Практическое занятие № 9
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ: СТРАТЕГИЯ И
ТАКТИКА (2 часа)
Цели занятия: усвоение, актуализация и
систематизация знаний об индивидуальном подходе как принципе воспитательной
работы с семьей, о сущности индивидуальной работы, направленной на оказание
помощи, поддержки семье; овладение технологией, формами организации
индивидуальной работы с семьей учащегося; обучение родителей индивидуальной
работе с детьми.
Ключевые знания:
• сущность понятий "индивидуальный
подход", "индивидуальная работа", "дифференцированная
работа с семьей";
• стратегия и тактика планирования
индивидуальной работы с семьей;
• принципы, условия и средства успешности
индивидуальной работы с семьей;
• технология налаживания контактного
взаимодействия с различными типами семей;
• формы индивидуального взаимодействия с семьей;
• отечественный и зарубежный инновационный опыт
индивидуальной работы с семьей.
Умения, способы
деятельности:
• изучать индивидуальные
особенности детей и родителей (как сообщества), их потребности, запросы по
отношению к школе;
• проектировать этапы (шаги) налаживания
индивидуального взаимодействия с родителями;
• подбирать индивидуальные формы взаимодействия
с семьей с учетом ее особенностей;
• прогнозировать результаты индивидуальной работы
с семьей, своевременно корректировать содержание и формы данного
взаимодействия;
• практиковать составление долгосрочных
(полгода, год) и краткосрочных (неделя, и более) программ индивидуальной работы
с семьей;
• стимулировать личностную позицию отдельных
родителей в отношении взаимодействия с образовательным учреждением.
Форма изучения: практическое занятие,
самостоятельная работа студента.
Блок 1.
Информационно-оценочный
Основные вопросы:
1. Индивидуальный подход в
работе с семьей: сущность, условия эффективности.
2. Формы индивидуальной
работы с родителями учащихся.
3. Консультирование как
особая форма педагогической помощи семье.
Вопрос 1. Индивидуальный
подход в работе с семьей: сущность, условия эффективности
Этап 1. Выявление уровня
усвоенных знаний (на
основе домашней самостоятельной работы):
- обсуждение реферата,
доклада, сообщения (по выбору).
- выборочная проверка
письменной работы.
Этап 2. Систематизация знаний:
Задание №1. Проанализируйте
позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. В "Словаре русского
языка" С.И. Ожегова термин "подход" объясняется таким образом:
это "совокупность приемов, способов (в воздействии на кого-что-н., в
изучении чего-н., в ведении дела и т.п.)"
2. Индивидуальный подход к
родителям С.Г. Крамаренко рассматривает как совокупность способов и приемов
воздействия на каждого родителя с целью совершенствования семейного
воспитания.
3. Е.Н. Пивненко видит суть
индивидуального подхода в работе с семьей в оказании ей педагогической помощи с
учетом особенностей социальной направленности семьи, уровня ее педагогической
культуры, своеобразия ситуации воспитания, сложившейся в данной семье, и в
индивидуальных задачах воспитания личности школьника.
4. Учеными индивидуальный
подход рассматривается как принцип педагогической деятельности. Предполагает
организацию педагогических воздействий с учетом особенностей ребенка и
родителя, уровня их воспитанности и т.п.
5. Как отмечает С.С.
Кашлев, индивидуальный подход включает положения личностного и
дифференцированного подходов, но не сводится к ним.
Личностный подход, - указывает Е.В.
Бондаревская, - это принцип воспитания, предписывающий достижение главной цели
- становление и развитие личности как субъекта собственной жизни, субъекта
истории, субъекта культуры.
6. Индивидуальная работа с
родителями - это деятельность педагога, основанная на личностно
ориентированном, дифференцированном подходах и осуществляемая в различных
формах индивидуального взаимодействия с семьей; цель индивидуальной работы
педагога с родителями - это координация действий, оказание помощи в воспитании
детей с учетом особенностей семьи, совершенствование ее воспитательного
потенциала, осуществление необходимой поддержки детям, родителям.
7. Под педагогической
поддержкой понимается деятельность профессиональных педагогов по оказанию
превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем,
связанных с психическим и физическим здоровьем, общением, с успешным
продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным
самоопределением.
Выделение педагогической поддержки в особое
направление и принцип профессиональной педагогической деятельности предполагает
иной взгляд на ряд школьных проблем - таких, как неуспевающие ученики,
"трудные дети", "трудные родители" и др.
Этот новый взгляд приводит к изменению позиции
педагога, которая из "борьбы с..." переходит в "я помогу
тебе" [9, с. 220-224].
8. Авторами выделяются
условия, при соблюдении которых непосредственное общение педагога с одним из
родителей будет эффективным, если:
- психологически
подготовить себя к предстоящей беседе, консультации (позитивное отношение к
предстоящему), продумать и осуществить психологическую подготовку родителей
(избавить их от страха, излишнего волнения, напряжения),
продемонстрировать заинтересованность, такт,
уважение и доброжелательность, исключить повышенный тон, раздражение;
- никогда не начинать
общение с указания на отрицательные примеры, факты, события, связанные с
поведением или учебой ребенка, а обязательно выявить и подчеркнуть
положительные моменты в его развитии;
- учитывать возрастные и
индивидуальные особенности родителей, уровень их образования, особенности пола,
состояние, в котором они находятся на данный момент;
- внимательно, терпеливо
выслушать все сомнения, противоречия, жалобы, несогласие родителей, подчеркнуть
их позитивные усилия в воспитании ребенка;
- тактично указать на
ошибки, дать обоснованные и конкретные рекомендации, при этом разъяснить, что
нет универсальных средств, что воспитание - инвариантно, требует поиска и
творческого подхода;
- обосновать свои
замечания, выводы, которые относятся к ребенку, родителям, характеру отношений
в семье и т.п.;
- стараться укреплять, а
не разрушать веру родителей в возможности ребенка, в его позитивное развитие;
- целенаправленно
формировать у родителей ощущение необходимости в сотрудничестве с педагогами
школы, уверенность в искреннем желании педагогов помочь родителям и ребенку и
конструктивно взаимодействовать с ними;
- стимулировать и
поддерживать у родителей интерес к педагогическому самообразованию,
формированию психолого-педагогической культуры [1, с. 14-15].
