Блок 2.
Деятельностно-творческий
Этап 1. Совершенствование умений
педагогической диагностики семьи:
Задание № 1. Для
получения первоначальной информации о семье ребенка составьте для родителей
анкету, в которой не упустите такие из направлений:
Общие
сведения о семье.
Условия жизни членов семьи, материальная
обеспеченность.
Занятия членов семьи в свободное от работы
время.
Интересы, увлечения ребенка.
Отношения родителей с ребенком (с детьми).
Влияние родителей на ребенка.
Семейные традиции, обычаи, ритуалы и др.
Если считаете нужным, дополните названные
направления, и каждое из направлений в анкете конкретизируйте. К примеру:
1. Общие сведения о семье:
количество членов семьи - ...; перечислите:
родители ...; дети ...; другие члены семьи ...;
профессия родителей -
место работы родителей, занимаемая должность - и
т.п..
Задание №2. Разработайте
краткую анкету "Семья - глазами ребенка".
Обсудите в парах, что вы
напишете во введении анкеты или скажете детям (младшим школьникам) о цели
анкетирования.
Какими еще методами
диагностики можно воспользоваться для выяснения мнения ребенка (подростка,
юноши) о своей семье?
Какой из методов
педагогической диагностики по выявлению мнения о семье (анкета, беседа,
сочинение, рисунок-тест и др.) больше подходит для работы с детьми разных
возрастов?
Задание № 3. В
малых группах (3-4 человека) составьте тест-опросник для родителей с целью
выяснения их запросов (деятельность образовательного учреждения;
образовательные программы; нормативные документы, регламентирующие отношения
школы и семьи; психологическая служба и т.п.), анализ результатов которого
поможет вам во взаимодействии с семьей строить отношения на основе открытости,
доступности, законности, добровольности и др, - принципов, которые лежат в основе сотрудничества как высшей формы
взаимодействия.
Задание № 4. Посовещайтесь
в малых группах и подготовьте интервью с родителями (с группой родителей, с
несколькими родителями, с одним из родителей по выбору) на одну из тем.
Примечание: не упускайте из вида следующие вопросы: в каких случаях целесообразно
применять интервью как метод опроса? Можно ли проводить интервью совместно с
детьми и родителями? В чем особенности постановки вопросов, в отличие от
анкеты, теста, опросника? Нужно ли учитывать данные (вербальное, невербальное
общение и др.) самого исследования? И др.
Проведите интервью с
родителями в виде деловой игры.
Задание № 5. В парах обсудите
технологию использования в педагогической диагностике семьи проективных
методик ("Выбор ", "Недописанный тезис " и др.).
Разработайте (на
выбранную тему) для родителей класса содержание методики "Недописанный
тезис".
Сравните содержание
своей проективной методики с той, которая предложена Н.И. Дереклеевой с целью
выяснения мнения родителей о нравственных ценностях семьи, традициях, обычаях и
др.
Неописанные тезисы:
1. Я радуюсь, когда мой
ребенок ...
2. Я огорчаюсь, когда мой
ребенок ...
3. Я плачу, когда мой
ребенок ...
4. Я злюсь, когда ребенок
...
5. Мне нравится, когда мой
ребенок ...
6. Мне не нравится, когда
мой ребенок ...
7. Я не верю, когда мой
ребенок ...
8. Я верю, когда говорят,
что мой ребенок ...
9. Если у моего ребенка
хорошие новости, то ...
10. Если у моего ребенка
что-то не получается, то ...
Примечание: может быть избран и
другой вариант формулирования недописанного тезиса (Школа, в которой
учиться мой ребенок, это ...)
