вторник, 25 марта 2014 г.

КОЛЛЕКТИВНЫЕ И ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ

Практические занятия № 7-8
КОЛЛЕКТИВНЫЕ И ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ (4 часа)
Цели занятия: усвоение, актуализация и систематизация знаний о сущности педагогической культуры родителей; освоение методики создания системы пси­холого-педагогического просвещения; овладение технологией, формами обуче­ния и воспитания родителей.
Ключевые знания:
сущность понятий "педагогическая культура", "система психолого-педагогического просвещения", "обучение" и "воспитание" родителей;
• различные подходы к проблеме совершенствования педагогической куль­туры семьи;
• формы взаимодействия педагога с родителями, направленные на эффек­тивное их обучение, воспитание;
• показатели уровня сформированности педагогической культуры родителей;
• инновационный опыт совершенствования педагогической и этической куль­туры семьи.
Умения, способы деятельности:
изучать уровень педагогической культуры родителей, их потребности, ин­тересы по ее совершенствованию;
• разработать систему психолого-педагогического просвещения семьи;
• применять формы обучения родителей с учетом их подготовленности;
• использовать технологию и формы организации процесса обучения роди­телей с учетом инновационного опыта известных отечественных и зарубежных школ;
• привлекать к обучению родителей на основе их выбора (индивидуальные программы; группы тренинга и т.п.).
Форма изучения: практическое занятие, самостоятельная работа студента.

Блок 1. Информационно-оценочный
Основные вопросы:
1. Сущность педагогической культуры родителей, условия ее развития.
2. Различные подходы к проблеме совершенствования педагогической куль­туры семьи.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4. Коллективные и групповые формы обучения родителей.
Вопрос 1. Сущность педагогической культуры родителей, условия ее развития
Э т а п 1. Выявление уровня усвоенных знаний (на основе домашней са­мостоятельной работы):
- краткие сообщения студентов.
Этап 2. Систематизация знаний:
Задание 1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. Культура педагогическая - уровень усвоения человеком, специалистом сложившегося в обществе социально-педагогического опыта, реализация этого опыта в повседневной деятельности и уровень ее результативности. Культура пе­дагогическая проявляется в различных сферах общения, поведения, управленче­ской и воспитательной деятельности (Л.В. Мардахаев).
2. Педагогическая культура родителей, по мнению В.В. Чечета, - это "педагогическая подготовленность и зрелость их как воспитателей, которая дает реальные поло­жительные результаты в процессе семейного и общественного воспитания детей. Педа­гогическая культура является составной частью общей культуры родителей, в которой заложен опыт воспитания детей в семье, приобретенный разными категориями родите­лей непосредственно в своей стране, других странах, а также взятый из народной се­мейной педагогики" [10, с. 214].
3. В педагогическую культуру родителей, в их педагогическую подготов­ленность И.В. Гребенников включает: определенную сумму психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также вырабо­танные в процессе практики навыки по воспитанию детей.
Педагогическая деятельность родителей делится на конструктивную (опре­деление цели воспитания, выбор его форм и методов), организаторскую (орга­низация жизни и деятельности детей и своей собственной), коммуникативную (установление оптимальных взаимоотношений между родителями, родителями и детьми, самими детьми и т.п.).
Автор отмечает, что взаимодействие всех этих видов педагогической дея­тельности в значительной степени обусловливает педагогическое мастерство, важным компонентом которого является педагогический такт, характеризую­щийся вдумчивым и внимательным отношением к детям, умением быть чутким, справедливым, но и требовательным [2, с. 13-14].
4. В педагогической культуре выделяют такие уровни: реликтовый (сло­жившиеся педагогические нормы, способы и т.п. организации воспитательного процесса, которые существуют и действуют независимо от того что не соответ­ствуют требованиям социальной ситуации); актуальный уровень (соответствует требованиям социального заказа, сложившейся ситуации и т.п.); третий уровень основан на высоком уровне компетентности.
5. Сегодня уделяется большое внимание изучению проблемы педагогиче­ской компетентности родителей.
По мнению В.А. Петровского, педагогическая компетентность предполагает. 1) способность к ценностному самоопределению в отношении целей и средств воспитания, перспектив развития личности воспитанников; овладение определен­ными технологиями педагогической работы и постоянное повышение педагогиче­ского мастерства; 2) развитие педагогической рефлексии.
6. Авторы (Г.А. Бутрим, И.А. Мельничук, Г.И. Малейчук и др.) учебного пособия "Работа с родителями" (Минск, 2003) отмечают, что надо изменить общий взгляд на проблему обучения и воспитания родителей. Выделяют усло­вия эффективности этой работы:
знать запросы, потребности родителей, уровень их педагогической культуры;
школе необходимо заботиться о привлечении к педагогическому всеобучу роди­телей квалифицированных специалистов, которых немало и среди членов семьи;
классному руководителю необходимо иметь четкую, согласованную с роди­телями программу совершенствования их педагогической культуры на опреде­ленный период (лучше - на год, с последующим продолжением);
задействовать разнообразные как традиционные, так и нетрадиционные формы просвещения, научения родителей;
занятия организовывать систематически, в специально отведенное для этого время (лучше в традиционный день) на основе договоренности с родителями класса (объединение нескольких классов нецелесообразно, особенно для тренинговой работы с родителями, да и беседа, дискуссия и др. эффективнее про­ходят в малых группах);
полезно дифференцировать работу с членами семьи (с мамами, папами, ба­бушками и др.);
чаще приглашать на совместное обучение обоих родителей; подобную тра­дицию надо развивать, поддерживать;
тем, кто организует и проводит работу по обучению и воспитанию родите­лей, важно хорошо знать научно-методическую литературу по данной проблеме, инновационный опыт и уметь это донести до родителей с помощью эффектив­ных технологий, форм;
развитие педагогической культуры родителей должно стать традицией как школы, так и каждой семьи.
7. И педагогам, и родителям надо четко представлять показатели уровня педа­гогической культуры родителей. Исследователи выделяют такие из них:
1). Осознание (понимание) задач семейного воспитания с учетом требова­ний времени, положительных и отрицательных факторов воздействия на семью и воспитание детей.
2). Применение в комплексе разнообразных средств, форм и методов, кото­рые необходимы для реализации задач семейного воспитания с учетом возраст­ных и индивидуальных особенностей детей.
3). Наличие контактов и способов взаимодействия родителей с педагогами и другими специалистами, представителями учреждений и служб микросоциума.
4). Участие в педагогическом обучении, самообразовании и самовоспитании.
5) Способность на основе психолого-педагогических знаний и практики се­мейного воспитания создавать в семье благоприятные условия для полноценно­го развития детей, гуманизации их жизнедеятельности.
6) Участие в обучении других родителей на основе знаний, своего положи­тельного опыта воспитания детей [10, с. 224-227].
Задание № 2. Познакомьтесь с содержанием притчи:
Скорпион просит лягушку перевезти его через реку.
"Нет, ты можешь ужалить меня", - отвечает лягушка.
"Я тебя не трону, - отвечает скорпион, - потому что, если я тебя ужалю, мы оба утонем".
Согласившись с его доводами, лягушка берется перевезти его через реку. На полпути скорпион вдруг жалит лягушку. Они начинают тонуть, и, барахтаясь в воде, лягушка спрашивает его: "Зачем ты это сделал?"
"Потому что - отвечает скорпион, - такова моя натура" [11, с. 20].
Какую характеристику можно дать категории родителей, которые чем-то схожи со скорпионом?
Нужно ли ставить в обучении цель: изменить свою собственную натуру? Учить родителей ставить подобную цель? Ответ обоснуйте.
Задание № 3. Изучите компоненты, которые И.А. Хоменко включает в структуру педагогической компетентности родителей:
умение ставить и развивать воспитательные задачи;
владение основными приемами реализации воспитательных задач;
умение анализировать свой опыт;
умение прогнозировать результаты применения воспитательных стратегий;
умение создавать обстановку доверия, психологической безопасности и равноправного сотрудничества с ребенком;
умение изменить свое поведение в зависимости от поведения ребенка;
умение учитывать потребности ребенка не в ущерб собственным;
устойчивое психоэмоциональное состояние;
адекватная самооценка;
спокойствие и уверенность в своих воспитательских возможностях;
применение оригинальных приемов в воспитании ребенка.
Какие из составляющих вам хотелось бы оставить в структуре компе­тентности, какие - изменить, объединить и т.п., то есть как представить структуру по-другому? Ответ обоснуйте.
Задание № 4. Ответьте на вопросы:
1. Как вам видятся цели и задачи совершенствования педагогической культуры членов семьи?
2. Как взаимосвязаны между собой педагогическая компетентность родите­лей и их педагогическая культура?
3. В чем сущность педагогического мастерства, которое по мнению некото­рых, ученых, является составляющей педагогической культуры родителей?
4. Возможно ли добиться, чтобы каждый из родителей учащихся стал педа­гогом-мастером в деле воспитания? Ответ обоснуйте.
5. Какую роль играет развитие позитивных традиций взаимодействия школы и семьи в совершенствовании педагогической культуры родителей? Раскройте эти позитивы.
6. Всегда ли взгляды педагогов и родителей на предмет совершенствования деятельности семьи в области воспитания совпадают? Ответ обоснуйте.
7. Могут ли родители выполнять роль помощников классного руководителя в осуществлении программы педагогического всеобуча? Охарактеризуйте эти группы родителей с учетом того, на какую помощь с их стороны можете рас­считывать в своей будущей деятельности.

Вопрос 2. Различные подходы к проблеме совершенствования педагогической культуры семьи
Этап 1. Выявление уровня усвоенных знаний (на основе домашней самостоятельной работы):
- обсуждение реферата по вопросу 2.
Э т а п 2. Систематизация знаний:
Задание № 1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. "Мировая практика психологической помощи детям и их родителям пока­зала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.
Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии -известный американский психолог Карл Роджерс - назвал его "личностно-центрированным", то есть, ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься" [3, с. 5-6].
2. Зарубежные исследователи часто употребляют такой термин, как "воспи­тание родителей" (Дж. Лэм, У. Лэм и др.).
Ю. Хямяляйнен в книге "Воспитание родителей" (М., 1993) отмечает, что воспитание родителей - это попытка помочь современной семье в выполнении ею функций воспитания.
Употребляется и такой термин, как "образование родителей". Американ­ский специалист М. Дж. Фаин вкладывает в это определение следующий смысл: теоретически обоснованную и систематически внедряемую программу с целью передачи знаний, формирования соответствующих представлений или навыков  в различных областях семейного воспитания.
3. Представляют интерес для педагогов-практиков идеи по различным ас­пектам семейного воспитания, которые выдвигались, реализовывались в прак­тике российскими и белорусскими учеными. Это:
опора на гуманистические идеи семейной педагогики в рамках "свободного воспитания" (Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель, С.Т. Шацкий);
использование принципа народности (К.Д. Ушинский, его последователи Е.В. Водовозова, П.Ф. Лесгафт и др.);
опора на труд (П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко, В.А. Сухо-млинский и др.);
неделимость школьно-семейного воспитания; родители - субъекты педаго­гического процесса (К.В. Вентцель, П.П. Блонский, В.В. Зеньковский, В.А. Су-хомлинский, Ш.А. Амонашвили. и др.);
воспитание свободоспособной личности (О.С. Газман, Б.З.Вульфов и др.);
теоретико-методические основы просвещения родителей (Т.В. Воликова, В.А. Маишева, В.Г. Сенько, О.Н. Урбанская и др.);
совершенствование педагогической культуры родителей (И.В. Гребенников, В.В. Чечет и др.);
системность во взаимодействии школы и семьи, которое основано на принципах сотрудничества, сотворчества и т.п. (Л.В. Байбородова, В.С. Богословская Н.И. Дереклеева, В.А. Караковский, Л.И. Маленкова, Н.Е. Щуркова и др.).
4. За рубежом утвердились два направления, которые лежат в основе обра­зования родителей: подготовка будущих родителей (работа с детьми старшего школьного возраста), обучение родителей.
Существует большое количество программ, основанных на тренингах, семина­рах и т.п., в которых отдается предпочтение тому или иному аспекту семейного вос­питания (общению, учебе детей, девиантному поведению и т.п.).
Формы и места обучения родителей самые различные: школа, по месту житель­ства, клиника и др. Продолжительность - от нескольких дней до нескольких месяцев,
5. Педагогам при разработке обучающих программ для родителей важно знание различных подходов, концепций воспитания родителей. Особенно ценны модели, в которых представлено технологическое обеспечение программ, раз­работаны его научные основы.
Имеющие популярность за рубежом, получившие востребованность в прак­тике работы нашей школы с родителями - следующие основные подходы:
Первый подход основан на психоанализе. Основоположник теории воспи­тания родителей немецкий ученый А. Адлер в работе "Практика и теория инди­видуальной психологии" (1995, перевод) представил критерии воспитания ро­дителей и семейной терапии; в основе его теории - принцип взаимодействия членов семьи, которое основано на "равенстве", "сотрудничестве", "естествен­ных результатах". Согласно ему, родителям важно соблюдать два принципа воспитания: отказ от борьбы за власть, учет потребностей ребенка.
В настоящее время система А. Адлера очень популярна в США, Канаде, неза­висимо от того, что первые центры были организованы еще в 1919 году. Уже в 1927 году в Вене работало 22 центра и 20 - в других европейских странах.
Обучение осуществляется на основе двух моделей: 1) организация групп самими родителями (изучение идей А. Адлера, обмен опытом и др.); 2) создание центров по педагогическому обучению родителей (консультирование родите­лей, детей, педагогов специалистами).
Представителем психоаналитического направления явился Р. Дрейкурс, по­следователь А. Адлера. Именно Р. Дрейкурс сформулировал принципы, которые лежат в основе адлеровского учения:
- семья - это организация, деятельность которой строится на понимании каждым членом своих задач и ограничений;
- чувства следуют за мыслью и поведением. Человек относится дружелюб­но к тем, кто отвечает ему тем же. Члены семьи должны совместными усилиями создавать теплые и дружеские отношения между собой;
- люди могут сотрудничать будучи только равноправными, а это означает, что каждый член семьи должен научиться уважать другого как равноправную личность;
- разум больше помогает в воспитании, чем сила. Родители должны избе­гать конфликтов с детьми;
- в воспитании нужно следовать внутренней логике взаимоотношений: дать детям почувствовать последствия своих действий и поведения - так ребенок поймет, как устроен мир. Не надо контролировать детей с позиции силы.
Второй подход - это учебно-теоретическое направление (модель), в основе которого - метод эмпирического моделирования в обучении родителей (пере­учивание, изменение окружающей среды, научение родителей управлять собст­венным поведением и т.п.), то есть родителей учат быть "техниками поведения". Большое значение при этом придается формированию навыков социального на­блюдения, изучению принципов теории и их реализации в воспитании детей, участию в оценочных программах и др.
В основе этого направления - общая теория бихевиоризма (Ватсон, Уотт-сон, Скиннер). На основе учебно-теоретической модели за рубежом создано большое количество программ обучения родителей.
Третий подход - "модель чувственной коммуникации" Т. Гордона, которая получила широкое распространение как за рубежом (организуются курсы для родителей, издаются книги, методические материалы и др.), так и в отечествен­ной практике, особенно после издания книги А. Фромма, Т. Гордона "Популярная педагогика" (Екатеринбург, 1997), которая адресована прежде все­го родителям.
Главный тезис Т. Гордона: проблемы родителей обусловлены их психолого-педагогической некомпетентностью; "родителей поучают, но не обучают".
Основной метод обучения - тренинг, который направлен на обучение навы­кам общения, умениям налаживать коммуникативные отношения. Для этого ро­дителям важно соблюдать в отношениях с детьми такие условия: слушать и слы­шать ребенка; довести до его сознания собственные слова, свои чувства; руковод­ствоваться принципом "оба правы". Отсюда вытекает, что одним из эффективных методов является договор, соглашение.
Философская основа взглядов Т. Гордона базируется на учении о теории личности К. Роджерса, который явился родоначальником гуманистического на­правления в психологии. Признавал, что человек изначально способен меняться в лучшую сторону, надо лишь создать условия для удовлетворения его потреб­ности в самовыражении ("в самоактуализации" как утверждал другой предста­витель гуманистического направления - А. Маслоу).
Четвертый подход. В основе его - трансакциональный анализ (Э. Берне, М. Джеймс, Т. Харрис, Д. Джонсвард). Тгапзасйо (лат.) - соглашение, сделка; со­глашение, которое достигается в результате взаимных уступок.
На основе данной модели родителей учат находить общий язык с детьми: умело объяснять им свои нужды, понимать ребенка. Если родители научатся трансащиональному анализу, то и дети перенимают этот "язык", что помогает им легче решать свои проблемы.
Т. Харрис считал, что "лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям".
Пятый подход - создание модели групповой терапии, которая разработана X. Джинотом; в основе модели - практическая помощь родителям. Последователи X. Джинота, американские психологи Дж. Лэм и У. Лэм, сформулировавшие принципы воспитания детей (слушать ребенка; предупреждать зло, гнев; прояв­лять чувства без агрессии), обогатили теорию и практику работы с родителями.
В основном модель X. Джинота представляет собой групповые консуль­тации, в процессе которых родители получают как можно больше практических навыков за счет инструктажа.
6. В практике работы школы с родителями наряду с психолого-педагогичес­ким просвещением, которое, как правило, носит коллективный характер, активно внедряются такие групповые, индивидуальные формы, как тренинг, консультирование и др. Этому во многом способствуют методические пособия, книги, которые издаются в последнее время: Ю.Б. Гиппенрейтер. Общаться с ребенком. Как? - М., 2005; Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс. Коммуникатив­ный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб., 2005; Е.В. Сидоренко. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - СПб.. 2003 и др.
Задание № 2. Обсудите (парами) и запишите на основе изучения подходов из отечественной и мировой практики достоинства обучения родителей в группах.
Задание № 3. Изучите этапы (можно сказать виды) обучения (воспитания) родителей: 1) латентный (скрытый), предполагающий воспроизведение методов воспитания своих родителей; 2) традиционный, который предполагает передачу знаний (принят в нашей культуре); 3) ситуативный (оказание, при необходимо­сти, услуг: консультирование, помощь и т.п.); 4) рефлексивный (лучше -"рефлексивно-оценочный"), связанный с анализом родителями своих знаний, действий, результатов и т.п.
Нужно ли при выборе подхода к обучению родителей учитывать названные этапы образования родителей? Ответ обоснуйте.
Задание № 4. Ответьте на вопросы:
1. В чем сущность (в педагогическом значении) понятия "подход"?
2. Основывается ли подход (в том числе и к обучению родителей) на той или иной теории? Ответ обоснуйте.
3. Какие подходы к совершенствованию педагогической культуры родите­лей имеются в мировой практике?
4. Какое из подходов в обучении родителей вам хотелось бы взять за основ) в своей будущей работе? Ответ обоснуйте.

Вопрос 3. Психолого-педагогическое просвещение родителей
Э т а п 1. Выявление уровня усвоенных знаний (на основе домашней самостоятельной работы):
- сообщения студентов;
- обсуждение реферата "Система просвещения родителей в инновационном опыте В.А. Сухомлинского".
Этап 2. Систематизация знаний:
Задание № 1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. В словарях "просвещение" трактуется как: "распространение знаний, обра­зование" (С.И. Ожегов), как "информирование, передача знаний" (Г.М. Коджаспи-рова, А.Ю. Коджаспиров), "распространение знаний, образование в системе обра­зовательных и дополнительных учреждений в стране" (В.М. Полонский).
2. Исследование, проведенное белорусским ученым В.В. Чечетом, дает ос­нование утверждать о достаточной самоуверенности будущих родителей (моло­дых людей, вступающих в брак) в воспитании своих детей. Автор объясняет это тем. что они:
1) не представляют всех сложностей, трудностей и противоречий в семей­ном воспитании;
2) не предвидят непредсказуемых действий, поступков и поведения детей на разных возрастных этапах; .
3) не понимают глубины, сложности и деликатности семейных отношений;
4) не прогнозируют и не оценивают объективно себя в качестве воспитателей;
5) не знают важнейшей отечественной и зарубежной психолого-педагоги­ческой литературы по проблемам воспитания детей вообще, семейного в част­ности [10, с. 215-216].
3. Педагогическое просвещение родителей (ППР) рассматривается сегодня не только как передача определенных знаний, как пропаганда, а шире: его назначе­ние обучить родителей применять освоенные знания; для родителей дается право выбора осваивать те стратегии и тактики, которые им импонируют, соответству­ют их потребностям, запросам. Поэтому во многих книгах употребляется такое выражение: "психолого-педагогическое просвещение и обучение родителей".
4. Педагогическое просвещение родителей преследует следующие цели:
1. Помочь овладеть современными знаниями и умениями, необходимыми для полноценного воспитания ребенка в семье.
2. Обеспечить педагогическое взаимопонимание учителей и родителей в во­просах всестороннего развития детей.
3. Активизировать и стимулировать возможности родителей и других чле­нов семьи в воспитательной деятельности.
Для достижения выделенных целей В.С. Богословская предлагает решение таких задач:
обогащать родителей знаниями в области педагогики и психологии; попу­ляризировать и разъяснять практическую ценность результатов новейших педа­гогических и психологических исследований;
регулярно проводить встречи родителей, членов семьи с социальными педа­гогами, психологами, психиатрами;
налаживать широкий обмен опытом семейного воспитания;
пропагандировать лучший индивидуальный опыт родителей в воспитании детей, достижения в самосовершенствовании; учитывать потребности и жела­ния родителей при построении системы педагогического просвещения, наибо­лее адекватные для данной школы [1, с. 75].
5. Педагогическое просвещение родителей должно быть основано на тех же принципах, что и взаимодействие педагога с семьей в целом. Исследователи выделяют такие из них, как открытость, информированность, соотношение дея­тельности педагога с ожиданиями и запросами родителей; стимулирование ро­дителей к сотрудничеству.
6. Для того чтобы деятельность педагога была успешной, ее нужно строить системно. Систематизировать деятельность педагога по организации педагоги­ческого взаимодействия с семьей можно на основе системно-функциональной теории педагогической деятельности. Согласно этой теории процесс решения любой педагогической задачи предполагает реализацию следующих объектив­ных функций: диагностической, целевой, планирования, организаторской, мобилизационно-побудительной, коммуникативной, формирующей, контрольно-аналитической и оценочной, координирующей [7, с. 96].
7. Система психолого-педагогического просвещения родителей невозможна без целенаправленной, четкой программы, которую целесообразно (в отноше­нии сообщества "педагог-родители-дети" в "системе-класс") составлять не ме­нее, чем на год, в соответствии с определенной логикой, которую И.А. Хоменко представляет следующим образом:
1 этап - диагностико-моделирующий, на основании которого появляется информация о содержании и формах ППР.
2 этап - информационно-ориентировочный, предполагает теоретическое изучение курса и является подготовкой к следующему этапу.
3 этап - информационно-деятельноетный: вырабатываются навыки эффек­тивного взаимодействия на основе использования как теоретических, так и практических знаний и умений.
4 этап - рефлексивно-оценочный, позволяет закрепить полученные знания и переосмыслить свою позицию.
Задание № 2. Программа ППР, как система, обязательно базируется на оп­ределенных идеях:
1). Аксиологизация знаний для родителей.
2). Соблюдение интересов, потребностей родителей в выборе направления просвещения, принципа персонификации - в технологическом обеспечении программы.
3). Информационно-деятельноетный характер содержания образования.
4). Творческий характер деятельности, в которую включены родители.
5). Движение к высшей форме взаимодействия в обучении - сотрудничеству.
6). Автономность в применении полученных знаний, умений.
7). Рефлексивно-оценочная деятельность всех субъектов образовательной программы.
Выберите (в парах) одну из представленных идей и раскройте ее смысл.
Задание № 3. Познакомьтесь с трактовкой понятия "родительская позиция", которую раскрывают Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий в работе "Семейная пси­хология" (Л., 1990). Педагогу важно помочь родителям ее освоить. Для данной позиции характерны такие свойства:
а) адекватность (наиболее близкая к объективной оценка психологических и характерологических особенностей ребенка и построение воспитательного воз­действия на основе такой оценки);
б) динамичность (способность изменять методы и формы общения и воз­действия на ребенка применительно к его возрастным особенностям, конкрет­ным ситуациям, условиям жизни семьи);
в) прочность (направленность воспитательных усилий в будущее, в соответ­ствии с теми требованиями, которые ставит перед ребенком дальнейшая жизнь)
Назовите тему для беседы, тренинга, игры, консультации и т.п. с родите­лями, которая будет направлена на развитие тех или иных сторон их воспи­тательной позиции в отношении к ребенку.
Задание № 4. В результативность педагогического просвещения одни ученые включают такой показатель, как уровень педагогической культуры; другие - педагогическую компетентность, удовлетворенность родителей (характером взаи­модействия с ребенком; процессом обучения и его результатами и т.п.).
Проанализируйте показатели успешности педагогического просвещения родителей.
Что вы будете брать за основу результативности педагогического про­свещения, обучения родителей в будущей деятельности?
Задание № 5. Ответьте на вопросы:
1. Какова цель психолого-педагогического просвещения родителей?
2. Какие задачи вытекают из цели просвещения родителей?
3. Как соотносятся между собой понятия "просвещение родителей" и "обу­чение родителей"?
4. Согласны ли вы с утверждением, что "программа просвещения родителей" - это система деятельности педагога (других специалистов) и членов семьи? От­вет обоснуйте.
5. На каких принципах (идеях) строится программа просвещения родителей?
6. Какие компоненты (составляющие, этапы), как правило, входят в прог­рамму просвещения родителей?
Вопрос 4. Коллективные и групповые формы обучения родителей
Этап 1. Выявление уровня усвоенных знаний (на основе домашней самостоятельной работы):
- сообщения студентов;
- обсуждение реферата "Формы обучения родителей в авторской системе Ш.А. Амонашвили";
- ознакомление с аннотацией на книгу Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоуховой, Л.А. Обуховой "Нетрадиционные формы работы с родителями". - М.: 5 за зна­ния, 2005.
Этап 2. Систематизация знаний:
Задание №1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. Результативность обучения родителей (членов семьи) во многом зависит от выбора форм: массовые, групповые, индивидуальные. Каждый из педагогов имеет право на выбор, памятуя о том, что каждая из форм должна прежде всего способствовать приобщению родителей к участию в творческом процессе взаи­модействия "учитель-дети-родители", совершенствованию их педагогической культуры, а в результате - педагогизации домашней среды, усилению воспита­тельного потенциала семьи.
2. Универсальная форма взаимодействия педагога с родителями - это роди­тельское собрание, так как оно вбирает в себя, при хорошем научно-методическом и организационном обеспечении, все функции по отношению к семье. И, несомненно, одной из важнейших из них является совершенствование педагогической культуры родителей. Решение на родительском собрании задач различного рода (организационных, диагностических, прогностических, обу­чающих и др.) экономит время педагога и родителей, придает взаимодействию целостность, системность. Но для этого педагог должен хорошо владеть технологией использования этой формы работы, придерживаться четко выработанных условий, правил.
3. На основе анализа работ ученых (Л.В. Байбородова, Н.И. Дереклеева, В.С. Богословская, Л.И. Маленкова, М.И. Рожков и др.) условия результативности ро­дительского собрания в повышении педагогической культуры родителей можно сгруппировать таким образом:
педагогу строить отношения с родителями на максимальном уровне доброже­лательности, уважения к ним, заботы о ребенке, его благополучии;
на родительском собрании целесообразно присутствие не только родителей. но и других членов семьи;
в соответствии с программой психолого-педагогического просвещения на каждом из родительских собраний следует отводить время для обсуждения в лю­бой форме (мини-лекция, тренинг, деловая игра, дискуссия и т.п.) важной для всех родителей проблемы развития, воспитания ребенка; необходимо анализиро­вать совместную деятельность в триаде "педагог - родители - дети" и планиро­вать участие родителей в этой деятельности на следующий месяц;
обязательно сообщать тему, которая будет изучаться на следующей встрече с родителями, с краткими комментариями: "что узнают", "в какой форме (беседы, тренинга и т.п.)", "какая подготовка необходима с их стороны" и т.п.;
родительское собрание должно быть направлено на просвещение родителей, а не только на обсуждение плохой успеваемости отдельныхучащихся, для чего существуют другие формы работы - индивидуальные;
тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе целей и задач работы школы (класса) и запросов, потребностей родителей;
иногда родительское собрание можно проводить совместно с детьми на те­му, которая на пользу одним и другим;
для достижения результативности родительского собрания важно единство его содержания и формы, включающих как теоретический (знания), так и прак­тический (умения) уровни;
полезно снабжать родителей соответствующими информационными мате­риалами (книгами, памятками, видеоматериалами, аудиокассетами и др.), в под­готовке которых могут принимать участие и отдельные родители;
ни в коей мере родительские собрания не следует затягивать по времени (дос­таточно 1-1,5 часа, при условии, что они проводятся ежемесячно);
в конце родительского собрания полезно традиционно включать в рефлек­сивно-оценочную деятельность всех его участников, не исключая и педагога;
важно получить ответы на вопросы: "Чему научились?", "Что можно было бы сделать лучше?", "Что учесть на будущее?" и наметить коррективы в даль­нейшей работе.
4. Р.М. Капралова в книге "Работа классного руководителя с родителями"' (М., 1980) предлагает такие виды родительских собраний: организационные, со­брания по плану классного всеобуча родителей, тематические, собрания-диспуты, собрания-практикумы, игровые.
Как отмечает Е.Н. Степанов, подобный перечень может оказаться полезным для классного руководителя в работе по планированию и подготовке родитель­ского собрания. В работе "Калейдоскоп родительских собраний" (М., 2001) предлагаются из опыта творчески работающих учителей следующие формы ро­дительских собраний: педагогическая мастерская, организационно-деятельностная игра, конференция, диспут, практикум, которые при хорошей подготовке, наилучшим образом будут способствовать развитию педагогической культуры родителей.
5. Конференция - одна из форм психолого-педагогического просвещения, направленная на углубление, расширение знаний родителей по воспитанию де­тей, на педагогизацию домашней среды.
Предполагает обмен опытом воспитания. Как показывает анализ практики, существуют разные виды конференций: научно-практические, теоретические, читательские и др.
Планируя конференцию с родителями, педагогу важно помнить об условиях ее эффективности, то есть проведение конференции целесообразно:
если у педагога и родителей сложились отношения сотрудничества;
родители имеют позитивный опыт семейного воспитания; владеют опреде­ленными навыками передачи интересных идей, технологией в области воспита­ния и т.п.;
используя данную форму работы с родителями, педагогу не следует забы­вать и о своих возможностях (уровне культуры, компетентности во взаимодей­ствии с семьей и др.);
при необходимости, для участия в конференции приглашаются специали­сты, особенно если конференция научного характера, тематическая;
очень результативны читательские конференции ("родительские чтения"), которые проводятся на основе книг. К примеру: "Сердце отдаю детям" В.А. Су-хомлинского, "Педагогика любви и свободы" Ю.П. Азарова, "Семейные портре­ты" Т.М. Афанасьевой, "Мы и наши дети" Л. и Б. Никитиных и.др.;
полезны раздельные конференции отцов и матерей, бабушек и дедушек, о чем свидетельствует опыт авторской школы Ш.А. Амонашвили;
традиционно проводится 1-2 раза в год, так как требует большой подготовки;
может сочетаться с другими формами психолого-педагогического просвещения;
родителям, которые задействованы в конференции, необходимо помогать (сформулировать вопросы, наметить линии обобщения опыта, найти книги и т. п.).
