вторник, 18 марта 2014 г.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ, ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ, ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарское занятие 1. Методы психологии развития и возрастной психологии
Семинар проводиться после анализа книги Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология». – М., 2002.
Семинарское занятие 2. Проблема развития и теории периодизации психического развития
Вопросы:
1) Роль наследственности и среды в развитии ребенка.
2) Различные точки зрения на соотношение генотипических и средовых факторов в развитии детей.
3) Закономерности психического развития.
4) Движущие силы, условия и факторы психического развития
5) Периодизация психического развития по критерию ведущей деятельности. Основные приемы ее построения.
Семинарское занятие 3. Изучение психического развития ребенка в трехосновных аспектах человеческой жизни в зарубежной психологии
Тема 1: Развитие эмоционально волевой сферы
Вопросы:
1) Теория классического психоанализа З. Фрейда. (Понятия, стадии психосексуального развития).
2) Школы психоанализа. Психоанализ детства в исследованиях М. Клейн и А. Фрейд.
Основные понятия и стадии психосоциального развития в эпигенотической концепции Э. Эриксона. Ритуализация как форма преодоления жизненных кризисов личности.
Тема 2: Психологический анализ развития поведения.
Вопросы:
1) Проблема развития поведения в классическом бихевиоризме.
2) Эволюция теории социального научения и основные экспериментальные исследования: 1) поколение исследователей – Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сирс, 2) поколение исследователей – А. Бандура,Р. Уоллерс, Дж. Гевирц, 3) поколение исследователей – Ж. Аронфрид, Ю. Бронфенбреннер и др.
Тема 3: Исследование познавательного развития.
Вопросы:
1) Основные направления и исходные принципы теории интеллектуального развития ребенка по Ж. Пиаже. Клинический метод в ранних исследованиях Ж. Пиаже по изучению содержания и формы детской мысли. Ж. Пиаже об эгоцентрической позиции ребенка.
2) Учение Пиаже о развитии операционального интеллекта. Стадии интеллектуального развития. Интеллект и другие психические процессы в концепции Ж. Пиаже.
3) Развитие личности как субъекта нравственного развития Л. Колберга.
Семинарское занятие 4. Л. С. Выготский и его школа
1) Культурно-историческая концепция психического развития Л. С. Выготского.
Проблема обучения и развития в работах Л. С. Выготского. Ведущая роль обучения в развитии ребенка. Понятие ведущей деятельности. (Л. Леонтьев, Д. Эльконин).
2) Психическая деятельность как интериоризация предметной внешней деятельности субъекта. (Л. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин). Учение о действии в работах А. В. Запорожца, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконина.
3) Проблема периодизации психического развития в работах Д. Б. Эльконина. Закон о периодизации детского развития. Структура и динамика возраста. Учение о кризисах детского развития.
4) Проблема обучения и развития в современной отечественной психологии. Связь содержания обучения в психическом развитии (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).
5) Проблемное обучение и развитие мышления ребенка. Теория планомерного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина, типы учения и их связь с психическим развитием ребенка.
Литература для обязательного конспектирования
1. Возрастная и педагогическая психология: тексты / сост. Шуаре Марта О. – М., 1992.
Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в детском возрасте. – С.42.
Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры. – С. 63.
Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. – С. 79
Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе. – С. 190.
Лесина М. И. Генезис форм общения у детей. – С. 210.
Давыдов В. В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников. – С. 260
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти томах. – М., 1984.
Проблема возраста. – С. 244.
Кризис первого года жизни. – С. 319.
Кризис трех лет. – С. 368.
Кризис семи лет. – С. 376.
3. Хрестоматия по возрастной психологии: Сост. Л. М. Семенюк. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М., 1994.
Костюк Г. С. Принцип развития в психологии. – С. 19.
Запорожец А. Н. Условия и движущие причины психического развития ребенка. – С. 23.
Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе. – С. 87.
Леонтьев А. Н. Общее понятие деятельности. – С. 112.
Фельдштейн Д. И. Закономерности развития деятельности как основа развития личности. – С. 121.
Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни. – С. 136.
Эльконин Д. Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры. – С. 143.
Эльконин Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. – С. 158.
Давыдов В. В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. – С. 160.
Фельдштейн Д. И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста. – С. 163.
Крутецкий В. А. Психологические особенности младшего школьника. – С . 208.
Выготский Л. С. Динамика и структура личности подростка. – С. 211.
Драгунова Т. В. «Кризис» объясняли по-разному. – С. 215.
Кон И. С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого - педагогические характеристики переходного возраста. – С. 217
Фельдштейн Д. И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста. – С. 226.
Кон И. С. Психология старшеклассника. – С. 237.
Мудрик А .В. Современный старшеклассник. – С. 244.
4. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Вопросы психологии. 1994, № 4.
Развитие ребенка на разных возрастных этапах
Семинарское занятие 5. Период младенчества (первый год жизни)
Вопросы:
1) Кризис новорожденности.
2) Социальная ситуация развития
3) Центральные новообразования младенческого возраста.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Что понимается под "комплексом оживления"? С появлением какой потребности он связан?
2. Какие реакции ребенка свидетельствуют о завершении периода новорожденности и вступлении в младенческий возраст?
3. Анализируя социальную ситуацию развития младенца, определите, какое противоречие лежит в основе развития в этот период.
4. Как развиваются зрительное восприятие и предметные действия в первый год жизни?
5. Когда ребенок начинает ползать, стоять, ходить?
6. Какие неречевые формы общения со взрослым характерны для младенца?
7. Когда начинает интенсивно развиваться понимание речи ребенком? Когда появляются первые слова? Какие условия для этого должны создавать взрослые?
8. Перечислите основные достижения в развитии ребенка к концу первого года жизни. Какие из них можно считать центральным новообразованием периода младенчества?
9. Какой термин предлагает Л С. Выготский для обозначения основного новообразования, складывающегося в младенчестве? Какое содержание в него вкладывается?
10. Какая деятельность является ведущей в этот период?
11. Какая потребность лежит в основе первых форм общения ребенка с матерью? Когда ребенок биологически и психологически отделяется от матери?
Литература:
1. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М., 1979.
2. Выготский Л. С. Младенческий возраст // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 2. С 269 – 317.
3. Развитие личности ребенка / Пер. с англ. – М., 1987.
4. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М., 1960. С 69 – 9 2.
5. Эриксон Э. Детство и общество. – С Пб. 1996. С 346 – 3 51.
Семинарское занятие 6. Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) (2 часа)
Вопросы:
1) Кризис первого года как переход от младенчества к раннему детству.
2) Развитие речи в раннем возрасте.
3) Развитие предметных действий. Единство восприятия, аффекта и действия.
4) Становление первичных форм наглядно-действенного мышления.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Перечислите основные моменты в развитии ребенка, характерные для кризиса первого года.
2. Что такое "автономная" речь? Какие се особенности выделяет Л.С. Выготский?
3. Какой тип мышления связан с "автономной" детской речью?
4. Какие изменения в речи ребенка свидетельствуют об окончании кризиса первого года как переходного периода?
5. Выделите основные линии развития понимания речи и активной речи ребенка от 1 года к 3 годам.
6. Какая деятельность становится ведущей в раннем возрасте? Какие новые виды деятельности начинают появляться к концу периода?
7. Развитию предметно-манипулятивной деятельности ребенка способствует его общение со взрослыми. Как осуществляется такое общение? Какая потребность лежит в его основе?
8. Как развиваются предметные действия ребенка? В связи с чем возникают орудийные операции?
9. Приведите примеры, показывающие зависимость ребенка от наглядной ситуации.
10. Почему мышление ребенка на данной стадии развития названо наглядно-действенным? Какое место в системе психических функций занимает восприятие?
11. Попробуйте прокомментировать фразу Л. С. Выготского: "...в этом возрасте господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие непосредственно переходящее в действие".
12. Что можно сказать о памяти (опоре на прошлый опыт) и воображении ребенка в раннем детстве?
13. Когда у ребенка появляется отношение к действиям как к своим собственным (личное действие) и сознание "я сам"? Как в связи с этим будет изменяться социальная ситуация развития?
14. Какое новообразование считается центральным в раннем детстве?
Литература:
1. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить. – M., 1988.
2. Выготский Л. С. Кризис первого года жизни. Раннее детство // Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. Т. 4.
3. Развитие личности ребенка / Пер. с англ. – М., 1987.
4. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М., I960. С 83 – 90.
Семинарское занятие 7. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)
Вопросы:
1) Кризис трех лет.
2) Перестройка социальных отношений.
3) Игра как ведущая деятельность и линии ее развития на протяжении дошкольного детства. 4) Другие виды деятельности.
5) Развитие основных психических процессов — эмоций, речи, мышления, памяти. Развитие произвольного поведения.
6) Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Перечислите основные симптомы, характерные для кризиса трех лет.
2. Чем негативизм отличается от обычного детского непослушания, а упрямство от настойчивости?
3. Как перестраивается эмоциональная сфера в дошкольном возрасте? Что такое эмоциональное предвосхищение и эмоциональная регуляция поведения ребенка?
4. Как меняются формы общения со взрослым на протяжении дошкольного детства? Какие потребности и мотивы им соответствуют?
5. Как в общении со взрослым младший школьник реализует познавательный мотив? Почему период от 3 до 5 лет часто называют "возрастом почемучек"?
6. Взрослый воспринимается ребенком на разных возрастных этапах по-разному, в различных своих качествах и ролях. В чем специфика образа взрослого, формирующегося у младшего и старшего дошкольника?
7. По словам Д. Б. Эльконина, младшие школьники "играют рядом, а не вместе". Как вы понимаете это выражение?
8. Как развивается общение со сверстниками на протяжении дошкольного возраста? Когда у детей появляется согласованность их игровых действий? Как контролируется ребенком выполнение роли в ролевой игре?
9. Как соотносятся реальные и игровые отношения в коллективе дошкольников?
10. Игра социальна по своему происхождению и содержанию. Почему? Благодаря каким противоречивым тенденциям, присущим ребенку, возникает ролевая игра?
11. При каких условиях предметно-манипулятивная деятельность "переходит" в игру?
12. В ролевой игре различают сюжет, содержание, роль, правила. Что понимается под этими элементами и как они соотносятся?
13. Выделите основные линии развития детской игры. Приведите примеры.
14. Какое значение имеет игра для развития моторики ребенка, его памяти, мотивации, умственных действий и воображения?
15. Как в игре развивается произвольное поведение ребенка?
16. В какие типы деятельностей (кроме игровой) включается дошкольник?
17. Объясните фразу А. Н. Леонтьева: "Ребенок начинает учиться, играя".
18. Вспомните, что такое эгоцентрическая речь. Какую новую функцию приобретает речь в дошкольном возрасте?
19. Как развиваются словарный запас, грамматический строй и звуковая сторона речи?
20. Проследите переходы от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и словесному. С какими психологическими явлениями они связаны?
21. При каких условиях у дошкольников преодолевается "познавательный эгоцентризм"?
22. В чем заключается перестройка движений и действий ребенка в этот период?
23. Когда начинает развиваться произвольная память? Какие факты свидетельствуют о том, что память в дошкольном возрасте связана с формированием личности ребенка?
24. Почему произвольное поведение дошкольника называют личностным? Дайте его характеристику.
25. Как развивается мотивационная сфера в дошкольном детстве?
26. Дошкольный возраст по А. Н. Леонтьеву – «период первоначального фактического склада личности". Обоснуйте это положение. Какие новообразования, появляющиеся к концу периода, следует отнести к личностным?
27. Назовите центральное новообразование дошкольного детства.
Литература:
1. Выготский Л. С. Кризис трех лет // Собр. соч.: В 6 т. М.. 1984. Т. 4.
2. Запорожец А. В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Избр. психологические труды. М., 1986. Т. 1.
3. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми / Пер. с англ. М., 1991.
4. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. М., 1985.
5. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., I960. С. 138 – 316.
6. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.. 1978.
7. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника // Избр. психологические произведения. М., 1989.
Семинарское занятие 8 Шестилетние дети. Проблема психологической готовности к школьному обучению
Вопросы:
1) Развитие шестилетнего ребенка. Особенности психического развития, присущие этому возрасту.
2) Психологическая готовность ребенка к школьному обучению: единство мотивационной и интеллектуальной готовности. Организация обучения шестилетних детей.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Как соотносятся игровая и учебная деятельности в старшем дошкольном возрасте? Почему говорят: дошкольник учится, чаще всего не подозревая об этом?
2. Охарактеризуйте особенности психического развития шестилетнего ребенка.
3. Приведите четыре наиболее часто "встречающихся неблагоприятных варианта развития в шестилетнем возрасте. В каких условиях воспитания и обучения нуждаются такие дети?
4. Как вы думаете, что произойдет, если учить дошкольников школь­ными методами? Как должно быть организовано обучение шестилетних детей?
5. Что такое "социальная позиция школьника"?
6. С какими трудностями в учении сталкиваются дети, мотивационно не готовые к школе?
7. Какой уровень развития познавательной деятельности необходим для успешного обучения? Как он определяется? Приведите примеры диа­гностических методик:
8. Как должен осуществляться отбор детей для обучения с 6 лет? Каким детям следует рекомендовать обучение с 7 лет?
9. Какие аргументы приводятся за и против обучения с 6 лет? Как вы сами относитесь к проблеме обучения шестилетних детей?
Литература:
1. Амонашвили Ш. А. В школу – с  шести лет. – М.. 1986.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. С. 207 – 246;
3. Венгер А. Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание школьника . – М., 1985.
4. Диагностика умственного развития дошкольников // Под ред. Л. А. Венгера. В. В. Холмовской. – М., 1978.
5. Коломинский Я. Л., Панько Е. Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 1988.
6. Кравцов Г. Г., Кравцова E. E. Шестилетний ребенок Педагогическая готовность к школе – М., 1987.
7. Эльконин Д. Б. Размышления над проектом // Коммунист. 1984. № 3.
Семинарское занятие 9. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет)
Вопросы:
1) Кризис 7 лет.
2) Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте.
3) Развитие мышления и других психических процессов. Развитие личности младшего школьника.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Семилетний ребенок утрачивает детскую непосредственность. Как это проявляется внешне и какие психологические механизмы лежат в основе этого явления?
2. Вспомните, что понимал Л. С. Выготский под переживанием. Ознакомившись с развитием переживаний в семилетнем возрасте, дайте подробную характеристику этого понятия.
3. Как различаются новообразования семи лет и преходящие признаки (симптомы) кризиса?
4. Чем отличается систематическое школьное обучение от дошкольного? Назовите наиболее важные особенности школьного обучения.
5. Чем опосредуется система отношений ученика и учителя?
6. В чем состоит воспитывающая функция школьного обучения?
7. Почему переход к школьному обучению означает переворот в представлениях ребенка об окружающей действительности? Что такое эмпирические и научные знания?
8. Как развивается мышление в младшем школьном возрасте?
9. Проследите зависимость развития теоретического мышления от содержания обучения в начальных классах. Насколько быстрее происходит это развитие при обучении по специальным (экспериментальным) программам?
10. Как происходит перестройка памяти и восприятия в этот период?
11. Какого типа обучение является развивающим? Назовите основные принципы построения развивающего обучения. Что понимается под развивающим эффектом обучения?
12. Структура учебной деятельности включает в себя учебно-познавательные мотивы, учебные задачи и учебные операции, контроль, оценку. Дайте краткую характеристику этих компонентов.
13. Какой контроль должен быть сформирован у детей? Как он соотносится с вниманием?
14. Почему считается, что именно учебно-познавательные мотивы адекватны учебной деятельности? Какие еще учебные мотивы имеет младший школьник?
15. Как происходит развитие качеств личности школьника? Какие ка­чества развиваются у детей в совместной учебной деятельности?
16. Как строятся отношения между детьми в классе?
17. Какой нравственный опыт приобретает младший школьник? Как влияет учебный процесс на нравственное поведение, какие специфические проблемы ставит перед ребенком?
18. Зависит ли развитие личности ребенка от успеваемости в школе?
19. Какие новообразования считаются основными в младшем школьном возрасте?
Литература:
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. С 247 – 291.
2. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского – М., 1979. С. 69 – 100.
3. Выготский Л. С. Кризис семи лет // Собр. соч.: В б т. М., 1984. Т. 4.
4. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. – М., 1985.
5. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М., 1984.
6. Липкина A. И. Самооценка школьника. – М., 1976.
7. Липкина А. И. О нравственной жизни школьника. – М., 1978.
8. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. – М. 1984.
9. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника // Избр. психологические труды. – М., 1989.
Семинарское занятие 10. Подростковый возраст (от 11 до 15 лет)
Вопросы:
1) Подростковый кризис.
2) Половое созревание.
3) Психическое развитие в подростковом возрасте.
4) Развитие самосознания, чувство взрослости. "Я-концепция".
5) Общение подростков со взрослыми и сверстниками.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Какова роль биологического фактора в развитии подростка? Какие психологические особенности в этом возрасте вызваны перестройкой организма?
2. Как развиваются теоретическое (понятийное) мышление, произвольность умственной деятельности подростков? Какие условия необходимы для этого?
3. Что понимается под интеллектуализацией восприятия и памяти в данный период? Как перестраиваются и объединяются в новую структуру психические функции?
4. В усвоении знаний подростками часто наблюдается формализм. В чем он проявляется?
5. Как развивается творческое воображение подростка?
6. "Игра перерастает в фантазию подростка". Объясните это положение Л. С. Выготского. Сравните фантазию подростка с фантазией ребенка и взрослого.
7. Почему подростковый возраст называют затянувшимся кризисом? Какие черты кризисного периода он имеет?
8. Проследите динамику отмирания старых и появления новых интересов в подростковом возрасте.
9. Выделите основные направления развития самосознания подростков. Какие "образы Я" имеет подросток? Как они интегрируются в единое целое?
10. Что такое чувство взрослости как новообразование самосознания подростка? Почему оно считается центральным возрастным новообразованием в младшем подростковом возрасте?
11. Почему именно в подростковом возрасте появляются тенденции к самовоспитанию?
12. Подросток интересуется нормами морали, у него складываются нравственные взгляды и оценки. Почему же в этот период процесс формирования нравственной саморегуляции протекает со значительными трудностями?
13. Могут ли у подростка сосуществовать стремление к глубоким знаниям и безразличное отношение к школьному обучению? Может ли учебная деятельность в этот период приобретать особый личностный смысл как деятельность по самосовершенствованию? Благодаря чему?
14. Как развивается познавательная потребность у подростков? Какие учебные мотивы им присущи? Как изменяется их отношение к школьной отметке? Что они ценят в своей учебной работе?
15. К воздействиям какого рода сензитивен подростковый возраст?
16. Как сочетаются у подростков стремление к эмансипации от взрослых и потребность в избирательных близких отношениях со взрослыми?
17. В какого типа отношениях со взрослыми нуждается подросток? Почему возникают конфликты?
18. Какие особенности характерны для отношения подростка к своим сверстникам?
19. Как вы понимаете положение Л. С. Выготского: "В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного"?
Литература:
1. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. – М., 1991.
2. Берн Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. С. 292 – 364.
4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1979. С. 101 – 145.
5. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. – М., 1967.
6. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч.: В б т. М., 1984. Т. 4.
7. Давыдов В. В., Маркова А. К. Развитие мышления в школьном возрасте // Принцип развития психологии. – М., 1978.
8. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М., 1987.
9. Учителям и родителям о психологии подростка / Под ред. Г. Г. Аракелова. – М., 1990.
Семинарское занятие 11. Старший школьный возраст или ранняя юность (от 15 до 17 лет)
Вопросы:
1) Жизненные планы старшеклассников.
2) Психологическая готовность к самоопределению.
3) Особенности самопознания и самооценки
4) Мотивационно-потребностная сфера,
5) Формирование мировоззрения.
6) Общение со взрослыми и сверстниками. Дружба и любовь.
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Как дифференцируются жизненные планы в старшем школьном возрасте? На основе какой потребности они строятся?
2. Почему центральным новообразованием ранней юности считается не самоопределение, а Психологическая готовность к самоопределению? Развитие каких сторон личности она предполагает?
3. При каких условиях устремленность в будущее благотворно влияет на развитие личности старшеклассника?
4. Проследите основные линии развития мотивационной сферы в старших классах. Как меняется отношение к школе по сравнению со средними классами? Какие учебные предметы интересуют старшеклассников?
5. Как развивается познавательная потребность в старших классах?
6. Вспомните, какой смысл имела отметка для подростков. Какой смысл заключен в отметке для старшеклассника?
7. Как изменяется самооценка в юношеском возрасте по сравнению с подростковым? Почему эти изменения связывают со стабилизацией лич­ностного развития? Какие особенности присущи самооценке старшеклассника?
8. Как проявляется школьная тревожность? Как она связана с самооценкой в этот период?
9. Почему говорят о личностном характере мышления, "страстном" мышлении юноши?
10. В ранней юности формируется мировоззрение. С чем связан этот процесс и как он проявляется?
11. Что такое "направленность личности"? Каковы ее содержательные характеристики? Почему нравственная устойчивость начинает формироваться в старшем школьном возрасте?
12. Обоснуйте традиционную точку зрения на юность как "бунтующий" возраст, для которого характерен конфликт поколений. 'К какому роду автономии от взрослых стремится старшеклассник?
13. Почему одним из новообразований этого возраста считается потребность в неформальном доверительном общении со взрослым?
14. Какие особенности общения старшеклассников со сверстниками вы можете выделить? Почему такое общение называют исповедальным? Чем оно отличается от общения со взрослыми?
15. В чем заключается специфика юношеской дружбы и любви?
16. Что понимается под личностной рефлексией? Какие особенности она имеет в старшем школьном возрасте? Как следует относиться к чрезмерной юношеской рефлексии?
Литература:
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. С. 365 – 419.
2. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие). – М., 1991.
3. Кон И. С. Психология ранней юности. – М., 1989.
4. Кон И. С. Психология старшеклассника. – М., 1982.
5. Особенности обучения и психического развития школьников 13 – 17 лет / Под ред. И.В. Дубровиной, Б .С. Круглова. – М., 1988.
6. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1987.
7. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1989.
8. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности. – М., 1981.
Семинарское занятие 12. Психологические особенности взрослости
Вопросы:
1) Молодость как начальный этап зрелости.
2) Установление интимности, личных близких связей с другим человеком – основная потребность зрелости. Роль в решении этой задачи любви и дружбы.
3) Специфика самореализации в профессиональной деятельности.
4) Кризис середины жизни, его психологический смысл.
5) Возрастно-психологическая специфика обучения в зрелых возрастах.
6) Поздняя взрослость. Критика понимания зрелости как психической окаменелости.
Литература:
1. Анциферова Л. И. Психологические закономерности раз­вития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. – Т. 1, № 2 – 1980. – С. 52 – 60.
2. Ретер Д. Способность к обучению у взрослых // Вопросы психологии. – 1985 – № 1 – С. 57 – 66.
3. Возрастание особенности психических функций взрослых  в период зрелости (41—46 лет). Сб. научных трудов / ред. Я. И. Петров. – М., 1978.
4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – Л., 1983. – Специфика психологии активности в зрелом возрасте. – С. 377 – 389.
5. Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии – М., 1981. – С. 55 – 65.
6. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М., 1984. – С. 207 – 217.
7. Братусь В. С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте – Вести. Моск. Ун-та – Сер. 14. – Психология – 1980. – № 2. – С. 3 – 11.
8. Ниемеля П. Развитие и кормальные кризисы взрослого человека // В кн. Проблемы психологии личности. Советско-финский симпозиум / ред. Е. В. Шорохова. – М., 1982. – С. 133 – 139.
9. Массен П., Конгер Дж., Коган Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты / ред. Ю. В. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей. – М., 1982 – С. 182 – 186.
10. Галлиган К. Иным Голосом. Психологическая теория развития женщины (Фрагменты книги) – Этическая мысль:  Научно-публицистические чтения. 1991 / ред. А. А. Гусейнова. – М., 1992.
11. Добсон Дж. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы – Центр общечеловеческих ценностей. – С. 450 – 451. (О кризисе в середине жизненного пути).
12. Формирование и развитие жизненной перспективы лич­ности в юности в зрелом возрасте // Жизненный путь личности (вопросы теории и методологии социально-психологического исследования) / ред. Л. В. Сохань. – Киев,
1987. – С. 236 – 247.
13. Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых // Г. Ананьев. О проблемах современного человекознания. – М., 1977. – С. 332 – 362.
Дополнительная литература:
1. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
2. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.
3. Аргайл М. Психология счастья. – М., 1990.
4. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 1993.
5. Лабиринт одиночества / ред. Н. Е. Покровский. – М.,
1989. – (статьи Р. Сейденберга, Л. Пепло, М. Мицели и Др.).
6. Барух Г., Барнец Р., Риверс К. Женщины в зрелом возрасте начинают новую жизнь // Америка – 1982. – № 303.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Хотя традиционным объектом изучения общей психологии был взрослый человек эмпирических данных по психологической специфики этого возрастного периода явно недостаточно. В чем причина такого парадокса?
2. Какие две главные сферы включает в себя реальная жизнедеятельность и мотивационная система взрослого человека?
3. В чем специфика мотивационно-смысловой основы при обучении в школьном возрасте, в юности и в зрелости?
4. Роль самооценки и уровня притязания в возникновении кризисов зрелости?
Семинарское занятие 12. Поздняя взрослость
1) Старость в истории человечества. Биологические и социальные критерии и факторы старения.
2) Основные проблемы, социальная ситуация развития, ведущая деятельность в пожилом возрасте. Жизненная мудрость.
3) Старость и одиночество. Применение принципа «ком­пенсации дефекта» к специфике старения.  Профилактика старения.
4) Влияние истории жизненного пути личности на процесс старения.
5) Проблема трудовой деятельности в старости, ее воз­можности и значение для сохранения нормальной жизнедея­тельности и долголетия. Психологическая готовность к уходу на пенсию.
Литература:
1. Першиц А. И., Смирнова Я. С. Геронтотимия –почитание / Природа – 1986. – №5. – С. 88 – 95.
2. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание.— М., 1984. Гл. В конце пути. – С. 213 – 231.
3. Панина Н. В. Особенности отношения к жизни на поздних этапах жизненного пути // В кн. Жизненный путь личности / ред. Л. В. Сохань. – Киев. – 1987. – С. 236 – 247.
4. Выготский Л. С. Дефект и компенсация. – Л. С. Выготский. – С. С. в 6-ти тт., Т. 5. – С., 1983. – С. 34 – 48.
5. Грегор О. Жить не старея. – М., 1992. – С. 246 – 269.
6. Голман Л. Мудрость старости. / Америка – 1982. – № 304. – С. 26.
7. Таврис К. Старость старости рознь / Америка. – 1989. – № 388. – С. 23.
8. Лабиринт одиночества / ред. Н. Е. Покровский. – М., 1989 – Статьи И. Эйсена, М. Кларк и В. Эндерсон, Т. Ваксон, Л. Пепло и др. – С. 433 – 5 10.
9. Харди И. Врач, сестра, больной – Будапешт, 1974 (или любое другое издание—глава IV «Человек и смерть»).
Дополнительная литература:
1. Бисьневска-Рошковска К. Новая жизнь после шестидесяти – М., 1989.
2. Каган М. С. Мир общения – М. 1988.
3. Чапман Ф. Как старики изменяют Америку. / Америка – 1990 – №  401.
4. Сент-Джон Д. С достоинством навстречу смерти / Америка – 1982. – №  304.
5. Резников С. Г., Рожков А. Г. Жильцы дома-интерната для престарелых. – Социологические исследования. – 1991 – С . 71 – 73.
6. Дыскин А. А., Решетюк А. Л. Здоровье и труд в пожилом возрасте. – М., 1988.
7. Аргайл М. Психология счастья. – М., 1990.
8. Дрейк А. Со смертью рядом. / Америка. – 1982. – № 304.
9. Алексеевич Г. С. К вопросу об эмоциональной жизни людей пожилого и старческого  возраста .// В кн. «Проблемы личности. Материалы симпозиума». – Т. 2. – М., 1970.
Вопросы и задания для самоконтроля:
1. Какую деятельность можно считать ведущей в пожилом возрасте?
2. Каковы психологические особенности социального протезирования пожилых людей
3. Каков образ «мудрой старости» в современных условиях?
4. Какие существуют стереотипы старости в современном обществе и индивидуальном сознании? Каковы пути и преодоления?
5. Каковы психологические аспекты танатологии?


Комментариев нет:

Отправить комментарий