология : От конфликтов к обретению "Я" / Т. В. Барлас. - М.: Издательский центр "Академия", 1997. - 160 с.
3 Конфликтология : учебник ; под. ред. А. С. Кармина. - 2-е изд. испр. -СПб.: Издательство "Лань", 2000. - 448 с.
4 Маленкова, Л. И. Педагоги, родители, дети : метод пособие / Л. И. Мален­кова. -М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2000. - 204 с.
5 Мак-Кей М. Укрощение гнева / М. Мак-Кей, П. Роджерс, Ю. Мак-Кей. -СПб.: Питер Пресс, 1997. - 352 с.
6 Социальная Конфликтология : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведе­ний / Н. П. Дедов [и др.] ; под ред. А. В. Морозова. - М. : Издательский центр "Академия", 2002. - 336 с.
7 Синягина, Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н. Ю. Синягина. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.-96 с.
8 Станкин, М. И. Если мы хотим сотрудничать : книга для преподавателей и воспитателей / М. И. Станкин. - М.: Издательский центр "Академия", 1996. - 384 с.
Проанализируйте перечень книг по теме занятия. Какие из рекомендован­ных книг имеются в вашей библиотеке?
Домашняя самостоятельная работа по теме
Задание № 1. Подготовить:
- краткий реферат по вопросу 1 (готовят два - три студента);
- сообщение по вопросу 2;
- краткий анализ одного из конфликтов "учитель - ученик", «учитель - роди­тель» и др. в период педагогической практики (выполняет группа студентов);
- сообщение по вопросу3.
- аннотированное выступление ("Конфликтология"; под ред. А.С. Кармина. - СПб,2000) на тему "Технология разрешения конфликтов" (готовят два студента).
Литература: 4, с. 37-47; 6, с. 264-321; 8, с. 129-157.
Задание №2. Составить конспекты уроков-тренингов с родителями на темы «А если не хочет?», «Как разрешить конфликты» по книге Ю.Б. Гиппенрейтер. (Общаться с ребенком. Как? – М. : ЧеРо, Сфера, 2005. – С.39-60; 131-150); разрабатывают четыре студента.


Комментариев нет:

Отправить комментарий