ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
"ОЦЕНИВАЕМ ПОТЕНЦИАЛ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЕЙ" (2 часа)
Цели занятия: диагностирование
потенциала будущих педагогов во взаимодействии с семьей учащегося: оценка (самооценка)
полученных знаний, сформированных умений, личностных качеств, необходимых для
успешного взаимодействия с семьей; корректировка индивидуальной
образовательной программы по проблеме взаимодействия "педагог - дети -
родители".
Э т а п 1. Систематизация знаний:
Задание № 1. Турнир-викторина
"Мои достижения".
Инструкция: группа делится на 9
подгрупп, с учетом изученных тем, не включая
"Познавательно-диагностический тренинг".
Каждый студент подгруппы заранее готовит 6
основных вопросов по одной из тем, включая управляемую самостоятельную работу.
Назначается, группа, экспертов (преподаватели,
студенты и др.), но не менее 3 человек.
Оценка осуществляется по трехбалльной шкале:
3 -высокий уровень;
2 - приемлемый;
1 -низкий.
За ответ на один вопрос студент может получить
от 1 до 3 баллов. Если в подгруппе 3 студента, то каждый из них может получить:
- в 1-м раунде самый
высокий балл - 18 (на основе среднего балла всех экспертов за ответ студента
на 6 вопросов). Общая сумма баллов делится на количество вопросов и
вырисовывается, на основе шкалы, уровень (высокий, приемлемый, низкий) знаний
будущего педагога по взаимодействию с семьей;
- во 2-м раунде самый высокий балл - 18 (на
основе среднего балла всех экспертов за ответ на вопросы). Как и в первом раунде, общая сумма
баллов делится на количество вопросов, получается цифра, отражающая уровень
знаний будущего педагога по взаимодействию с семьей.
Эксперты выбирают единую форму (таблица, схема и
т.п.) фиксации ответов студентов.
Методика организации
"ТУ-ВИ" ("Турнир-викторина ")
В первом раунде - простой способ задавания
вопросов: "лесенкой" или "по цепочке". Каждому студенту
надо ответить на 6 вопросов.
Во втором раунде схема усложняется: за основу
берется перекрестная "атака'', что позволяет лучше закрепить,
систематизировать знания по изучаемой дисциплине. В данном раунде на каждом из
этапов (4 этапа) одна из команд выбывает. Команда, набравшая большее
количество баллов на последнем (четвертом) этапе является победительницей.
Поскольку в данном раунде игра осуществляется в
четыре этапа, то отдельные студенты могут набрать большое количество баллов, в
зависимости от количества ответов. Сумма полученных каждым студентом баллов
делится на количество вопросов, среднее арифметическое и отражает уровень его
знаний по взаимодействию с семьей.
Этап 2. Диагностирование знаний,
умений по взаимодействию с семьей:
Задание № 2. Оцените
свои знания и умения по взаимодействию с семьей учащегося. Против каждого
утверждения в тесте поставьте "+" в одну из колонок. На основе
количества плюсов в той или иной колонке вы наглядно увидите уровень своих
знаний, умений по взаимодействию с семьей учащегося.
Тест "Знания, умения будущего педагога по взаимодействию с
семьей учащегося"
№п/п
|
|
Проявления
|
||||||||
Уровни
Утверждения
(критерии, показатели)
|
Обращаюсь за помощью
к…
|
Знаю теоретические основы педагогического взаимодействия с
семьей
|
Владею умениями на репродуктивном уровне (на основе образца)
|
Владею умениями на продуктивном уровне (с элементами
собственного творчества)
|
||||||
|
1. Знания педагога
Знаю:
|
|
|
|
|
|||||
|
Подходы (концепции) к
изучению семьи
|
|
|
|
|
|||||
|
Психологию современной
семьи
|
|
|
|
|
|||||
|
Теоретические основы
педагогики семьи
|
|
|
|
|
|||||
|
Педагогическую
диагностику семьи
|
|
|
|
|
|||||
|
Достижения науки в
исследовании проблемы взаимодействия школы и семьи
|
|
|
|
|
|||||
|
Содержание, формы и
технологию педагогического взаимодействия с семьей
|
|
|
|
|
|||||
|
Методику работы с
различными типами семей
|
|
|
|
|
|||||
|
Отечественный и зарубежный инновационный опыт
взаимодействия школы и семьи
|
|
|
|
|
|||||
|
Модели обучения и воспитания
родителей взаимодействию с детьми
|
|
|
|
|
|||||
|
Методики диагностирования эффективности взаимодействия
"педагог - дети - родители"
|
|
|
|
|
|||||
|
Умения педагога
1.
Проективные
Умею:
Составить (разработать) комплексную методику
педагогической диагностики семьи
|
|
|
|
|
|||||
|
Определить цели и
задачи взаимодействия педагога с семьей
|
|
|
|
|
|||||
|
Разработать программу взаимодействия "Педагог - дети -
родители ("Школа - семья")
|
|
|
|
|
|||||
|
Спроектировать
методическое обеспечение программы взаимодействия с семьей
|
|
|
|
|
|||||
|
Подобрать материал для
различных форм взаимодействия с родителями (родительское собрание, беседа,
лекция, практикум и т.п.)
|
|
|
|
|
|||||
|
Предусмотреть
технологию привлечения родителей к совместной с детьми деятельности
|
|
|
|
|
|||||
|
Составить план занятия,
дела с родителями, с детьми и родителями
|
|
|
|
|
|||||
|
Разработать программу
тренинга: краткосрочного, долгосрочного
|
|
|
|
|
|||||
|
Определить стратегию и
тактику индивидуальной работы с семьей
|
|
|
|
|
|||||
|
Учесть специфику взаимодействия с неблагополучной
семьей, с семьей и детьми "группы риска"
|
|
|
|
|
|||||
|
2. Организаторские:
Умею:
|
|
|
|
|
|||||
|
Заинтересовать
родителей взаимодействием со школой
|
|
|
|
|
|||||
|
Проводить работу с
семьей с учетом ее особенностей, запросов, потребностей
|
|
|
|
|
|||||
|
Включать семью в
совместную с детьми деятельность
|
|
|
|
|
|||||
|
Приобщать родителей к
организации воспитательной работы с детьми класса
|
|
|
|
|
|||||
|
Проводить
профилактическую работу с семьями и детьми «группы риска»
|
|
|
|
|
|||||
|
Проводить коррекционную работу с неблагополучными
семьями
|
|
|
|
|
|||||
|
Использовать инновационные технологии в организации
взаимодействия с семьей
|
|
|
|
|
|||||
|
Изучать потребности, запросы родителей по содержанию,
формам и срокам обучения
Организовать обучение родителей, других членов
семьи на основе их запросов
|
|
|
|
|
|||||
|
Осуществлять
мониторинг результативности
взаимодействия педагога с семьей
|
|
|
|
|
|||||
|
3.
Рефлексивно-оценочные:
Умею:
|
|
|
|
|
|||||
|
Анализировать содержание взаимодействия
педагога с семьей с позиций его необходимости и достаточности
|
|
|
|
|
|||||
|
Оценивать объективно свои возможности во
взаимодействии с семьей (видеть сильные и слабые стороны)
|
|
|
|
|
|||||
|
Фиксировать успехи и неудачи во взаимодействии
с родителями, осуществлять его коррекцию
|
|
|
|
|
|||||
|
Практиковать совместно анализ взаимодействия
"педагог - родители" на основе алгоритма ("Что получилось",
"Что не удается?" и т.п.)
|
|
|
|
|
|||||
|
Анализировать результативность взаимодействия
"педагог - дети - родители" с позиции ценностного подхода
|
|
|
|
|
|||||
|
Оценивать свои отношения с родителями с позиции
партнерства, сотрудничества, сотворчества.
|
|
|
|
|
|||||
|
Сравнивать результаты мониторинга с целью
корректировки содержания и технологий взаимодействия педагога с семьей
|
|
|
|
|
|||||
|
Изучать мнение родителей на предмет удовлетворенности
их взаимодействием со школой
|
|
|
|
|
|||||
|
Исследовать отношение детей к жизнедеятельности
семьи с целью корректировки индивидуальной программы работы с отдельными
родителями, семьями
Привлекать родителей к систематическому оцениванию
результатов взаимодействия по различным
направлениям программы ("Школа-семья", "Педагог - семья"
и др.)
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|||||
Задание № 2. Заполните
тест:
"Коммуникативная
деятельность педагога (будущего педагога)"
Этот тест поможет оценить, на основе проявления
профессионально значимых личностных качеств, уровень коммуникативной
деятельности педагога с родителями учащихся.
Инструкция: оцените свою
коммуникативную деятельность по 6-балльной шкале:
• 5 - проявляется часто, ярко выражено;
• 4 - чаще проявляется, чем нет;
• 3 - проявляется непостоянно, ситуативно;
• 2 - проявляется очень редко:
• 1 - полностью отсутствует;
• 0 - не могу оценить.
По каждому из качеств выводится средний балл.
Все средние баллы складываются и делятся на 6. Полученный балл свидетельствует
об уровне коммуникативной деятельности педагога: низкий уровень (0-2 балла),
средний (3-4 балла), высокий (5 баллов).
Поставьте необходимый балл против каждого
показателя (обозначен цифрами), характеризующего проявление того или иного
качества личности.
I. Эмпатичность:
1) внимателен к родителям,
к их проблемам;
2) проявляет способность
эмоционально откликнуться на их проблемы;
3) способен улавливать
настроение родителей;
4) умеет слушать и слышать
их, понимать и чувствовать;
5) умеет оценивать поступки
родителей с их позиций;
6) учитывает эмоциональное
состояние родителей;
7) сопереживает,
сочувствует родителям при неудачах;
8) проявляет уважение к их
личности.
//. Общительность:
1) проявляет открытость в
общении с родителями;
2) не скрывает своих
педагогических проблем и переживаний;
3) легко устанавливает
контакт с большинством из родителей;
4) старается поддерживать
доверительные отношения с ними;
5) интересуется проблемами
родителей;
6) проявляет интерес к
родителям, к их информации;
7) проявляет готовность к
обсуждению с родителями интересующих их вопросов;
8) акцентирует внимание на
достоинствах человека (родителя, ребенка и др.).
III. Гибкость личности:
1) не демонстрирует
превосходства над другими;
2) признает право родителей
на собственную точку зрения;
3) проявляет готовность к
пересмотру своей точки зрения;
4) во взаимодействии
стремится к соглашению, договору;
5) налаживает
субъект-субъектные отношения с родителями;
6) относится творчески к
налаживанию взаимодействия с семьей учащегося;
7) дифференцированно строит
отношения с различными категориями родителей;
8) умеет разрешать возникшие конфликтные ситуации
с наименьшими потерями для
конфликтующих сторон.
IV. Способность к
сотрудничеству:
1) умеет убедить родителей
в полезности сотрудничества, как высшей
формы взаимодействия, на пользу ребенка;
2) налаживает
сотрудничество на основе значимых для детей и родителей дел;
3) поддерживает
конструктивную инициативу родителей;
4) привлекает эрудицией,
умением налаживать деловые контакты с семьей;
5) умеет предупреждать
конфликтные ситуации;
6) вдохновляет родителей на
творческий подход к делу в воспитании ребенка;
7) умеет слушать и слышать
других (ребенка, родителя и т.п.);
8) оказывает семьям помощь,
поддержку.
V. Эмоциональная
привлекательность:
1) проявляет вежливость;
2) располагает к себе
родителей манерой поведения;
3) привлекает к себе
внешним видом;
4) умеет контролировать
собственные эмоциональные реакции;
5) проявляет к родителям
доброжелательность;
6) привлекает родителей
широким диапозоном интересов и увлечений;
7) умеет увлечь интересными
идеями, делами;
8) является хорошим
собеседником, вызывает уважение окружающих.
VI. Рефлексивность:
1) постоянно интересуется
мнением родителей;
2) принимает во внимание
пожелания, запросы семьи;
3) может публично признать
свои ошибки;
4) сдерживает эмоциональную
реакцию, если даже родители не правы;
5) учитывает свои ошибки,
осуществляет коррекцию в общении с семьей;
6) сохраняет спокойствие и
выдержку в трудных ситуациях;
7) налаживает во
взаимодействии с родителями обратную связь;
8) критически относится к
себе, к своим поступкам.
Задание № 3. Выскажите
свое мнение по вопросам анкеты:
"Мое представление о
компетентном во взаимодействии с семьей учащегося педагоге"
1. Компетентность - это_________________________
2. Какого педагога вы
считаете компетентным в
налаживании взаимодействия с семьей учащегося? _________________________
3. Какими знаниями должен
владеть компетентный во взаимодействии с семьей педагог? _________________________
4. Какими умениями
необходимо владеть компетентному педагогу, чтобы продуктивно взаимодействовать
с семьей учащегося? ______________
5. Напишите 6-7 основных
качеств личности компетентного педагога, которые помогают ему
осуществлять общение с
родителями на продуктивном уровне. _________________________
6. Что мешает, на ваш
взгляд, отдельным педагогам быть компетентными в работе с семьей?
____________________________________
7. Что является причиной
трудностей, которые испытывают многие педагоги во взаимодействии с семьей?
_____________________________
8. Какие факторы
способствуют развитию компетентности педагога в области семейного воспитания,
во взаимодействии с родителями на основе сотрудничества? _________________________
9. Назовите несколько книг,
которые, на ваш взгляд, могут поспособствовать становлению компетентности
педагога во взаимодействии с семьей. ______
10. Какую помощь,
направленную на развитие профессиональной компетентности во взаимодействии с
семьей, вам хотелось бы получить от специалистов? Перечислите виды и формы
подобной помощи. _______________
11. Поставьте знак:
"плюс", если вы считаете себя педагогом, компетентным во
взаимодействии с семьей; "плюс" и "минус" - недостаточно
компетентным; "минус" - некомпетентным. _________________________
Этап 3. Включение в
коррекционную деятельность:
Задание № 1. Выполните письменную
работу: перечислите направления своей будущей деятельности во взаимодействии с
семьей, по которым следует усовершенствовать свои знания, умения, практический
опыт.
Задание № 2. Составьте
краткую программу своего самообразования по следующим позициям:
1. Какую литературу
изучите?
2. С каким инновационным
опытом познакомитесь?
3. В каком доступном
проекте ("Служба помощи семье", "Университет-ИДН" и др.)
примете участие?
4. Какую работу проведете в
школе в период "Недели педагогических знаний" и т.п.?
5. Какие интересные
практические рекомендации предложите по проблеме "Взаимодействие школы и
семьи" (форма: статья, выступление с докладом на научно-практической
конференции, выступление на методическом объединении учителей и т.п.?).
Комментариев нет:
Отправить комментарий