вторник, 25 марта 2014 г.

Совершенствование умений педагогической диагностики семьи

Блок 2. Деятельностно-творческий
Этап 1. Совершенствование умений педагогической диагностики семьи:
Задание № 1. Для получения первоначальной информации о семье ребенка составьте для родителей анкету, в которой не упустите такие из направлений:
 Общие сведения о семье.
Условия жизни членов семьи, материальная обеспеченность.
Занятия членов семьи в свободное от работы время.
Интересы, увлечения ребенка.
Отношения родителей с ребенком (с детьми).
Влияние родителей на ребенка.
Семейные традиции, обычаи, ритуалы и др.
Если считаете нужным, дополните названные направления, и каждое из на­правлений в анкете конкретизируйте. К примеру:
1. Общие сведения о семье:
количество членов семьи - ...; перечислите: родители ...; дети ...; другие члены семьи ...;
профессия родителей -
место работы родителей, занимаемая должность - и т.п..
Задание №2. Разработайте краткую анкету "Семья - глазами ребенка".
Обсудите в парах, что вы напишете во введении анкеты или скажете де­тям (младшим школьникам) о цели анкетирования.
Какими еще методами диагностики можно воспользоваться для выяснения мнения ребенка (подростка, юноши) о своей семье?
Какой из методов педагогической диагностики по выявлению мнения о се­мье (анкета, беседа, сочинение, рисунок-тест и др.) больше подходит для ра­боты с детьми разных возрастов?
Задание № 3. В малых группах (3-4 человека) составьте тест-опросник для родителей с целью выяснения их запросов (деятельность образовательного учре­ждения; образовательные программы; нормативные документы, регламентирую­щие отношения школы и семьи; психологическая служба и т.п.), анализ результатов которого поможет вам во взаимодействии с семьей строить отношения на основе открытости, доступности, законности, добровольности и др, - принципов, которые лежат  в основе сотрудничества как высшей формы взаимодействия.
Задание № 4. Посовещайтесь в малых группах и подготовьте интервью с родителями (с группой родителей, с несколькими родителями, с одним из родите­лей по выбору) на одну из тем.
Примечание: не упускайте из вида следующие вопросы: в каких случаях целесообразно применять интервью как метод опроса? Можно ли проводить интервью совместно с детьми и родителями? В чем особенности постановки вопросов, в отличие от анкеты, теста, опросника? Нужно ли учитывать данные (вербальное, невербальное общение и др.) самого исследования? И др.
Проведите интервью с родителями в виде деловой игры.
Задание 5. В парах обсудите технологию использования в педагогической ди­агностике семьи проективных методик ("Выбор ", "Недописанный тезис " и др.).
Разработайте (на выбранную тему) для родителей класса содержание ме­тодики "Недописанный тезис".
Сравните содержание своей проективной методики с той, которая пред­ложена Н.И. Дереклеевой с целью выяснения мнения родителей о нравственных ценностях семьи, традициях, обычаях и др.
Неописанные тезисы:
1. Я радуюсь, когда мой ребенок ...
2. Я огорчаюсь, когда мой ребенок ...
3. Я плачу, когда мой ребенок ...
4. Я злюсь, когда ребенок ...
5. Мне нравится, когда мой ребенок ...
6. Мне не нравится, когда мой ребенок ...
7. Я не верю, когда мой ребенок ...
8. Я верю, когда говорят, что мой ребенок ...
9. Если у моего ребенка хорошие новости, то ...
10. Если у моего ребенка что-то не получается, то ...
Примечание: может быть избран и другой вариант формулирования недопи­санного тезиса (Школа, в которой учиться мой ребенок, это ...)
Задание № 6. В малых группах выполните (по выбору) одно из заданий:
1. Американский ученый Томас Гордон выделил типичные реакции родителей на поведение детей, которые позитивно или негативно, влияют на детей: приказ, рас­поряжение, команда; предупреждение, предостережение, угроза; увещевание, на­ставление, проповедь; совет, предложение решений; поучение, логическая аргумен­тация; осуждение, критика, несогласие, порицание; похвала, выражение согласия; обзывание, высмеивание, посрамление; интерпретация, анализ, постановка диагноза; успокаивание, сочувствие, утешение, поддержка, зондирование, допрос; увод в сто­рону, отшучивание, отвлечение внимания.
Разработайте деловую игру "Реакция родителей", взяв за основу одну из ти­пичных реакций.
2. В малых группах проанализируйте тест "Понимаете ли вы своего ребенка?", предложенный Л.И. Маленковой в книге "Педагоги, родители, дети" [7, с. 116-117].
3. Обсудите, с помощью какого диагностического метода сможете выяснить причины конфликтных ситуаций, конфликтов, возникающих в семьях. Разрабо­тать содержательную сторону метода вам может помочь работа белорусского ученого Т.В. Сенько "Личность в семейном социуме", в которой автор на основе анализа зарубежных исследований выделяет основные причины конфликтов де­тей с родителями с точки зрения взаимодействия взглядов и ценностных ориен­тации молодежи и родителей:
различие опыта детей и взрослых, прежде всего в период взросления (у нынеш­них родителей подростков и юношей он во многом отличается от современного);
отсутствие четких этапов перехода от детской зависимости к взрослой независимости;
отсутствие определенных правил, структурирующих ослабление родительской власти в фазу перехода от детства к юности;
 психологические различия между родителями и детьми, которые выражаются в расхождениях между установками и представлениями молодых людей и опытом взрослых;
социальные различия между родителями и детьми, которые выражаются в столкновении контролирующей роли взрослых с потребностями молодых людей в автономии;
перегрузки и напряжение как результат социальных и культурных перемен [9, с. 211-212].
Этап2. Овладение технологией обучения родителей изучению детей:
Задание 1. Обсудите в малых группах конспект урока общения родителей с ребенком на тему "Негативное поведение" (по Ю.Б. Гиппенрейтер).
На основе конспекта проведите ролевую игру "Что делать?" (проводят два студента, выполняющие роли учителя, психолога).
Примечание: При подготовке деловой игры важно обратить внимание на та­кой момент: "Что делать, если у ребенка гнев, злоба, агрессия; боль, обида, страх?" - Надо активно слушать, ("слышать") его потребности (в любви, внима­нии, ласке, успехе, понимании, уважении и др.); безусловно принимать базисные стремления ребенка (Я - хороший, Я - любим, Я - могу и др.).
Задание № 2. Проанализируйте правила, которые должны усвоить родители при изучении своих детей, и предложите форму, как познакомить с правилами членов семьи. Специалистами эти правила сгруппированы таким образом:
знания о ребенке должны прийти к родителям не в процессе бесстрастного изучения его, а в ходе общей жизни и деятельности;
исследовательская позиция родителей должна быть скрыта от детей;
методика изучения ребенка в семейной педагогике нередко тесно сплетается с методикой воспитательного воздействия;
используемые методики не должны принести вреда ребенку (травмировать его психику);
изучая ребенка, хорошо использовать игровую деятельность;
наиболее целесообразно организовать в семье общее самопознание, само­воспитание: вместе проводить тесты, анкеты, использовать различного рода эм­пирические методики: "Незаконченный рассказ или предложение", Альтернативный тезис", "Тезис и мнение по нему", "Метод ранжирования" и ДР-[7, с. 113-114].
Задание 3. Вспомните, какими словами, фразами выражали родители свое отношение к действиям (успехам, неуспехам и т.п.) детей в процессе их совместной и в школе, в которой вы проходили практику. Заполните таблицу.
Фразы, слова, которые характеризуют тот или иной стиль воспитания
хвалили
поощряли
ругали
упрекали
соблюдали нейтралитет






На основе данной таблицы проанализируйте отношение к вам ваших родите­лей в детстве и сейчас. Что изменилось, что вам нравится и что не нравится?
В будущей вашей работе научите подобной методике родителей учащихся класса. Пусть заполнят таблиц и проанализируют свои слова в отношении детей, помятуя о том, что "слово - не воробей, вылетит - не поймаешь!"

Этап 3. Формирование опыта учебно-исследовательской деятельности:
Задание 1. Изучите опросник БАССА-ДАРКИ. Методика Д. Басса и А. Дарки уникальна в том плане, что на основе ее любой человек (педагог, роди-. тель, студент, старшеклассник и др.) может выяснить показатели и формы агрес­сии, которые характерны для него: физическая агрессия, вербальная, косвенная, негативизм, раздражение, подозрительность, обида, аутоагрессия или чувство вины [10, с. 41-46].
Заполните опросник сами во внеучебное время,  а придя на работу в школу предложите заполнить его родителям (заполняют по желанию).
Задание № 2. Проанализируйте один из шагов по оказанию помощи семье в выполнении обучающих и воспитывающих функций - предупреждать эмоцио­нальное "выгорание" родителей. "Выгорание" - эмоциональная усталость и стресс, возникающие при работе с другими людьми. Оно может быть не только у педагогов, но и у родителей при воспитании детей. Чтобы предупредить его воз­никновение, можно:
разделять заботы по воспитанию между родителями или несколькими семьями, а также привлекать несколько семей к участию в какой-либо работе в школе;
убедиться в том, что семьи получили необходимую подготовку к данной работе;
в случае необходимости давать родителям возможность отдыхать или какое-то время не принимать участия в работе школы;
обеспечивать общение семей друг с другом с целью отдыха, оказания помо­щи и поддержки [4, с. 153-154].
В малых группах (3-4 человека) обсудите и определите диагностический ме­тод, с помощью которого сможете (смогут родители) определить степень "выгорания " в выполнении своих функций по отношению к детям.
Разработайте содержательную сторону метода, инструкцию по примене­нию и обработке результатов.
Задание № 3. Заполните тест с целью выяснения, как вы, студенты-родители, готовы налаживать (поддерживать) позитивные отношения со своим ребенком.
Оценивание осуществляется по следующей шкале: 5 - высокий уровень; 4 -достаточный; 3 - средний: 2 - ниже среднего; 1 - низкий.
Инструкция: после каждого нижеследующего утверждения поставьте одну из цифр (5, 4 и т.п.), которая соответствует тому или иному уровню; после за­полнения полученную сумму баллов по всем показателям (утверждениям) раз­делите на количество высказываний (в нашем случае - 16), получится средний балл, отражающий ваш уровень готовности налаживать отношения с ребенком. Заполняют студенты, имеющие детей; остальные изучают содержание теста.
Данный тест можно предложить родителям учащихся класса, в котором будете работать (проходить практику).
Тест "Отношение к ребенку"
1 Не даю советы ребенку в плохом настроении. ______
2 Всегда выслушиваю ребенка, не перебиваю; спрашиваю, что думает сам о том, что рассказывает. ___
3 При недугах, проблемах подбадриваю, поддерживаю. ____
4 В любых ситуациях четко объясняю, чего от него хочу, для чего необхо­димо выполнить то или иное требование (условие).____
5 Постоянно поддерживаю физический контакт (поцелуй, прикосновение и т.п.) с ребенком. ____
6. Не употребляю выражений типа: "Ты никогда не думаешь, что делаешь!", "Вот так всегда: на авось!", "Я так устала (устаю) от твоих проблем ..." и т.п.
7. Люблю выражения: "Ты сегодня самый лучший!", "Мне с тобой так хо­рошо", "Я рада (рад) за тебя", "Не обижайся ..." и т.п.
8. Вместе анализируем его негативные "шаги", действия, стараясь прийти к соглашению; успехам - радуемся. ____
9. Не спешу делать вывод о том или ином поступке, не выяснив причину, мо­тив. Оцениваю только то, что произошло "здесь и сейчас". ___
10. Стремлюсь не контролировать каждый шаг ребенка, лишая его самостоя­тельности, но и не забываю о том, что родители - первые помощники. ____
11. О неприятном разговоре, который случается, стараюсь сразу же забыть, без нужды не напоминаю о нем ребенку. ____
12.Добрые отношения в семье поддерживаю совместными делами, тради­циями, ритуалами. ____
В. Постоянно рассказываю о своих близких, о нашей родословной. _____
14. Часто говорим о школе, об уважительном отношении к учителям. ____
15.Всегда делюсь с ребенком хорошими впечатлениями дня, своими успеха­ми (неуспехами) на работе. ____
16. Отношения строю так, чтобы ребенок чувствовал: его любят за то, что он есть, вне зависимости от его дел. ______
Задание 4. Заполните анкету по выявлению своего психического состояния (здоровья) в университете и дома (место проживания).
Карточка № 1 (в университете):

Карточка № 2 (дома):

1) интересно - неинтересно;
 2) легко - трудно;
3)спокойно - неспокойно;
4) весело - грустно;
5) не устаю - устаю;
6) радуюсь - огорчаюсь;
7) стараюсь - не стараюсь.

1) интересно - неинтересно;
 2) легко - трудно;
3)спокойно - неспокойно;
4) весело - грустно;
5) не устаю - устаю;
6) радуюсь - огорчаюсь;
7) стараюсь - не стараюсь.


Инструкция: на каждой из двух карточек подчеркните в каждой из пар слов (состояний) то, которое чаще всего характерно для вашего состояния.
Обработка данных: сумма выборов (Р = Р1 + Р2), где Р1 - количество поло­жительных выборов на карточке №1; Р2 - количество положительных выборов на карточке № 2.
В зависимости от значения Р (показатель) определяется уровень психического состояния (здоровья). Если 10 < 14 - высокий уровень; 7 < 9 < - приемлемый; 4 < Р < 6 - средний; 0 < Р < 3 - низкий.
Данную методику можно использовать в работе с детьми подросткового и старшего возраста, изменив направленность карточек (в школе - № 1; дома - № 2), с родителями (дома - № 1; на работе - № 2).
Этап 4. Развитие рефлексивно-оценочной деятельности:
Задание № 1. На основе предложенного ниже теста оцените свой уровень сформированное™ умений по диагностике семьи. Оценка осуществляется по следующей шкале: 5 - высокий уровень; 4 - достаточный; 3 - средний; 2 - ниже среднего; 1 -низкий.
Тест "Сформированность умений будущего педагога по диагностике семьи"
№ №п/п

   Оценка

             
Уровни





высо­кий

доста­точный

сред­ний

Ниже
сред­него

низ­кий

11

Определять   цель   диагно­стирования










22

Подбирать методы диагно­стики










33

Умело   использовать   прие­мы,   средства  (технологию) педагогической диагностики











4
34
Соблюдать      этико-психо-логические правила в изу­чении семьи











5
55
Анализировать   результаты диагностики на различных уровнях (качественном, ко­личественном)











66
"Включать родителей (клас­са, отдельных семей) в изу­чение детей,  внутрисемей-ных отношений
















7
8
77
Разработать (подобрать) ро­дителям "пакет методик" с целью изучения самих себя, детей, внутрисемейных от­ношений











88
"Обучать родителей соблюде­нию определенных условий при изучении детей, в интер­претации полученных данных










9
99
Использовать результаты ди­агностики   в   профилактиче­ских, коррекционных целях












1
110
Разрабатывать   план   (про­грамму)   совместной   дея­тельности с семьей на осно­ве диагностики (детей, ро­дителей, педагога)












Инструкция: по каждому из умений в одну из клеточек поставьте цифру (балл), соответствующую степени проявления данного умения в вашей деятель­ности в период практики, или в предстоящей деятельности (с учетом прогнози­рования).
Обработка данных: общая сумма баллов делится на количество ответов (в нашем случае - 10), полученный балл (цифра) является обозначением того или иного уровня сформированности умений диагностики семьи.
Задание 2. Сделайте прогноз, на что в большей степени вам придется обра­тить внимание, придя на работу, в осуществлении диагностики семьи.
Задание 3. На основе собственной деятельности в школе, данных диагно­стики проанализируйте, какие из умений изучения семьи следует совершенство­вать. По своему усмотрению составьте таблицу, схему и т.п., где будут прописа­ны: умения, возникающие затруднения, причины этих затруднений, предпола­гаемые варианты самосовершенствования, потребность в помощи (педагога, психолога и др.).
Задание № 4. С целью подведения общих итогов (результативности) занятия и самоконтроля выполните следующую работу: допишите в выражениях недостающие слова, фразы; при необходимости сверьте свой ответ с ответами в конце задания.
1. Педагогическая диагностика семьи - это ... изучения состояния (степени развития) членов семьи как участников педагогического процесса, их ... со школой с помощью системы диагностических средств.
2. Выделяют два уровня диагностики: ... педагогическая диагностика, ... педагогическая диагностика.
3. Развивающаяся личность является объектом ...-.... диагностики.
4. Педагогическое исследование - это ... поиск, ... опытно-поисковой дея­тельности педагога-исследователя.
5. Мониторинг включает ..., прогнозирование, ... развития личности, отно­шений и др.
6. Как правило, выделяют три функции педагогической диагностики: ин­формационная, ........
7. Одним из принципов педагогической диагностики является ... использо­вание методов исследования.
8. Целенаправленность диагностики - одно из основных ... .
9. Сохранение анонимности полученных результатов - ..., которое необхо­димо соблюдать при проведении педагогической диагностики.
10. Научный метод служит получению и обоснованию ....... знания (В.Ф,
Берков).
11. Существует большое количество эмпирических методов диагностики се­мьи: наблюдение, ...,...,...,...,....
12. В практике применяются два вида анкет: ........
13. Стандартизированное задание или связанные между собой особым обра­зом задания - это метод .... (В.И. Загвязинский).
14. Изучение влияния родителей на ребенка - одно из ... педагогической ди­агностики семьи.
15. Недописанный тезис, тест-рисунок, недописанный рассказ и другие - это ... методики.
16. Изучая своих детей, родители должны обязательно соблюдать ряд ....
17. И педагогу, и родителям необходимо участвовать в диагностировании своей личности, чтобы предупредить "..." - усталость, которая может наступить в деятельности, во взаимодействии и др.
18. Очень эффективно осуществлять диагностирование семьи в естествен­ных условиях: ... ... детей и родителей,...:,...и др.
19. Умения диагностической деятельности педагогу необходимо постоянно… .
 Ответы: 1 - процедура, взаимодействия; 2 - нормативная, динамичная; 3 -психолого-педагогической; 4 - научный, система; 5 - диагностику, коррекцию; 6- оценочная, управленческая; 7 - комплексное; 8 - требований; 9 - условие; 10 -объективно-истинного; И - беседа, интервью, анкета, тест, оценивание и др.;      12 - открытые, закрытые; 13 - тестирования; 14 - направлений; 15 - проективные: 16 - правил; 17 - "выгорание"; 18 - совместная деятельность; тренинг; поруче­ние; 19 —совершенствовать.
 Задание№5 (традиционное).
- Что вам понравилось на занятии?
-Достигнуты ли, на ваш взгляд, цели занятия?
- Что хотелось бы еще узнать нового?
- Приемлем ли такой вариант проведения занятия?
- Какое настроение преобладало у вас на занятии?
- Какие нагрузки вы испытывали (уровни: трудно, приемлемо, легко и др.).
- Ваши предложения по содержанию и организации следующего занятия?
- Над чем следует поработать вам - будущему педагогу - самостоятельно по изучаемой теме?

 Литература:
1 Берков, В. Ф. Философия и методология науки : учеб, пособие /В.Ф. Берков.-  М.: ООО "Новое знание", 2004. - 336 с.
2 Байбородова, Л. В. Взаимодействие школы и семьи : учеб.-метод. пособие / Л. В. Байбородова. - Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг, 2003. -
224 с.
3 Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического ис­следования : учеб, пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М. : Издатель­ский центр "Академия", 2001. - 208 с.
4 Классному руководителю : учеб.-метод. пособие ; под ред. М. И. Рожкова. -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 280 с.
5 Кухарев, Н. В. Педагог-мастер - педагог-исследователь / Н. В. Кухарев. -Мозырь : РИФ "Белый ветер", 1998. - 212 с.
6 Максимов, В. Г. Педагогическая диагностика в школе : учеб, пособие / В. Г. Максимов..- М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 272 с.
7 Маленкова, Л. И. Педагоги, родители, дети : метод, пособие / Л. И. Мален­кова. - М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2000. - 304 с.
8 Педагогическая диагностика в школе / А. И. Кочетов, Я. Л. Коломинский, И. И. Прокопьев [и др.]; под. ред. А. И. Кочетова. - Мн.: Народная асвета, 1987. - 223 с,
9 Сенько, Т. В. Психология взаимодействия : учеб, пособие : в 4 ч. / Т. В. Сень-ко. - Минск: Карандашев, 2000. - Ч. 3 : Личность в семейном социуме. - 288 с.
10 Фалькович, Т. А. Нетрадиционные формы работы с родителями / Т. А. Фаль-кович, Н. С. Толстоухова, Л. А. Обухова. - М. : 5 за знания, 2005. - 240 с.
И Фромм, А. Популярная педагогика / А. Фромм, Т. Гордон. - Екатеринбург : Изд-во АРД ЛТД, 1997. - 608 с.
12 Щуркова, Н. Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики / Н. Е. Щуркова. - М.: Промышленная Академия, 1992. - 16 с.
Проанализируйте перечень книг по теме занятия. Какие из рекомендован­ным книг имеются в вашей библиотеке?
Домашняя самостоятельная работа по теме
Задание №1. Подготовить:
- краткий реферат по вопросу 1 (два - три студента);
- письменную работу по вопросу 1 (таблица, схема и др. - студенты группы);
- краткое сообщение по вопросу 2 (три - пять студентов);
- письменную работу (схема) по вопросу 2 (студенты группы);
-краткие сообщения по вопросу 3 (студенты группы);
- письменную работу: таблица "Диагностические методы изучения семьи" студенты группы).
Литература: 1, с. 78-93; 2, с. 131-136; 6, с. 42-63, 193-200; 7, с. 111-136; 8, 151-188; 12 с.З-16
Задание № 2. Составить конспект урока-тренинга с родителями на тему
«Негативное поведение" по книге Ю.Б. Гиппенрейтер (Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, Сфера, 2005. - С. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий