Практическое занятие № 1
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ УЧАЩЕГОСЯ (2 часа)
Блок 1.
Информационно-оценочный
Основные вопросы:
1. Различные подходы к
пониманию сущности категории "общение".
2. Профессионально-педагогическое
общение: функции, специфика, стили.
3. Техника педагогического
общения.
Вопрос1. Различные
подходы к пониманию сущности категории "общение"
Э т а п 1. Выявление
уровня усвоенных знаний (на основе домашней самостоятельной работы):
- краткое сообщение по вопросу
1.
Э тап 2. Систематизация знаний:
Задание № 1. Проанализируйте позиции
исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. С позиции
деятельностного подхода общение - это сложный, многоплановый процесс
установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в
совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку
единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Такая трактовка общения основывается на следующих методологических положениях.
Во-первых, она исходит из признания неразрывности общественных,
товарно-денежных и межличностных отношений, в качестве средства которых или
средств взаимодействия выступают "... язык и деньги" ...
Во-вторых, такое понимание этого процесса
базируется на утверждении единства общения и деятельности, предполагающем, что
"любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности
людей" (Г.М. Андреева).
Наряду с деятельностным существуют и другие
подходы. Так, один из подходов к вербальному общению соотносится с теорией
связи и теорией информации и находит отражение в общепсихологических работах
Ч. Осгуда, Дж. Миллера, Д. Бродбента:
в работах по
коммуникации Г. Гебнера,
Д. Берло и
др. Понятия
"информация", "система", "обратная связь'' являются
центральными в этом подходе. Системно-коммуникативно-информационный подход
позволяет определять критерии, условия и способы эффективности коммуникации на
основе учета специфики протекания психических процессов в условиях передачи
информации но каналу связи. Коммуникативный подход позволяет наглядно
представить схему педагогического взаимодействия во всем многообразии входящих
в нее звеньев (источник, ситуация, канал связи, обратная связь и т.д.), что
используется современной педагогикой.
Существует и более общий
социально-психологический подход к интерпретации речевого общения с позиции
взаимодействия людей, интеракционизма. В русле этого подхода подчеркивается
неразрывность связи коммуникации (или общения) и других более широких планов
взаимодействия людей (Б.Д. Парыгин,
Г.М.Андреева) [4].
Задание № 2.
Выберите одно из
понравившихся вам определений понятия "общение". Объясните свой
выбор, которому вы отдаете предпочтение.
1. Общение - это процесс
взаимного обмена мыслями и эмоциями между людьми, иначе говоря, обмен
информацией при их непосредственном межличностном или групповом контакте (А.В.
Мудрик).
2. Общение - взаимодействие
двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с
целью налаживания отношений и достижения общего результата, один из важнейших
факторов психического и социального развития ребенка (С.С. Степанов).
Задание № 3. Проанализируйте взаимосвязь и взаимообусловленность нижеследующих
понятий:
1. Общение - специфическая
форма взаимодействия человека с другими людьми. Взаимодействие (интеракция)
опосредовано общением. Благодаря общению люди могут вступать во
взаимодействие.
2. Взаимодействие - одна из
философских, онтологических категорий. В основе взаимодействия людей всегда
разной степени активность (преобразующая или сохраняющая; созидающая,
развивающая или разрушающая и т.п.). Что касается педагогического процесса, то
в зависимости от таких характеристик взаимодействия, как "осознанность и
целеположенность" (И .А. Зимняя), выступают его формы - сотрудничество и
общение, которые, с одной стороны, связаны между собой (сотрудничество
невозможно без общения), а с другой, общениене всегда достигает уровня
сотрудничества, что дает право говорить об их условной автономии.
3. Отношения - это общефилософская
категория, в которой выявляется родовая сущность психики, отношение сознания к
материи, и категория, в которой выявляется родовая сущность человека -
отношение человека к человеку (Я.Л. Коломинский), Это целостная система
индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными
сторонами объективной действительности (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров).
4. Взаимоотношения с учетом
семантики слова, - это взаимное отношение человека к человеку. Это обязательно
прямые межличностные отношения, непосредственные или опосредованные какими-то
средствами коммуникаций (телефон, телевидение и т.п.), могут быть
одновременными или отсроченными (переписка), но в них всегда должна
сохраняться действительная возможность взаимности (Я.Л. Коломинский). В
педагогическом взаимодействии (с детьми, с родителями и др.) очень важна
позитивная взаимность, выражающаяся во взаимопонимании, взаимовыручке,
взаимоподдержке и т.п.
Задание № 4. Сравните свое мнение с суждением по вопросу сущности общения
известного исследователя Б.Д. Парыгина: "общение - сложный и многогранный
процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс
взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей
друг к другу, и как процесс их взаимовлияний друг на друга, и как процесс
сопереживания и взаимного понимания".
Задание № 5. Ответьте на вопросы:
1. Общение это деятельность
или форма взаимодействия, или то и другое?
2. На каком уровне
взаимосвязаны коммуникативный и деятельностный подходы во взаимодействии
людей? Раскрывает ли коммуникативный подход сам по себе внутреннюю природу
взаимодействия, ее психологические механизмы (потребности, мотивы; цели и
задачи деятельности и т.п.)? Обменяйтесь мнениями.
Вопрос 2.
Профессионально-педагогическое общение: функции, специфика, стили
Э т а п 1. Выявление уровня
усвоенных знаний (на
основе домашней самостоятельной работы):
- доклад по вопросу 2.
Э т а п 2. Систематизация знаний:
Задание № 1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. В "Словаре по
педагогике" (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров) педагогическое общение
определяется как профессиональное общение преподавателя с учащимися в
целостном педагогическом процессе, проявляющееся в двух направлениях: организация
своих отношений с учащимися и управление общением в детском коллективе (А.А.
Леонтьев); профессиональное общение педагога с воспитанниками, имеющее
определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного
климата для их осуществления. Функции: информационная, социально-перцептивная,
самопрезентативная, интерактивная, аффективная. Педагогическое общение входит
в структуру методов и приемов обучения и воспитания и является способом их
реализации.
2. Специфика
педагогического общения заключается в следующем:
- его полиобъектная
направленность (направлено не только на само взаимодействие субъектов
педагогического процесса, но и на организацию, освоение ими знаний,
формирование умений, то есть "характеризуется по меньшей мере тройной
направленностью: на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное
состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения
(усвоения)", в то же время "определяется и тройной ориентированностью
его субъектов: личностной, социальной и предметной";
- единство обучающей,
развивающей и воспитывающей функций в педагогическом общении;
- фасилитативная функция,
которая выражается во всех видах взаимодействия педагога с детьми (с их
родителями и др.). Отмечена американским ученым К. Роджерсом. Суть ее в
поддержке субъекта (объекта) педагогического общения, в самовыражении себя, в
заинтересованности в его успехах и др. [4].
3. Известный исследователь
в области педагогического общения В.А. Кан-Калик обращает внимание на следующие
моменты:
- для продуктивной
коммуникативной деятельности педагог должен знать, что общение пронизывает всю
систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент. Это требует от
педагога умения одновременно решать две проблемы: 1) конструировать особенности
своего поведения (свою педагогическую индивидуальность), то есть стиль
общения; 2) конструировать выразительные средства коммуникативного
воздействия;
- дает такие
характеристики общения в педагогической деятельности:
1) общая сложившаяся
система общения (определенный стиль общения);
2) система общения,
характерная для конкретного этапа педагогической деятельности;
3) ситуативная система
общения, возникающая при решении
конкретной
педагогической и коммуникативной задачи;
- под стилем общения автор
понимает индивидуально-типологические особенности социально-психологического
взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение: а)
особенности коммуникативных возможностей учителя; б) сложившийся характер
взаимоотношений педагогов и воспитанников; в) творческая индивидуальность
педагога; г) особенности ученического коллектива [5].
4. В педагогическом
взаимодействии, общении создаются затруднения ('"барьеры"), с
которыми сталкиваются педагоги, учащиеся, родители и др., что сказывается на продуктивности
общения, деятельности. Эти затруднения в педагогической деятельности, их
причины изучались такими учеными, как Л.И. Божович, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина,
В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, А.К. Маркова и другие.
5. А.И. Зимняя на основе
анализа исследований психологов и педагогов выделяет в педагогическом
взаимодействии следующие области затруднений:
- этно-социокультурная
(затруднения иногда связаны с особенностями этнического сознания, ценностями,
стереотипами одного из взаимодействующих субъектов);
- статусно-позиционно-ролевая
область затруднений (обусловлены рядом причин: семейным воспитанием, позицией в
общении, атрибутами роли, статусом учреждения и т.п.);
- возрастная область
затруднений (учащийся и педагог, молодой учитель и пожилые родители, имеющие
определенный жизненный опыт и др.);
- область
индивидуально-психологических затруднений: несовпадение индивидуальных, стилей
деятельности; сознательное отсутствие со стороны педагога (учащегося,
родителя, студента) регулирования, сдерживания негативно влияющих на общение
своих индивидуально-психологических особенностей (излишняя эмоциональность,
критичность и т.п.); отрицательно сказываются: недостаточная общительность,
контактность, социальная перцепция и др.; экстроверсия - интроверсия (по К.
Юнгу интроверт не может быть хорошим педагогом из-за его направленности на
себя, на свой внутренний мир); низкий уровень эмоциональной регуляции
партнеров в общении и др.;
- педагогическая
деятельность как область затруднений (связаны с содержанием и характером
деятельности);
- - межличностные отношения,
особенностью затруднений в, которых является доминирование того или другого
личностного состояния у каждого из партнеров (симпатия - антипатия; принятие -
непринятие и т.п.); затруднения в межличностных отношениях в значительной
степени влияют на характер совместной, деятельности ее участников, на
педагогическую деятельность учителя, что убедительно доказано Я.Л. Коломинским,
Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой и другими [4].
6. Выделяются такие стили общения:
дружеское расположение (как предпосылка успешной
совместной деятельности);
общение-дистанция (дистанция выступает в роли
ограничителя во взаимоотношениях педагога с учащимися, с их родителями и др.);
общение-устранение (связано с неумением или
нежеланием организовывать продуктивное общение на основе увлеченности
совместной деятельностью);
общение-заигрывание (связано с неумением
организовать продуктивное общение, но с желанием быстро установить контакт).
Отдельные из названных стилей лежат в основе
различных негативных моделей общения педагога с детьми, а подчас, и с их
родителями:
7. Многие ученые
утверждают, что педагогическое общение - это не только творческий процесс, но и
особый вид творчества (А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, Я,Л. Коломинский и др.).
8. Творчество, как отмечает
В.Н. Наумчик, - "это и процесс, и способность, и результат, и многогранное
явление, и дидактический фактор, и путь воспитания, и сторона саморазвития
личности, и педагогическая проблема" [8, с. 12].
9. Белорусскими учеными
Н.В. Кухаревым, В.С. Решетько (Диагностика педагогического мастерства и
педагогического творчества. Ч. 2. - Мозырь, 1998) выделены следующие признаки
педагогического творчества:
владение приемами научного анализа и синтеза;
умение внедрять науку в практику;
видение основополагающих идей внедрения;
способность разрабатывать научно-практические
методики (инструментарий) внедрения;
способность видеть в опыте других педагогов
идеи, которые помогают им двигаться к вершинам профессионализма;
умение использовать опыт других учителей;
выход за пределы образовавшейся системы знаний
(рассмотрение явления с новых сторон, умение восстановить связи между
явлениями, видеть общие признаки отдельных фактов и т.д.);
умение сопротивляться педагогическому
консерватизму, преодолевать стереотипы в образовании;
умение переносить знания в различные
педагогические ситуации и условия и др.
Задание № 2.Разделитесь на подгруппы, в каждой из которых изучите стили
отношения учителя к детям (выделены Н.А. Березовиным, Я.Л. Коломинским):
активно-положительный, ситуативный, пассивно-положительный,
пассивно-отрицательный, активно-отрицательный.
На основе сравнительного
анализа названных стилей выделите тот, который чаще всего вам приходилось
наблюдать.
Обсудите, могут ли
названные стили отношения к детям применяться педагогами в общении с их
родителями. Какие из стилей отношения педагога к родителям учащихся вам
приходилось наблюдать в период практики?
Задание № 3. Ответьте на вопросы:
1. В чем специфика педагогического
общения?
2. Какой стиль общения, на
ваш взгляд, характерен для учителя, у которого проходили практику:
авторитарный, либерально-попустительский, демократический? Дайте ему
характеристику.
3. Какой из стилей общения
с детьми свойственен вам? Раскройте его сущность.
4. Получилось ли (не
получилось) "перенести" освоенный вами позитивный стиль
взаимодействия с детьми на взаимодействие с родителями? Почему?
5. Проанализируйте (про
себя, при желании - перед группой) негативные признаки своего стиля общения с
детьми в период практики. Чем это объясняется?
6. Всегда ли
демократический стиль общения имеет позитивный результат в педагогическом
взаимодействии? Если имеет (не всегда имеет) результат, то при
каких условиях?
7. Какая из сторон общения
(информационная, интерактивная, перцептивная) вызывает у вас затруднения в
работе с детьми, с их родителями?
8. Каковы ваши наибольшие
затруднения в учебном взаимодействии с преподавателями университета, в
частности, по изучаемой дисциплине?
Вопрос 3. Техника
педагогического общения
Этап 1, Выявление
уровня усвоенных знаний (на основе домашней самостоятельной работы):
- обсуждение аннотации на
главу ''Технология профессионально-педагогического общения" из книги В.А.
Кан-Калика "Учителю о педагогическом общении" (М., 1987).
Этап2. Систематизация
знаний:
Задание №1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. В стиле отношения, которое невозможно вне
общения, воедино слиты "эмоциональные компоненты, которые создают его
мотивационную основу, когнитивные компоненты, состоящие из педагогических
взглядов и убеждений в сфере отношения к детям, и операциональные компоненты,
представляющие собой совокупность вербальных и невербальных средств
общения" (Н.А. Березо-вин, Я.Л. Коломинский), то есть, другими словами,
техника общения.
2.
"Высокая техника
педагогического общения - не только один из его компонентов, но и ведущая
составляющая педагогического мастерства" (М.И. Скаткин). Поэтому обучение
навыкам общения, их отработка является одной из ведущих задач педагога,
который стремится к успешному взаимодействию с детьми, с их родителями, с
коллегами по работе и др.
3. В "Словаре по
педагогике" (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров) педагогическая техника
трактуется как совокупность умений и навыков, обеспечивающих оптимальное
поведение учителя и его эффективное взаимодействие с детьми в различных
педагогических ситуациях; комплекс общепедагогических и психологических умений
учителя, обеспечивающих владение своим психофизиологическим состоянием,
настроением, эмоциями, телом, речью и организацию педагогически
целесообразного общения.
4. Чтобы знать, как
действовать в той или иной обстановке, надо четко представлять стадии
профессионально-педагогического общения. В.А. Кан-Калик в книге ''Учителю о
педагогическом общении" (М., 1987) выделяет следующие стадии:
ориентирование в условиях общения (осознание
педагогом стиля собственного общения);
привлечение к себе внимания;
"зондирование души"
(Станиславский) - поисковый этап коммуникации;
вербальное общение, задача которого заставить
объекта услышать, понять и т.п. [5].
5. Вербальное (речевое)
общение, как отмечают исследователи, - это процесс установления и поддержания
целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при
помощи языка.
6. Некоторые авторы (В.Н.
Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша) выделяют такие принципы построения
речевой коммуникации, как:
принцип кооперации (вербальное общение должно
содержать оптимальное количество информации, правдивые высказывания;
соответствовать целям, предмету разговора; быть ясным);
принцип вежливости (соблюдение в речевом общении
тактичности, великодушия, скромности, согласия, одобрения,
благожелательности).
7. Огромную роль в общении
играет его стратегия и тактика. На это в книгах по психологии и педагогике
внимание учителя обращают многие авторы: Ю.Б. Гиппенрейтер, В.А. Как-Калик,
В.Н. Куницина, Е.К. Лютова-Робертс, Г.Б. Монина, М.И. Станкин и др.
Стратегия речевого общения - процесс налаживания
коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов
(сотрудничество, авторитет партнеров и др.).
Тактика вербального общения - это
"совокупность приемов ведения беседы и линии поведения на определенном
этапе в рамках отдельного разговора" (В.Н. Куницина).
8. Учеными и практиками разработано большое
количество позитивных приемов вербального, интерактивного, перцептивного
общения. По М.И. Станкину это:
1. Приемы вербального
общения:
рассказ об аналогичном поступке (помогает
слушателю установить аналогию данного факта со своим поведением, верно оценить
его другими);
обращение по "неизвестному" адресу
(подводит таким способом к самостоятельному сравнению поведения учащегося
(родителя) с очевидным для него положительным или отрицательным поступком;
остроумная шутка, ответ, замечание.
2. Приемы интерактивного
общения:
опосредствование (привлечение к какой-то
интересной деятельности, к тренингу, к игре и т.п.);
постановка перспективы (постановка усложняющихся
задач, что позволяет постепенно "уйти" от скучной работы, негативных
действий и т.п.);
педагогическое подключение (обучение, воспитание
на положительном примере);
переключение (к примеру, переключение родителей
с неприятной проблемы для них и детей на более приятную);
отвлечение (неожиданное поручение, включение в
совместную с педагогом деятельность и т.п.);
обсуждение поступка в коллективе как
эпизодическая мера.
3. Приемы перцептивного
общения:
незамеченное оскорбление (не следует обижаться
на неумный поступок, проявление невоспитанности и т.п.);
опора на авторитет педагога;
авансирование доверием, похвалой;
моральная поддержка, укрепление веры в
собственные силы и др. [9].
9. Существуют такие
термины, как "кинесика" (жесты, мимика, пантомима),
"проксемика" (место и время общения), "такесика"
(прикосновение), которые имеют прямое отношение к невербачьному общению. В
общении, особенно в педагогическом, мелочей нет: позы, жесты, дистанция,
позиция, одежда - все определяет, точнее, предопределяет стиль общения учителя
с детьми, а еще в большей мере с их родителями, так как последние
"изучают" педагога со всех сторон (оценивающе). Вот почему при беседе
важно соблюдать следующее:
держать дистанцию (чтобы не дышать при разговоре
друг на друга); не смотреть на стены, на потолок, на прохожих и т.п., лучше -
на собеседника; не забывать, что по жестам можно судить, улавливать настроение
человека и т.п.).
10. Как известно решение
поставленных задач в совместной деятельности достигает наивысшего эффекта при
конструктивном общении. Условиями его некоторые авторы (Т.Г. Григорьева, Л.В.
Линская, Т.П. Усолыдева) называют способности человека:
анализировать ситуации межличностного
взаимодействия, находя причины и следствия их реакций и реакций партнеров;
извлекать из каждой такой ситуации опыт,
необходимый для успешного общения в дальнейшем;
ставить задачи самоизменения в общении и решать
их, используя полученный опыт [2].
Задание № 2. Включитесь
в обсуждение.
1. Американский психолог Э.
Берн отмечал, что в каждом из нас "живут" три человека, по-своему
воспринимающих мир: Родитель, Взрослый, Ребенок.
Как вы объясните суть
названных ролей?
1. Психологи
С. Дерябо, В. Ясвин написали остроумную книгу "Гроссмейстер общения"
[3], которая может помочь педагогу повысить свою психологическую культуру,
мастерство общения с учащимися, их родителями и др., если он изучит и
"примет" три искусства: нравиться людям; слушать собеседника; понимать
больше, чем сказано.
Как вы понимаете суть
этих трех искусств?
Задание № 3. Изучите
основные "опоры", на которых основываются умения "нравиться
людям", "слушать собеседника", "понимать больше, чем
сказано" и ответьте на соответствующие вопросы.
1) Умение нравиться людям
(основные правила и механизмы аттракции):
делать подарки Ребенку и не дразнить Родителя
своего собеседника;
основа отношения собеседника к нам закладывается
в первые 15 секунд;
чтобы произвести благоприятное впечатление на
собеседника, необходимо в начале и в конце беседы дать ему три плюса (улыбка,
комплимент, имя собеседника, внушение значительности и др.);
быть хорошим слушателем (говорить о том, что
интересует собеседника);
установка (эффекты: первичности - первая
информация о новом человеке оказывается важнее последующей; новизны - о хорошо
знакомом человеке интересна лишь новая информация; бумеранга - навязчивость
порождает отвержение; ореола - некритичное восприятие человека).
Как, на ваш взгляд,
может ли один или несколько приемов аттракции дать весьма внушительный
результат в общении? Ответ обоснуйте.
Назовите как можно
больше приемов аттракции по каждому из выше представленных пунктов.
Могут ли такие приемы
аттракции, как улыбка, комплимент и т.п., без доброжелательного отношения
педагога к детям, родителям и др., решить для него важную задачу: нравиться
людям, в частности, учащимся, коллегам и др.
Как понимаете смысл
выражения "психологическая одежка" (С. Дерябо,
В. Ясвин)?
2) Искусство слушать
собеседника (основные правила и приемы слушания):
два правила общения (лучший собеседник не тот,
кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать; люди склонны
слушать другого только после того, как выслушали их);
типы слушателей ("оценщик", "тол
кователь","сердобольный", "диагност",
"фельдфебель", "заяц", "понимающий");
приемы понимающего слушания (нерефлексивное
слушание, выяснение, перефразирование, резюмирование, отражение чувств);
эмпатия (вчувствование).
Может ли, на ваш взгляд,
научиться искусству слушания каждый педагог?
Ответ обоснуйте.
Влияет ли каким-то
образом тип нервной системы педагога (родителя и
др.) на процесс слушания
других людей?
Как вы понимаете суть
рефлексивного (активного) слушания (дословное повторение, перефразирование,
резюмирование) и нейтрального, нерефлексивного слушания? В каких случаях
приемлем тот или иной его вариант? Приведите
примеры.
Нужна ли педагогу
специальная тренировка (обучение) с целью овладения
правилами и приемами
продуктивного слушания?
Как вы оцениваете себя с
позиции слушания другого человека? Поделитесь вашими достижениями и прогнозами
в постижении искусства "слушать обидчика ". 3) Искусство понимать больше, чем сказано
(основные правила понимания): никогда не следует выносить суждения о человеке в
целом лишь на основании подмеченных проявлений тела;
делать вывод можно лишь тогда, когда несколько
сигналов тела будут "говорить" об одном и том же состоянии человека;
важно избегать фантазирования и не подгонять
наблюдения под уже сложившееся, но, может быть, неверное заключение; обращать
внимание на так называемые мелочи.
Согласны ли вы с
утверждением, что внутренний мир человека гораздо правдивее проявляется через
его мимику, жесты, звучание голоса, чем через сказанные им слова? Объясните
свое суждение.
Что вы знаете о таком
учении, как кинесика? Достижения каких школ Западной Европы в области изучения
психологии проявлений вам известны?
Как связаны внутренние
переживания человека с изменениями его внешнего облика? Раскройте эту цепочку
реакций на конкретном примере.
Порадуйтесь чему-либо,
что происходит на занятии "здесь и сейчас " (по-радуйтесь сами,
вместе с подругой и др.), и понаблюдайте, как "работают" мышцы,
оттягивающие уголки рта назад-вверх.
Комментариев нет:
Отправить комментарий