вторник, 25 марта 2014 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ УЧАЩЕГОСЯ

Практическое занятие № 1
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ УЧАЩЕГОСЯ (2 часа)
Блок 1. Информационно-оценочный
Основные вопросы:
1. Различные подходы к пониманию сущности категории "общение".
2. Профессионально-педагогическое общение: функции, специфика, стили.
3. Техника педагогического общения.
Вопрос1. Различные подходы к пониманию сущности категории "общение"
Э т а п 1. Выявление уровня усвоенных знаний (на основе домашней са­мостоятельной работы):
- краткое сообщение по вопросу 1.
Э тап 2. Систематизация знаний:
Задание 1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. С позиции деятельностного подхода общение - это сложный, многоплано­вый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информа­цией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание дру­гого человека. Такая трактовка общения основывается на следующих методологических положениях. Во-первых, она исходит из признания неразрывности об­щественных, товарно-денежных и межличностных отношений, в качестве средст­ва которых или средств взаимодействия выступают "... язык и деньги" ...
Во-вторых, такое понимание этого процесса базируется на утверждении единст­ва общения и деятельности, предполагающем, что "любые формы общения есть спе­цифические формы совместной деятельности людей" (Г.М. Андреева).
Наряду с деятельностным существуют и другие подходы. Так, один из подходов к вербальному общению соотносится с теорией связи и теорией информации и нахо­дит отражение в общепсихологических работах Ч. Осгуда, Дж. Миллера, Д. Бродбента:   в   работах   по   коммуникации   Г.   Гебнера,   Д.   Берло   и   др.   Понятия "информация", "система", "обратная связь'' являются центральными в этом подходе. Системно-коммуникативно-информационный подход позволяет определять кри­терии, условия и способы эффективности коммуникации на основе учета специфики протекания психических процессов в условиях передачи информации но каналу связи. Коммуникативный подход позволяет наглядно представить схему педагогическо­го взаимодействия во всем многообразии входящих в нее звеньев (источник, ситуация, канал связи, обратная связь и т.д.), что используется современной педагогикой.
Существует и более общий социально-психологический подход к интерпре­тации речевого общения с позиции взаимодействия людей, интеракционизма. В русле этого подхода подчеркивается неразрывность связи коммуникации (или общения) и других более широких планов взаимодействия людей (Б.Д. Парыгин,
Г.М.Андреева) [4].
Задание 2. Выберите одно из понравившихся вам определений понятия "общение". Объясните свой выбор, которому вы отдаете предпочтение.
1. Общение - это процесс взаимного обмена мыслями и эмоциями между людьми, иначе говоря, обмен информацией при их непосредственном межлич­ностном или групповом контакте (А.В. Мудрик).
2. Общение - взаимодействие двух или более людей, направленное на согла­сование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достиже­ния общего результата, один из важнейших факторов психического и социаль­ного развития ребенка (С.С. Степанов).
Задание 3. Проанализируйте взаимосвязь и взаимообусловленность ни­жеследующих понятий:
1. Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми. Взаимодействие (интеракция) опосредовано общением. Благодаря об­щению люди могут вступать во взаимодействие.
2. Взаимодействие - одна из философских, онтологических категорий. В ос­нове взаимодействия людей всегда разной степени активность (преобразующая или сохраняющая; созидающая, развивающая или разрушающая и т.п.). Что ка­сается педагогического процесса, то в зависимости от таких характеристик взаимодействия, как "осознанность и целеположенность" (И .А. Зимняя), высту­пают его формы - сотрудничество и общение, которые, с одной стороны, связа­ны между собой (сотрудничество невозможно без общения), а с другой, общениене всегда достигает уровня сотрудничества, что дает право говорить об их ус­ловной автономии.
3. Отношения - это общефилософская категория, в которой выявляется ро­довая сущность психики, отношение сознания к материи, и категория, в которой выявляется родовая сущность человека - отношение человека к человеку (Я.Л. Коломинский), Это целостная система индивидуальных, избирательных, созна­тельных связей личности с различными сторонами объективной действительно­сти (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров).
4. Взаимоотношения с учетом семантики слова, - это взаимное отношение человека к человеку. Это обязательно прямые межличностные отношения, непо­средственные или опосредованные какими-то средствами коммуникаций (теле­фон, телевидение и т.п.), могут быть одновременными или отсроченными (пере­писка), но в них всегда должна сохраняться действительная возможность взаим­ности (Я.Л. Коломинский). В педагогическом взаимодействии (с детьми, с роди­телями и др.) очень важна позитивная взаимность, выражающаяся во взаимопо­нимании, взаимовыручке, взаимоподдержке и т.п.
Задание 4. Сравните свое мнение с суждением по вопросу сущности об­щения известного исследователя Б.Д. Парыгина: "общение - сложный и много­гранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияний друг на друга, и как про­цесс сопереживания и взаимного понимания".
Задание 5. Ответьте на вопросы:
1. Общение это деятельность или форма взаимодействия, или то и другое?
2. На каком уровне взаимосвязаны коммуникативный и деятельностный под­ходы во взаимодействии людей? Раскрывает ли коммуникативный подход сам по себе внутреннюю природу взаимодействия, ее психологические механизмы (потребности, мотивы; цели и задачи деятельности и т.п.)? Обменяйтесь мнениями.
Вопрос 2. Профессионально-педагогическое общение: функции, специфика, стили
Э т а п 1. Выявление уровня усвоенных знаний (на основе домашней са­мостоятельной работы):
- доклад по вопросу 2.
Э т а п 2. Систематизация знаний:
Задание 1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. В "Словаре по педагогике" (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров) пе­дагогическое общение определяется как профессиональное общение преподава­теля с учащимися в целостном педагогическом процессе, проявляющееся в двух направлениях: организация своих отношений с учащимися и управление обще­нием в детском коллективе (А.А. Леонтьев); профессиональное общение педаго­га с воспитанниками, имеющее определенные педагогические функции и на­правленное на создание благоприятного климата для их осуществления. Функции: информационная, социально-перцептивная, самопрезентативная, интерак­тивная, аффективная. Педагогическое общение входит в структуру методов и приемов обучения и воспитания и является способом их реализации.
2. Специфика педагогического общения заключается в следующем:
- его полиобъектная направленность (направлено не только на само взаимо­действие субъектов педагогического процесса, но и на организацию, освоение ими знаний, формирование умений, то есть "характеризуется по меньшей мере тройной направленностью: на само учебное взаимодействие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освое­ния (усвоения)", в то же время "определяется и тройной ориентированностью его субъектов: личностной, социальной и предметной";
- единство обучающей, развивающей и воспитывающей функций в педаго­гическом общении;
- фасилитативная функция, которая выражается во всех видах взаимодействия педагога с детьми (с их родителями и др.). Отмечена американским ученым К. Роджерсом. Суть ее в поддержке субъекта (объекта) педагогического общения, в самовыражении себя, в заинтересованности в его успехах и др. [4].
3. Известный исследователь в области педагогического общения В.А. Кан-Калик обращает внимание на следующие моменты:
- для продуктивной коммуникативной деятельности педагог должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент. Это требует от педагога умения одновременно решать две проблемы: 1) конструировать особенности своего поведения (свою педагогиче­скую индивидуальность), то есть стиль общения; 2) конструировать выразитель­ные средства коммуникативного воздействия;
- дает такие характеристики общения в педагогической деятельности:
1) общая сложившаяся система общения (определенный стиль общения);
2) система общения, характерная для конкретного этапа педагогической дея­тельности;
3) ситуативная система общения, возникающая при   решении конкретной
педагогической и коммуникативной задачи;
- под стилем общения автор понимает индивидуально-типологические особен­ности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение: а) особенности коммуникативных возможно­стей учителя; б) сложившийся характер взаимоотношений педагогов и воспитан­ников; в) творческая индивидуальность педагога; г) особенности ученического кол­лектива [5].
4. В педагогическом взаимодействии, общении создаются затруднения ('"барьеры"), с которыми сталкиваются педагоги, учащиеся, родители и др., что сказывается на продуктивности общения, деятельности. Эти затруднения в педа­гогической деятельности, их причины изучались такими учеными, как Л.И. Божович, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, А.К. Мар­кова и другие.
5. А.И. Зимняя на основе анализа исследований психологов и педагогов выде­ляет в педагогическом взаимодействии следующие области затруднений:
- этно-социокультурная (затруднения иногда связаны с особенностями эт­нического сознания, ценностями, стереотипами одного из взаимодействующих субъектов);
- статусно-позиционно-ролевая область затруднений (обусловлены рядом причин: семейным воспитанием, позицией в общении, атрибутами роли, стату­сом учреждения и т.п.);
- возрастная область затруднений (учащийся и педагог, молодой учитель и по­жилые родители, имеющие определенный жизненный опыт и др.);
- область индивидуально-психологических затруднений: несовпадение ин­дивидуальных, стилей деятельности; сознательное отсутствие со стороны педаго­га (учащегося, родителя, студента) регулирования, сдерживания негативно влияющих на общение своих индивидуально-психологических особенностей (излишняя эмоциональность, критичность и т.п.); отрицательно сказываются: недостаточная общительность, контактность, социальная перцепция и др.; экстроверсия - интроверсия (по К. Юнгу интроверт не может быть хорошим педа­гогом из-за его направленности на себя, на свой внутренний мир); низкий уро­вень эмоциональной регуляции партнеров в общении и др.;
- педагогическая деятельность как область затруднений (связаны с содержа­нием и характером деятельности);
- - межличностные отношения, особенностью затруднений в, которых являет­ся доминирование того или другого личностного состояния у каждого из парт­неров (симпатия - антипатия; принятие - непринятие и т.п.); затруднения в меж­личностных отношениях в значительной степени влияют на характер совмест­ной, деятельности ее участников, на педагогическую деятельность учителя, что убедительно доказано Я.Л. Коломинским, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой и другими [4].
6. Выделяются такие стили общения:
дружеское расположение (как предпосылка успешной совместной деятель­ности);
общение-дистанция (дистанция выступает в роли ограничителя во взаимо­отношениях педагога с учащимися, с их родителями и др.);
общение-устранение (связано с неумением или нежеланием организовывать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью);
общение-заигрывание (связано с неумением организовать продуктивное об­щение, но с желанием быстро установить контакт).
Отдельные из названных стилей лежат в основе различных негативных мо­делей общения педагога с детьми, а подчас, и с их родителями:
7. Многие ученые утверждают, что педагогическое общение - это не только творческий процесс, но и особый вид творчества (А.А. Бодалев, В.А. Кан-Калик, Я,Л. Коломинский и др.).
8. Творчество, как отмечает В.Н. Наумчик, - "это и процесс, и способность, и результат, и многогранное явление, и дидактический фактор, и путь воспита­ния, и сторона саморазвития личности, и педагогическая проблема" [8, с. 12].
9. Белорусскими учеными Н.В. Кухаревым, В.С. Решетько (Диагностика пе­дагогического мастерства и педагогического творчества. Ч. 2. - Мозырь, 1998) выделены следующие признаки педагогического творчества:
владение приемами научного анализа и синтеза;
умение внедрять науку в практику;
видение основополагающих идей внедрения;
способность разрабатывать научно-практические методики (инструмента­рий) внедрения;
способность видеть в опыте других педагогов идеи, которые помогают им двигаться к вершинам профессионализма;
умение использовать опыт других учителей;
выход за пределы образовавшейся системы знаний (рассмотрение явления с новых сторон, умение восстановить связи между явлениями, видеть общие при­знаки отдельных фактов и т.д.);
умение сопротивляться педагогическому консерватизму, преодолевать сте­реотипы в образовании;
умение переносить знания в различные педагогические ситуации и условия и др.
Задание № 2.Разделитесь на подгруппы, в каждой из которых изучите стили отношения учителя к детям (выделены Н.А. Березовиным, Я.Л. Коломинским): активно-положительный, ситуативный, пассивно-положительный, пассивно-отрицательный, активно-отрицательный.
На основе сравнительного анализа названных стилей выделите тот, кото­рый чаще всего вам приходилось наблюдать.
Обсудите, могут ли названные стили отношения к детям применяться пе­дагогами в общении с их родителями. Какие из стилей отношения педагога к родителям учащихся вам приходилось наблюдать в период практики?
Задание № 3. Ответьте на вопросы:
1. В чем специфика педагогического общения?
2. Какой стиль общения, на ваш взгляд, характерен для учителя, у которого проходили практику: авторитарный, либерально-попустительский, демократиче­ский? Дайте ему характеристику.
3. Какой из стилей общения с детьми свойственен вам? Раскройте его сущность.
4. Получилось ли (не получилось) "перенести" освоенный вами позитивный стиль взаимодействия с детьми на взаимодействие с родителями? Почему?
5. Проанализируйте (про себя, при желании - перед группой) негативные при­знаки своего стиля общения с детьми в период практики. Чем это объясняется?
6. Всегда ли демократический стиль общения имеет позитивный результат в педагогическом взаимодействии? Если имеет (не всегда имеет) результат, то при
каких условиях?
7. Какая из сторон общения (информационная, интерактивная, перцептивная) вызывает у вас затруднения в работе с детьми, с их родителями?
8. Каковы ваши наибольшие затруднения в учебном взаимодействии с пре­подавателями университета, в частности, по изучаемой дисциплине?
Вопрос 3. Техника педагогического общения
Этап 1, Выявление уровня усвоенных знаний (на основе домашней са­мостоятельной работы):
- обсуждение аннотации на главу ''Технология профессионально-педаго­гического общения" из книги В.А. Кан-Калика "Учителю о педагогическом об­щении" (М., 1987).
Этап2. Систематизация знаний:
Задание №1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. В стиле отношения, которое невозможно вне общения, воедино слиты "эмоциональные компоненты, которые создают его мотивационную основу, ког­нитивные компоненты, состоящие из педагогических взглядов и убеждений в сфере отношения к детям, и операциональные компоненты, представляющие со­бой совокупность вербальных и невербальных средств общения" (Н.А. Березо-вин, Я.Л. Коломинский), то есть, другими словами, техника общения.
2. "Высокая техника педагогического общения - не только один из его ком­понентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства" (М.И. Скаткин). Поэтому обучение навыкам общения, их отработка является одной из ве­дущих задач педагога, который стремится к успешному взаимодействию с деть­ми, с их родителями, с коллегами по работе и др.
3. В "Словаре по педагогике" (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров) пе­дагогическая техника трактуется как совокупность умений и навыков, обеспечи­вающих оптимальное поведение учителя и его эффективное взаимодействие с детьми в различных педагогических ситуациях; комплекс общепедагогических и психологических умений учителя, обеспечивающих владение своим психофи­зиологическим состоянием, настроением, эмоциями, телом, речью и организа­цию педагогически целесообразного общения.
4. Чтобы знать, как действовать в той или иной обстановке, надо четко представ­лять стадии профессионально-педагогического общения. В.А. Кан-Калик в книге ''Учителю о педагогическом общении" (М., 1987) выделяет следующие стадии:
ориентирование в условиях общения (осознание педагогом стиля собствен­ного общения);
привлечение к себе внимания;
"зондирование души" (Станиславский) - поисковый этап коммуникации;
вербальное общение, задача которого заставить объекта услышать, понять и т.п. [5].
5. Вербальное (речевое) общение, как отмечают исследователи, - это про­цесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредо­ванного, контакта между людьми при помощи языка.
6. Некоторые авторы (В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша) вы­деляют такие принципы построения речевой коммуникации, как:
принцип кооперации (вербальное общение должно содержать оптимальное количество информации, правдивые высказывания; соответствовать целям, предмету разговора; быть ясным);
принцип вежливости (соблюдение в речевом общении тактичности, велико­душия, скромности, согласия, одобрения, благожелательности).
7. Огромную роль в общении играет его стратегия и тактика. На это в книгах по психологии и педагогике внимание учителя обращают многие авторы: Ю.Б. Гиппенрейтер, В.А. Как-Калик, В.Н. Куницина, Е.К. Лютова-Робертс, Г.Б. Монина, М.И. Станкин и др.
Стратегия речевого общения - процесс налаживания коммуникации, на­правленной на достижение долговременных результатов (сотрудничество, авто­ритет партнеров и др.).
Тактика вербального общения - это "совокупность приемов ведения беседы и линии поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора" (В.Н. Куницина).
8. Учеными и практиками разработано большое количество позитивных приемов вербального, интерактивного, перцептивного общения. По М.И. Станкину это:
1. Приемы вербального общения:
рассказ об аналогичном поступке (помогает слушателю установить анало­гию данного факта со своим поведением, верно оценить его другими);
обращение по "неизвестному" адресу (подводит таким способом к самостоя­тельному сравнению поведения учащегося (родителя) с очевидным для него по­ложительным или отрицательным поступком;
остроумная шутка, ответ, замечание.
2. Приемы интерактивного общения:
опосредствование (привлечение к какой-то интересной деятельности, к тре­нингу, к игре и т.п.);
постановка перспективы (постановка усложняющихся задач, что позволяет постепенно "уйти" от скучной работы, негативных действий и т.п.);
педагогическое подключение (обучение, воспитание на положительном примере);
переключение (к примеру, переключение родителей с неприятной проблемы для них и детей на более приятную);
отвлечение (неожиданное поручение, включение в совместную с педагогом деятельность и т.п.);
обсуждение поступка в коллективе как эпизодическая мера.
3. Приемы перцептивного общения:
незамеченное оскорбление (не следует обижаться на неумный поступок, проявление невоспитанности и т.п.);
опора на авторитет педагога;
авансирование доверием, похвалой;
моральная поддержка, укрепление веры в собственные силы и др. [9].
9. Существуют такие термины, как "кинесика" (жесты, мимика, пантомима), "проксемика" (место и время общения), "такесика" (прикосновение), которые имеют прямое отношение к невербачьному общению. В общении, особенно в педагогическом, мелочей нет: позы, жесты, дистанция, позиция, одежда - все определяет, точнее, предопределяет стиль общения учителя с детьми, а еще в большей мере с их родителями, так как последние "изучают" педагога со всех сторон (оценивающе). Вот почему при беседе важно соблюдать следующее:
держать дистанцию (чтобы не дышать при разговоре друг на друга); не смотреть на стены, на потолок, на прохожих и т.п., лучше - на собеседника; не забывать, что по жестам можно судить, улавливать настроение человека и т.п.).
10. Как известно решение поставленных задач в совместной деятельности достигает наивысшего эффекта при конструктивном общении. Условиями его некоторые авторы (Т.Г. Григорьева, Л.В. Линская, Т.П. Усолыдева) называют способности человека:
анализировать ситуации межличностного взаимодействия, находя причины и следствия их реакций и реакций партнеров;
извлекать из каждой такой ситуации опыт, необходимый для успешного об­щения в дальнейшем;
ставить задачи самоизменения в общении и решать их, используя получен­ный опыт [2].
Задание № 2. Включитесь в обсуждение.
1. Американский психолог Э. Берн отмечал, что в каждом из нас "живут" три человека, по-своему воспринимающих мир: Родитель, Взрослый, Ребенок.
Как вы объясните суть названных ролей?
1. Психологи С. Дерябо, В. Ясвин написали остроумную книгу "Гроссмейс­тер общения" [3], которая может помочь педагогу повысить свою психологиче­скую культуру, мастерство общения с учащимися, их родителями и др., если он изучит и "примет" три искусства: нравиться людям; слушать собеседника; по­нимать больше, чем сказано.
Как вы понимаете суть этих трех искусств?
Задание № 3. Изучите основные "опоры", на которых основываются умения "нравиться людям", "слушать собеседника", "понимать больше, чем сказано" и ответьте на соответствующие вопросы.
1) Умение нравиться людям (основные правила и механизмы аттракции):
делать подарки Ребенку и не дразнить Родителя своего собеседника;
основа отношения собеседника к нам закладывается в первые 15 секунд;
чтобы произвести благоприятное впечатление на собеседника, необходимо в начале и в конце беседы дать ему три плюса (улыбка, комплимент, имя собесед­ника, внушение значительности и др.);
быть хорошим слушателем (говорить о том, что интересует собеседника);
установка (эффекты: первичности - первая информация о новом человеке оказывается важнее последующей; новизны - о хорошо знакомом человеке ин­тересна лишь новая информация; бумеранга - навязчивость порождает отверже­ние; ореола - некритичное восприятие человека).
Как, на ваш взгляд, может ли один или несколько приемов аттракции дать весьма внушительный результат в общении? Ответ обоснуйте.
Назовите как можно больше приемов аттракции по каждому из выше представленных пунктов.
Могут ли такие приемы аттракции, как улыбка, комплимент и т.п., без доб­рожелательного отношения педагога к детям, родителям и др., решить для него важную задачу: нравиться людям, в частности, учащимся, коллегам и др.
Как понимаете смысл выражения "психологическая одежка" (С. Дерябо,
В. Ясвин)?
2) Искусство слушать собеседника (основные правила и приемы слушания):
два правила общения (лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо гово­рить, а тот, кто умеет хорошо слушать; люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их);
типы слушателей ("оценщик", "тол кователь","сердобольный", "диагност", "фельдфебель", "заяц", "понимающий");
приемы понимающего слушания (нерефлексивное слушание, выяснение, пе­рефразирование, резюмирование, отражение чувств);
эмпатия (вчувствование).
Может ли, на ваш взгляд, научиться искусству слушания каждый педагог?
Ответ обоснуйте.
Влияет ли каким-то образом тип нервной системы педагога (родителя и
др.) на процесс слушания других людей?
Как вы понимаете суть рефлексивного (активного) слушания (дословное по­вторение, перефразирование, резюмирование) и нейтрального, нерефлексивного слушания? В каких случаях приемлем тот или иной его вариант? Приведите
примеры.
Нужна ли педагогу специальная тренировка (обучение) с целью овладения
правилами и приемами продуктивного слушания?
Как вы оцениваете себя с позиции слушания другого человека? Поделитесь ва­шими достижениями и прогнозами в постижении искусства "слушать обидчика ". 3) Искусство понимать больше, чем сказано (основные правила понимания): никогда не следует выносить суждения о человеке в целом лишь на основа­нии подмеченных проявлений тела;
делать вывод можно лишь тогда, когда несколько сигналов тела будут "говорить" об одном и том же состоянии человека;
важно избегать фантазирования и не подгонять наблюдения под уже сло­жившееся, но, может быть, неверное заключение; обращать внимание на так называемые мелочи.
Согласны ли вы с утверждением, что внутренний мир человека гораздо правдивее проявляется через его мимику, жесты, звучание голоса, чем через сказанные им слова? Объясните свое суждение.
Что вы знаете о таком учении, как кинесика? Достижения каких школ За­падной Европы в области изучения психологии проявлений вам известны?
Как связаны внутренние переживания человека с изменениями его внешнего облика? Раскройте эту цепочку реакций на конкретном примере.

Порадуйтесь чему-либо, что происходит на занятии "здесь и сейчас " (по-радуйтесь сами, вместе с подругой и др.), и понаблюдайте, как "работают" мышцы, оттягивающие уголки рта назад-вверх.

Комментариев нет:

Отправить комментарий