КОРПОРАТИВНАЯ
СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Вопросы:
1. Понятие
и содержание корпоративной стратегии предприятия
2. Стратегия
интенсивного роста
3. Стратегии
интегрированного и диверсифицированного роста
4. Стратегии
стабилизации и отступления
1. В широком понимании корпоративная стратегия является сложной системой,
которая отражает многоплановый характер деятельности предприятия и представляет
собой определенный «стратегический набор».
В узком понимании корпоративная стратегия является общей (портфельной)
стратегией, которая основывается на концепции фирмы как совокупности разнообразных
стратегических областей бизнеса или стратегических зон хозяйствования.
Задачи корпоративной стратегии:
* определение уровня глобализации
или дифференциации бизнеса и общего направления развития предприятия
* места и роли основных
хозяйственных единиц в реализации выбранной общей стратегии
* оптимальной комбинации СЗХ
Содержание корпоративной стратегии:
* вектор роста фирмы
* конкурентное преимущество
* синергизм
* стратегическая гибкость портфеля
Организационные формы интегрированных
структур бизнеса:
* трест – объединение в единый
производственный комплекс предприятий, которые теряют производственную,
коммерческую и юридическую самостоятельность
* концерн – объединение
самостоятельных предприятий, связанных системой участия, производственного
сотрудничества, финансовых связей, договорами и патентно-лицензионными
соглашениями
* конгломерат – организационная
форма интеграции субъектов хозяйствования, которая объединяет под единый финансовый
контроль разнородные предприятия, не связанные производственной цепочкой
* финансово-промышленная группа
(ФПГ) – интегрированный комплекс, в котором объединены промышленные и торговые
предприятия, финансово-кредитные учреждения для осуществления координированной
деятельности с целью решения общих задач
* картель – объединение предприятий
одной отрасли, связанных между собой соглашениями по различным вопросам
коммерческой деятельности
* синдикат – объединение однородных
промышленных предприятий с целью организации продаж через общую сбытовую сеть
* пул – объединение, при котором
прибыль всех участников поступает в единый фонд, а в дальнейшем распределяется
по пропорции
* консорциум – временный союз
хозяйственно независимых предприятий, целью которого является координированная
предпринимательская деятельность
* стратегический альянс –
соглашение о кооперации двух и более независимых предприятий для достижения
коммерческих целей и синергии благодаря соединению стратегических ресурсов
* ассоциация – добровольное
объединение юридических и физических лиц для достижения общей хозяйственной,
научной и др. цел как правило некоммерческого характера
2.
Интенсивный (концентрированный) рост
предусматривает превышение результатов деятельности путем совершенствования существующего
бизнеса и привлечения скрытых внутренних резервов путем:
* усиления позиций на рынках;
* развития рынков;
* развития продуктов.
Типы новых товаров:
* Нововведения – это товар новый
как для потребителей, так и для производителя и вызывает определенные изменения
в поведении покупателей и структуре потребления.
* Новый товар-дубликат – это
известный на рынке товар, но новый для предприятия.
* Модификация товара – это товар,
известный предприятию, но новый для потребителя.
3. Целью стратегии интегрированного роста
является увеличение объемов сбыта, прибыли и/или рыночной доли предприятия
через объединение усилий с другими субъектами хозяйствованиями.
Интеграция:
* Вертикальная:
-
полная;
-
частичная: прямая и обратная.
* Горизонтальная.
Стратегия роста через диверсификацию предусматривает выход за
рамки отраслевой технологической цепочки, используя возможности за пределами
отрасли.
Пути осуществления диверсификации:
* Родственная (связанная):
-
концентрическая;
-
горизонтальная.
* Неродственная (несвязанная):
-
конгломеративная.
Сложные виды диверсификации:
* Перекрестная
* Смешанная
* Моноотраслевая
* Полиотраслевая-связанная
* Полиотраслевая-несвязанная
4.
Стратегия стабилизации
предусматривает стабилизацию экономических показателей и постепенный переход
субъекта рынка к стратегии роста. Реализуется в виде:
* стратегии стабильности, целью которой является поддержание ранее выбранной
стратегии при поддержке существующих показателей;
* стратегии выживания, целью которой является защита положения на рынке и
предотвращение дальнейшего снижения показателей деятельности.
Дезинтеграция имеет смысл, если:
* сфера деятельности не связана с
главными сильными сторонами и не
является важной для достижения и удержания конкурентного преимущества;
* снижается риск изменения
технологий или предпочтений потребителей;
* приведет к сокращению
производственного цикла
* позволяет фирме сосредоточиться
на основном виде бизнеса
* «отсечение» улучшит управляемость
предприятием
* есть необходимость в консалтинге
или аутсорсинге
«Сбор
урожая»
Существующий рынок +
существующий товар
Максимизация
прибыли или минимизация затрат, независимо от падения объемов продаж и потери
позиций на рынке.
Сокращение рыночного
присутствия
Рынок, который остается + существующий товар
Предприятие,
не меняя номенклатуры, выпускает продукцию, которая покидает рынок.
Сокращение номенклатуры продукции
Рынок,
который остается + товар, который снимается
Связано
с низкой конкурентоспособностью продукции на конкретном рынке.
Сворачивание бизнеса
Существующий
рынок + товар, который снимается
Предусматривает
прекращение поставок на базовый рынок всех продуктов предприятия или прекращение
всех операций.
Комментариев нет:
Отправить комментарий