Практические занятия № 2-3
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
КАК ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС (4 часа).
Цели занятия: усвоение, актуализация и
систематизация знаний о категории
"взаимодействие"; усовершенствование умений выбирать стратегию
и тактику налаживания позитивного взаимодействия педагога с родителями учащихся
владение технологией обучения родителей взаимодействию с детьми.
Ключевые знания:
• различные подходы к определению
категорий "взаимодействие", "педагическое взаимодействие",
"ценностное взаимодействие";
• назначение взаимодействия школы и семьи как
источника и механизма вития учащихся, родителей, педагогов;
• основные проявления (характеристики), типы
педагогического взаимодействия;
• принципы, правила, условия успешного
взаимодействия педагога с родителями учащихся;
• стратегические и тактические основы
взаимодействия педагога с семьей учетом приоритетных направлений в воспитании
детей.
Умения, способы деятельности:
• определять проблемы
взаимодействия в семье;
• изучать родительскую позицию по отношению к
ребенку с точки зрения адекватности, динамичности и т.п.;
• ставить цель, разрабатывать стратегию и
тактику взаимодействия, программу
"Педагог - семья" ("Школа - семья"), ее
научно-методическое обеспечение;
• анализировать собственную позицию во
взаимодействии с родителя учащихся;
• на основе договора (соглашения) обучать
родителей основам взаимодействия с детьми.
Форма изучения: практическое занятие, самостоятельная
работа студента.
Блок 1.
Информационно-оценочный
Основные вопросы:
1. Педагогическое
взаимодействие с семьей: сущность, назначение, направления.
2. Функции, типы и уровни
взаимодействия "педагог - родители".
3. Принципы и условия эффективного
школьно-семейного взаимодействия.
4. Системный подход к
педагогическому взаимодействию с семьей.
5. Основы стратегии и
тактики взаимодействия педагога с семьей.
Вопрос1. Педагогическое
взаимодействие с семьей: сущность, назначение, направления
Э т а п 1. Выявление
уровня усвоенных знаний (на основе домашней самостоятельной работы):
- краткое сообщение по
вопросу 1.
Э т а п 2. Систематизация знаний:
Заданием 1. Проанализируйте позиции
исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. Взаимодействие является
одной из философских, онтологических категорий. Это феномен связи,
воздействия, перехода, развития разных объектов подвлиянием взаимного действия
друг на друга, на другие объекты. Взаимодействие - начальная, исходная, родовая
категория.
Условием и следствием продуктивного
взаимодействия его субъектов, повышающим эффективность этого процесса и его
результата, является контакт.
Контакт осознается и переживается субъектами как
положительный, подкрепляющий взаимодействие фактор. В условиях контакта наиболее
полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, сам фактор
его установления приносит им интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение.
Другими словами, внутренними механизмами контакта являются эмоциональное и
интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие [5, с. 305-311].
2. Авторы В.М. Лещинский, С.В. Кульневич, М.
Вудкан, Д. Френсис и др. выделяют "шаги контакта":
1). Признание.
Взгляните на другого человека и обратите на него
внимание.
2). Установление
индивидуальности.
Свяжите для себя имя человека и его
индивидуальные характеристики.
3). Физическое
взаимодействие.
"Наведите мосты" при
помощи физического взаимодействия (обмен взглядами, словами).
4). Заинтересованность.
Выразите заинтересованность в ситуации и перспективах
другого человека.
5). Выражение своих мыслей.
Честно, но в необидной для другого форме
раскройте ваши мысли и чувства.
6). Готовность оказать
поддержку.
Будьте готовы подбодрить другого.
3. Сущностная
характеристика категории "взаимодействие" раскрыта в работах Л.П.
Буевой, И.А. Зимней, Э.В. Ильенкова, М.С. Когана и др., которые связывают
понимание человеческой деятельности и неразрывного с ней сознания с философским
осмыслением понятий "взаимодействие", "отношение",
"общение".
А.В. Мудрик рассматривает взаимодействие как
организацию совместных действий индивидов, групп, организаций, позволяющую им
реализовать какую-либо общую для них работу.
А.Н. Леонтьев подходит к трактовке сущности
данной категории с позиций диалектики, с учетом специфики этой категории:
"жизнь есть процесс особого взаимодействия особым образом организованных
тел".
Ученые И.А. Зимняя, А.В. Мудрик и другие
обращают внимание на важные условия возникновения контакта между взаимодействующими
сторонами: уважение друг к другу, эмпатийность, толерантность.
В работах психологов (Л.С. Выготский, А.Н.
Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.), - педагогов (А.С. Макаренко, В.А.
Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов, В.Т. Кабуш и др.) на различных
уровнях разработана идея сотрудничества как особой формы педагогического
взаимодействия.
Педагогическое взаимодействие предполагает
всемерную поддержку детям, родителям, на что обращают внимание в своих трудах
А.С. Макаренко, И.П. Иванов, В.Т. Кабуш, В.А. Караковский и др. Газман О.С.
выделил проблему поддержки в особую область деятельности педагога, а В.А.
Караковский обозначил суть педагогической поддержки терминами:
"проблема", "защита", "самостоятельность".
4. Обосновывая необходимость
педагогического взаимодействия с родителями учащихся, авторы утверждают, что
это важно для:
выработки единого взгляда на сущность воспитания
как процесса организации жизнедеятельности ребенка с целью создания
максимально приемлемых условий для его развития;
правильного определения цели и задач воспитания
как школой, так и родителями;
наиболее эффективной расстановки сил;
наилучшего изучения ребенка с разных позиций,
под разным углом зрения: эмоционально-чувственного - со стороны родителей и
общественно-гражданского, интеллектуального, нравственного, трудового и др. -
со стороны школьных учителей;
выработки общей методики и техники необходимых
воспитательных воздействий на ребенка, для координации и корректировки их в
различных жизненных ситуациях;
установления эмоционально-положительных
взаимоотношений классного руководителя, учащихся и родителей (общечеловеческий
аспект) [9, с. 442].
5. Основа взаимодействия
"семья - школа" определяется следующими направлениями:
повышением педагогического уровня знаний
родителей в период всего обучения детей в школе;
консультированием родителей педагогами и
психологами;
сравнительным анализом (педагогами и
психологами) актуального опыта воспитания и обучения детей;
согласованием воспитательных педагогических действий
педагогов и родителей;
совместной выработкой наиболее адекватных (с
учетом возможностей, традиций, потребностей и т. п.) направлений
совершенствования воспитания подрастающего поколения [3. с. 4].
6. Н.И. Щуркова в книге
"Классное руководство" (М., 2000) обращает внимание на следующие
составные взаимодействия:
информационное педагогическое обеспечение
родителей сведениями о воспитательной концепции школы, о педагогических
позициях классного руководителя, о методике воспитания, целях и задачах
личностного развития школьника и т. п.;
педагогическое корректирование семейного
воспитания, а именно той его стороны, которая прежде всего касается отношения к
ребенку (искусства любить ребенка), а затем режима его жизни и деятельности.
Осуществляется это с позиции профессиональной необходимости;
практическая совместная работа детей и
родителей, которая организуется педагогом.
Содержанием "обрисованного"
взаимодействия становится постоянная забота педагога о развитии личности
ребенка.
7. Многие исследователи
считают, что главной идеей развития взаимодействия является признание и
обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.
Субъектная позиция родителей, детей, учителя в
учебно-воспитательном процессе - это результат и условие развития их
взаимодействия.
Важнейшими условиями формирования субъектной
позиции в любом виде деятельности являются:
осознание важности предстоящей деятельности для
себя и других, личного вклада в общий результат, настроенность на предстоящую
работу;
включение детей и родителей в процесс
цслеполагания и планирования деятельности;
овладение способами проектирования собственной
деятельности;
предоставление возможности принимать
самостоятельные решения;
ориентация на интересы и потребности семьи,
обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе;
привлечение родителей и детей к анализу
собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии.
Очень значима и другая идея развития взаимодействия
- организация совместного творчества учителей, родителей, учащихся, что
предполагает:
формирование положительной установки у
взаимодействующих сторон на совместную работу;
осуществление совместного целеполагания,
планирования, организации и подведения итогов деятельности;
определение творческих задач и совместный поиск
путей их решения;
использование методики организации коллективной
творческой деятельности [10, с. 356-357].
8. Высшей формой
взаимодействия является сотрудничество.
Сотрудничество - это гуманистическая идея
совместной деятельности детей и взрослых, основанной на взаимопонимании,
взаимовлиянии, взаимоподдержке, на коллективном планировании, совместном
распределении сил, средств и др., анализе процесса и результатов этой
деятельности.
9. В книге "Прикладная
педагогика воспитания" (СПб., 2005) автором придается огромное значение
педагогическому альянсу, то есть союзу.
Педагогический альянс - это союз двух субъектов
воспитательного процесса. Субъектом в этом случае являются объединения людей:
одна сторона - педагогический коллектив, другая - семья. Интерес, ради
которого заключается союз - интерес ребенка и счастье его жизни.