Задание № 6. В малых группах выполните (по выбору) одно из заданий:
1. Американский ученый
Томас Гордон выделил типичные реакции родителей на поведение детей, которые
позитивно или негативно, влияют на детей: приказ, распоряжение, команда;
предупреждение, предостережение, угроза; увещевание, наставление, проповедь;
совет, предложение решений; поучение, логическая аргументация; осуждение,
критика, несогласие, порицание; похвала, выражение согласия; обзывание,
высмеивание, посрамление; интерпретация, анализ, постановка диагноза;
успокаивание, сочувствие, утешение, поддержка, зондирование, допрос; увод в сторону,
отшучивание, отвлечение внимания.
Разработайте деловую
игру "Реакция родителей", взяв за основу одну из типичных реакций.
2. В малых группах проанализируйте тест "Понимаете ли вы своего
ребенка?", предложенный Л.И. Маленковой в книге "Педагоги, родители,
дети" [7, с. 116-117].
3. Обсудите, с помощью
какого диагностического метода сможете выяснить причины конфликтных ситуаций,
конфликтов, возникающих в семьях. Разработать содержательную сторону метода
вам может помочь работа белорусского ученого Т.В. Сенько "Личность в
семейном социуме", в которой автор на основе анализа зарубежных
исследований выделяет основные причины конфликтов детей с родителями с точки
зрения взаимодействия взглядов и ценностных ориентации молодежи и родителей:
различие опыта детей и взрослых, прежде всего в
период взросления (у нынешних родителей подростков и юношей он во многом
отличается от современного);
отсутствие четких этапов перехода от детской
зависимости к взрослой независимости;
отсутствие определенных правил, структурирующих
ослабление родительской власти в фазу перехода от детства к юности;
психологические различия между родителями и
детьми, которые выражаются в расхождениях между установками и представлениями
молодых людей и опытом взрослых;
социальные различия между родителями и детьми,
которые выражаются в столкновении контролирующей роли взрослых с потребностями
молодых людей в автономии;
перегрузки и напряжение как результат социальных
и культурных перемен [9, с. 211-212].
Этап2. Овладение технологией
обучения родителей изучению детей:
Задание № 1. Обсудите в малых группах конспект урока общения родителей с
ребенком на тему "Негативное поведение" (по Ю.Б. Гиппенрейтер).
На основе конспекта проведите ролевую игру
"Что делать?" (проводят два студента, выполняющие роли учителя,
психолога).
Примечание: При подготовке деловой
игры важно обратить внимание на такой момент: "Что делать, если у ребенка
гнев, злоба, агрессия; боль, обида, страх?" - Надо активно слушать,
("слышать") его потребности (в любви, внимании, ласке, успехе,
понимании, уважении и др.); безусловно принимать базисные стремления ребенка (Я
- хороший, Я - любим, Я - могу и др.).
Задание № 2. Проанализируйте
правила, которые должны усвоить родители при изучении своих детей, и предложите
форму, как познакомить с правилами членов семьи. Специалистами эти правила
сгруппированы таким образом:
знания о ребенке должны прийти к родителям не в
процессе бесстрастного изучения его, а в ходе общей жизни и деятельности;
исследовательская позиция родителей должна быть
скрыта от детей;
методика изучения ребенка в семейной педагогике
нередко тесно сплетается с методикой воспитательного воздействия;
используемые методики не должны принести вреда
ребенку (травмировать его психику);
изучая ребенка, хорошо использовать игровую
деятельность;
наиболее целесообразно организовать в семье
общее самопознание, самовоспитание: вместе проводить тесты, анкеты,
использовать различного рода эмпирические методики: "Незаконченный
рассказ или предложение", Альтернативный тезис", "Тезис и мнение
по нему", "Метод ранжирования" и ДР-[7, с. 113-114].
Задание № 3. Вспомните, какими словами, фразами выражали родители свое
отношение к действиям (успехам, неуспехам и т.п.) детей в процессе их
совместной и в школе, в которой вы проходили практику. Заполните таблицу.
Фразы, слова, которые характеризуют тот или иной стиль воспитания
|
||||
хвалили
|
поощряли
|
ругали
|
упрекали
|
соблюдали нейтралитет
|
|
|
|
|
|
На основе данной таблицы
проанализируйте отношение к вам ваших родителей в детстве и сейчас. Что
изменилось, что вам нравится и что не нравится?
В будущей вашей работе
научите подобной методике родителей учащихся класса. Пусть заполнят таблиц и
проанализируют свои слова в отношении детей, помятуя о том, что "слово -
не воробей, вылетит - не поймаешь!"
Этап 3. Формирование опыта
учебно-исследовательской деятельности:
Задание № 1. Изучите опросник БАССА-ДАРКИ. Методика Д. Басса и А. Дарки
уникальна в том плане, что на основе ее любой человек (педагог, роди-. тель, студент,
старшеклассник и др.) может выяснить показатели и формы агрессии, которые
характерны для него: физическая агрессия, вербальная, косвенная, негативизм,
раздражение, подозрительность, обида, аутоагрессия или чувство вины [10, с.
41-46].
Заполните опросник сами
во внеучебное время, а придя на работу в
школу предложите
заполнить его родителям (заполняют по желанию).
Задание № 2. Проанализируйте
один из шагов по оказанию помощи семье в выполнении обучающих и воспитывающих
функций - предупреждать эмоциональное "выгорание" родителей.
"Выгорание" - эмоциональная усталость и стресс, возникающие при
работе с другими людьми. Оно может быть не только у педагогов, но и у родителей
при воспитании детей. Чтобы предупредить его возникновение, можно:
разделять заботы по воспитанию между родителями
или несколькими семьями, а также привлекать несколько семей к участию в
какой-либо работе в школе;
убедиться в том, что семьи получили необходимую
подготовку к данной работе;
в случае необходимости давать родителям
возможность отдыхать или какое-то время не принимать участия в работе школы;
обеспечивать общение семей друг с другом с целью
отдыха, оказания помощи и поддержки [4, с. 153-154].
В малых группах (3-4
человека) обсудите и определите диагностический метод, с помощью которого сможете
(смогут родители) определить степень "выгорания " в выполнении своих
функций по отношению к детям.
Разработайте
содержательную сторону метода, инструкцию по применению и обработке
результатов.
Задание № 3. Заполните
тест с целью выяснения, как вы, студенты-родители, готовы налаживать
(поддерживать) позитивные отношения со своим ребенком.
Оценивание осуществляется по следующей шкале: 5
- высокий уровень; 4 -достаточный; 3 - средний: 2 - ниже среднего; 1 - низкий.
Инструкция: после каждого нижеследующего
утверждения поставьте одну из цифр (5, 4 и т.п.), которая соответствует тому
или иному уровню; после заполнения полученную сумму баллов по всем показателям
(утверждениям) разделите на количество высказываний (в нашем случае - 16),
получится средний балл, отражающий ваш уровень готовности налаживать отношения
с ребенком. Заполняют студенты, имеющие детей; остальные изучают содержание
теста.
Данный тест можно предложить родителям учащихся
класса, в котором будете работать (проходить практику).
Тест "Отношение к ребенку"
1 Не даю советы ребенку в
плохом настроении. ______
2 Всегда выслушиваю
ребенка, не перебиваю; спрашиваю, что думает сам о том, что рассказывает. ___
3 При недугах, проблемах
подбадриваю, поддерживаю. ____
4 В любых ситуациях четко
объясняю, чего от него хочу, для чего необходимо выполнить то или иное
требование (условие).____
5 Постоянно поддерживаю
физический контакт (поцелуй, прикосновение и т.п.) с ребенком. ____
6. Не употребляю выражений
типа: "Ты никогда не думаешь, что делаешь!", "Вот так всегда: на
авось!", "Я так устала (устаю) от твоих проблем ..." и т.п.
7. Люблю выражения:
"Ты сегодня самый лучший!", "Мне с тобой так хорошо",
"Я рада (рад) за тебя", "Не обижайся ..." и т.п.
8. Вместе анализируем его
негативные "шаги", действия, стараясь прийти к соглашению; успехам -
радуемся. ____
9. Не спешу делать вывод о
том или ином поступке, не выяснив причину, мотив. Оцениваю только то, что
произошло "здесь и сейчас". ___
10. Стремлюсь не
контролировать каждый шаг ребенка, лишая его самостоятельности, но и не
забываю о том, что родители - первые помощники. ____
11. О неприятном разговоре,
который случается, стараюсь сразу же забыть, без нужды не напоминаю о нем
ребенку. ____
12.Добрые отношения в семье
поддерживаю совместными делами, традициями, ритуалами. ____
В. Постоянно рассказываю о своих близких, о
нашей родословной. _____
14. Часто говорим о школе,
об уважительном отношении к учителям. ____
15.Всегда делюсь с ребенком
хорошими впечатлениями дня, своими успехами (неуспехами) на работе. ____
16. Отношения строю так,
чтобы ребенок чувствовал: его любят за то, что он есть, вне зависимости от его
дел. ______
Задание 4. Заполните анкету по
выявлению своего психического состояния (здоровья) в университете и дома (место
проживания).
Карточка № 1 (в университете):
|
Карточка № 2 (дома):
|
1) интересно -
неинтересно;
2) легко - трудно;
3)спокойно -
неспокойно;
4) весело - грустно;
5) не устаю - устаю;
6) радуюсь - огорчаюсь;
7) стараюсь - не стараюсь.
|
1) интересно -
неинтересно;
2) легко - трудно;
3)спокойно -
неспокойно;
4) весело - грустно;
5) не устаю - устаю;
6) радуюсь - огорчаюсь;
7) стараюсь - не стараюсь.
|
Инструкция: на каждой из двух
карточек подчеркните в каждой из пар слов (состояний) то, которое чаще всего характерно
для вашего состояния.
Обработка данных: сумма выборов (Р = Р1 + Р2),
где Р1 - количество положительных выборов на карточке №1; Р2 - количество
положительных выборов на карточке № 2.
В зависимости от значения Р (показатель)
определяется уровень психического состояния (здоровья). Если 10 < 14 -
высокий уровень; 7 < 9 < - приемлемый; 4 < Р < 6 - средний; 0 <
Р < 3 - низкий.
Данную методику можно использовать в работе с
детьми подросткового и старшего возраста, изменив направленность карточек (в
школе - № 1; дома - № 2), с родителями (дома - № 1; на работе - № 2).
Этап 4. Развитие
рефлексивно-оценочной деятельности:
Задание № 1. На
основе предложенного ниже теста оцените свой уровень сформированное™ умений по
диагностике семьи. Оценка осуществляется по следующей шкале: 5 - высокий
уровень; 4 - достаточный; 3 - средний; 2 - ниже среднего; 1 -низкий.
Тест "Сформированность умений будущего
педагога по диагностике семьи"
№ №п/п
|
Оценка
|
Уровни
|
||||||||
|
|
высокий
|
достаточный
|
средний
|
Ниже
среднего
|
низкий
|
||||
11
|
Определять цель
диагностирования
|
|
|
|
|
|
||||
22
|
Подбирать методы
диагностики
|
|
|
|
|
|
||||
33
|
Умело использовать приемы,
средства (технологию)
педагогической диагностики
|
|
|
|
|
|
||||
4
34
|
Соблюдать этико-психо-логические правила в изучении
семьи
|
|
|
|
|
|
||||
5
55
|
Анализировать результаты диагностики на различных
уровнях (качественном, количественном)
|
|
|
|
|
|
||||
66
|
"Включать родителей (класса, отдельных семей) в изучение
детей, внутрисемей-ных отношений
|
|
|
|
|
|
||||
7
—
8
77
|
Разработать
(подобрать) родителям "пакет методик" с целью изучения самих себя,
детей, внутрисемейных отношений
|
|
|
|
|
|
||||
88
|
"Обучать родителей соблюдению определенных условий при изучении
детей, в интерпретации полученных данных
|
|
|
|
|
|
||||
9
99
|
Использовать
результаты диагностики в профилактических, коррекционных целях
|
|
|
|
|
|
||||
1
110
|
Разрабатывать план
(программу) совместной деятельности с семьей на основе
диагностики (детей, родителей, педагога)
|
|
|
|
|
|
||||
Инструкция: по каждому из умений в
одну из клеточек поставьте цифру (балл), соответствующую степени проявления
данного умения в вашей деятельности в период практики, или в предстоящей
деятельности (с учетом прогнозирования).
Обработка данных: общая сумма баллов делится на
количество ответов (в нашем случае - 10), полученный балл (цифра) является
обозначением того или иного уровня сформированности умений диагностики семьи.
Задание № 2. Сделайте прогноз, на что в большей степени вам придется обратить
внимание, придя на работу, в осуществлении диагностики семьи.
Задание № 3. На основе собственной деятельности в школе, данных диагностики
проанализируйте, какие из умений изучения семьи следует совершенствовать. По
своему усмотрению составьте таблицу, схему и т.п., где будут прописаны:
умения, возникающие затруднения, причины этих затруднений, предполагаемые
варианты самосовершенствования, потребность в помощи (педагога, психолога и
др.).
Задание № 4. С целью
подведения общих итогов (результативности) занятия и самоконтроля выполните
следующую работу: допишите в выражениях недостающие слова, фразы; при
необходимости сверьте свой ответ с ответами в конце задания.
1. Педагогическая диагностика семьи - это ...
изучения состояния (степени развития) членов семьи как участников
педагогического процесса, их ... со школой с помощью системы диагностических
средств.
2. Выделяют два уровня
диагностики: ... педагогическая диагностика, ... педагогическая диагностика.
3. Развивающаяся личность
является объектом ...-.... диагностики.
4. Педагогическое
исследование - это ... поиск, ... опытно-поисковой деятельности
педагога-исследователя.
5. Мониторинг включает ...,
прогнозирование, ... развития личности, отношений и др.
6. Как правило, выделяют
три функции педагогической диагностики: информационная, ........
7. Одним из принципов
педагогической диагностики является ... использование методов исследования.
8. Целенаправленность
диагностики - одно из основных ... .
9. Сохранение анонимности
полученных результатов - ..., которое необходимо соблюдать при проведении
педагогической диагностики.
10. Научный метод служит
получению и обоснованию ....... знания (В.Ф,
Берков).
11. Существует большое
количество эмпирических методов диагностики семьи: наблюдение,
...,...,...,...,....
12. В практике применяются
два вида анкет: ........
13. Стандартизированное
задание или связанные между собой особым образом задания - это метод ....
(В.И. Загвязинский).
14. Изучение влияния
родителей на ребенка - одно из ... педагогической диагностики семьи.
15. Недописанный тезис,
тест-рисунок, недописанный рассказ и другие - это ... методики.
16. Изучая своих детей,
родители должны обязательно соблюдать ряд ....
17. И педагогу, и родителям
необходимо участвовать в диагностировании своей личности, чтобы предупредить
"..." - усталость, которая может наступить в деятельности, во
взаимодействии и др.
18. Очень эффективно
осуществлять диагностирование семьи в естественных условиях: ... ... детей и
родителей,...:,...и др.
19. Умения диагностической
деятельности педагогу необходимо постоянно… .
Ответы: 1
- процедура, взаимодействия; 2 - нормативная, динамичная; 3
-психолого-педагогической; 4 - научный, система; 5 - диагностику, коррекцию; 6- оценочная, управленческая;
7 - комплексное; 8 - требований; 9 - условие; 10 -объективно-истинного;
И - беседа, интервью, анкета, тест, оценивание и др.; 12 - открытые, закрытые; 13 -
тестирования; 14 - направлений; 15 - проективные: 16 - правил; 17 -
"выгорание"; 18 - совместная деятельность; тренинг; поручение; 19
—совершенствовать.
Задание№5 (традиционное).
- Что вам понравилось на
занятии?
-Достигнуты ли, на ваш
взгляд, цели занятия?
- Что хотелось бы еще
узнать нового?
- Приемлем ли такой
вариант проведения занятия?
- Какое настроение
преобладало у вас на занятии?
- Какие нагрузки вы
испытывали (уровни: трудно, приемлемо, легко и др.).
- Ваши предложения по
содержанию и организации следующего занятия?
- Над чем следует
поработать вам - будущему педагогу - самостоятельно по изучаемой теме?
Литература:
1 Берков, В. Ф. Философия
и методология науки : учеб, пособие /В.Ф. Берков.- М.: ООО "Новое знание", 2004. - 336
с.
2 Байбородова, Л. В.
Взаимодействие школы и семьи : учеб.-метод. пособие / Л. В. Байбородова. -
Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг, 2003. -
224 с.
3 Загвязинский, В. И.
Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб, пособие /
В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М. : Издательский центр
"Академия", 2001. - 208 с.
4 Классному руководителю :
учеб.-метод. пособие ; под ред. М. И. Рожкова. -М.: Гуманитарный издательский
центр ВЛАДОС, 2001. - 280 с.
5 Кухарев, Н. В.
Педагог-мастер - педагог-исследователь / Н. В. Кухарев. -Мозырь : РИФ
"Белый ветер", 1998. - 212 с.
6 Максимов, В. Г.
Педагогическая диагностика в школе : учеб, пособие / В. Г. Максимов..- М.:
Издательский центр "Академия", 2002. - 272 с.
7 Маленкова, Л. И.
Педагоги, родители, дети : метод, пособие / Л. И. Маленкова. - М.: Изд-во
Педагогическое общество России, 2000. - 304 с.
8 Педагогическая
диагностика в школе / А. И. Кочетов, Я. Л. Коломинский, И. И. Прокопьев [и
др.]; под. ред. А. И. Кочетова. - Мн.: Народная асвета, 1987. - 223 с,
9 Сенько, Т. В. Психология
взаимодействия : учеб, пособие : в 4 ч. / Т. В. Сень-ко. - Минск: Карандашев,
2000. - Ч. 3 : Личность в семейном социуме. - 288 с.
10 Фалькович, Т. А.
Нетрадиционные формы работы с родителями / Т. А. Фаль-кович, Н. С. Толстоухова,
Л. А. Обухова. - М. : 5 за знания, 2005. - 240 с.
И Фромм, А. Популярная педагогика / А. Фромм, Т.
Гордон. - Екатеринбург : Изд-во АРД ЛТД, 1997. - 608 с.
12 Щуркова, Н. Е.
Диагностика воспитанности: педагогические методики / Н. Е. Щуркова. - М.:
Промышленная Академия, 1992. - 16 с.
Проанализируйте перечень
книг по теме занятия. Какие из рекомендованным книг имеются в вашей
библиотеке?
Домашняя самостоятельная работа по теме
Задание №1. Подготовить:
- краткий реферат по
вопросу 1 (два - три студента);
- письменную работу по
вопросу 1 (таблица, схема и др. - студенты группы);
- краткое сообщение по
вопросу 2 (три - пять студентов);
- письменную работу
(схема) по вопросу 2 (студенты группы);
-краткие сообщения по
вопросу 3 (студенты группы);
- письменную работу:
таблица "Диагностические методы изучения семьи" студенты группы).
Литература: 1, с. 78-93; 2, с. 131-136; 6, с.
42-63, 193-200; 7, с. 111-136; 8, 151-188; 12 с.З-16
Задание № 2. Составить конспект урока-тренинга с родителями на тему
«Негативное поведение" по
книге Ю.Б. Гиппенрейтер (Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо,
Сфера, 2005. - С.
Комментариев нет:
Отправить комментарий