вторник, 25 марта 2014 г.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА

Практическое занятие № 9
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ: СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА (2 часа)
Цели занятия: усвоение, актуализация и систематизация знаний об индиви­дуальном подходе как принципе воспитательной работы с семьей, о сущности индивидуальной работы, направленной на оказание помощи, поддержки семье; овладение технологией, формами организации индивидуальной работы с семьей учащегося; обучение родителей индивидуальной работе с детьми.
Ключевые знания:
• сущность понятий "индивидуальный подход", "индивидуальная работа", "дифференцированная работа с семьей";
• стратегия и тактика планирования индивидуальной работы с семьей;
• принципы, условия и средства успешности индивидуальной работы с семьей;
• технология налаживания контактного взаимодействия с различными типа­ми семей;
• формы индивидуального взаимодействия с семьей;
• отечественный и зарубежный инновационный опыт индивидуальной рабо­ты с семьей.
Умения, способы деятельности:
изучать индивидуальные особенности детей и родителей (как сообщества), их потребности, запросы по отношению к школе;
• проектировать этапы (шаги) налаживания индивидуального взаимодейст­вия с родителями;
• подбирать индивидуальные формы взаимодействия с семьей с учетом ее особенностей;
• прогнозировать результаты индивидуальной работы с семьей, своевремен­но корректировать содержание и формы данного взаимодействия;
• практиковать составление долгосрочных (полгода, год) и краткосрочных (неделя, и более) программ индивидуальной работы с семьей;
• стимулировать личностную позицию отдельных родителей в отношении взаимодействия с образовательным учреждением.
Форма изучения: практическое занятие, самостоятельная работа студента.
Блок 1. Информационно-оценочный
Основные вопросы:
1. Индивидуальный подход в работе с семьей: сущность, условия эффектив­ности.
2. Формы индивидуальной работы с родителями учащихся.
3. Консультирование как особая форма педагогической помощи семье.
Вопрос 1. Индивидуальный подход в работе с семьей: сущность, условия эффективности
Этап 1. Выявление уровня усвоенных знаний (на основе домашней са­мостоятельной работы):
- обсуждение реферата, доклада, сообщения (по выбору).
- выборочная проверка письменной работы.
Этап 2. Систематизация знаний:
Задание №1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова термин "подход" объясняется таким образом: это "совокупность приемов, способов (в воздействии на кого-что-н., в изучении чего-н., в ведении дела и т.п.)"
2. Индивидуальный подход к родителям С.Г. Крамаренко рассматривает как совокупность способов и приемов воздействия на каждого родителя с целью со­вершенствования семейного воспитания.
3. Е.Н. Пивненко видит суть индивидуального подхода в работе с семьей в оказании ей педагогической помощи с учетом особенностей социальной направ­ленности семьи, уровня ее педагогической культуры, своеобразия ситуации вос­питания, сложившейся в данной семье, и в индивидуальных задачах воспитания личности школьника.
4. Учеными индивидуальный подход рассматривается как принцип педагогиче­ской деятельности. Предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей ребенка и родителя, уровня их воспитанности и т.п.
5. Как отмечает С.С. Кашлев, индивидуальный подход включает положения личностного и дифференцированного подходов, но не сводится к ним.
Личностный подход, - указывает Е.В. Бондаревская, - это принцип воспита­ния, предписывающий достижение главной цели - становление и развитие лич­ности как субъекта собственной жизни, субъекта истории, субъекта культуры.
6. Индивидуальная работа с родителями - это деятельность педагога, осно­ванная на личностно ориентированном, дифференцированном подходах и осу­ществляемая в различных формах индивидуального взаимодействия с семьей; цель индивидуальной работы педагога с родителями - это координация дейст­вий, оказание помощи в воспитании детей с учетом особенностей семьи, совер­шенствование ее воспитательного потенциала, осуществление необходимой поддержки детям, родителям.
7. Под педагогической поддержкой понимается деятельность профессиональ­ных педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в реше­нии их индивидуальных проблем, связанных с психическим и физическим здо­ровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизнен­ным и профессиональным самоопределением.
Выделение педагогической поддержки в особое направление и принцип профессиональной педагогической деятельности предполагает иной взгляд на ряд школьных проблем - таких, как неуспевающие ученики, "трудные дети", "трудные родители" и др.
Этот новый взгляд приводит к изменению позиции педагога, которая из "борьбы с..." переходит в "я помогу тебе" [9, с. 220-224].
8. Авторами выделяются условия, при соблюдении которых непосредствен­ное общение педагога с одним из родителей будет эффективным, если:
- психологически подготовить себя к предстоящей беседе, консультации (пози­тивное отношение к предстоящему), продумать и осуществить психологическую подготовку родителей (избавить их от страха, излишнего волнения, напряжения),
продемонстрировать заинтересованность, такт, уважение и доброжелательность, исключить повышенный тон, раздражение;
- никогда не начинать общение с указания на отрицательные примеры, фак­ты, события, связанные с поведением или учебой ребенка, а обязательно выявить и подчеркнуть положительные моменты в его развитии;
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности родителей, уровень их образования, особенности пола, состояние, в котором они находятся на дан­ный момент;
- внимательно, терпеливо выслушать все сомнения, противоречия, жалобы, несогласие родителей, подчеркнуть их позитивные усилия в воспитании ребенка;
- тактично указать на ошибки, дать обоснованные и конкретные рекоменда­ции, при этом разъяснить, что нет универсальных средств, что воспитание - ин­вариантно, требует поиска и творческого подхода;
- обосновать свои замечания, выводы, которые относятся к ребенку, роди­телям, характеру отношений в семье и т.п.;
- стараться укреплять, а не разрушать веру родителей в возможности ребен­ка, в его позитивное развитие;
- целенаправленно формировать у родителей ощущение необходимости в сотрудничестве с педагогами школы, уверенность в искреннем желании педаго­гов помочь родителям и ребенку и конструктивно взаимодействовать с ними;
- стимулировать и поддерживать у родителей интерес к педагогическому само­образованию, формированию психолого-педагогической культуры [1, с. 14-15].
Задание № 2. Продолжите предложения:
1. Индивидуальный подход в работе с семьей предполагает ...
2. Дифференцированный подход к семье состоит ...
3. Личностно ориентированный подход в работе с семьей - это ...
Задание № 3. Определите педагогические смыслы понятия "поддержка" по образцу:
- помочь ребенку, родителю обрести уверенность;
- …..
Задание № 4. Исследователи (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.А. Сели­ванова, Е.И. Соколова и др.) отмечают, что суть педагогической поддержки можно выразить тремя словами: "проблема", "защита", "самостоятельность".
Охарактеризуйте каждое из понятий.
Задание № 5. Ученые выделяют ряд моделей оказания помощи семье: педа­гогическую, социальную, психологическую (психотерапевтическую) и др.
Обсудите (в парах) и дайте сущностную характеристику названных моделей.
Задание № 6. Разработайте условия успешности индивидуального взаимодей­ствия педагога с отдельным родителем, запишите эти условия таким образом:
- согласие родителя на помощь и поддержку;
- доброжелательность со стороны педагога;
Задание № 7. Ответьте на вопросы:
1. В чем сущность индивидуального подхода во взаимодействии с семьей?
2. В чем единство и различие индивидуального и дифференцированного подходов в деятельности педагога по отношению к семье? Ответ обоснуйте.
3. Если исследователями индивидуальный, личностный подходы рассматри­ваются как принципы в педагогической деятельности, то что есть индивидуаль­ная работа с семьей? Раскройте ее сущность.
4. "Поддержка" семьи (учащегося, родителя), "помощь" семье (учащемуся, родителю) - понятия идентичные или чем-то отличаются? Для начала выясните семантические значения названных понятий.
5. Согласны ли вы с тем, что только в гуманистической воспитательной сис­теме школы (класса) индивидуальная поддержка приобретает "смысл принципа педагогической деятельности" (Н. Михайлова, С. Юсвин). Ответ обоснуйте.
6. Родители (дети) по-разному реагируют на поддержку других, а педагоги -на необходимость этой поддержки. К. Роджерс выделил такие реакции: оценоч­ная, интерпретации, проявление поддержки, исследовательско-зондирующая, понимания. Как вы объясните суть названных реакций? Какая из них наиболее эффективна в предстоящей работе педагога?
7. В каких педагогических трудах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Су-хомлинского, Ш.А. Амонашвили утверждается необходимость индивидуальной, дифференцированной работы с семьей (с отцами и матерями детей).
Вопрос 2. Формы индивидуальной работы с родителями учащихся
Э т а п 1. Выявление уровня усвоенных знаний (на основе домашней са­мостоятельной работы):
- обсуждение доклада, сообщения и др. (по выбору);
- проверка письменной работы (на основе теоретических источников описать методику применения одной из форм индивидуальной работы с родителями).
Этап 2. Систематизация знаний:
Задание № 1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. "Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивиду­альные формы. К ним относят беседу, задушевный разговор, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Эти формы могут быть эффективны, если удалось найти с каж­дым родителем индивидуальный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделить­ся с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия являются внимательность, проникновенность, неторопливость.
В индивидуальной форме взаимодействия заложены большие воспитатель­ные возможности...
Индивидуальная работа с родителями требует от педагогов больших усилий и изобразительности, но ее эффективность по сравнению с работой в большой группе значительно выше" [8, с. 368].
2. Педагогу и родителям очень важно объединиться, чтобы четко представ­лять: что значимо для ребенка, что его волнует, что ему полезно, что его радует, доставляет удовольствие, в чем он не уверен, что ему мешает, в какой помощи он нуждается больше всего, желает ли он принимать предложенную помощь.
Без целенаправленного взаимодействия педагога с семьей ответить на эти и подобные вопросы трудно, или потребуется много времени.
3. Для отечественной школы представляет интерес опыт взаимодействия пе­дагогов и родителей в американских учреждениях. В данных учреждениях инди­видуальная работа с родителями проводится в форме непосредственного и опо­средованного взаимодействия. Опосредованное - это памятки для родителей, в которых содержится необходимая им основная информация (о правах и обязан­ностях школы, родителей и детей; необходимых формальностях, часах и днях консультаций; основных мероприятиях и др.); календари, которые составляются на неделю в младших классах, на месяц или четверть - в старших (отмечаются мероприятия, в которых родители могут и должны участвовать; предложения, что делать, чтобы лучше знать изучаемые темы и т.п.); газеты для родителей, из­даваемые школой или департаментом образования и выпускаемые один раз в месяц или в квартал (публикуются новости из школы об учебе детей; развитии материальной базы; о контактах с другими школами, организациями; о новых программах и др.), в которых обязательно есть раздел для родителей: информа­ция о новых изданиях, о том, как развивать те или иные навыки, что интересует детей и т.п.
К формам непосредственного взаимодействия относятся встречи и беседы, выполняющие в первую очередь развивающую и поддерживающую функции [4, с. 151-152].
4. Отечественными педагогами, творчески работающими с родителями, разра­ботано многообразие форм индивидуальной работы с семьей: посещение семьи, переписка или письменное слово, беседа, анкетирование и др.
5. "Посещение семей" - форма индивидуальной работы, которая прежде все­го направлена на изучение каждой семьи, ребенка, на оказание им необходимой помощи.
Что касается технологии применения данной формы, то на основе анализа работ исследователей используемые педагогом приемы, методы и средства мож­но сгруппировать таким образом:
четко определить цели и задачи при посещении семьи;
информировать родителей не только о времени посещения, но и о его цели;
очень важно заметить то положительное, что имеется в опыте семейного
воспитания;
соблюдать все требования к беседе (заинтересованность; откровенность; за­бота о ребенке и родителях; педагогический такт; общение, основанное на уме­нии слушать и слышать, понимать больше, чем сказано и др.), которая проводит­ся не только в домашних условиях, но и в школе, на предприятии и т.п.;
к беседе, к задушевному разговору, консультации-размышлению и др., кото­рые применимы в домашних условиях при индивидуальном взаимодействиии с семьей, надо тщательно готовиться;
не следует торопиться, употребляя выражения типа "Давайте обсудим, но я очень спешу..." и т.п.
очень важно прийти к обоюдному согласию при решении того или иного вопроса;
обязательно выполнить то, о чем договорились;
помнить о той пользе, которую должен получить родитель в ходе взаимо­действия;
определить, когда беседа проводится без участия детей.
6. В.В. Васильевым, Н.Е. Шаповаловым раскрывается тактика поведения пе­дагога, посещающего семью трудного ученика и желающего улучшить отноше­ния с ним и его родителями. Предложенная тактика включает шесть этапов раз­вития контактного взаимодействия:
Первый. - "Накопление согласий". Целью его является преодоление психо­логических барьеров, снятие напряжения в общении.
Этап успешно пройден, если удалось добиться внутреннего согласия с роди­телями (родителем).
Второй. - "Поиск совпадающих интересов". Цель его - построение первичной общности" (приближение к "мы").
Результат этапа: заинтересованность в общении, снятие недоверия, вступле­ние в деловой контакт.
Третий. - "Принятие качеств и принципов". Педагог должен построить такти­ку своего поведения с опорой не только на интересы, но и на качества личности. В этом случае важно дать возможность родителям предстать в выгодном для них свете, проявить желаемое качество, избегать негативного разговора, добиться ощущения взаимопонимания, готовности к принятию личностных особенностей.
Четвертый. - "Выяснение качеств, опасных для общения". Этот этап - начало дискуссии, позволяющей педагогу более полно выяснить обстановку воспитания.
Пятый. - "Реализация индивидуального подхода". Здесь главной целью яв­ляется возбуждение стремления к изменениям. Главными педагогическими приемами становятся подчеркивание совместимости.
Шестой. - "Эффективное сотрудничество". Этот этап направлен на выработ­ку совместных решений педагога и родителей, на выражение общего прогноза о дальнейшей учебе и поведении ребенка и др. [2, с. 18-19].
7. В последнее время приобретает актуальность такая форма индивидуаль­ной работы, как переписка (письменное слово), которая способствует налаживанию (совершенствованию) педагогического взаимодействия с семьей и осущест­вляется в различных формах: записка с просьбой о чем-то, благодарность, по­здравление с юбилеем, с успехами сына (дочери) и т.п. В эту группу можно от­нести и различного рода "памятки", "календари", "аннотации" на издаваемую литературу, "папки-передвижки" (о проблемах семейного воспитания) и др. Особое место занимает телефонный разговор, электронная почта.
Назначение данных форм работы: постоянное общение с семьей, информи­рование членов семьи об общих делах, об успехах их ребенка и т.п.
8. Прежде чем выбрать форму индивидуальной работы с семьей, надо тщательно изучить проблемы ребенка и семьи, запросы родителей, их пожелания школе. В этом направлении работы эффективны такие формы, как анкетирование, разговор в виде интервью, тест-опросник и др., "Доска откровений", приз родительских симпатий "Лучший педагог" и т.п.
Очень важны формы стимулирования общения родителей (родителя) с педа­гогом: своеобразные подарки, присвоение званий ("Отец активист", "Мать-искусница", "Дедушка-молодец!" и др.)
Задание № 2. Обсудите (в парах, в группах) назначение и методику теле­фонного разговора с одним из родителей. Заполните таблицу.
№п/п
Тема разговора

Цель, задачи

Педагогические    ус­ловия (требования)

Технология   (прие­мы, средства)









Задание № 3. Напишите требования к индивидуальной беседе с родителями (отцом и матерью).
Подумайте над тем, чем эта беседа может отличаться от той, которая проводится с одним из членов семьи.
Задание № 4. Перечислите, какие индивидуальные поручения могут выпол­нять родители.
Обсудите, в чем смысл и назначение индивидуальных поручений.
Задание № 5. Изучите десять основных правил поэтапного изменения про­блемного поведения ребенка (разработаны известным американским психологом Мишель Борба), которые в индивидуальной беседе можно предложить родите­лям для реализации. В книге "Нет плохому поведению. Тридцать восемь моде­лей проблемного поведения и как с ним бороться" (М., - СПб, 2004) М. Борба рекомендует:
1. Установите контакт с ребенком.
2. Проясните собственные тревоги.
3. Пообещайте друг другу решить проблему вместе.
4. Потренируйте с ребенком новое поведение, которое призвано заменить про­блемное, чтобы он знал, как правильно его использовать.
5. Исправляйте проблемное поведение как только оно появится. Не ждите.
6. Постоянно проверяйте успехи своего ребенка на протяжении поэтапного из­менения. При необходимости модифицируйте свой план.
7. Сообщите ребенку об установлении штрафных санкций.
8. Применяйте штрафные санкции в случае продолжающегося проблемного поведения. Будьте последовательны.
9. Поощряйте попытки вашего ребенка вести себя хорошо.
10. Поздравляйте вашего ребенка с успехом каждый раз, когда видите положи­тельные результаты.
Выберите одно из вышеназванных правил и подумайте над тем, какие реко­мендации дадите родителям по его реализации (форма, средства, приемы и т.п.).
Задание № 6. Ответьте на вопросы:
1. В чем состоит назначение индивидуальной работы?
2. Какие существуют формы непосредственного индивидуального взаимодей­ствия с родителями?
3. Назовите формы опосредованного взаимодействия с семьей учащегося. Ка­ковы технологические особенности применения данных форм индивидуальной работы с родителями?
4. В чем отличие, на ваш взгляд, беседы от задушевного разговора с родителями?
5. Возможно ли применение в индивидуальной работе с семьей дискуссии? Ответ обоснуйте.
6. В каких случаях эффективно использовать в индивидуальной работе с ро­дителями телефонный разговор, электронную почту?
7. Какие действия следует предпринимать педагогу, чтобы подвигнуть от­дельных родителей к самопознанию?
8. Поддержка, помощь семье, которые осуществляются в различных формах, имеют только адресную направленность или нацелены и на группы родителей? От­вет обоснуйте.
Вопрос 3. Консультирование как особая форма педагогической помощи семье
Этап 1. Выявление уровня усвоенных знаний (на основе домашней са­мостоятельной работы):
- сообщения студентов.
Этап 2. Систематизация знаний:
Задание № 1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. В учебном пособии "Основы психологии семьи и семейного консультиро­вания" авторы обращают внимание на то, что в консультировании в целом, как особом виде деятельности, можно выделить ряд общих и последовательных эта­пов работы консультанта, характерных для любой модели (психодинамическая, поведенческая, системная). Эти этапы представлены авторами таким образом: ус­тановление контакта; сбор информации; определение целей консультирования, психологический контракт; выработка альтернативных решений; обобщение [7, с. 279-280].
2. Как отмечают специалисты, самое важное и самое трудное в работе кон­сультанта (психолога, педагога) - научиться быть внимательным. Согласно взглядам многих психологов внимательное поведение является центральным ас­пектом консультирования и включает в себя четыре момента: визуальный кон­такт, необходимый язык жестов, тон голоса и вербальное следование рассказу клиента.
Консультант должен хорошо владеть техникой (слушания, понимания, срав­нения и т.п.), но, как справедливо отмечает Н.И.Олифирович, с самого начала консультации важно помнить о том, что клиент - это, как правило, страдающий человек, который просит помощи, и ситуация консультирования - это прежде всего контакт двух людей, а не площадка для демонстрации технических прие­мов [6, с. 139-141].
3. При проведении консультации Н.И, Дереклеева предлагает соблюдать та­кие требования:
консультация проводится на основе запросов родителей, ребенка и классно­го руководителя;
проблема, которая будет обсуждаться, классному руководителю должна быть хорошо известна и рассматриваться им самим с различных позиций: ребен­ка, родителей, педагогов;
в ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сто­ронам высказать свое мнение и свое отношение к проблеме;
участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме;
консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без нази­дания и угроз;
в ходе консультации следует обратить внимание на все то хорошее и поло­жительное, что есть в ребенке и только потом говорить о проблемах;
в процессе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно говорить лишь о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сего­дняшним днем;
консультация должна дать родителям реальные рекомендации специалистов, педагогов по интересуемой проблеме;
консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изме­нениям в семье, и в лучшую сторону;
результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей [3, с. 203-204].
4. Некоторые ученые выделяют правила консультирования:
цель консультирования - не выдача готовых рецептов, что делать и как, а выявление внутренних ресурсов родителей и детей, на основе которых они должны самостоятельно преодолеть возникающие трудности. В процессе такой работы педагог как бы смотрит на ситуацию с другой , своей точки зрения, при­ободряет родителей в их усилиях;
консультирование осуществляется при условии добровольного обращения родителей к педагогу;
всегда следует исходить из интересов ребенка, руководствуясь при этом принципом "не навреди";
педагог должен быть тактичным, доброжелательным в работе с родителями;
учитывать возрастные, половые и психологические особенности консульти­руемых родителей и родственников, не высказывать необоснованных суждений, унижающих намеков;
не сообщать сведений, носящих интимный характер;
дети не должны знать о результате общения педагога с родителями, потому что они могут воспринять их объединенные усилия как проявление агрессии против них и проявить свои формы психологической защиты и т.д. [1, с. 19-20].
5. В процессе консультирования традиционно выделяются семь позиций: создание психолого-педагогического климата, обеспечивающего успех кон­сультирования; педагог должен всем своим видом убедить родителей, что он проявляет искренний интерес к проблеме и хочет помочь в ее разрешении;
педагог задает наводящие вопросы, которые вызывают родителя на откровен­ность, а консультируемый высказывает все, что накопилось в душе;
педагог должен глубоко вникнуть в суть проблемы, осмыслить сложившую­ся ситуацию и увидеть в ней нечто положительное, чего не заметил сам роди­тель. На этот аспект нужно постараться переориентировать родителя;
педагог-консультант должен понять причину конфликта, проблемы, с кото­рой к нему обратился родитель;
педагог, не называя причины конфликта, старается подвести родителя к пониманию этой причины;
родитель осознает причину, а педагог должен ненавязчиво подсказать пути ре­шения конфликта так, чтобы родитель был уверен, что он сам нашел решение;
педагог должен подтвердить правильность догадки родителя (или скоррек­тировать вариант решения проблемы) и закрепить мотивацию на выполнение принятого решения [5, с, 81-82].
6. Полезные рекомендации найдет консультант в книге М.И. Станкина "Если мы хотим сотрудничать..." (М, 1996). Вот некоторые из них:
уметь "заглянуть" в душу человека;
избегать конфликта;
терпимо относиться к слабостям другого;
не обижаться, не вступать в пререкания; если чувствуется холодность в об­щении, лучше незаметно отложить разговор;
использовать юмор, но в меру: не осмеивать личность человека; не смеяться над тем, чего нельзя исправить; не смеяться первым над собственной шуткой; не допускать грубых шуток; не сердиться, услышав шутку в свой адрес и др.
не давать рекомендаций в прямой форме, лучше использовать выражение: "Я бы посоветовала", "Как лучше сделать, на ваш взгляд?" и т.д.
7. Иногда родители, обращаясь за помощью, не могут четко сформулиро­вать проблему.
Ученые предлагают для решения этой проблемы направить усилия консультанта на выявление содержательных задач:
определение и выделение актуальной проблемы;
определение объекта помощи и предмета воздействия;
выбор (при необходимости) других специалистов, к которым целесообразно направить родителей;
выбор способа воздействия: индивидуальная работа с родителями, работа с супружеской парой, работа с семьей в целом, с ребенком и родителями и др. [7, с. 265-266].
Задание № 2. Специалисты утверждают, что за счет вербальных средств (слов) мы получаем в процессе консультирования только 7% информации, 38% -за счет звуковых (тон голоса, интонация и т.п.) и 55% - за счет невербальных средств.
Обсудите (в парах), какой вывод из вышеизложенного должен сделать кон­сультант?
Какой вид общения (вербальное, невербальное) является основой коммуни­кации?
Какие умения и навыки наблюдения очень важны для консультанта в про­цессе работы с клиентом (родитель, ребенок и др.)?
Задание № 3. Обсудите, можно ли считать поиск оптимальной дистанции при установлении контакта с собеседником самым важным условием (требова­нием, правилом, действием)?
Как вы понимаете сущность понятия "межличностное пространство "?
Задание № 4. Согласны ли вы с тем, что одним из главных элементов кон­сультирования является вербальное общение?
Определите одно из важных требований к консультанту в процессе вер­бального общения.
Задание № 5. Ответьте на вопросы:
1. Каково назначение консультирования как индивидуальной формы взаимо­действия с семьей (родителем, супружеской парой и др.)?
2. Какие существуют требования к консультированию?
3. Какие основные этапы в процессе консультирования выделяют ученые?
4. Что относится к инструментарию консультанта?
5. Какое значение имеет для консультанта наблюдение за невербальным и вер­бальным общением с клиентом? Раскройте.
6. Что составляет основу слушания педагогом (психологом) консультируемо­го (родителя, семью и др.)? Ответ обоснуйте.
7. Как понимаете сущность таких главных техник воздействия на консульти­руемого, как "интерпретация", "директива"? Раскройте.
8. Нуждается ли, на ваш взгляд, в психолого-педагогической помощи (консуль­тирование, печатные материалы и т.п.) благополучная семья? Ответ обоснуйте.
9. Существуют ли какие-то особенности в консультировании, как виде под­держки, родителей из неблагополучной семьи?
10. Чем отличаются "педагогически несостоятельная семья" и "неблагополуч-ная семья"? Определите разницу в их поддержке, консультировании как одной из ее форм.
Блок 2. Деятельностно-творческий
Этап 1. Совершенствование умений индивидуальной работы с семьей:
Задание №1. Проанализируйте ситуацию и продемонстрируйте разные виды слушания (пассивное, активное, эмпатичное) в процессе консультирования ро­дителей. Ситуация:
Мама шестиклассницы Ани обратилась за помощью к учителю: "Девочка постоянно грубит, проявляет жестокость по отношению к младшему брату".
Включитесь в ролевую игру (парами).
Инструкция: один выполняет роль консультанта, другой.- родителя; можно меняться ролями.
При выполнении роли консультанта важно следовать ряду правил:
пассивное слушание (уметь молчать, но быть внимательным; не вмешивать­ся в рассказ; поддерживать клиента больше невербально и т.п.);
активное слушание (уметь "распознать", "расшифровать" информацию роди­теля с помощью уточняющих вопросов, перефразирования и т.п.; в любом случае всегда поддерживать консультируемого);
эмпатичное слушание (реакция особого отношения к собеседнику; здесь не сочувствие, а сопереживание, выражающееся в поддержке, уточнении и т.п.).
По выбору студентов одна из пар включается в ролевую игру с участием на­блюдателей (оппонентов). Анализируются знания и умения консультанта в по­добной ситуации.
Задание 2. Изучите ситуацию:
Папа пятиклассника обратился за консультацией к классному руководителю по проблеме: "В доме постоянные скандалы с супругой и сыном. Он старается "увильнуть" из дома, чтобы не учить уроки. Жена постоянно оправдывает сына: "Учеба ему не дается! Пусть будет так, как получается!" Я вижу, что дело не в спо­собностях, а в лени сына. Он безразлично относится и к другим обязанностям".
Включитесь в ролевую игру (парами).
Инструкция: один выполняет роль консультанта, другой - родителя; можно меняться ролями.
В парах проиграйте ситуацию, используя один из самых эффективных мето­дов техники воздействия - директиву (что предпринять клиенту).
Специалисты выделяют разные виды директив: свободные ассоциации ("Вспомните и расскижите ...), фантазирование, пожелание, домашнее задание и др.
По желанию одна (две) из пар включается в ролевую игру с участием наблю­дателей (оппонентов). Анализируются знания и умения консультанта в подобной ситуации.
Подумайте над тем, почему в данной ситуации лучше использовать метод директивы, а не интерпретации (своеобразного вызова позиции клиента), кон­фронтации (стоять напротив, смотреть в лицо; враждебно противостоять, быть в оппозиции).
Задание 3. Проанализируйте "шаги" по оказанию помощи семье в выпол­нении обучающих и воспитывающих функций:
1. Развивать границы сотрудничества.
2. Развивать уверенность родителей в успехе.
3. Использовать новые пути для привлечения семьи к работе.
4. Привлекать семьи для участия в организации и проведении любых форм школьной активности.
5. Организовывать тренинги и оказывать поддержку как педагогам, так и семьям.
6. Преодолевать барьеры для участия семьи полностью и творчески.
7. Предупреждать эмоциональное "выгорание" родителей.
8. Классный руководитель, учителя, психолог должны верить в важность и необходимость участия семьи в воспитании и обучении детей, в работе школы [4, с. 152-154].
Разделитесь на подгруппы, выберите одно из направлений ("шагов"), разра­ботайте и представьте на обсуждение группы предполагаемые средства, приемы по оказанию помощи семье (отдельным родителям) в определенном направлении ее деятельности.
Задание 4. "Презентация работ".
Инструкция: каждая подгруппа (3-4 человека) выбирает для разработки одну из форм взаимодействия с родителями в письменном варианте (записка, поздравление, благодарность, приглашение, материалы в "папку-передвижку" и другие).
Организуется презентация выполненных работ.
Задание № 5. Разработайте средства, приемы дифференцированного подхо­да к семьям, которые избегают участия в делах класса, школы:
1-я семья: считается благополучной; ребенок не вызывает у педагога трево­ги, не создает проблем;
2-я семья: неполная; воспитанием детей занимается мать; ребенок не создает педагогу проблем, но несколько замкнут;
3-я семья: неблагополучная; родители не занимаются детьми; ребенок не создает педагогу больших проблем, но иногда пропускает занятия.
Задание 6. Обсудите ситуации и попытайтесь найти средства, приемы выхода из создавшего положения. Порассуждайте над тем, почему так могло по­лучиться.
1. Вы пришли домой к пятикласснику Василию, заранее предупредив его маму о визите, цель которого - знакомство с семьей.
Вся семья была в сборе, но разговора не получилось. Чувствовались в отно­шениях холодность, натянутость.
2. Бабушка Володи (учащегося 4 класса) зорко следила за его режимом. В этих целях использовала будильник. Поминутное следование режиму раздража­ло мальчика, и на этой почве возникали постоянные стычки с бабушкой, что ока­зывало негативное влияние на весь микроклимат семьи, особенно когда все со­бирались вечером дома.
Мать обратилась за помощью к учительнице.
Педагог попыталась побеседовать (в домашних условиях) с бабушкой, но в ответ услышала: "Сейчас нет никакого воспитания, потому что старших не слу­шают. Вот бывало: "Сказал хозяин - и делу конец!".
Разговор не увенчался успехом.
3. Ученица 9 класса приходила в школу чрезмерно накрашенной, вела себя слишком экстравагантно в отношении остальных девочек.
После родительского собрания классный руководитель решила провести бе­седу с мамой, которая придерживалась такого же стиля в одежде, в поведении.
Мама девочки, прервав на полуслове разговор, сказала: "Не считаю, что этот вопрос требует обсуждения, тем более, что Катерина хорошо учится, проблем не создает. А девочке сегодня надо быть красивой! И каждый это понимает по-своему, это его право".
Говорить было больше не о чем.
Э т а п 2. Овладение технологией обучения родителей индивидуальной работе с детьми:
Задание 1. Американский психолог М. Борба в работе с родителями большое внимание уделяет их собственному образу, работе над ним. Помочь членам семьи уяснить эту проблему не так просто. Надо научить их задавать себе вопросы, анализировать ответы и т.п. К примеру: ''Если бы ребенок мог на­блюдать только ваш пример, то что бы он увидел?", "Что больше всего трево­жит в семье?" и др.
Составьте (индивидуально) вопросы, которые позволят отдельным роди­телям задуматься над своим собственным образом после беседы.
Постарайтесь вопросы сгруппировать по направлениям: отношения с ребен­ком и как их улучшить; мой характер и его влияние на сына (дочь); что я готов сделать как родитель, чтобы улучшить ситуацию и др.
Задание № 2. Объединитесь в группы (3-4 человека) и разработайте (подбе­рите) средства, приемы, с помощью которых сможете убедить родителей, что многие качества ребенка: а) приобретаются; б) поддаются изменению, в) требу­ют времени для изменения.
Задание № 3. Обсудите конспект урока-тренинга с родителями на тему "Чувства родителей. Как с ними быть?" (но Ю.Б. Гиппенрейтер).
Задание№4. На основе конспекта урока "Чувства родителей. Как с ними быть?" - деловая игра (проводят 2 студента, выполняющие роли учителя, психолога).
Примечание: при подготовке деловой игры важно обратить внимание роди­телей на соблюдение таких правил: сказать о своем переживании; обратить вни­мание на правило "Я- сообщение", которое лучше, чем "Ты - сообщение"; изме­нить условия; изменить ожидания; кому больше беспокоиться и др.
Этап 3. Формирование опыта учебно-исследовательской деятельности:
Задание № 1. Составьте анкету открытого типа по выяснению потребностей родителей (семьи) в оказании им индивидуальной помощи.
Задание № 2. Проанализируйте анкету закрытого типа по выявлению по­требностей родителей в индивидуальной помощи.
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Цель ее -выяснить, в какой помощи вы нуждаетесь. На основе анализа ответов мы можем оказать индивидуальную помощь, поддержку вам, вашей семье.
При заполнении анкеты в каждом пункте подчеркните один из вариантов от­вета, который вам ближе.
1.     Какое образование вы имеете?
Мать ребенка:                                               Отец ребенка:
- высшее;                                                            - высшее;
- среднее специальное;                                     - среднее специальное;
- среднее;                                                           - среднее;
- ниже среднего                                                - ниже среднего
2. Достаточно ли, на ваш взгляд, педагогической литературы в домашней библиотеке?
- достаточно;
- имеются отдельные книги;
- совсем нет.
3. Испытываете ли вы потребность в знаниях по воспитанию ребенка?
-испытываю;
- иногда испытываю;
- не испытываю.
4. Из каких источников Вы получаете информацию о воспитании?
- книги по педагогике;
- СМИ (журналы, газеты, радио и т.п.);
- опыт своей семьи (мать, отец, бабушка и др.).
5. Считаете ли вы уровень своей педагогической культуры достаточным для воспитания детей?
-да;
-нет;
- не могу определиться.
6. Какая из проблем вас больше всего тревожит?
- учеба ребенка;
- отношение ребенка к членам семьи; к окружающим;
- внутрисемейные отношения.
7. Что больше всего мешает решить вашу проблему?
- недостаток знаний, умений;
- разногласия супругов;
- недостаточная помощь специалистов.
8. В чьей помощи ваша семья остро нуждается?
- психолога;
- педагога;
- врача.
9. Кто из членов семьи особенно нуждается в помощи?
- один из родителей;
- ребенок;
- вся семья.
10. Какую помощь вам может оказать школа?
-организовать консультирование (в школе, дома);
- провести тренинговые занятия;
- обеспечить методическими материалами.
11. Сколько времени могли бы уделить совершенствованию своей педагоги­ческой культуры, если специалистами для вас будут организованы (групповые, индивидуальные) занятия (консультирование, тренинга, мини-лекции и др.):
- в течение трех дней (по 4-6 часов в день);
- в течение двух месяцев (по 2 часа в неделю);
- трудно определиться.
Спасибо!
Задание № 3. Для педагога целесообразно знать мнение детей о взаимоотноше­ниях в семье. Это мнение полезно сравнить с мнением родителей.
Проанализируйте тест для детей "Наедине с самим собой" (об отношениях с родителями), представленный Л.И. Маленковой в книге "Педагоги, родители, дети". - М. : Изд-во Педагогическое общество России, 2000. - С. 134-135.
Задание № 4. В налаживании семейных отношений, в стремлении родителей получить помощь специалистов (педагога, психолога и др.) большую роль играет изучение ими собственных детей, анализ взаимоотношений с ними. Но этому роди­телей следует обучать. Им трудно самим составить системный перечень вопросов, на основе которых это можно делать. К примеру: Считает ли мой сын (дочь), что я его понимаю? Что думает обо мне мой сын (дочь)? Нравится ли ему (ей) мой стиль общения с ним? И др.
Составьте примерные вопросы, которые предложите родителям для изу­чения детей.
Этап 4. Развитие рефлексивно-оценочной деятельности:
Задание № 1. Оцените свои возможности в оказании индивидуальной помо­щи семье (родителям, ребенку). С этой целью заполните тест.
Инструкция: после каждого утверждения поставьте соответствующий балл: "да" - 2; "отчасти" - 1; "нет" - 0.
Обработка данных: сложите все оценки (баллы). Среднее арифметическое -самооценка вашего потенциала по оказанию индивидуальной помощи родите­лям, детям.

Тест "Мой потенциал по оказанию индивидуальной помощи семье"

1. Сумею найти индивидуальный подход к родителям.
2. Владею стратегией и тактикой планирования индивидуальной работы с семьей.
3. Знаю принципы, условия и средства, реализация которых позволяет эф­фективно организовать индивидуальную работу с семьей.
4. Владею методикой изучения специфических особенностей семьи.
5. Умею выявить потребности, желания родителей в педагогической помощи.
6. Подберу формы индивидуального взаимодействия с семьей.
7. Владею методикой использования форм индивидуальной работы с семьей.
8. Смогу применить в будущей работе консультирование как основную фор­му педагогической помощи семьи.
9. Спроектирую программу педагогической помощи родителям, ребенку.
10. Знаю средства, приемы стимулирования родителей к взаимодействию со школой с целью развития их педагогической культуры.
11. Владею технологией обучения родителей методам изучения детей с целью оказания им индивидуальной помощи, поддержки.
12. Составлю, при необходимости, анкету, тест для родителей.
Задание № 2 .С целью подведения общих итогов (результативности) занятия и самоконтроля выполните следующую работу: допишите недостающие слова, фразы в нижеследующих утверждениях. При необходимости сверьте свой ответ с ответами, размещенными в конце задания.
1. Специалистами индивидуальный подход рассматривается как совокуп­ность ...,... воздействия наличность, как ... педагогической деятельности.
2. Назначение индивидуальной работы педагога с семьей - это ... совмест­ных с ней действий в воспитании ребенка, оказание ..., ... семье.
3. В современных условиях педагогическая поддержка рассматривается уче­ными как ... и ... педагогической деятельности.
4. Исследователи сущность педагогической поддержки выражают через та­кие понятия: "проблема",..., ... .
5. Эффективность индивидуального педагогического взаимодействия с семь­ей (с отдельными членами семьи) намного выше, чем ... работа.
6. К формам непосредственного взаимодействия педагога с семьей относят­ся: беседа,..., ... ... анкетирование и др.
7. Опосредованные формы индивидуального взаимодействия: письменное слово, ,.. ... памятки, ... о новых изданиях и т.п.
8. Прежде чем выбрать форму индивидуальной поддержки семьи, надо хо­рошо изучить ... родителей, уровень их .......
9. В целях изучения потребностей семьи в педагогической помощи исполь­зуются такие методики, как: беседа,..., ... и др.
10. Консультирование считается особым видом ... ... семье.
11. Самое важное в консультировании - быть ....
12. Внимательное поведение при консультировании, по мнению ученых, включает: визуальный ... , необходимый язык жестов, тон ..., вербальное следо­вание ... клиента.
13. Одним из важных условий успешности консультирования является на­хождение ... ..., которая способствует установлению контакта во взаимодейст­вии с клиентом.
14. Немаловажным в эффективности консультирования является умение педа­гога ... ... клиента, используя различные виды слушания (... слушание, ... слуша­ние, ... слушание) в зависимости от ситуации, от решаемой проблемы.
15. Родителей следует обучать оказывать ...,... ребенку.
16. Важно убедить родителей, что качества личности поддаются ..., но для этого надо затратить силы, время, уметь это делать, а главное - стремиться са­мому к ... и оказывать помощь в совершенствовании своему ребенку.
17. Эффективную педагогическую помощь родителям могут оказать только ....
Ответы: 1 - способов, приемов, принцип; 2 - координация, помощи, под­держки; 3 - направление, принцип; 4 - "защита", "самостоятельность"; 5 - груп­повая; 6 - консультация, задушевный разговор; 7 - методические материалы, информация; 8 - потребности, педагогической культуры; 9 - тест, анкета; 10 -педагогической помощи; 11 - внимательным; 12 - контакт, голоса, рассказу; 13 -оптимальной дистанции; 14 - внимательно слушать, пассивное, активное, эмпатичное; 15 - помощь, поддержку; 16 - изменению, самосовершенствованию; 17 -специалисты.
Задание № 3 (традиционное).
Что понравилось на занятии?
Достигнуты ли цели занятия?
Что хотелось бы организовать по-другому?
Какое настроение преобладало?
Какие уровневые нагрузки испытывали (трудно, приемлемо, легко)?
Что посоветуете преподавателю учесть на будущее по содержанию и орга­низации занятия?
Над чем следует поработать вам - будущему педагогу - самостоятельно по изучаемой теме?
Литература:
1 Богословская, В. С. Школа и семья : Конструктивный диалог : учеб.-метод, пособие / В. С. Богословская. - Минск : Университэцкае, 1998. - 88 с.
2 Васильев, В. В. Учитель-родитель-ученик / В. В. Васильев, Н. Е. Шапова­лов. - Воронеж, 1997. - 39 с.
3 Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя. 1-4 классы / Н. И. Де-реклеева. - М.: "ВАКО", 2004. - 240 с.
4 Классному руководителю : учеб.-метод, пособие ; под ред. М. И. Рожкова.
- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 280 с.
5 Недвецкая, М. Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи : учеб.-метод. пособие / М. Н. Недвецкая. - М. : АПК и ППРО, 2006. - 148 с.
6 Олифирович, Н. И. Индивидуальное психологическое консультирование : Теория и практика. / Н. И. Олифирович. - Минск : Тесей, 2005. - 264 с.
7 Основы психологии семьи и семейного консультирования : учеб, пособие ; под ред. Н. Н. Посысоева. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 328 с.
8 Рожков, М. И. Теория и методика воспитания : учеб, пособие / М. И. Рож­ков; Л.В. Байбородова. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 384 с.
9 Управление воспитательной системой школы : проблемы и решения / В. А. Ка-раковский [и др.] ; под ред. В. А. Караковского. - М. : Педагогическое общество России, 1999.-264с.
10 Фадькович, Т. А. Нетрадиционные формы работы с родителями / Т. А. Фаль-кович, Н. С. Толстоухова, Л. А. Обухова. - М. : 5 за знания, 2005. - 240 с.
Проанализируйте перечень книг по теме занятия. Какие из рекомендован­ных книг имеются в вашей библиотеке?
Домашняя самостоятельная работа по теме
Задание № 1. Подготовить:
- краткий реферат, доклад, сообщение (по выбору) по вопросу 1;
- письменную работу: объяснение (на основе словарей) сущности понятий: индивидуальный подход", "индивидуальная работа с семьей", "личностно ори­ентированный подход (к ребенку, к родителю)", "дифференцированная работа с семьей" по вопросу 1 (выполняют два студента);
- краткий доклад, сообщение и др. (по выбору) по вопросу 2;
- сообщение студентов по вопросу 3.
Литература: 1, с. 14-21; 4, с. 150-154; 6, с. 139-163; 7, с. 275-328; 10, с. 30-41.
Задание № 2. Составить конспект урока-тренинга с родителями на тему
«Чувства родителей. Как с ними быть?» по книге Ю. Б. Гиппенрейтер (Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, Сфера, 2005. - С. 105-130); готовят два студента.


Комментариев нет:

Отправить комментарий