Педагогический альянс
имеет разную направленность: по назначению носит гуманистический характер,
ориентированный на счастье развивающегося человека; по функциям - направляет
усилия на сферу духовную, материально-техническую, финансово-экономическую,
этико-психологическую; по содержанию совместной деятельности -
профессионально-педагогический характер, ориентированный на
научно-педагогические закономерности развития личности, профиль его, конечно,
воспитательный.
Стратегия педагогического альянса - счастье
ребенка, а тактика - создание благоприятных условий для личностного развития и
роста детей, организация активной жизни достойного человека "здесь и
сейчас".
Педагогический альянс не имеет паритетного
начала, ибо ведущим становится субъект, обладающий профессиональной
компетенцией, - школа. Паритетные начала должны сохраняться лишь в этической
сфере организованного взаимодействия. Тем не менее, диктат школы неуместен и
бессмысленен, ибо не продуктивен. Но и представлять школу как учреждение,
оказывающее "услуги" родителям согласно их заказу, тоже лишено
социального, научного, профессионального смысла [14, с. 295-297].
Задание № 2. Обсудите
в группах (3^ человека) суть утверждений:
"сотрудничество -
совместная деятельность активно взаимодействующих субъектов";
"для сотрудничества
характерны: единство цели; организационность и управляемость совместной
деятельностью; разделение функций, действий в деятельности; позитивность
межличностных отношений";
"распространенные способы
сотрудничества: проблема (проблемный вопрос), дискуссия, обсуждение,
деятельность, общение".
Задание № 3. Ответьте на вопросы:
1. Какие внутренние и
внешние показатели позволяют педагогу определять эффективность его
взаимодействия с родителями?
2. Контакт, повышающий
эффективность педагогического взаимодействия и являющийся его результатом, -
это условие, следствие, фактор или то и другое? Обоснуйте выбор.
3. На каких принципах
основано сотрудничество как высшая форма взаимодействия педагога с родителями?
4. В чем состоит
гуманистический характер педагогического альянса учителей и родителей, его
стратегия и тактика?
5. Какие из приоритетных
направлений педагогического взаимодействия с семьей выделяют теоретики и
практики?
6. Каковы составные
педагогического взаимодействия? Составляющие педагогического взаимодействия с
семьей и его направления - однотипные по содержанию понятия или они чем-то
отличаются?
Вопрос 2. Функции, типы
и уровни взаимодействия "педагог – родители»
Э т а п 1. Выявление уровня
усвоенных знаний (на
основе домашней самостоятельной работы):
- обсуждение докладов по
вопросу 2.
Этап 2. Систематизация знаний:
Задание № 1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. Некоторые ученые выделяют пять функций работы школы с
родителями:
ознакомление родителей с содержанием и методикой
учебно-воспитательного процесса;
психолого-педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в совместную с детьми
деятельность;
корректировка воспитания в семьях отдельных
учащихся;
работа с родительским активом, другими
организациями родителей [9, с. 444-450].
2. Существуют разные типы
взаимодействия. Так, К.А. Абульханова-Славская, И.В. Власюк и др. называют
следующие из них: сотрудничество; противоборство; уклонение от взаимодействия;
однонаправленное содействие; однонаправленное противодействие; контрастное
взаимодействие; компромиссное взаимодействие.
3. В зависимости от
отношения педагогов, родителей, детей к интересам, проблемам друг друга,
наличия осознаваемой общей цели совместной деятельности, субъектности позиции
Л.В. Байбородова выделяет такие типы взаимодействия, как: сотрудничество,
диалог, опека, подавление, соглашение, конфронтация, индиферентность (полная
или частичная) [2, с. 22-23].
4. Как показывает анализ
теории и практики, педагогическое взаимодействие с семьей учащегося
осуществляется на разных уровнях. Это ценностное взаимодействие (очень высокий
уровень), позитивное взаимодействие, допустимое взаимодействие, непродуктивное
взаимодействие.
Сегодняшняя ситуация ставит перед учителем
задачу по-новому подходить к определению содержания, форм и методов
педагогического взаимодействия с родителями. Оно должно быть полезным, значимым
как для одной, так и для другой стороны во имя счастья ребенка, а значит, -
ценностным.
5. Чтобы педагогическое
взаимодействие с семьей приобретало ценностный характер, у педагога развивалась
ориентация на ценностное взаимодействие, исследователи рассматривают следующие
аспекты этого процесса:
- А.В. Павлова обращает
внимание на важность соблюдения таких условий, как интерес и стремление
педагога к общению с родителями; самостоятельность в деятельности;
инновационный подход; привлечение родителей к совместной деятельности;
активность родителей.
- И.В. Власюк выделяет три
компонента ориентации педагога на ценностное взаимодействие с семьей, которые
составляют аксиологическое (ценностное) ядро личности,
ориентационно-ценностный ее стержень: когнитивный (рациональный);
аксиологический (эмотивный, мотивационно-потребностный); коммуникативно-действенный
(праксиологический, деантологический).
Задание № 2. Изобразите
схематично различные типы педагогического взаимодействия с семьей:
1. По содержанию
деятельности...
2. По наличию или
отсутствию цели ...
3. По степени управляемости
...
4. По стилю общения ...
Задание № 3. Иногда педагогическое взаимодействие характеризуют по оптимальности,
эффективности, ценностности, частоте, устойчивости.
Поразмышляйте: эти
подходы исключают или взаимодополняют друг друга?
Задание № 4. Ученые (М.И. Рожков,
Л.В. Байбородова и др.) берут за основу определения типов педагогического
взаимодействия различные сочетания признаков: отношение взаимодействующих
сторон к интересам друг друга; наличие осознанной общей цели совместной
деятельности; субъектность позиции по отношению друг к другу во взаимодействии.
На основании данных
признаков составьте перечень типов взаимодействия педагога с родителями.
Задание № 5. Ответьте на вопросы:
1. Какого уровня
взаимодействия с родителями учащихся вам удавалось достичь в процессе
практики? Что оказывало влияние на достигнутый вами уровень?
2. Проанализируйте, достаточно
ли сформирована ориентация педагога, у которого проходили практику, на
продуктивное, ценностное взаимодействие с семьей учащегося. На основании чего
об этом можно судить?
3. Как взаимосвязаны между собой типы и уровни
педагогического взаимодействия с родителями? Обоснуйте ответ.
4. Как, на ваш взгляд,
реализуются изученные вами функции педагогического взаимодействия с семьей в
школе, где проходили практику? Что вам хотелось бы изменить по данному вопросу
в деятельности педагога?
Вопрос 3. Принципы и
условия эффективного школьно-семейного взаимодействия
Э т а п 1. Выявление
уровня усвоенных знаний (на основе домашней самостоятельной работы):
- краткие сообщения по
пунктам: а) принципы, б) условия, которых необходимо придерживаться в организации
школьно-семейного взаимодействия.
Э т а п 2.Систематизация знаний:
Задание № 1. Проанализируйте
позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. Ученые выводят типологию
принципов педагогического взаимодействия с семьей исходя из ведущей идеи,
которая принята ими за основу:
- Л.В. Байбородова
считает, что формирование сотруднических отношений между педагогом и семьей —
длительный процесс, успешность которого зависит от реализации таких принципов
как:
обеспечение субъектной позиции всех участников
педагогического процесса;
организация совместного творчества учителей,
учащихся, родителей; гуманистическая
ориентация во взаимодействии с семьей;
интеграция и дифференциация целей, задач и
действий участников педагогического процесса, направленного на воспитание и
развитие детей.
- О.А. Шостакович
отмечает, что демократизация общества требует осуществления педагогического
взаимодействия педагога с семьей на основе следующих принципов целостного педагогического процесса:
гуманизация взаимодействия с семьей;
целеустремленность;
системность и последовательность;
учет возрастных, индивидуальных и личностных
особенностей.
- В.Н. Белоногова называет
и такие принципы: системность, комплексность, превентивность, экологичность
(единство экологического пространства во взаимодействии; обеспечивает
сбережение и развитие индивидуальных способностей).
2. Чтобы педагог во
взаимодействии с детьми и родителями превратился в их соратника и помощника, а
педагогика насилия - в педагогику сотрудничества очень важно знание и
реализация принципов гуманистической психологии и педагогики (изложены в
работах К. Роджерса, А. Маслоу, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, К.В.
Гавриловен, В.Т. Кабуша и др.).
3. Н.Е. Щуркова утверждает,
что связь школы и семьи может приобрести форму альянса (союз двух субъектов
воспитательного процесса). Автор формулирует основные руководящие положения
партнеров - принципы:
соглашения, то есть договоренности двух сторон
об основах организации школьной жизнедеятельности детей и об условиях
взаимоотношений этих сторон, а также о правах и обязанностях школы и семьи по
отношению друг к другу в сфере обоюдной заботы о развитии ребенка;
сопряжения - согласного установления взаимосвязи
двух разных сфер жизнедеятельности ребенка, семьи и школы посредством
определения их функций содействия наилучшим достижениям ребенка в его
физическом и духовном развитии;
сопереживания - взаимного выражения отношения к
происходящему в жизни школы и семьи, выявляющее взаимное уважение и взаимную
расположенность этих партнеров, организующих жизнедеятельность ребенка;
сопричастности - проявления непосредственного
или опосредованного отношения к жизнедеятельности ребенка в семейной и
школьной жизни во имя практического создания наилучших условий для его
развития;
содеянности - реального свершения обоюдных
практических действий, способствующих "здесь и сейчас" повышению
условий жизнедеятельности развивающегося ребенка [14, с. 298-314].
4. Каждый из принципов
реализуется как через общие, так и через частные правила, условия.
Основополагающие из них:
родители не просто помощники педагогов, а
равноправные участники процесса;
переход школы от доминирующей роли на
осуществление групповых и индивидуальных форм работы, основанных на диалоге;
осуществление на практике дифференцированного и
индивидуального подхода к семьям;
систематическое и целенаправленное оказание
разнообразной психолого-педагогической поддержки семье;
установление эффективного, основанного на
диагностике контроля, поэтапного анализа процессов обучения и воспитания
детей, обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими
трудностями и отклонениями в развитии детей [3, с. 8].
5. Некоторые авторы (В.А.
Сластенин и др.) выделяют определенные условия положительного взаимодействия:
доверительные отношения между педагогами и
родителями; трансляция" положительного образа ребенка;
диалог между родителями
и педагогом, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие условия,
необходимые для развития ребенка;
диагностика воспитательных возможностей семьи,
ибо взаимодействие иногда складывается по-разному и др.
6. Установлены некоторые
правила организации взаимодействия педагога с родителями:
классный руководитель в общении с каждой семьей
должен быть искренен и уважителен;
общение с родителями должно быть во благо
ребенку;
изучение семей учащихся должно предполагать
дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу [4, с. 187].
Н.И. Дереклеева в одной из своих работах
(Основные направления работы классного руководителя в современных условиях. -
М, 1999) интерпретирует правила успешности взаимодействия (и воздействия)
педагога и ученика, родите-; ля и ребенка, взрослых и детей. Это взаимодействие
должно быть:
неформальным;
демонстрировать личную заинтересованность
взрослого и будить заинтересованность ребенка;
направлено на принятие и помощь, а не на раздачу
ярлыков;
справедливо и объективно;
с шансом на перспективу.
Задание № 2. Считается,
что гуманистическое воспитание призвано формировать гуманистическую сферу
личности как систему взаимосвязанных ее уровней. По С.А. Ковалеву это:
поведенческий, потребностно-мотивационный, эффективно-когнитивный, ценностный
(диспозиционный) уровни.
Как, на ваш взгляд,
названные компоненты личности педагога-гуманиста проявляются в организации
гуманистически ориентированного взаимодействия с родителями учащегося (через
реализацию определенных принципов, условий, правил и др.). Составьте краткое
резюме (текст, схема, таблица и т. п.).
Задание № 3. Известный
французский ученый СелестенФрене в своей книге
раскрывает сущность педагогических инвариантов, которые могут служить
принципами практического управления школой. Автор утверждает: знания
добываются опытным путем, а не изучением правил и законов, как иногда думают.
Браться в первую очередь за правила и законы - все равно что ставить повозку
впереди лошади.
Проанализируйте (в
парах, в группах), как соотносится данное утверждение с обсуждаемым вопросом
"Принципы, условия и правила эффективного школьно-семейного взаимодействия
".
Изложите обобщенное
мнение.
Задание № 4. Ш.А. Амонашвили
разработал гуманистическую систему, которая позволила выявить
"диалектическую зависимость воспитания ребенка от очеловеченного
педагогического процесса" (недопустимость использования средств,
провоцирующих ребенка на антисоциальные поступки; представление ребенку
необходимого общественного простора для проявления своей истинной индивидуальности;
очеловечивание обстоятельств в педагогическом процессе и др.).
Кратко напишите, каким
принципам, правилам будете обучать родителей лью "очеловечивания"
домашней среды, ее педагогизации, усиления воспитательного потенциала.
Задание № 5.Ответьте на вопросы:
1Как вы понимаете суждение
И. Канта "Главное требование взаимодействия - всегда необходимо
относиться к себе и к учащимся как к цели общения, в результате которого
происходит восхождение к индивидуальности"?
2 Что предполагает
аксиологический подход в совместном взаимодействии педагога и детей, педагога и
родителей? Обоснуйте ответ.
3 Согласны ли вы с тем,
что чем выше субъектность педагога, тем выше уровень взаимодействия его с
детьми, с родителями?
4. Можно ли считать
адаптивность, развитие, психологическую комфортность личностно-ориентированными
принципами при выборе технологии обучения и воспитания детей и родителей,
ориентируясь на гуманистическую психологию? Ответ обоснуйте.
5. На преобладании каких
ценностей базируется реализация принципов "приоритета семьи в
обществе", "гуманистических ценностей" при построении
взаимодействия "школа - семья"?
6. На каких принципах
основывается продуктивное сотрудничество педагогов, детей и родителей?
7. Какие условия
продуктивного взаимодействия педагога с родителями вы усвоили?
8. Как соотносятся между
собой условия и правила эффективного взаимодействия педагога с родителями?
Покажите на конкретных примерах.
9. Как вы представляете
сущность действий педагога в альянсе "школа - семья" по алгоритму:
договор - предложения с двух сторон - отклик на событие -помощь (школа - семья;
семья - школа) - общее дело "школа-семья-дети"?
10. Какое отношение к
взаимодействию педагога с родителями, на ваш взгляд, имеют принципы системы
гуманистического воспитания, представленные в работах белорусского ученого
В.Т. Кабуша: духовность, толерантность, гармонизация, персонификация,
социализация, демократизация, рационализация? Ответ обоснуйте.
Вопрос 4. Системный
подход к педагогическому взаимодействию с семьей Этап1. Выявление уровня
усвоенных знаний (на
основе домашней самостоятельной работы):
- обзор литературы по
изучаемому вопросу;
- выборочная проверка
письменной работы (схема, таблица и т.п. по составляющим системного взаимодействия
"педагог-родитель").
Э т а п 2. Систематизация знаний:
Задание 1. Проанализируйте позиции
исследователей по обсуждаемому вопросу.
1.
К настоящему времени исследовано и обосновано ряд подходов к построению
воспитательного процесса. Это системный, личностно-ориентированный,
си-нергеческий, средовый, социокультурный, коммуникативный и др.
2. Большинство ученых (Е.Н.
Барышников, В.Т. Кабуш, В.А. Караковский, И.А. Карпюк, И.А. Колесникова, Л.И.
Новикова, Е.Н. Степанов, М.Б. Чернова и др.) считают, что подход - это
комплексное педагогическое средство, включающее три важных компонента:
основные понятия, необходимые для изучения,
управления и преобразования воспитательной практики (к примеру, в системном
подходе - "система", "системность", "элемент",
"структура" и др.);
принципы как исходные положения
("основополагающие идеи", "основные правила",
"требования" и т. п.);
методы, приемы и средства построения
(моделирования) процесса воспитания, воспитательной системы (технологическая
составляющая).
3. К основным компонентам
системы воспитания исследователи относят:
индивидно-групповой (администрация, учителя,
сотрудники и др.);
ценностно-ориентационный (ценности сообщества
детей и взрослых; цели воспитания; перспективы жизнедеятельности ученической
общности; принципы и ключевые идеи построения воспитательной системы);
функционально-деятельностный (системообразующий
вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;
основные функции воспитательной системы; управление и самоуправление процессом
воспитания);
отношенческо-коммуникативный (отношения в
сообществе детей и взрослых; внешние и внутренние связи воспитательной
системы);
диагностико-результативный (критерии и
показатели эффективности) [12, с. 90].
4. В последнее время
теоретиками и практиками создано и апробировано ряд программ, основанных на
системном подходе и нацеленных на планомерное, целенаправленное взаимодействие
школы с семьей, педагога с родителями учащихся. Будущему педагогу
целесообразно познакомиться с такими программами, как "Семья" (Н.И.
Дереклеева), "Семья и школа" (Л.В; Байбородова), "Я и моя
семья" (Т.В. Плахова) и др.
5. Авторы предлагают
составлять программы взаимодействия школы и семьи по различным направлениям:
- Н.И. Дереклеевой
отмечается, что осуществляя программу "Семья", классный руководитель
выполняет следующие функции:
изучает семьи своих учеников, положение детей в
семье и условия их проживания;
регулярно проводит родительские собрания, темы
которых планирует с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей,
специфических проблем класса, задач школы;
проводит индивидуальные и групповые консультации
с учетом назревшей необходимости;
привлекает родителей класса к сотрудничеству на
всех направлениях деятельности классного руководителя;
поощряет родителей, активно участвующих в жизни
школы и класса и др. [4].
- Л.В. Байбородова
рекомендует программу "Семья и школа" составлять по следующим
направлениям:
диагностика семьи, изучение ребенка;
санитарно-гигисническое воспитание и
лечебно-оздоровительная работа;
учебный процесс;
внеучебная воспитательная работа;
социально-психологическая поддержка семьи;
исихолого-иедагогическое просвещение родителей;
примерная тематика выступлений специалистов
(психологов, логопеда, психоневролога и др.).
Научно-методическое обеспечение программы
"Семья и школа", "Семья" и др., может быть представлено
такими направлениями и формами:
- педагогические советы;
- семинары для педагогов
школы;
- семинары и консультации
для классных руководителей;
- индивидуальные
консультации педагогов специалистами;
- проведение открытых
занятий с родителями, совместных занятий для учащихся и родителей;
- изучение и обобщение
опыта работы педагогов с семьями:
- подготовка в помощь
родителям методических материалов, памяток по обучению и развитию детей;
- разработка программы и
методики изучения семьи, схемы-карты, фиксирующей информацию о семье и
ребенке;
- составление рекомендаций
для проведения социально-педагогического консилиума по коррекции ребенка и
работе с его семьей;
- создание картотеки
публикаций по проблеме сотрудничества семьи и школы;
- приобретение литературы
по вопросам работы с семьей;
- разработка форм
представления информации родителям о ребенке;
- работа родительского
комитета и др. [2].
Задание № 2. Как
известно, интеракция - это целенаправленное взаимодействие и взаимовлияние
участников процесса общения, в основе которого лежит личный опыт каждого.
Кратко перечислите
(текст, схема, таблица и др.) направления в системе взаимодействия педагога с
родителями? Как будете учитывать, использовать личный опыт родителей в развитии
взаимодействия?
Задание № 3. Система
взаимодействия педагога с родителями включает как обязательный элемент
мониторинг качества, эффективности.
Как отмечают исследователи Ф.И. Храмцова, Н.Н.
Захожая и др., процедура оценивания-экспертизы основывается на диагностической
и аналитической информации.
Принципы экспертизы: объективность;
адекватность; мотивированность; критичность; стимулирование; доступность.
Обсудите сущность
каждого из принципов.
Задание № 4. Для будущего учителя важным является вопрос, готов ли он троить
свои отношения с родителями учащихся па основе принципов гуманистической
психологии и педагогики (зарубежные исследователи: К. Роджерс, А. Маслоу;
отечественные: В.В. Буткевич, К.В. Гавриловен, В.Т. Кабуш,А.П. Сманцер и др.),
согласно которым личность рассматривается как уникальная целостная система.
Проанализируйте, с таких
ли позиций к вам относятся сокурсники, преподаватели и др. Какие ощущения вы
при этом испытываете?
Задание № 5. Ответьте
на вопросы:
1. Как вы понимаете
сущность педагогического взаимодействия с семьей с позиции системного подхода?
2. Что можете сказать о
системной природе методов, приемов воспитания, применяемых педагогом,
родителями?
3. Можно ли утверждать, что
системный подход является методологической ориентацией в совместной
деятельности педагогов, детей и родителей, при которой объект познания,
преобразования рассматривается как система? Аргументируйте свою точку зрения.
4. Как вы объясните
сущность утверждения "Система - это комплекс взаимодействующих
компонентов"?
5. Согласны ли вы с тем,
что педагог, взаимодействуя с детьми, с родителями, не должен играть роль
идеального человека, а лучше - собственную роль? Ответ обоснуйте.
6. Ознакомились ли вы в
период практики с вариантами программ взаимодействия "Школа - семья"
(Педагог - родители и др.), с их научно-методическим обеспечением? Выскажите
свое мнение по этим программам.
Вопрос 5. Основы стратегии
и тактики взаимодействия педагога с родителями
Э т а п 1. Выявление уровня
усвоенных знаний (на
основе домашней самостоятельной работы):
-дискуссия по двум
направления: 1) сущность стратегической позиции педагога во взаимодействии с
семьей; 2) тактическая позиция педагога: особенности, выбор и т. п.
Э т а п 2. Систематизация знаний:
Задание №1. Проанализируйте позиции
исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. В педагогике часто
употребляются такие понятия, как позиция педагога, стратегическая и тактическая
позиция, стратегия, стратегия педагогического взаимодействия и др.
2. В "Словаре русского
языка" С.И. Ожегова позиция определяется как "точка зрения, мнение в
каком-н. вопросе". Можно сказать: принципы, положенные в основу действий
человека.
3. Профессиональная позиция
- это система интеллектуальных, волевых, эмоционально-оценочных отношений к
педагогической деятельности, которая кроется, как правило, в характере
доминирующих отношений, определяет стратегию, то есть общую руководящую линию,
установки, направленные педагогом на достижение конечной цели в том или ином
виде деятельности.
4. Как отмечает Н.Е.
Щуркова, занять стратегическую позицию - значит выделить ключевые, ведущие
отношения, сделать их доминирующими в деятельности. Занять стратегическую
позицию - значит ответить на вопрос, кто есть партнер, определить его
социальную роль и, одновременно с этим, определить роль собственного
социального "Я" Можно считать, что стратегическая позиция
определяется социальной ролью, которой мы наделяем другого человека
(воспитанника, родителя и т.п.).
Тактическая позиция определяется, с одной
стороны, ведущими, генеральными отношениями, составляющими основу
стратегической позиции, а с другой
- конкретными
обстоятельствами и ходом взаимодействия. Тактическая позиция
- это позиция, которую
занимает педагог в контексте создаваемой методики деятельности. Эта позиция
определена интересами данного дела, в то время как стратегическая - всегда
интересами личностного развития человека.
Осуществляя выбор тактической позиции, педагог
использует весь диапазон ее разновидностей. Все их можно свести в четыре
основные, каждая из которых является как бы одним из измерений пространства
взаимодействия и определяет одно из направлений, по которому может
"располагаться" педагог в этом пространстве:
кинетическая позиция, характеризующая положение
человека по отношению к другому в их совместном продвижении. Ключевым моментом
является владение перспективой, видение задач и способа достижения;
уровневая позиция: соподчиненность во
взаимоотношениях, расположение участников деятельности "по
вертикали";
дистанционная позиция: физическое и духовное
расстояние между субъектами взаимодействия, избранное одним из них или обоими.
Дистанция обозначает меру автономности человека и меру сопричастности жизни;
эмпатийная позиция - эмоциональное расположение
по отношению к "субъекту взаимодействия", предполагающее разной
степени сопереживание, сочувствие миру эмоций и т.п. [14, с. 48-53].
Задание № 2. Обсудите
в малых группах:
- всегда ли увеличение
дистанции (дистанционная позиция) между педагогом и родителями влечет за собой
уменьшение, прекращение психологических связей, или это определенная мера
автономности по отношению друг к другу (оперируйте конкретными примерами);
- ученые выделяют уровни
дистанции: "далеко", "близко", "рядом". Раскройте
сущность каждой из них.
Задание № 3. Основополагающим в коммуникации является признание другого
человека как ценности, что позволяет принять, понять, услышать этого другого.
Следование данному принципу (как со стороны педагога, так и со стороны
родителей) способствует созданию сообщества в триаде "учитель - дети -
родители", объединенных на основе педагогики сотрудничества, одним из
условий которого является умение сообща действовать, жить вместе, что авторы
Т.Н. Шамова, Т.М. Давыденко представляют в схеме:
Научиться жить вместе
I
Другой человек - ценность
I
Принятие другого Понимание
другого Помощь другому
I
Коммуникативная культура
Очень важно научиться жить в ладу прежде всего с
самим собой. Поэтому важнейшая задача сегодня - помочь учащимся, студентам,
родителям в самопознании, в самосовершенствовании. Это будет способствовать
выбору вектора их деятельности, развития в дальнейшем.
Эти же авторы представляют и другую схему, уже в
отношении учащихся, что на наш взгляд, не исключает и будущего педагога,
родителей и др.
Научиться жить в ладу с собой
I
Саморазвитие ученика
I
Мотивация Рефлексия Действия Эмоции
Проанализируйте
(индивидуально) содержание представленных в схемах положений и примите решение:"вписываетесь"
ли вы в это представление, или что-то надо в своей жизнедеятельности изменить,
"доработать" и т.п. Можете, при желании, по секрету посоветоваться
или проконсультироваться с преподавателем.
(Схемы представлены из
монографии Т.И. Шамовой, Т.М. Давыденко "Управление образовательным
процессом в адаптивной школе". - М., 2001. - С. 17).
Задание № 4. Ответьте на вопросы:
1. Какие из трех существенных
признаков, характерных для педагогической позиции в целом, характерны для
педагогической позиции во взаимодействии с родителями?
2. Можно ли сказать, что
позиция педагога - это предпосылка его деятельности с детьми, с родителями,
реализуется и актуализируется только в деятельности? Обоснуйте ответ.
3. Какие ведущие положения
стратегии взаимодействия педагога с родителями вы можете назвать?
4. Тактика и методика
деятельности - это тождественные понятия, или чем-то отличаются? В чем, на ваш взгляд,
единство тактической и методической позиции педагога во взаимодействии с
родителями, а в чем особенности? Покажите на конкретных примерах.
5. Как можно описать
гуманистическую позицию педагога по отношению к семье? На конкретных примерах
раскройте основные признаки данной позиции.
6. Является ли ориентация
педагога на ценностное взаимодействие с семьей характеристикой его стратегии и
тактики работы в данном направлении?
Комментариев нет:
Отправить комментарий