Задание № 2. Продолжите
предложения:
1. Индивидуальный подход в
работе с семьей предполагает ...
2. Дифференцированный подход
к семье состоит ...
3. Личностно
ориентированный подход в работе с семьей - это ...
Задание № 3. Определите
педагогические смыслы понятия "поддержка" по образцу:
- помочь ребенку, родителю
обрести уверенность;
- …..
Задание № 4. Исследователи
(В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.А. Селиванова, Е.И. Соколова и др.)
отмечают, что суть педагогической поддержки можно выразить тремя словами:
"проблема", "защита", "самостоятельность".
Охарактеризуйте каждое
из понятий.
Задание № 5. Ученые
выделяют ряд моделей оказания помощи семье: педагогическую, социальную,
психологическую (психотерапевтическую) и др.
Обсудите (в парах) и
дайте сущностную характеристику названных моделей.
Задание № 6. Разработайте
условия успешности индивидуального взаимодействия педагога с отдельным
родителем, запишите эти условия таким образом:
- согласие родителя на
помощь и поддержку;
- доброжелательность со
стороны педагога;
Задание № 7. Ответьте на вопросы:
1. В чем сущность
индивидуального подхода во взаимодействии с семьей?
2. В чем единство и
различие индивидуального и дифференцированного подходов в деятельности педагога
по отношению к семье? Ответ обоснуйте.
3. Если исследователями
индивидуальный, личностный подходы рассматриваются как принципы в
педагогической деятельности, то что есть индивидуальная работа с семьей?
Раскройте ее сущность.
4.
"Поддержка" семьи
(учащегося, родителя), "помощь" семье (учащемуся, родителю) - понятия
идентичные или чем-то отличаются? Для начала выясните семантические значения
названных понятий.
5. Согласны ли вы с тем,
что только в гуманистической воспитательной системе школы (класса)
индивидуальная поддержка приобретает "смысл принципа педагогической
деятельности" (Н. Михайлова, С. Юсвин). Ответ обоснуйте.
6. Родители (дети)
по-разному реагируют на поддержку других, а педагоги -на необходимость этой
поддержки. К. Роджерс выделил такие реакции: оценочная, интерпретации,
проявление поддержки, исследовательско-зондирующая, понимания. Как вы объясните
суть названных реакций? Какая из них наиболее эффективна в предстоящей работе
педагога?
7. В каких педагогических
трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Су-хомлинского, Ш.А. Амонашвили
утверждается необходимость индивидуальной, дифференцированной работы с семьей (с
отцами и матерями детей).
Вопрос 2. Формы
индивидуальной работы с родителями учащихся
Э т а п 1. Выявление уровня
усвоенных знаний (на
основе домашней самостоятельной работы):
- обсуждение доклада,
сообщения и др. (по выбору);
- проверка письменной работы
(на основе теоретических источников описать методику применения одной из форм
индивидуальной работы с родителями).
Этап 2. Систематизация знаний:
Задание № 1. Проанализируйте
позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1.
"Коллективные и групповые
формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседу,
задушевный разговор, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных
поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Эти формы могут быть
эффективны, если удалось найти с каждым родителем индивидуальный стиль
взаимоотношений. Важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать
на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями,
сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные
способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе.
Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия являются
внимательность, проникновенность, неторопливость.
В индивидуальной форме взаимодействия заложены
большие воспитательные возможности...
Индивидуальная работа с родителями требует от
педагогов больших усилий и изобразительности, но ее эффективность по сравнению
с работой в большой группе значительно выше" [8, с. 368].
2. Педагогу и родителям
очень важно объединиться, чтобы четко представлять: что значимо для ребенка,
что его волнует, что ему полезно, что его радует, доставляет удовольствие, в
чем он не уверен, что ему мешает, в какой помощи он нуждается больше всего,
желает ли он принимать предложенную помощь.
Без целенаправленного взаимодействия педагога с
семьей ответить на эти и подобные вопросы трудно, или потребуется много
времени.
3. Для отечественной школы
представляет интерес опыт взаимодействия педагогов и родителей в американских учреждениях.
В данных учреждениях индивидуальная работа с родителями проводится в форме
непосредственного и опосредованного взаимодействия. Опосредованное - это
памятки для родителей, в которых содержится необходимая им основная информация
(о правах и обязанностях школы, родителей и детей; необходимых формальностях,
часах и днях консультаций; основных мероприятиях и др.); календари, которые
составляются на неделю в младших классах, на месяц или четверть - в старших
(отмечаются мероприятия, в которых родители могут и должны участвовать;
предложения, что делать, чтобы лучше знать изучаемые темы и т.п.); газеты для
родителей, издаваемые школой или департаментом образования и выпускаемые один
раз в месяц или в квартал (публикуются новости из школы об учебе детей;
развитии материальной базы; о контактах с другими школами, организациями; о
новых программах и др.), в которых обязательно есть раздел для родителей:
информация о новых изданиях, о том, как развивать те или иные навыки, что
интересует детей и т.п.
К формам непосредственного взаимодействия
относятся встречи и беседы, выполняющие в первую очередь развивающую и
поддерживающую функции [4, с. 151-152].
4. Отечественными
педагогами, творчески работающими с родителями, разработано многообразие форм
индивидуальной работы с семьей: посещение семьи, переписка или письменное
слово, беседа, анкетирование и др.
5.
"Посещение семей" -
форма индивидуальной работы, которая прежде всего направлена на изучение
каждой семьи, ребенка, на оказание им необходимой помощи.
Что касается технологии применения данной формы,
то на основе анализа работ исследователей используемые педагогом приемы, методы
и средства можно сгруппировать таким образом:
четко определить цели и задачи при посещении
семьи;
информировать родителей не только о времени
посещения, но и о его цели;
очень важно заметить то положительное, что
имеется в опыте семейного
воспитания;
соблюдать все требования к беседе
(заинтересованность; откровенность; забота о ребенке и родителях;
педагогический такт; общение, основанное на умении слушать и слышать, понимать
больше, чем сказано и др.), которая проводится не только в домашних условиях,
но и в школе, на предприятии и т.п.;
к беседе, к задушевному
разговору, консультации-размышлению и др., которые применимы в домашних
условиях при индивидуальном взаимодействиии с семьей, надо тщательно
готовиться;
не следует торопиться, употребляя выражения типа
"Давайте обсудим, но я очень спешу..." и т.п.
очень важно прийти к обоюдному согласию при
решении того или иного вопроса;
обязательно выполнить то, о чем договорились;
помнить о той пользе, которую должен получить
родитель в ходе взаимодействия;
определить, когда беседа проводится без участия
детей.
6. В.В. Васильевым, Н.Е.
Шаповаловым раскрывается тактика поведения педагога, посещающего семью
трудного ученика и желающего улучшить отношения с ним и его родителями.
Предложенная тактика включает шесть этапов развития контактного
взаимодействия:
Первый. - "Накопление согласий". Целью
его является преодоление психологических барьеров, снятие напряжения в
общении.
Этап успешно пройден, если удалось добиться
внутреннего согласия с родителями (родителем).
Второй. - "Поиск совпадающих
интересов". Цель его - построение первичной общности" (приближение к
"мы").
Результат этапа: заинтересованность в общении,
снятие недоверия, вступление в деловой контакт.
Третий. - "Принятие качеств и
принципов". Педагог должен построить тактику своего поведения с опорой не
только на интересы, но и на качества личности. В этом случае важно дать
возможность родителям предстать в выгодном для них свете, проявить желаемое
качество, избегать негативного разговора, добиться ощущения взаимопонимания,
готовности к принятию личностных особенностей.
Четвертый. - "Выяснение качеств, опасных
для общения". Этот этап - начало дискуссии, позволяющей педагогу более
полно выяснить обстановку воспитания.
Пятый. - "Реализация индивидуального
подхода". Здесь главной целью является возбуждение стремления к
изменениям. Главными педагогическими приемами становятся подчеркивание
совместимости.
Шестой. - "Эффективное
сотрудничество". Этот этап направлен на выработку совместных решений
педагога и родителей, на выражение общего прогноза о дальнейшей учебе и
поведении ребенка и др. [2, с. 18-19].
7. В последнее время приобретает
актуальность такая форма индивидуальной работы, как переписка (письменное
слово), которая способствует налаживанию (совершенствованию) педагогического
взаимодействия с семьей и осуществляется в различных формах: записка с
просьбой о чем-то, благодарность, поздравление с юбилеем, с успехами сына
(дочери) и т.п. В эту группу можно отнести и различного рода
"памятки", "календари", "аннотации" на издаваемую
литературу, "папки-передвижки" (о проблемах семейного воспитания) и
др. Особое место занимает телефонный разговор, электронная почта.
Назначение данных форм работы: постоянное
общение с семьей, информирование членов семьи об общих делах, об успехах их
ребенка и т.п.
8. Прежде чем выбрать форму
индивидуальной работы с семьей, надо тщательно изучить проблемы ребенка и
семьи, запросы родителей, их пожелания школе. В этом направлении работы
эффективны такие формы, как анкетирование, разговор в виде интервью,
тест-опросник и др., "Доска откровений", приз родительских симпатий
"Лучший педагог" и т.п.
Очень важны формы стимулирования общения
родителей (родителя) с педагогом: своеобразные подарки, присвоение званий
("Отец активист", "Мать-искусница",
"Дедушка-молодец!" и др.)
Задание № 2. Обсудите
(в парах, в группах) назначение и методику телефонного разговора с одним из
родителей. Заполните таблицу.
№п/п
|
Тема разговора
|
Цель, задачи
|
Педагогические условия (требования)
|
Технология
(приемы, средства)
|
|
|
|
|
|
Задание № 3. Напишите
требования к индивидуальной беседе с родителями (отцом и матерью).
Подумайте над тем, чем
эта беседа может отличаться от той, которая проводится с одним из членов семьи.
Задание № 4. Перечислите,
какие индивидуальные поручения могут выполнять родители.
Обсудите, в чем смысл и
назначение индивидуальных поручений.
Задание № 5. Изучите
десять основных правил поэтапного изменения проблемного поведения ребенка
(разработаны известным американским психологом Мишель Борба), которые в
индивидуальной беседе можно предложить родителям для реализации. В книге
"Нет плохому поведению. Тридцать восемь моделей проблемного поведения и
как с ним бороться" (М., - СПб, 2004) М. Борба рекомендует:
1. Установите контакт с
ребенком.
2. Проясните собственные
тревоги.
3. Пообещайте друг другу
решить проблему вместе.
4. Потренируйте с ребенком
новое поведение, которое призвано заменить проблемное, чтобы он знал, как
правильно его использовать.
5. Исправляйте проблемное
поведение как только оно появится. Не ждите.
6. Постоянно проверяйте
успехи своего ребенка на протяжении поэтапного изменения. При необходимости
модифицируйте свой план.
7. Сообщите ребенку об
установлении штрафных санкций.
8. Применяйте штрафные
санкции в случае продолжающегося проблемного поведения. Будьте последовательны.
9. Поощряйте попытки вашего
ребенка вести себя хорошо.
10. Поздравляйте вашего
ребенка с успехом каждый раз, когда видите положительные результаты.
Выберите одно из
вышеназванных правил и подумайте над тем, какие рекомендации дадите родителям
по его реализации (форма, средства, приемы и т.п.).
Задание № 6. Ответьте на вопросы:
1. В чем состоит назначение
индивидуальной работы?
2. Какие существуют формы
непосредственного индивидуального взаимодействия с родителями?
3. Назовите формы
опосредованного взаимодействия с семьей учащегося. Каковы технологические
особенности применения данных форм индивидуальной работы с родителями?
4. В чем отличие, на ваш
взгляд, беседы от задушевного разговора с родителями?
5. Возможно ли применение в
индивидуальной работе с семьей дискуссии? Ответ обоснуйте.
6. В каких случаях
эффективно использовать в индивидуальной работе с родителями телефонный
разговор, электронную почту?
7. Какие действия следует
предпринимать педагогу, чтобы подвигнуть отдельных родителей к самопознанию?
8. Поддержка, помощь семье,
которые осуществляются в различных формах, имеют только адресную направленность
или нацелены и на группы родителей? Ответ обоснуйте.
Вопрос 3.
Консультирование как особая форма педагогической помощи семье
Этап 1. Выявление уровня
усвоенных знаний (на
основе домашней самостоятельной работы):
- сообщения студентов.
Этап 2. Систематизация знаний:
Задание № 1. Проанализируйте позиции
исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. В учебном пособии
"Основы психологии семьи и семейного консультирования" авторы обращают
внимание на то, что в консультировании в целом, как особом виде деятельности,
можно выделить ряд общих и последовательных этапов работы консультанта,
характерных для любой модели (психодинамическая, поведенческая, системная). Эти
этапы представлены авторами таким образом: установление контакта; сбор
информации; определение целей консультирования, психологический контракт;
выработка альтернативных решений; обобщение [7, с. 279-280].
2. Как отмечают
специалисты, самое важное и самое трудное в работе консультанта (психолога,
педагога) - научиться быть внимательным. Согласно взглядам многих психологов
внимательное поведение является центральным аспектом консультирования и
включает в себя четыре момента: визуальный контакт, необходимый язык жестов, тон
голоса и вербальное следование рассказу клиента.
Консультант должен хорошо владеть техникой
(слушания, понимания, сравнения и т.п.), но, как справедливо отмечает
Н.И.Олифирович, с самого начала консультации важно помнить о том, что клиент -
это, как правило, страдающий человек, который просит помощи, и ситуация
консультирования - это прежде всего контакт двух людей, а не площадка для
демонстрации технических приемов [6, с. 139-141].
3. При проведении
консультации Н.И, Дереклеева предлагает соблюдать такие требования:
консультация проводится на основе запросов
родителей, ребенка и классного руководителя;
проблема, которая будет обсуждаться, классному
руководителю должна быть хорошо известна и рассматриваться им самим с различных
позиций: ребенка, родителей, педагогов;
в ходе консультации необходимо дать возможность
заинтересованным сторонам высказать свое мнение и свое отношение к проблеме;
участники консультации, которые пытаются помочь
родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме;
консультация должна проходить в доброжелательной
атмосфере, без назидания и угроз;
в ходе консультации следует обратить внимание на
все то хорошее и положительное, что есть в ребенке и только потом говорить о
проблемах;
в процессе консультации неуместно сравнивать
детей друг с другом, можно говорить лишь о прежних качествах, успехах и
недостатках в сравнении с сегодняшним днем;
консультация должна дать родителям реальные
рекомендации специалистов, педагогов по интересуемой проблеме;
консультация должна быть перспективной и
способствовать реальным изменениям в семье, и в лучшую сторону;
результаты консультации не должны стать темой
обсуждения посторонних людей [3, с. 203-204].
4. Некоторые ученые
выделяют правила консультирования:
цель консультирования - не выдача готовых
рецептов, что делать и как, а выявление внутренних ресурсов родителей и детей,
на основе которых они должны самостоятельно преодолеть возникающие трудности. В
процессе такой работы педагог как бы смотрит на ситуацию с другой , своей точки
зрения, приободряет родителей в их усилиях;
консультирование осуществляется при условии
добровольного обращения родителей к педагогу;
всегда следует исходить из интересов ребенка,
руководствуясь при этом принципом "не навреди";
педагог должен быть тактичным, доброжелательным
в работе с родителями;
учитывать возрастные, половые и психологические
особенности консультируемых родителей и родственников, не высказывать
необоснованных суждений, унижающих намеков;
не сообщать сведений, носящих интимный характер;
дети не должны знать о результате общения
педагога с родителями, потому что они могут воспринять их объединенные усилия
как проявление агрессии против них и проявить свои формы психологической защиты
и т.д. [1, с. 19-20].
5. В процессе
консультирования традиционно выделяются семь позиций: создание
психолого-педагогического климата, обеспечивающего успех консультирования;
педагог должен всем своим видом убедить родителей, что он проявляет искренний
интерес к проблеме и хочет помочь в ее разрешении;
педагог задает наводящие
вопросы, которые вызывают родителя на откровенность, а консультируемый
высказывает все, что накопилось в душе;
педагог должен глубоко вникнуть в суть проблемы,
осмыслить сложившуюся ситуацию и увидеть в ней нечто положительное, чего не
заметил сам родитель. На этот аспект нужно постараться переориентировать
родителя;
педагог-консультант должен понять причину
конфликта, проблемы, с которой к нему обратился родитель;
педагог, не называя причины конфликта, старается
подвести родителя к пониманию этой причины;
родитель осознает причину, а педагог должен
ненавязчиво подсказать пути решения конфликта так, чтобы родитель был уверен,
что он сам нашел решение;
педагог должен подтвердить правильность догадки
родителя (или скорректировать вариант решения проблемы) и закрепить мотивацию
на выполнение принятого решения [5, с, 81-82].
6. Полезные рекомендации
найдет консультант в книге М.И. Станкина "Если мы хотим
сотрудничать..." (М, 1996). Вот некоторые из них:
уметь "заглянуть" в душу человека;
избегать конфликта;
терпимо относиться к слабостям другого;
не обижаться, не вступать в пререкания; если
чувствуется холодность в общении, лучше незаметно отложить разговор;
использовать юмор, но в меру: не осмеивать
личность человека; не смеяться над тем, чего нельзя исправить; не смеяться
первым над собственной шуткой; не допускать грубых шуток; не сердиться, услышав
шутку в свой адрес и др.
не давать рекомендаций в прямой форме, лучше
использовать выражение: "Я бы посоветовала", "Как лучше сделать,
на ваш взгляд?" и т.д.
7. Иногда родители,
обращаясь за помощью, не могут четко сформулировать проблему.
Ученые предлагают для решения этой проблемы
направить усилия консультанта на выявление содержательных задач:
определение и выделение актуальной проблемы;
определение объекта помощи и предмета
воздействия;
выбор (при необходимости) других специалистов, к
которым целесообразно направить родителей;
выбор способа воздействия: индивидуальная работа
с родителями, работа с супружеской парой, работа с семьей в целом, с ребенком и
родителями и др. [7, с. 265-266].
Задание № 2. Специалисты
утверждают, что за счет вербальных средств (слов) мы получаем в процессе
консультирования только 7% информации, 38% -за счет звуковых (тон голоса,
интонация и т.п.) и 55% - за счет невербальных средств.
Обсудите (в парах),
какой вывод из вышеизложенного должен сделать консультант?
Какой вид общения
(вербальное, невербальное) является основой коммуникации?
Какие умения и навыки
наблюдения очень важны для консультанта в процессе работы с клиентом
(родитель, ребенок и др.)?
Задание № 3. Обсудите,
можно ли считать поиск оптимальной дистанции при установлении контакта с
собеседником самым важным условием (требованием, правилом, действием)?
Как вы понимаете
сущность понятия "межличностное пространство "?
Задание № 4. Согласны
ли вы с тем, что одним из главных элементов консультирования является
вербальное общение?
Определите одно из
важных требований к консультанту в процессе вербального общения.
Задание № 5. Ответьте на вопросы:
1. Каково назначение
консультирования как индивидуальной формы взаимодействия с семьей (родителем,
супружеской парой и др.)?
2. Какие существуют
требования к консультированию?
3. Какие основные этапы в
процессе консультирования выделяют ученые?
4. Что относится к
инструментарию консультанта?
5. Какое значение имеет для
консультанта наблюдение за невербальным и вербальным общением с клиентом?
Раскройте.
6. Что составляет основу
слушания педагогом (психологом) консультируемого (родителя, семью и др.)? Ответ
обоснуйте.
7. Как понимаете сущность
таких главных техник воздействия на консультируемого, как
"интерпретация", "директива"? Раскройте.
8. Нуждается ли, на ваш
взгляд, в психолого-педагогической помощи (консультирование, печатные
материалы и т.п.) благополучная семья? Ответ обоснуйте.
9. Существуют ли какие-то
особенности в консультировании, как виде поддержки, родителей из
неблагополучной семьи?
10. Чем отличаются
"педагогически несостоятельная семья" и "неблагополуч-ная
семья"? Определите разницу в их поддержке, консультировании как одной из
ее форм.
Блок 2.
Деятельностно-творческий
Этап 1. Совершенствование умений
индивидуальной работы с семьей:
Задание №1. Проанализируйте
ситуацию и продемонстрируйте разные виды слушания (пассивное, активное,
эмпатичное) в процессе консультирования родителей. Ситуация:
Мама шестиклассницы Ани обратилась за помощью к
учителю: "Девочка постоянно грубит, проявляет жестокость по отношению к
младшему брату".
Включитесь в ролевую игру (парами).
Инструкция: один выполняет роль
консультанта, другой.- родителя; можно меняться ролями.
При выполнении роли консультанта важно следовать
ряду правил:
пассивное слушание (уметь молчать, но быть
внимательным; не вмешиваться в рассказ; поддерживать клиента больше
невербально и т.п.);
активное слушание (уметь
"распознать", "расшифровать" информацию родителя с помощью
уточняющих вопросов, перефразирования и т.п.; в любом случае всегда поддерживать
консультируемого);
эмпатичное слушание (реакция особого отношения к
собеседнику; здесь не сочувствие, а сопереживание, выражающееся в поддержке,
уточнении и т.п.).
По выбору студентов одна из пар включается в
ролевую игру с участием наблюдателей (оппонентов). Анализируются знания и
умения консультанта в подобной ситуации.
Задание № 2. Изучите ситуацию:
Папа пятиклассника обратился за консультацией к
классному руководителю по проблеме: "В доме постоянные скандалы с супругой
и сыном. Он старается "увильнуть" из дома, чтобы не учить уроки. Жена
постоянно оправдывает сына: "Учеба ему не дается! Пусть будет так, как
получается!" Я вижу, что дело не в способностях, а в лени сына. Он
безразлично относится и к другим обязанностям".
Включитесь в ролевую
игру (парами).
Инструкция: один выполняет роль
консультанта, другой - родителя; можно меняться ролями.
В парах проиграйте ситуацию, используя один из
самых эффективных методов техники воздействия - директиву (что предпринять
клиенту).
Специалисты выделяют разные виды директив:
свободные ассоциации ("Вспомните и расскижите ...), фантазирование,
пожелание, домашнее задание и др.
По желанию одна (две) из пар включается в
ролевую игру с участием наблюдателей (оппонентов). Анализируются знания и
умения консультанта в подобной ситуации.
Подумайте над тем,
почему в данной ситуации лучше использовать метод директивы, а не интерпретации
(своеобразного вызова позиции клиента), конфронтации (стоять напротив,
смотреть в лицо; враждебно противостоять, быть в оппозиции).
Задание № 3. Проанализируйте "шаги" по оказанию помощи семье в выполнении
обучающих и воспитывающих функций:
1. Развивать границы
сотрудничества.
2. Развивать уверенность
родителей в успехе.
3. Использовать новые пути
для привлечения семьи к работе.
4. Привлекать семьи для
участия в организации и проведении любых форм школьной активности.
5. Организовывать тренинги
и оказывать поддержку как педагогам, так и семьям.
6. Преодолевать барьеры для
участия семьи полностью и творчески.
7. Предупреждать эмоциональное
"выгорание" родителей.
8. Классный руководитель,
учителя, психолог должны верить в важность и необходимость участия семьи в
воспитании и обучении детей, в работе школы [4, с. 152-154].
Разделитесь на
подгруппы, выберите одно из направлений ("шагов"), разработайте и
представьте на обсуждение группы предполагаемые средства, приемы по оказанию
помощи семье (отдельным родителям) в определенном направлении ее деятельности.
Задание № 4. "Презентация работ".
Инструкция: каждая подгруппа (3-4
человека) выбирает для разработки одну из форм взаимодействия с родителями в
письменном варианте (записка, поздравление, благодарность, приглашение,
материалы в "папку-передвижку" и другие).
Организуется презентация
выполненных работ.
Задание № 5. Разработайте
средства, приемы дифференцированного подхода к семьям, которые избегают
участия в делах класса, школы:
1-я семья: считается
благополучной; ребенок не вызывает у педагога тревоги, не создает проблем;
2-я семья: неполная;
воспитанием детей занимается мать; ребенок не создает педагогу проблем, но
несколько замкнут;
3-я семья:
неблагополучная; родители не занимаются детьми; ребенок не создает педагогу
больших проблем, но иногда пропускает занятия.
Задание № 6. Обсудите ситуации и попытайтесь найти средства, приемы выхода из
создавшего положения. Порассуждайте над тем, почему так могло получиться.
1. Вы пришли домой к
пятикласснику Василию, заранее предупредив его маму о визите, цель которого -
знакомство с семьей.
Вся семья была в сборе, но разговора не получилось.
Чувствовались в отношениях холодность, натянутость.
2. Бабушка Володи
(учащегося 4 класса) зорко следила за его режимом. В этих целях использовала
будильник. Поминутное следование режиму раздражало мальчика, и на этой почве
возникали постоянные стычки с бабушкой, что оказывало негативное влияние на
весь микроклимат семьи, особенно когда все собирались вечером дома.
Мать обратилась за помощью к учительнице.
Педагог попыталась побеседовать (в домашних
условиях) с бабушкой, но в ответ услышала: "Сейчас нет никакого
воспитания, потому что старших не слушают. Вот бывало: "Сказал хозяин - и
делу конец!".
Разговор не увенчался успехом.
3. Ученица 9 класса
приходила в школу чрезмерно накрашенной, вела себя слишком экстравагантно в
отношении остальных девочек.
После родительского собрания классный
руководитель решила провести беседу с мамой, которая придерживалась такого же
стиля в одежде, в поведении.
Мама девочки, прервав на полуслове разговор,
сказала: "Не считаю, что этот вопрос требует обсуждения, тем более, что
Катерина хорошо учится, проблем не создает. А девочке сегодня надо быть
красивой! И каждый это понимает по-своему, это его право".
Говорить было больше не о чем.
Э т а п 2. Овладение
технологией обучения родителей индивидуальной работе с детьми:
Задание № 1. Американский психолог М. Борба в работе с родителями большое
внимание уделяет их собственному образу, работе над ним. Помочь членам семьи
уяснить эту проблему не так просто. Надо научить их задавать себе вопросы,
анализировать ответы и т.п. К примеру: ''Если бы ребенок мог наблюдать только
ваш пример, то что бы он увидел?", "Что больше всего тревожит в
семье?" и др.
Составьте
(индивидуально) вопросы, которые позволят отдельным родителям задуматься над
своим собственным образом после беседы.
Постарайтесь вопросы
сгруппировать по направлениям: отношения с ребенком и как их улучшить; мой
характер и его влияние на сына (дочь); что я готов сделать как родитель, чтобы
улучшить ситуацию и др.
Задание № 2. Объединитесь
в группы (3-4 человека) и разработайте (подберите) средства, приемы, с помощью
которых сможете убедить родителей, что многие качества ребенка: а)
приобретаются; б) поддаются изменению, в) требуют времени для изменения.
Задание № 3. Обсудите
конспект урока-тренинга с родителями на тему "Чувства родителей. Как с
ними быть?" (но Ю.Б. Гиппенрейтер).
Задание№4. На
основе конспекта урока "Чувства родителей. Как с ними быть?" -
деловая игра (проводят 2 студента, выполняющие роли учителя, психолога).
Примечание: при подготовке деловой
игры важно обратить внимание родителей на соблюдение таких правил: сказать о
своем переживании; обратить внимание на правило "Я- сообщение",
которое лучше, чем "Ты - сообщение"; изменить условия; изменить
ожидания; кому больше беспокоиться и др.
Этап 3. Формирование опыта
учебно-исследовательской деятельности:
Задание № 1. Составьте
анкету открытого типа по выяснению потребностей родителей (семьи) в оказании им
индивидуальной помощи.
Задание № 2. Проанализируйте
анкету закрытого типа по выявлению потребностей родителей в индивидуальной
помощи.
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на
вопросы анкеты. Цель ее -выяснить, в какой помощи вы нуждаетесь. На основе
анализа ответов мы можем оказать индивидуальную помощь, поддержку вам, вашей
семье.
При заполнении анкеты в каждом пункте
подчеркните один из вариантов ответа, который вам ближе.
1.
Какое образование вы имеете?
Мать ребенка: Отец
ребенка:
- высшее; -
высшее;
- среднее специальное; - среднее
специальное;
- среднее;
- среднее;
- ниже среднего -
ниже среднего
2. Достаточно ли, на ваш
взгляд, педагогической литературы в домашней библиотеке?
- достаточно;
- имеются отдельные книги;
- совсем нет.
3. Испытываете ли вы
потребность в знаниях по воспитанию ребенка?
-испытываю;
- иногда испытываю;
- не испытываю.
4. Из каких источников Вы
получаете информацию о воспитании?
- книги по педагогике;
- СМИ (журналы, газеты,
радио и т.п.);
- опыт своей семьи (мать,
отец, бабушка и др.).
5. Считаете ли вы уровень своей
педагогической культуры достаточным для воспитания детей?
-да;
-нет;
- не могу определиться.
6. Какая из проблем вас
больше всего тревожит?
- учеба ребенка;
- отношение ребенка к
членам семьи; к окружающим;
- внутрисемейные
отношения.
7. Что больше всего мешает
решить вашу проблему?
- недостаток знаний,
умений;
- разногласия супругов;
- недостаточная помощь
специалистов.
8. В чьей помощи ваша семья
остро нуждается?
- психолога;
- педагога;
- врача.
9. Кто из членов семьи
особенно нуждается в помощи?
- один из родителей;
- ребенок;
- вся семья.
10. Какую помощь вам может
оказать школа?
-организовать
консультирование (в школе, дома);
- провести тренинговые
занятия;
- обеспечить методическими
материалами.
11. Сколько времени могли бы
уделить совершенствованию своей педагогической культуры, если специалистами
для вас будут организованы (групповые, индивидуальные) занятия
(консультирование, тренинга, мини-лекции и др.):
- в течение трех дней (по
4-6 часов в день);
- в течение двух месяцев
(по 2 часа в неделю);
- трудно определиться.
Спасибо!
Задание № 3. Для
педагога целесообразно знать мнение детей о взаимоотношениях в семье. Это
мнение полезно сравнить с мнением родителей.
Проанализируйте тест для
детей "Наедине с самим собой" (об отношениях с родителями),
представленный Л.И. Маленковой в книге "Педагоги, родители, дети". -
М. : Изд-во Педагогическое общество России, 2000. - С. 134-135.
Задание № 4. В
налаживании семейных отношений, в стремлении родителей получить помощь
специалистов (педагога, психолога и др.) большую роль играет изучение ими
собственных детей, анализ взаимоотношений с ними. Но этому родителей следует
обучать. Им трудно самим составить системный перечень вопросов, на основе
которых это можно делать. К примеру: Считает ли мой сын (дочь), что я его
понимаю? Что думает обо мне мой сын (дочь)? Нравится ли ему (ей) мой стиль
общения с ним? И др.
Составьте примерные
вопросы, которые предложите родителям для изучения детей.
Этап 4. Развитие
рефлексивно-оценочной деятельности:
Задание № 1. Оцените
свои возможности в оказании индивидуальной помощи семье (родителям, ребенку).
С этой целью заполните тест.
Инструкция: после каждого
утверждения поставьте соответствующий балл: "да" - 2;
"отчасти" - 1; "нет" - 0.
Обработка данных: сложите все оценки (баллы).
Среднее арифметическое -самооценка вашего потенциала по оказанию индивидуальной
помощи родителям, детям.
Тест "Мой потенциал по оказанию индивидуальной помощи
семье"
1. Сумею найти
индивидуальный подход к родителям.
2. Владею стратегией и
тактикой планирования индивидуальной работы с семьей.
3. Знаю принципы, условия и
средства, реализация которых позволяет эффективно организовать индивидуальную
работу с семьей.
4. Владею методикой
изучения специфических особенностей семьи.
5. Умею выявить
потребности, желания родителей в педагогической помощи.
6. Подберу формы
индивидуального взаимодействия с семьей.
7. Владею методикой
использования форм индивидуальной работы с семьей.
8. Смогу применить в
будущей работе консультирование как основную форму педагогической помощи
семьи.
9. Спроектирую программу
педагогической помощи родителям, ребенку.
10. Знаю средства, приемы
стимулирования родителей к взаимодействию со школой с целью развития их
педагогической культуры.
11. Владею технологией
обучения родителей методам изучения детей с целью оказания им индивидуальной
помощи, поддержки.
12. Составлю, при
необходимости, анкету, тест для родителей.
Задание № 2 .С целью подведения общих
итогов (результативности) занятия и самоконтроля выполните следующую работу:
допишите недостающие слова, фразы в нижеследующих утверждениях. При
необходимости сверьте свой ответ с ответами, размещенными в конце задания.
1. Специалистами
индивидуальный подход рассматривается как совокупность ...,... воздействия
наличность, как ... педагогической деятельности.
2. Назначение
индивидуальной работы педагога с семьей - это ... совместных с ней действий в
воспитании ребенка, оказание ..., ... семье.
3. В современных условиях
педагогическая поддержка рассматривается учеными как ... и ... педагогической
деятельности.
4. Исследователи сущность
педагогической поддержки выражают через такие понятия:
"проблема",..., ... .
5. Эффективность
индивидуального педагогического взаимодействия с семьей (с отдельными членами
семьи) намного выше, чем ... работа.
6. К формам
непосредственного взаимодействия педагога с семьей относятся: беседа,..., ...
... анкетирование и др.
7. Опосредованные формы
индивидуального взаимодействия: письменное слово, ,.. ... памятки, ... о новых
изданиях и т.п.
8. Прежде чем выбрать форму
индивидуальной поддержки семьи, надо хорошо изучить ... родителей, уровень их
.......
9. В целях изучения
потребностей семьи в педагогической помощи используются такие методики, как:
беседа,..., ... и др.
10. Консультирование
считается особым видом ... ... семье.
11. Самое важное в
консультировании - быть ....
12. Внимательное поведение
при консультировании, по мнению ученых, включает: визуальный ... , необходимый
язык жестов, тон ..., вербальное следование ... клиента.
13. Одним из важных условий
успешности консультирования является нахождение ... ..., которая способствует
установлению контакта во взаимодействии с клиентом.
14. Немаловажным в
эффективности консультирования является умение педагога ... ... клиента,
используя различные виды слушания (... слушание, ... слушание, ... слушание) в
зависимости от ситуации, от решаемой проблемы.
15. Родителей следует
обучать оказывать ...,... ребенку.
16. Важно убедить родителей,
что качества личности поддаются ..., но для этого надо затратить силы, время,
уметь это делать, а главное - стремиться самому к ... и оказывать помощь в
совершенствовании своему ребенку.
17. Эффективную
педагогическую помощь родителям могут оказать только ....
Ответы: 1 - способов, приемов, принцип; 2 -
координация, помощи, поддержки; 3 - направление, принцип; 4 -
"защита", "самостоятельность"; 5 - групповая; 6 -
консультация, задушевный разговор; 7 - методические материалы, информация; 8 -
потребности, педагогической культуры; 9 - тест, анкета; 10 -педагогической помощи;
11 - внимательным; 12 - контакт, голоса, рассказу; 13 -оптимальной дистанции;
14 - внимательно слушать, пассивное, активное, эмпатичное; 15 - помощь, поддержку;
16 - изменению, самосовершенствованию; 17 -специалисты.
Задание № 3 (традиционное).
Что понравилось на занятии?
Достигнуты ли цели занятия?
Что хотелось бы организовать по-другому?
Какое настроение
преобладало?
Какие уровневые нагрузки испытывали (трудно,
приемлемо, легко)?
Что посоветуете преподавателю учесть на будущее
по содержанию и организации занятия?
Над чем следует поработать вам - будущему
педагогу - самостоятельно по изучаемой теме?
Литература:
1 Богословская, В. С.
Школа и семья : Конструктивный диалог : учеб.-метод, пособие / В. С. Богословская.
- Минск : Университэцкае, 1998. - 88 с.
2 Васильев, В. В.
Учитель-родитель-ученик / В. В. Васильев, Н. Е. Шаповалов. - Воронеж, 1997. -
39 с.
3 Дереклеева, Н. И.
Справочник классного руководителя. 1-4 классы / Н. И. Де-реклеева. - М.: "ВАКО",
2004. - 240 с.
4 Классному руководителю :
учеб.-метод, пособие ; под ред. М. И. Рожкова.
- М.: Гуманитарный
издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 280 с.
5 Недвецкая, М. Н. Основы
педагогического взаимодействия школы и семьи : учеб.-метод. пособие / М. Н.
Недвецкая. - М. : АПК и ППРО, 2006. - 148 с.
6 Олифирович, Н. И.
Индивидуальное психологическое консультирование : Теория и практика. / Н. И.
Олифирович. - Минск : Тесей, 2005. - 264 с.
7 Основы психологии семьи
и семейного консультирования : учеб, пособие ; под ред. Н. Н. Посысоева. - М.:
Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 328 с.
8 Рожков, М. И. Теория и
методика воспитания : учеб, пособие / М. И. Рожков; Л.В. Байбородова. - М.:
Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 384 с.
9 Управление
воспитательной системой школы : проблемы и решения / В. А. Ка-раковский [и др.]
; под ред. В. А. Караковского. - М. : Педагогическое общество России,
1999.-264с.
10 Фадькович, Т. А.
Нетрадиционные формы работы с родителями / Т. А. Фаль-кович, Н. С. Толстоухова,
Л. А. Обухова. - М. : 5 за знания, 2005. - 240 с.
Проанализируйте перечень
книг по теме занятия. Какие из рекомендованных книг имеются в вашей
библиотеке?
Домашняя самостоятельная
работа по теме
Задание № 1. Подготовить:
- краткий реферат, доклад,
сообщение (по выбору) по вопросу 1;
- письменную работу:
объяснение (на основе словарей) сущности понятий: индивидуальный подход",
"индивидуальная работа с семьей", "личностно ориентированный
подход (к ребенку, к родителю)", "дифференцированная работа с семьей"
по вопросу 1 (выполняют два студента);
- краткий доклад,
сообщение и др. (по выбору) по вопросу 2;
- сообщение студентов по
вопросу 3.
Литература: 1, с. 14-21; 4, с. 150-154; 6, с.
139-163; 7, с. 275-328; 10, с. 30-41.
Задание № 2. Составить
конспект урока-тренинга с родителями на тему
«Чувства родителей. Как
с ними быть?» по книге Ю. Б. Гиппенрейтер (Общаться с ребенком. Как? - М.:
ЧеРо, Сфера, 2005. - С. 105-130); готовят два студента.
Комментариев нет:
Отправить комментарий