6. Вечер вопросов и ответов (пресс-конференция) проводится на основе во­просов (или опроса) родителей по проблемам воспитания, внутрисемейных от­ношений и др. Хороший эффект дает приглашение на эту встречу специалистов (психолога, медика, социального педагога и др.), что стимулирует родителей к дискуссии, которая может в дальнейшем стать основой для диспута по теме, вы­звавшей интерес у большинства родителей.
При подготовке вечера важно учесть, что основная часть вопросов должна быть известна родителям заранее; некоторые вопросы для размышления роди­телям могут подготовить специалисты, педагоги.
7. Диспут - одна из творческих форм совершенствования педагогической культуры родителей; Достоинства данной формы взаимодействия с семьей в том, что предоставляется возможность:
включить всех участников в обсуждение проблемы;
привлечь родителей к обсуждению наиболее значимых вопросов обучения и воспитания детей (родителей);
создать условия некоторым родителям для самоутверждения за счет такого средства, как знания;
совершенствовать умения вести дискуссию, диалог в русле бесконфликтно­го общения.
При разработке содержания диспута за основу могут быть взяты книги по педагогической проблематике, кинофильмы, спектакли и т.п.
Диспут близок по методике проведения к конференции. Как правило, про­водится 1-2 раза в год, хотя допустимы и другие варианты: все зависит от под­готовленности родителей и классного руководителя, от их обоюдного желания, полезности, значимости для них данной формы общения.
8. Групповая беседа. В зарубежном опыте - одна из распространенных форм обучения родителей. Как правило, родители 1руппируются на основе общих про­блем (дети плохо учатся; дети группы "риска"; дети со схожими заболеваниями и т.п.). Для подобных групп родителей создаются специальные программы.
Подчас учителю самому трудно квалифицированно провести работу с родите­лями в группах, особенно если проблема специфична (дети с девиантным поведени­ем; наркозависимые дети и др.), или набирается много групп для обучения и т.п. В таком случае желательно приглашать специалистов, занятия организовывать не од­новременно, а поочередно ("лесенкой", "в шахматном порядке" и т.п.).
Очень эффективно, если по тем или иным программам ("Скажи нет!", "Спид - не конец жизни" и т.п.), с соответствующей модификацией их содержа­ния, обучение проходят педагоги, родители, дети. В данном случае беседа вы­ступает в тесной взаимосвязи с тренингом, практикумом и т.п
9. Лекция - форма психолого-педагогического просвещения, которая про­водится в том случае, если родители мало знают или совсем ничего не знают по теме, к примеру, "Сексуальное развитие детей: сущность, стадии", а также не­значительны шансы для организации практикума, беседы и т.п. Лучший вари­ант, как показывает опыт, - мини-лекция, которая не занимает много времени, четко структурирована, хорошо сочетается с последующей дискуссией, непри­нужденным обсуждением опыта семейного воспитания и целесообразнее всего - с практикумом (тренингом).
К лекции надо тщательно готовиться: поставить цель, продумать логику, в удобной форме аннотировать то, что надо сказать. Учеными выделено ряд приемов, средств, с помощью которых достигается успех. Это:
каждая лекция по содержанию должна соответствовать уровню подготов­ленности родителей к ее слушанию и одновременно способствовать совершен­ствованию их педагогической культуры;
способствовать развитию позитивного отношения к лекции как к чему-то необходимому, значимому;
в процессе лекции воздействие на слушателей осуществляется тогда, когда слово несет в себе глубокий теоретический и практический смысл по вопросам семейной педагогики;
очень важно, чтобы слово лектора было услышано родителями, поэтому следует пользоваться различными средствами, приемами привлечения к себе внимания слушателя: позаботиться о внешнем виде, который придает уверен­ность; овладеть приемами активизации внимания (выделять главное; опериро­вать интересными жизненными ситуациями; помнить о правилах вербального общения: слово дополнять контактом глаз, грамотно выражаться, не многословить, избегать слов-паразитов; постепенно наращивать экспрессивность и др.); строго соблюдать регламент; в завершение кратко сформулировать основные мысли; поблагодарить слушателей; при этом следует помнить, что чтение лек­ции с текстом в руках, как правило, не дает желаемого эффекта; при всем этом очень важны первые минуты лекции;
немаловажную роль играет и помещение, где организовано чтение лекции: нежелателен яркий свет; хорошо, когда слушатели размещены компактно; не­большую группу не следует размещать в большой зал и др.
10. Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по взаимодействию с детьми, по эффективному решению возникающих ситуаций.
11. Тренинг - форма обучения, близкая к практикуму. Специфика в том, что, _     как правило, тренинг представляет собой систему занятий по обучению родителей.
В педагогической практике наиболее популярны, достаточно хорошо описаны учеными коммуникативные тренинга. Эта форма медленно, но внедряется в прак­тику работы отечественной школы.
Подобные тренинги целесообразно проводить психологу или педагогу, спе­циально прошедшему обучение.
В пособиях авторами даются интересные темы для тренинговой работы (уроки общения с родителями). Так, Ю.Б. Гиппенрейтер рекомендует 10 уроков: "Безусловное принятие", "Помощь родителей. Осторожно!", "Давай вместе", "А если не хочет?", "Как слушать ребенка?", "Двеннадцать против одного, или что нам мешает слушать ребенка", "Чувства родителей. Как с ними быть?", "Как разрешать конфликты?", "А как насчет дисциплины?", "Кувшин наших эмоций" ("Общаться с детьми. Как?" - М., 2005).
Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс, на основе совместной работы с психо­логами, педагогами Санкт-Петербурга, разработали и внедрили программу че­тырехдневного тренинга: день первый - "Азбука общения", день второй -"Вербальные и невербальные средства общения", третий - "Конфликты в пе­дагогической практике", четвертый - "Стресс - менеджмент".
Представляет интерес цикл занятий "Вместе с мамой" (оптимизация детско-родительских отношений): "Давайте знакомиться", "Давайте общаться", "Давайте наблюдать", "Давайте говорить", "Давайте сочинять", "Давайте вспо­минать", "Давайте прощаться" ("Коммуникативный тренинг: педагоги, психо­логи, родители". - СПб., 2005).
12. В практике работы наблюдаются и другие формы просвещения, обуче­ния родителей:
"круглый стол" - дискуссионная форма общения, цель которой - достижение взаимопонимания, педагогического согласия по одной или нескольким программам;
"клуб родителей" - форма общения в рамках клуба просвещения, досуга родителей. Создается по инициативе педагогов и родителей. Может включать родителей учащихся одного класса, параллельных классов, школы; иметь свой устав, программу и средства [1].
13. ''Пятиминутка эрудитов" может выступать как самостоятельная форма групповой работы, а также являться частью (элементом) других форм просвеще­ния родителей (родительского собрания, диспута, практикума и т.п.). Является эффективным средством самоутверждения родителей, активизации их читатель­ской деятельности в области семейной педагогики, стимулирования инертных родителей к самопознанию себя, своих детей.
Методика проста: может быть организована по подобию ринга (для участия выставляются две команды, которые соревнуются в педагогической эрудиции, в умении общаться, в налаживании общего дела и т.п.) или в другой форме - ко­гда несколько родителей специально готовят вопросы на педагогические темы для присутствующих. Те, кто правильно ответили, становятся "эрудитами'' и получают право на подготовку вопросов к следующей встрече.
Получаемый эффект от данной формы работы ощущается при условии пре­вращения ее в традиционную.
Не исключается иногда участие вместе с родителями и детей старшего воз­раста, что полезно для оптимизации их отношений.
14. Одним из практических методов работы с родителями выступает ролевая игра, которая используется как самостоятельная форма работы (на роди­тельском собрании, в сочетании с мини-лекцией и т.п.), а также может быть по­ложена в основу программы тренинга. Достоинства данной формы обучения:
дает возможность родителям проявить свои способности (интеллектуаль­ные, артистические и др.), творческий потенциал;
способствует реализации принципа активности в совместной деятельности пе­дагога и родителей; помогает родителям лучше понять ребенка, входя в его роль;
создаёт основу для осмысления особенностей взаимодействия со своими детьми, то есть для развития навыков рефлексии;
игровая ситуация, представляющая то или иное явление (процесс), хорошо поддается анализу теми, кто наблюдает за поведением игроков со стороны.
Как отмечают Т.А. Фалькович, Н.С. Толстоухова, Л.А. Обухова и др., про­цедура ролевой игры включает два этапа: организация игры и групповое обсуж­дение (анализ).
Для практической работы с родителями наиболее эффективными являются ролевые игры, в которых один участник играет активную роль (родительскую), а другой - подыгрывающую (роль воспитанника). Перед началом проигрывания ролевых ситуаций участникам дается подробная инструкция.
Наблюдатели также получают задание. Анализируют: была ли выполнена поставленная задача? Что помогло участникам достигнуть результатов? Что мешало? Что можно было сделать по-другому для достижения эффекта? И т.п.
В ходе анализа (обсуждения) авторы рекомендуют соблюдать ряд требова­ний: говори, что чувствуешь; не оценивай; говори факты; слушай внимательно; не оправдывайся; запрашивай дополнительную информацию [8].
Задание 2. "Лесенкой" перечислите основные этапы подготовки родитель­ского собрания: определение целей, изучение научно-методической литературы,...
Задание № 3. Обсудите варианты родительских собраний (нетрадиционная форма): собрание-мастерская; собрание-конкурс; собрание-педагогическая игра по книге "Калейдоскоп родительских собраний" [5].
Задание 4. Посовещайтесь в группах и предложите книги, на основе ко­торых целесообразно провести читательские конференции с родителями, с уче­том возраста их детей.
Задание 5. Ответьте на вопросы:
1. Какие существуют формы совершенствования педагогической культуры родителей?
2. Как относитесь к условному делению некоторыми авторами форм взаимо­действия с родителями на традиционные и нетрадиционные? Ответ обоснуйте.
3. Какая из форм проведения родительского собрания вам больше всего им­понирует? Почему?
4. В чем отличие конференции от диспута?
5. Какие требования важно соблюдать при использовании такой формы про­свещения родителей, как беседа?
6. В чем отличие групповой беседы от индивидуальной?
7. Каковы основные структурные элементы тренинга?
8. В чем сходство и различие тренинга и практикума?
9. Может ли ролевая игра явиться основой тренинга или это самостоятель­ная форма обучения родителей? Ответ обоснуйте.

10. Раскройте, какое влияние на выбор форм обучения родителей оказывают потенциальные возможности педагога (индивидуальные особенности, подго­товка и др.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий