вторник, 25 марта 2014 г.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ КАК ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС

Практические занятия № 2-3
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
КАК ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС (4 часа).
Цели занятия: усвоение, актуализация и систематизация знаний о категории
"взаимодействие";  усовершенствование умений выбирать стратегию и тактику налаживания позитивного взаимодействия педагога с родителями учащихся владение технологией обучения родителей взаимодействию с детьми.
Ключевые знания:
различные подходы к определению категорий "взаимодействие", "педагическое взаимодействие", "ценностное взаимодействие";
• назначение взаимодействия школы и семьи как источника и механизма вития учащихся, родителей, педагогов;
• основные проявления (характеристики), типы педагогического взаимодействия;
• принципы, правила, условия успешного взаимодействия педагога с родителями учащихся;
• стратегические и тактические основы взаимодействия педагога с семьей учетом приоритетных направлений в воспитании детей.
Умения, способы деятельности:
определять проблемы взаимодействия в семье;
• изучать родительскую позицию по отношению к ребенку с точки зрения адекватности, динамичности и т.п.;
• ставить цель, разрабатывать стратегию и тактику взаимодействия, программу  "Педагог - семья" ("Школа - семья"), ее научно-методическое обеспечение;
• анализировать собственную позицию во взаимодействии с родителя  учащихся;
• на основе договора (соглашения) обучать родителей основам взаимодействия с детьми.
Форма изучения: практическое занятие, самостоятельная работа студента.
Блок 1. Информационно-оценочный
Основные вопросы:
1. Педагогическое взаимодействие с семьей: сущность, назначение, направления.
2. Функции, типы и уровни взаимодействия "педагог - родители".
3. Принципы и условия эффективного школьно-семейного взаимодействия.
4. Системный подход к педагогическому взаимодействию с семьей.
5. Основы стратегии и тактики взаимодействия педагога с семьей.
Вопрос1. Педагогическое взаимодействие с семьей: сущность, назначение, направления
Э т а п 1. Выявление уровня усвоенных знаний (на основе домашней самостоятельной работы):
- краткое сообщение по вопросу 1.
Э т а п 2. Систематизация знаний:
Заданием 1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. Взаимодействие является одной из философских, онтологических катего­рий. Это феномен связи, воздействия, перехода, развития разных объектов подвлиянием взаимного действия друг на друга, на другие объекты. Взаимодействие - начальная, исходная, родовая категория.
Условием и следствием продуктивного взаимодействия его субъектов, по­вышающим эффективность этого процесса и его результата, является контакт.
Контакт осознается и переживается субъектами как положительный, подкрепляющий взаимодействие фактор. В условиях контакта наиболее полно про­являются все личностные свойства субъектов взаимодействия, сам фактор его установления приносит им интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение. Другими словами, внутренними механизмами контакта являются эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие [5, с. 305-311].
2. Авторы В.М. Лещинский, С.В. Кульневич, М. Вудкан, Д. Френсис и др. вы­деляют "шаги контакта":
1). Признание.
Взгляните на другого человека и обратите на него внимание.
2). Установление индивидуальности.
Свяжите для себя имя человека и его индивидуальные характеристики.
3). Физическое взаимодействие.
"Наведите мосты" при помощи физического взаимодействия (обмен взгля­дами, словами).
4). Заинтересованность.
Выразите заинтересованность в ситуации и перспективах другого человека.
5). Выражение своих мыслей.
Честно, но в необидной для другого форме раскройте ваши мысли и чувства.
6). Готовность оказать поддержку.
Будьте готовы подбодрить другого.
3. Сущностная характеристика категории "взаимодействие" раскрыта в работах Л.П. Буевой, И.А. Зимней, Э.В. Ильенкова, М.С. Когана и др., которые связывают понимание человеческой деятельности и неразрывного с ней сознания с философ­ским осмыслением понятий "взаимодействие", "отношение", "общение".
А.В. Мудрик рассматривает взаимодействие как организацию совместных действий индивидов, групп, организаций, позволяющую им реализовать какую-либо общую для них работу.
А.Н. Леонтьев подходит к трактовке сущности данной категории с позиций диалектики, с учетом специфики этой категории: "жизнь есть процесс особого взаимодействия особым образом организованных тел".
Ученые И.А. Зимняя, А.В. Мудрик и другие обращают внимание на важные условия возникновения контакта между взаимодействующими сторонами: ува­жение друг к другу, эмпатийность, толерантность.
В работах психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.), - педагогов (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов, В.Т. Кабуш и др.) на различных уровнях разработана идея сотрудничества как особой формы педагогического взаимодействия.
Педагогическое взаимодействие предполагает всемерную поддержку детям, родителям, на что обращают внимание в своих трудах А.С. Макаренко, И.П. Иванов, В.Т. Кабуш, В.А. Караковский и др. Газман О.С. выделил проблему поддержки в особую область деятельности педагога, а В.А. Караковский обозна­чил суть педагогической поддержки терминами: "проблема", "защита", "самостоятельность".
4. Обосновывая необходимость педагогического взаимодействия с родите­лями учащихся, авторы утверждают, что это важно для:
выработки единого взгляда на сущность воспитания как процесса организа­ции жизнедеятельности ребенка с целью создания максимально приемлемых ус­ловий для его развития;
правильного определения цели и задач воспитания как школой, так и родителями;
наиболее эффективной расстановки сил;
наилучшего изучения ребенка с разных позиций, под разным углом зрения: эмоционально-чувственного - со стороны родителей и общественно-гражданского, интеллектуального, нравственного, трудового и др. - со стороны школьных учителей;
выработки общей методики и техники необходимых воспитательных воз­действий на ребенка, для координации и корректировки их в различных жизнен­ных ситуациях;
установления эмоционально-положительных взаимоотношений классного ру­ководителя, учащихся и родителей (общечеловеческий аспект) [9, с. 442].
5. Основа взаимодействия "семья - школа" определяется следующими на­правлениями:
повышением педагогического уровня знаний родителей в период всего обу­чения детей в школе;
консультированием родителей педагогами и психологами;
сравнительным анализом (педагогами и психологами) актуального опыта воспитания и обучения детей;
согласованием воспитательных педагогических действий педагогов и родителей;
совместной выработкой наиболее адекватных (с учетом возможностей, тра­диций, потребностей и т. п.) направлений совершенствования воспитания под­растающего поколения [3. с. 4].
6. Н.И. Щуркова в книге "Классное руководство" (М., 2000) обращает вни­мание на следующие составные взаимодействия:
информационное педагогическое обеспечение родителей сведениями о воспита­тельной концепции школы, о педагогических позициях классного руководителя, о методике воспитания, целях и задачах личностного развития школьника и т. п.;
педагогическое корректирование семейного воспитания, а именно той его стороны, которая прежде всего касается отношения к ребенку (искусства любить ребенка), а затем режима его жизни и деятельности. Осуществляется это с пози­ции профессиональной необходимости;
практическая совместная работа детей и родителей, которая организуется педагогом.
Содержанием "обрисованного" взаимодействия становится постоянная забо­та педагога о развитии личности ребенка.
7. Многие исследователи считают, что главной идеей развития взаимодейст­вия является признание и обеспечение субъектной позиции всех участников пе­дагогического процесса.
Субъектная позиция родителей, детей, учителя в учебно-воспитательном процессе - это результат и условие развития их взаимодействия.
Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:
осознание важности предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, настроенность на предстоящую работу;
включение детей и родителей в процесс цслеполагания и планирования дея­тельности;
овладение способами проектирования собственной деятельности;
предоставление возможности принимать самостоятельные решения;
ориентация на интересы и потребности семьи, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе;
привлечение родителей и детей к анализу собственной и коллективной дея­тельности, организация рефлексии.
Очень значима и другая идея развития взаимодействия - организация совмест­ного творчества учителей, родителей, учащихся, что предполагает:
формирование положительной установки у взаимодействующих сторон на совместную работу;
осуществление совместного целеполагания, планирования, организации и подведения итогов деятельности;
определение творческих задач и совместный поиск путей их решения;
использование методики организации коллективной творческой деятельно­сти [10, с. 356-357].
8. Высшей формой взаимодействия является сотрудничество.
Сотрудничество - это гуманистическая идея совместной деятельности детей и взрослых, основанной на взаимопонимании, взаимовлиянии, взаимоподдержке, на коллективном планировании, совместном распределении сил, средств и др., ана­лизе процесса и результатов этой деятельности.
9. В книге "Прикладная педагогика воспитания" (СПб., 2005) автором при­дается огромное значение педагогическому альянсу, то есть союзу.
Педагогический альянс - это союз двух субъектов воспитательного процес­са. Субъектом в этом случае являются объединения людей: одна сторона - педа­гогический коллектив, другая - семья. Интерес, ради которого заключается союз - интерес ребенка и счастье его жизни.
Педагогический альянс имеет разную направленность: по назначению носит гуманистический характер, ориентированный на счастье развивающегося чело­века; по функциям - направляет усилия на сферу духовную, материально-техническую, финансово-экономическую, этико-психологическую; по содержа­нию совместной деятельности - профессионально-педагогический характер, ориентированный на научно-педагогические закономерности развития личности, профиль его, конечно, воспитательный.
Стратегия педагогического альянса - счастье ребенка, а тактика - создание благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организация активной жизни достойного человека "здесь и сейчас".
Педагогический альянс не имеет паритетного начала, ибо ведущим стано­вится субъект, обладающий профессиональной компетенцией, - школа. Пари­тетные начала должны сохраняться лишь в этической сфере организованного взаимодействия. Тем не менее, диктат школы неуместен и бессмысленен, ибо не продуктивен. Но и представлять школу как учреждение, оказывающее "услуги" родителям согласно их заказу, тоже лишено социального, научного, профессио­нального смысла [14, с. 295-297].
Задание № 2. Обсудите в группах (3^ человека) суть утверждений:
"сотрудничество - совместная деятельность активно взаимодействующих субъектов";
"для сотрудничества характерны: единство цели; организационность и управляемость совместной деятельностью; разделение функций, действий в дея­тельности; позитивность межличностных отношений";
"распространенные способы сотрудничества: проблема (проблемный во­прос), дискуссия, обсуждение, деятельность, общение".
Задание 3. Ответьте на вопросы:
1. Какие внутренние и внешние показатели позволяют педагогу определять эффективность его взаимодействия с родителями?
2. Контакт, повышающий эффективность педагогического взаимодействия и являющийся его результатом, - это условие, следствие, фактор или то и другое? Обоснуйте выбор.
3. На каких принципах основано сотрудничество как высшая форма взаимо­действия педагога с родителями?
4. В чем состоит гуманистический характер педагогического альянса учите­лей и родителей, его стратегия и тактика?
5. Какие из приоритетных направлений педагогического взаимодействия с семьей выделяют теоретики и практики?
6. Каковы составные педагогического взаимодействия? Составляющие педаго­гического взаимодействия с семьей и его направления - однотипные по содержа­нию понятия или они чем-то отличаются?
Вопрос 2. Функции, типы и уровни взаимодействия "педагог – родители»
Э т а п 1. Выявление уровня усвоенных знаний (на основе домашней са­мостоятельной работы):
- обсуждение докладов по вопросу 2.
Этап 2. Систематизация знаний:
Задание № 1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. Некоторые ученые выделяют пять функций работы школы с родителями:
ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитатель­ного процесса;
психолого-педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
работа с родительским активом, другими организациями родителей [9, с. 444-450].
2. Существуют разные типы взаимодействия. Так, К.А. Абульханова-Славская, И.В. Власюк и др. называют следующие из них: сотрудничество; про­тивоборство; уклонение от взаимодействия; однонаправленное содействие; од­нонаправленное противодействие; контрастное взаимодействие; компромиссное взаимодействие.
3. В зависимости от отношения педагогов, родителей, детей к интересам, проблемам друг друга, наличия осознаваемой общей цели совместной деятель­ности, субъектности позиции Л.В. Байбородова выделяет такие типы взаимодей­ствия, как: сотрудничество, диалог, опека, подавление, соглашение, конфронта­ция, индиферентность (полная или частичная) [2, с. 22-23].
4. Как показывает анализ теории и практики, педагогическое взаимодействие с семьей учащегося осуществляется на разных уровнях. Это ценностное взаимо­действие (очень высокий уровень), позитивное взаимодействие, допустимое взаимодействие, непродуктивное взаимодействие.
Сегодняшняя ситуация ставит перед учителем задачу по-новому подходить к определению содержания, форм и методов педагогического взаимодействия с родителями. Оно должно быть полезным, значимым как для одной, так и для другой стороны во имя счастья ребенка, а значит, - ценностным.
5. Чтобы педагогическое взаимодействие с семьей приобретало ценностный характер, у педагога развивалась ориентация на ценностное взаимодействие, ис­следователи рассматривают следующие аспекты этого процесса:
- А.В. Павлова обращает внимание на важность соблюдения таких условий, как интерес и стремление педагога к общению с родителями; самостоятельность в деятельности; инновационный подход; привлечение родителей к совместной деятельности; активность родителей.
- И.В. Власюк выделяет три компонента ориентации педагога на ценностное взаимодействие с семьей, которые составляют аксиологическое (ценностное) яд­ро личности, ориентационно-ценностный ее стержень: когнитивный (рациональ­ный); аксиологический (эмотивный, мотивационно-потребностный); коммуника­тивно-действенный (праксиологический, деантологический).
Задание № 2. Изобразите схематично различные типы педагогического взаимодействия с семьей:
1. По содержанию деятельности...
2. По наличию или отсутствию цели ...
3. По степени управляемости ...
4. По стилю общения ...
Задание 3. Иногда педагогическое взаимодействие характеризуют по оп­тимальности, эффективности, ценностности, частоте, устойчивости.
Поразмышляйте: эти подходы исключают или взаимодополняют друг друга?
Задание 4. Ученые (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова и др.) берут за основу определения типов педагогического взаимодействия различные сочетания признаков: отношение взаимодействующих сторон к интересам друг друга; наличие осознанной общей цели совместной деятельности; субъектность позиции по отношению друг к другу во взаимодействии.
На основании данных признаков составьте перечень типов взаимодействия педагога с родителями.
Задание № 5. Ответьте на вопросы:
1. Какого уровня взаимодействия с родителями учащихся вам удавалось дос­тичь в процессе практики? Что оказывало влияние на достигнутый вами уровень?
2. Проанализируйте, достаточно ли сформирована ориентация педагога, у ко­торого проходили практику, на продуктивное, ценностное взаимодействие с семь­ей учащегося. На основании чего об этом можно судить?
3. Как взаимосвязаны между собой типы и уровни педагогического взаимо­действия с родителями? Обоснуйте ответ.
4. Как, на ваш взгляд, реализуются изученные вами функции педагогическо­го взаимодействия с семьей в школе, где проходили практику? Что вам хотелось бы изменить по данному вопросу в деятельности педагога?
Вопрос 3. Принципы и условия эффективного школьно-семейного взаимодействия
Э т а п 1. Выявление уровня усвоенных знаний (на основе домашней са­мостоятельной работы):
- краткие сообщения по пунктам: а) принципы, б) условия, которых необхо­димо придерживаться в организации школьно-семейного взаимодействия.
Э т а п 2.Систематизация знаний:
Задание № 1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. Ученые выводят типологию принципов педагогического взаимодействия с семьей исходя из ведущей идеи, которая принята ими за основу:
- Л.В. Байбородова считает, что формирование сотруднических отношений между педагогом и семьей — длительный процесс, успешность которого зависит от реализации таких принципов как:
обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса;
организация совместного творчества учителей, учащихся, родителей;  гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей;
интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педаго­гического процесса, направленного на воспитание и развитие детей.
- О.А. Шостакович отмечает, что демократизация общества требует осуще­ствления педагогического взаимодействия педагога с семьей на основе следую­щих  принципов целостного педагогического процесса:
гуманизация взаимодействия с семьей;
целеустремленность;
системность и последовательность;
учет возрастных, индивидуальных и личностных особенностей.
- В.Н. Белоногова называет и такие принципы: системность, комплексность, превентивность, экологичность (единство экологического пространства во взаи­модействии; обеспечивает сбережение и развитие индивидуальных способностей).
2. Чтобы педагог во взаимодействии с детьми и родителями превратился в их соратника и помощника, а педагогика насилия - в педагогику сотрудничест­ва очень важно знание и реализация принципов гуманистической психологии и педагогики (изложены в работах К. Роджерса, А. Маслоу, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, К.В. Гавриловен, В.Т. Кабуша и др.).
3. Н.Е. Щуркова утверждает, что связь школы и семьи может приобрести фор­му альянса (союз двух субъектов воспитательного процесса). Автор формулирует основные руководящие положения партнеров - принципы:
соглашения, то есть договоренности двух сторон об основах организации школьной жизнедеятельности детей и об условиях взаимоотношений этих сто­рон, а также о правах и обязанностях школы и семьи по отношению друг к другу в сфере обоюдной заботы о развитии ребенка;
сопряжения - согласного установления взаимосвязи двух разных сфер жизне­деятельности ребенка, семьи и школы посредством определения их функций содей­ствия наилучшим достижениям ребенка в его физическом и духовном развитии;
сопереживания - взаимного выражения отношения к происходящему в жиз­ни школы и семьи, выявляющее взаимное уважение и взаимную расположен­ность этих партнеров, организующих жизнедеятельность ребенка;
сопричастности - проявления непосредственного или опосредованного отно­шения к жизнедеятельности ребенка в семейной и школьной жизни во имя прак­тического создания наилучших условий для его развития;
содеянности - реального свершения обоюдных практических действий, спо­собствующих "здесь и сейчас" повышению условий жизнедеятельности разви­вающегося ребенка [14, с. 298-314].
4. Каждый из принципов реализуется как через общие, так и через частные правила, условия.
Основополагающие из них:
родители не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса;
переход школы от доминирующей роли на осуществление групповых и ин­дивидуальных форм работы, основанных на диалоге;
осуществление на практике дифференцированного и индивидуального под­хода к семьям;
систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семье;
установление эффективного, основанного на диагностике контроля, поэтап­ного анализа процессов обучения и воспитания детей, обеспечение своевремен­ной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в раз­витии детей [3, с. 8].
5. Некоторые авторы (В.А. Сластенин и др.) выделяют определенные усло­вия положительного взаимодействия:
доверительные отношения между педагогами и родителями; трансляция" положительного образа ребенка;
диалог между родителями и педагогом, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие условия, необходимые для развития ребенка;
диагностика воспитательных возможностей семьи, ибо взаимодействие ино­гда складывается по-разному и др.
6. Установлены некоторые правила организации взаимодействия педагога с родителями:
классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;
общение с родителями должно быть во благо ребенку;
изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу [4, с. 187].
Н.И. Дереклеева в одной из своих работах (Основные направления работы классного руководителя в современных условиях. - М, 1999) интерпретирует правила успешности взаимодействия (и воздействия) педагога и ученика, родите-; ля и ребенка, взрослых и детей. Это взаимодействие должно быть:
неформальным;
демонстрировать личную заинтересованность взрослого и будить заинтере­сованность ребенка;
направлено на принятие и помощь, а не на раздачу ярлыков;
справедливо и объективно;
с шансом на перспективу.
Задание № 2. Считается, что гуманистическое воспитание призвано форми­ровать гуманистическую сферу личности как систему взаимосвязанных ее уров­ней. По С.А. Ковалеву это: поведенческий, потребностно-мотивационный, эф­фективно-когнитивный, ценностный (диспозиционный) уровни.
Как, на ваш взгляд, названные компоненты личности педагога-гуманиста проявляются в организации гуманистически ориентированного взаимодействия с родителями учащегося (через реализацию определенных принципов, условий, пра­вил и др.). Составьте краткое резюме (текст, схема, таблица и т. п.).
Задание № 3. Известный французский ученый СелестенФрене в своей книге  раскрывает сущность педагогиче­ских инвариантов, которые могут служить принципами практического управле­ния школой. Автор утверждает: знания добываются опытным путем, а не изуче­нием правил и законов, как иногда думают. Браться в первую очередь за правила и законы - все равно что ставить повозку впереди лошади.
Проанализируйте (в парах, в группах), как соотносится данное утвержде­ние с обсуждаемым вопросом "Принципы, условия и правила эффективного школьно-семейного взаимодействия ".
Изложите обобщенное мнение.
Задание № 4. Ш.А. Амонашвили разработал гуманистическую систему, кото­рая позволила выявить "диалектическую зависимость воспитания ребенка от оче­ловеченного педагогического процесса" (недопустимость использования средств, провоцирующих ребенка на антисоциальные поступки; представление ребенку необходимого общественного простора для проявления своей истинной индиви­дуальности; очеловечивание обстоятельств в педагогическом процессе и др.).
Кратко напишите, каким принципам, правилам будете обучать родителей лью "очеловечивания" домашней среды, ее педагогизации, усиления воспи­тательного потенциала.
Задание № 5.Ответьте на вопросы:
1Как вы понимаете суждение И. Канта "Главное требование взаимодейст­вия - всегда необходимо относиться к себе и к учащимся как к цели общения, в результате которого происходит восхождение к индивидуальности"?
2 Что предполагает аксиологический подход в совместном взаимодействии педагога и детей, педагога и родителей? Обоснуйте ответ.
3 Согласны ли вы с тем, что чем выше субъектность педагога, тем выше уровень взаимодействия его с детьми, с родителями?
4. Можно ли считать адаптивность, развитие, психологическую комфорт­ность личностно-ориентированными принципами при выборе технологии обуче­ния и воспитания детей и родителей, ориентируясь на гуманистическую психо­логию? Ответ обоснуйте.
5. На преобладании каких ценностей базируется реализация принципов "приоритета семьи в обществе", "гуманистических ценностей" при построении взаимодействия "школа - семья"?
6. На каких принципах основывается продуктивное сотрудничество педаго­гов, детей и родителей?
7. Какие условия продуктивного взаимодействия педагога с родителями вы усвоили?
8. Как соотносятся между собой условия и правила эффективного взаимодей­ствия педагога с родителями? Покажите на конкретных примерах.
9. Как вы представляете сущность действий педагога в альянсе "школа - се­мья" по алгоритму: договор - предложения с двух сторон - отклик на событие -помощь (школа - семья; семья - школа) - общее дело "школа-семья-дети"?
10. Какое отношение к взаимодействию педагога с родителями, на ваш взгляд, имеют принципы системы гуманистического воспитания, представлен­ные в работах белорусского ученого В.Т. Кабуша: духовность, толерантность, гармонизация, персонификация, социализация, демократизация, рационализа­ция? Ответ обоснуйте.
Вопрос 4. Системный подход к педагогическому взаимодействию с семьей Этап1. Выявление уровня усвоенных знаний (на основе домашней са­мостоятельной работы):
- обзор литературы по изучаемому вопросу;
- выборочная проверка письменной работы (схема, таблица и т.п. по со­ставляющим системного взаимодействия "педагог-родитель").
Э т а п 2. Систематизация знаний:
Задание 1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. К настоящему времени исследовано и обосновано ряд подходов к построе­нию воспитательного процесса. Это системный, личностно-ориентированный, си-нергеческий, средовый, социокультурный, коммуникативный и др.
2. Большинство ученых (Е.Н. Барышников, В.Т. Кабуш, В.А. Караковский, И.А. Карпюк, И.А. Колесникова, Л.И. Новикова, Е.Н. Степанов, М.Б. Чернова и др.) считают, что подход - это комплексное педагогическое средство, включаю­щее три важных компонента:
основные понятия, необходимые для изучения, управления и преобразова­ния воспитательной практики (к примеру, в системном подходе - "система", "системность", "элемент", "структура" и др.);
принципы как исходные положения ("основополагающие идеи", "основные правила", "требования" и т. п.);
методы, приемы и средства построения (моделирования) процесса воспита­ния, воспитательной системы (технологическая составляющая).
3. К основным компонентам системы воспитания исследователи относят:
индивидно-групповой (администрация, учителя, сотрудники и др.);
ценностно-ориентационный (ценности сообщества детей и взрослых; цели воспитания; перспективы жизнедеятельности ученической общности; принципы и ключевые идеи построения воспитательной системы);
функционально-деятельностный (системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения; основные функции воспитательной системы; управление и самоуправление процессом воспитания);
отношенческо-коммуникативный (отношения в сообществе детей и взрос­лых; внешние и внутренние связи воспитательной системы);
диагностико-результативный (критерии и показатели эффективности) [12, с. 90].
4. В последнее время теоретиками и практиками создано и апробировано ряд программ, основанных на системном подходе и нацеленных на планомерное, це­ленаправленное взаимодействие школы с семьей, педагога с родителями уча­щихся. Будущему педагогу целесообразно познакомиться с такими программа­ми, как "Семья" (Н.И. Дереклеева), "Семья и школа" (Л.В; Байбородова), "Я и моя семья" (Т.В. Плахова) и др.
5. Авторы предлагают составлять программы взаимодействия школы и се­мьи по различным направлениям:
- Н.И. Дереклеевой отмечается, что осуществляя программу "Семья", класс­ный руководитель выполняет следующие функции:
изучает семьи своих учеников, положение детей в семье и условия их про­живания;
регулярно проводит родительские собрания, темы которых планирует с уче­том индивидуальных и возрастных особенностей детей, специфических проблем класса, задач школы;
проводит индивидуальные и групповые консультации с учетом назревшей необходимости;
привлекает родителей класса к сотрудничеству на всех направлениях дея­тельности классного руководителя;
поощряет родителей, активно участвующих в жизни школы и класса и др. [4].
- Л.В. Байбородова рекомендует программу "Семья и школа" составлять по следующим направлениям:
диагностика семьи, изучение ребенка;
санитарно-гигисническое воспитание и лечебно-оздоровительная работа;
учебный процесс;
внеучебная воспитательная работа;
социально-психологическая поддержка семьи;
исихолого-иедагогическое просвещение родителей;
примерная тематика выступлений специалистов (психологов, логопеда, пси­хоневролога и др.).
Научно-методическое обеспечение программы "Семья и школа", "Семья" и др., может быть представлено такими направлениями и формами:
- педагогические советы;
- семинары для педагогов школы;
- семинары и консультации для классных руководителей;
- индивидуальные консультации педагогов специалистами;
- проведение открытых занятий с родителями, совместных занятий для уча­щихся и родителей;
- изучение и обобщение опыта работы педагогов с семьями:
- подготовка в помощь родителям методических материалов, памяток по обучению и развитию детей;
- разработка программы и методики изучения семьи, схемы-карты, фикси­рующей информацию о семье и ребенке;
- составление рекомендаций для проведения социально-педагогического консилиума по коррекции ребенка и работе с его семьей;
- создание картотеки публикаций по проблеме сотрудничества семьи и школы;
- приобретение литературы по вопросам работы с семьей;
- разработка форм представления информации родителям о ребенке;
- работа родительского комитета и др. [2].
Задание № 2. Как известно, интеракция - это целенаправленное взаимодей­ствие и взаимовлияние участников процесса общения, в основе которого лежит личный опыт каждого.
Кратко перечислите (текст, схема, таблица и др.) направления в системе взаимодействия педагога с родителями? Как будете учитывать, использовать личный опыт родителей в развитии взаимодействия?
Задание № 3. Система взаимодействия педагога с родителями включает как обязательный элемент мониторинг качества, эффективности.
Как отмечают исследователи Ф.И. Храмцова, Н.Н. Захожая и др., процедура оценивания-экспертизы основывается на диагностической и аналитической ин­формации.
Принципы экспертизы: объективность; адекватность; мотивированность; критичность; стимулирование; доступность.
Обсудите сущность каждого из принципов.
Задание № 4. Для будущего учителя важным является вопрос, готов ли он троить свои отношения с родителями учащихся па основе принципов гумани­стической психологии и педагогики (зарубежные исследователи: К. Роджерс, А. Маслоу; отечественные: В.В. Буткевич, К.В. Гавриловен, В.Т. Кабуш,А.П. Сманцер и др.), согласно которым личность рассматривается как уникаль­ная целостная система.
Проанализируйте, с таких ли позиций к вам относятся сокурсники, препо­даватели и др. Какие ощущения вы при этом испытываете?
Задание № 5. Ответьте на вопросы:
1. Как вы понимаете сущность педагогического взаимодействия с семьей с позиции системного подхода?
2. Что можете сказать о системной природе методов, приемов воспитания, применяемых педагогом, родителями?
3. Можно ли утверждать, что системный подход является методологической ориентацией в совместной деятельности педагогов, детей и родителей, при которой объект познания, преобразования рассматривается как система? Аргументируйте свою точку зрения.
4. Как вы объясните сущность утверждения "Система - это комплекс взаи­модействующих компонентов"?
5. Согласны ли вы с тем, что педагог, взаимодействуя с детьми, с родителями, не должен играть роль идеального человека, а лучше - собственную роль? Ответ обоснуйте.
6. Ознакомились ли вы в период практики с вариантами программ взаимо­действия "Школа - семья" (Педагог - родители и др.), с их научно-методичес­ким обеспечением? Выскажите свое мнение по этим программам.
Вопрос 5. Основы стратегии и тактики взаимодействия педагога с родителями
Э т а п 1. Выявление уровня усвоенных знаний (на основе домашней са­мостоятельной работы):
-дискуссия по двум направления: 1) сущность стратегической позиции педа­гога во взаимодействии с семьей; 2) тактическая позиция педагога: особенности, выбор и т. п.
Э т а п 2. Систематизация знаний:
Задание №1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. В педагогике часто употребляются такие понятия, как позиция педагога, стратегическая и тактическая позиция, стратегия, стратегия педагогического взаимодействия и др.
2. В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова позиция определяется как "точка зрения, мнение в каком-н. вопросе". Можно сказать: принципы, поло­женные в основу действий человека.
3. Профессиональная позиция - это система интеллектуальных, волевых, эмо­ционально-оценочных отношений к педагогической деятельности, которая кроет­ся, как правило, в характере доминирующих отношений, определяет стратегию, то есть общую руководящую линию, установки, направленные педагогом на дости­жение конечной цели в том или ином виде деятельности.
4. Как отмечает Н.Е. Щуркова, занять стратегическую позицию - значит выделить ключевые, ведущие отношения, сделать их доминирующими в деятельности. Занять стратегическую позицию - значит ответить на вопрос, кто есть партнер, определить его социальную роль и, одновременно с этим, определить роль собственного социального "Я" Можно считать, что стратегическая позиция определяется социальной ро­лью, которой мы наделяем другого человека (воспитанника, родителя и т.п.).
Тактическая позиция определяется, с одной стороны, ведущими, генераль­ными отношениями, составляющими основу стратегической позиции, а с другой
- конкретными обстоятельствами и ходом взаимодействия. Тактическая позиция
- это позиция, которую занимает педагог в контексте создаваемой методики дея­тельности. Эта позиция определена интересами данного дела, в то время как стратегическая - всегда интересами личностного развития человека.
Осуществляя выбор тактической позиции, педагог использует весь диапазон ее разновидностей. Все их можно свести в четыре основные, каждая из которых являет­ся как бы одним из измерений пространства взаимодействия и определяет одно из направлений, по которому может "располагаться" педагог в этом пространстве:
кинетическая позиция, характеризующая положение человека по отношению к другому в их совместном продвижении. Ключевым моментом является владе­ние перспективой, видение задач и способа достижения;
уровневая позиция: соподчиненность во взаимоотношениях, расположение участников деятельности "по вертикали";
дистанционная позиция: физическое и духовное расстояние между субъекта­ми взаимодействия, избранное одним из них или обоими. Дистанция обозначает меру автономности человека и меру сопричастности жизни;
эмпатийная позиция - эмоциональное расположение по отношению к "субъекту взаимодействия", предполагающее разной степени сопереживание, сочувствие миру эмоций и т.п. [14, с. 48-53].
Задание № 2. Обсудите в малых группах:
- всегда ли увеличение дистанции (дистанционная позиция) между педаго­гом и родителями влечет за собой уменьшение, прекращение психологических связей, или это определенная мера автономности по отношению друг к другу (оперируйте конкретными примерами);
- ученые выделяют уровни дистанции: "далеко", "близко", "рядом". Рас­кройте сущность каждой из них.
Задание 3. Основополагающим в коммуникации является признание дру­гого человека как ценности, что позволяет принять, понять, услышать этого дру­гого. Следование данному принципу (как со стороны педагога, так и со стороны родителей) способствует созданию сообщества в триаде "учитель - дети - роди­тели", объединенных на основе педагогики сотрудничества, одним из условий которого является умение сообща действовать, жить вместе, что авторы Т.Н. Шамова, Т.М. Давыденко представляют в схеме:
Научиться жить вместе
I
Другой человек - ценность
I
Принятие другого          Понимание другого             Помощь другому
I
Коммуникативная культура

Очень важно научиться жить в ладу прежде всего с самим собой. Поэтому важнейшая задача сегодня - помочь учащимся, студентам, родителям в самопо­знании, в самосовершенствовании. Это будет способствовать выбору вектора их деятельности, развития в дальнейшем.
Эти же авторы представляют и другую схему, уже в отношении учащихся, что на наш взгляд, не исключает и будущего педагога, родителей и др.
Научиться жить в ладу с собой
I
Саморазвитие ученика
I

Мотивация                Рефлексия                       Действия                 Эмоции

Проанализируйте (индивидуально) содержание представленных в схемах положений и примите решение:"вписываетесь" ли вы в это представление, или что-то надо в своей жизнедеятельности изменить, "доработать" и т.п. Мо­жете, при желании, по секрету посоветоваться или проконсультироваться с преподавателем.
(Схемы представлены из монографии Т.И. Шамовой, Т.М. Давыденко "Управле­ние образовательным процессом в адаптивной школе". - М., 2001. - С. 17).

Задание № 4. Ответьте на вопросы:
1. Какие из трех существенных признаков, характерных для педагогической пози­ции в целом, характерны для педагогической позиции во взаимодействии с родителями?
2. Можно ли сказать, что позиция педагога - это предпосылка его деятель­ности с детьми, с родителями, реализуется и актуализируется только в деятель­ности? Обоснуйте ответ.
3. Какие ведущие положения стратегии взаимодействия педагога с родите­лями вы можете назвать?
4. Тактика и методика деятельности - это тождественные понятия, или чем-то отличаются? В чем, на ваш взгляд, единство тактической и методической по­зиции педагога во взаимодействии с родителями, а в чем особенности? Покажи­те на конкретных примерах.
5. Как можно описать гуманистическую позицию педагога по отношению к се­мье? На конкретных примерах раскройте основные признаки данной позиции.

6. Является ли ориентация педагога на ценностное взаимодействие с семьей ха­рактеристикой его стратегии и тактики работы в данном направлении?

Комментариев нет:

Отправить комментарий