Внимание – это сосредоточенность
психической деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо
реальном или идеальном объекте, предмете, событии, образе, рассуждении и прочих
возможных объектах внимания.
Трактовка внимания
как психического процесса связана с тем, что любая деятельность, которая
сопровождается направленностью и сосредоточенностью на ней в сознании человека,
развертывается во времени, имеет начало и конец.
Такие личностные
образования как мотивы, цели, эталоны, ценности, идеалы направляют и регулируют
внимание человека, наполняя его смыслом.
В зависимости от
соотношения внутренней сосредоточенности на выполняемой деятельности и её
внешнем выражении, выделяют 4 состояния внимания: действительная внимательность,
действительная невнимательность, кажущаяся внимательность, кажущаяся
невнимательность.
Виды внимания:
1. Непроизвольное
внимание. Характеризуется оно своей физиологической основой, которой является
универсальная биологическая реакция, ориентировочный рефлекс, возникающий как
ответная реакция на новое изменение окружающей среды.
2. Произвольное
внимание. Относится к высшим психическим функциям и присуще только человеку. Напрямую
зависит от культурного развития внимания человека.
3.
Послепроизвольное внимание. Отличительной особенностью этого вида внимания
является то, что на фоне увлеченности человеком выполняемой работой из сферы
сознания «исчезает» всё, что не связано с содержанием деятельности. И в первую
очередь отпадает необходимость в волевом усилии, цель которого в произвольном
внимании состоит в удержании сознания на объекте деятельности.
Свойства внимания:
1. Первичные: объём
и устойчивость.
2. Вторичные:
переключения и распределения.
Мышление – это обобщённое
отражение объективной действительности в её закономерных, наиболее существенных
связях и речью. Другими словами, мышление – это психический процесс познания,
связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с
творческими преобразованиями действительности.
Мышление – это
высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего
реального мира, основанный на 2х принципиально различных психофизиологических
механизмах образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений,
выводов, новых суждений и умозаключений.
Виды мышления:
1. По форме:
1).
Наглядно-действенное (осуществляются действия с предметом);
2).
Наглядно-образное (опирается на образы и представления);
3).
Словесно-логическое (характеризуется абстрактными понятиями и размышлениями. Мыслительная
задача решается в словесной форме).
2. По характеру
решаемых задач:
1). Теоритическое
(например, рассуждения);
2). Практическое
(например, химические опыты).
3. По степени
развернутости:
1). Дискурсивное
(логическое);
2). Интуитивное
(интуиция).
4. По степени
новизны:
1).
Репродуктивное (воспроизводящее);
2). Продуктивное
(творческое).
В соответствии с другой классификацией, основными видами
мышления являются: теоритическое (к которому, в свою очередь, относятся
образное), а также практическое (к нему относятся наглядно-образное и
наглядно-действенное).
Формы мышления:
1. Форма мышления,
в которой отражаются общие, и, причём существенные, свойства предметов и
явлений;
2. Форма мышления,
в которой отражаются связи, отношения между предметам, содержит утверждение или
отрицание (общее, частное или единичное).
3. Мыслительный
процесс, который использует человек при составлении и анализе различных
суждений для вывода из них новых суждений.
Основные операции мышления:
1. Анализ – это
мыслительное разделение целого на части с последующим их сравнением.
2. Синтез – это
объединение отдельных частей в целое, построение целого из аналитически
заданных частей.
3. Конкретизация –
это применение общих законов к конкретному случаю; операция, обратная обобщению.
4. Абстрагирование
– это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которое в
действительности как самостоятельное не существует.
5. Обобщение – это
мысленное объединение сходных по каким-то признакам предметов и явлений, а
также сравнение и классификация.
Основные функции мышления:
1. Мышление
выделяет то общее, что объединяет отдельные предметы, события, факты.
2. Находит как
существенные, так и несущественные различия между теми или иными вещами или
рассуждениями.
3. Осуществляет
сравнительный анализ возможных путей решения проблемы.
4. Предлагает
оптимальный вариант решения и последующих действий и, образно говоря,
сопровождает действия «светом размышлений»: «хорошо», «лучше так», «стоит ещё
раз подумать», «желательно внести коррективы» и т.д.
Отличие мышления от остальных
психологических процессов познания состоит в следующем:
1. Оно всегда
связано с активным изменением условий, в которых находится человек.
2. Мышление всегда
направлено на решение какой-либо задачи.
3. В процессе
мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование
действительности.
4. Мышление – это
особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему
включенных в неё действий и операций преобразовательного и познавательного
характера.
Виды мышления:
1.
Предметно-действенное мышление. Свойственно людям дела. Они усваивают
информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений.
Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у
станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую
идею. Это мышление важно для спортсменов, артистов, танцоров.
2.
Абстрактно-символическое. Им обладают многие ученые (физики-теоретики,
математики, экономисты, программисты, аналитики). Они могут усваивать
информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни
потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе
гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
3.
Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным
интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению
учёный, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут
сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо
руководителям, политикам, общественным деятелям.
4.
Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые
могут представить то, что было и то, что будет, и то, чего никогда не было. Это
художники, поэты, архитекторы, дизайнеры, конструкторы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий