среда, 19 марта 2014 г.

СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Вопросы:
1. Понятие диверсификации деятельности предприятия
2. Стратегии диверсификации деятельности предприятия
3. Определение стратегических зон хозяйствования

Диверсификация - от новолат. diversificatio – изменение, разнообразие – расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства.
Диверсификация затрагивает такие аспекты:
n    продукция;
n    пункты продажи продуктов фирмы;
n    потребители и поставщики;
n    средства финансирования;
n    технологии;
n    базы НИОКР;
n    рынок.
Направления диверсификации стратегическом контексте
 
Диверсификация
рынка состоит во
вхождении пред-
приятия на новые
рынки или новые
сегменты освоенного рынка

 
 








Причины диверсификации деятельности предприятия:
1) Стагнация (застой) рынка
         * давление со стороны конкурентов
         * устаревший характер производства
         * падение спроса
         * почти монопольная позиция
2) Превышение запаса капитала и необходимость экспансии
3) Невозможность получения дополнительной прибыли путем экспансии в традиционном бизнесе
Основные критерии принятия решения о диверсификации деятельности
n    Критерий привлекательности новой отрасли
n    Критерий затрат вхождения в отрасль
n    Критерий дополнительных преимуществ за счет синергетического эффекта на основе совпадения звеньев цепочки стоимости
Виды деятельности в цепочке стоимости

Дополнительные:
-НИОКР;
-совершенствование
технологии;
-управление персоналом;
-администрирование.

 
Основные:
-приобретение
сырья и материалов;
-технологии;
-производство;
-продажа и маркетинг;
-обслуживание.

 
 









                                                                                                   
Стратегическое соответствие – совпадение звеньев цепочки стоимости предприятия:
n    Обмен конкурентно ценным опытом, технологическими ноу-хау и возможностями
n    Объединение родственных видов деятельности для сокращения затрат
n    Совместное и взаимовыгодное использование брендов
Родственная диверсификация целесообразна когда между цепочками стоимости предприятий существует стратегическое соответствие. Обеспечивает повышение производительности за счет синергетического эффекта.
Неродственная диверсификация выбирается когда новые виды деятельности имеют хорошие перспективы прибыльности (вхождение в новый бизнес путем приобретения чужих предприятий или создания СП).
Диверсификация применяется для:
n  достижения увеличения финансовой синергии;
n  стабилизации доходов;
n  уменьшения оперативного риска;
n  увеличения кредитных возможностей;
n  обеспечения роста;
n  использования резервов;
n  приспособления к потребностям клиентов;
n  изменения профиля предприятия.
Эволюция диверсификации производства:
Эпоха массового производства (до конца 1920-х гг.)
Экономические предпосылки: концентрация производства и централизация капитала в пределах отрасли
Способы достижения целей производства: создание товара для рынка, снижение затрат
Организация производства: специализация производства
Последствия: создание товарных рынков
Эпоха массового сбыта
(до середины 1950-х гг.)
Экономические предпосылки: концентрация капитала в пределах отрасли, товарная конкуренция. Далее – перенакопление капитала в отраслях.
Способы достижения целей производства: манипулирование набором товаров, используемых в определенной области. Далее – производство технологически взаимозависимой продукции, перелив капитала в другие отрасли, манипулирование набором отраслей.
Организация производства: горизонтальная дифференциация, товарная диверсификация. Далее – вертикальная интеграция, отраслевая диверсификация, многоотраслевая диверсификация.
Последствия: выход за границы товарных рынков, создание отраслевых рынков. Далее- преодоление границ отраслевых рынков, выход на национальные рынки.
Постиндустриальное общество
Экономические предпосылки: перенакопление капитала в отдельных странах, конкуренция фирм, деятельность которых оптимизирована в мировых масштабах.
Способы достижения целей производства: экспорт капитала в другие страны, регулирование мирохозяйственных связей, оптимизация прибыльности в пределах деятельности, стратегия глобальной оптимизации деятельности.
Организация производства: географическая диверсификация, международная интеграция, интернационализация производства, глобальная диверсификация.
Последствия: преодоление границ национальных рынков, выход на региональные рынки, эффект мультипликации на мировом рынке, преодоление границ региональных рынков.
Эпоха информационных и компьютерных технологий 
(с конца 1990-х гг.)
Экономические предпосылки: мировая конкуренция
Способы достижения целей производства: глобальная оптимизация мирохозяйственных связей
Организация производства: мировая экономика
Последствия: выход на мировой рынок
Причини диверсификации производства:
1.     Невозможность достичь поставленных целей в рамках имеющегося бизнес-портфеля
2.     Наличие прибыли, не позволяющей выполнять план по расширению текущей деятельности
3.     Предпосылки получения большей прибыли от диверсификации, чем от простого расширения производства
4.     Следование общей тенденции в условиях недостаточной информативности
Возможные стратегические действия специализированного предприятия:
При высоком темпе роста рынка
Слабая конкурентная позиция:
- пересмотрение стратегии концентрации в одной сфере;
- покупка другого предприятия в этой же отрасли;
- вертикальная интеграция;
- диверсификация;
- слияние или продажа более сильному предприятию;
Сильная конкурентная позиция:
- продолжение стратегии концентрации в одной сфере;
- международная экспансия;
- вертикальная интеграция;
- диверсификация в родственные отрасли.
При низком темпе роста рынка
Слабая конкурентная позиция:
- пересмотрение стратегии концентрации в одной сфере;
- слияние с конкурентами;
- вертикальная интеграция;
- диверсификация;
- стратегия «снятия сливок» и уход с рынка;
- ликвидация.
Сильная конкурентная позиция:
- международная экспансия;
- диверсификация в родственные отрасли;
- диверсификация в новые отрасли;
- СП в новых отраслях;
- вертикальная интеграция;
- продолжение стратегии концентрации (рост за счет завоевания доли рынка.
Виды диверсификации

Непрямая
общие факторы,
ограниченные
финансами и управлением коммерческими предприятиями

 
Прямая
дополнительные
общие факторы
(технологические
«ноу-хау», маркетинговые или
экспертные услуги)

 
 










                                                                                                      
Скругленный прямоугольник: ЗаменаПроцессы диверсификации:
Скругленный прямоугольник: Дополнение
Скругленный прямоугольник: Страхование
 







                                
Предпосылки диверсификации:
1.     Неравномерное развитие отраслей экономики
2.     Закон падения нормы прибыли в традиционном производстве
3.     Развитие научно-технического прогресса
 




Мотивы диверсификации:
1.                 Технико-технологические
2.                 Экономические
3.                 Финансовые
4.                 Социальные
5.                 Стратегические
 



                                                                     
Цели диверсификации:
1.                 Экономическая стабильность и финансовая устойчивость
2.                 Прибыль
3.                 Конкурентоспособность
Факторы, характеризующие стратегическую выгоду диверсификации:
q Потенциал синергизма
q Улучшение информационного обеспечения бизнеса, интеграция маркетинговых исследований
q Устойчивость деловых связей, стабильность и гарантированность поставок
q Технологический выигрыш за счет обмена технологиями, совместного проведения НИОКР
q Возможности большей дифференциации продукции 
Проблемы диверсификации:
!                     Реальной связи между разными видами бизнеса и потенциалом синергизма может не быть
!                     Потенциальный синергизм существует, но с его реализацией возникают серьезные проблемы
!                     Овал: ПоглощениеОвал: Экспансия

Антимонопольное законодательство создает дополнительные трудности и риски
 

















                                                                    
Решение о диверсификации принимается на основе проведения:
n    Теста на привлекательность
n    Теста на стоимость входа в отрасль
n    Теста на улучшение
Сценарии диверсифицированного развития предприятия:
v Концентрическая диверсификация – создание новых производств, совпадающих с профилем организации
v Горизонтальная диверсификация – освоение выпуска новых, непрофильных продуктов для традиционных потребителей
v Конгломеративная диверсификация - освоение выпуска новых продуктов, не совпадающих с традиционным профилем бизнеса организации
v Вертикальная диверсификация - освоение новых видов деятельности, связанных с обеспечением основного бизнеса
Факторы, обусловливающие выбор стратегии диверсифицированного развития:
n  Насыщение рынков данным продуктом и снижение спроса на него;
n  Владение фирмой свободными денежными средствами;
n  Возможный синергетический эффект;
n  Сдерживание дальнейшего развития определенного бизнеса фирмы антимонопольным законодательством;
n  Сокращение налоговых платежей для бизнеса;
n  Возникновение упрощения выхода на мировой рынок;
n  Эффективное использование кадрового потенциала.
Стратегии, используемые диверсифицированными предприятиями:
v Стратегия расширения сферы деятельности предприятия
v Стратегия сужения диверсификации
v Стратегия корпоративной реструктуризации
v Стратегия выведения предприятия из кризиса
v Стратегия мультинациональной диверсификации
Стратегическая зона хозяйствования (СЗХ) SBU (strategic business unit) – это отдельный сегмент внешнего окружения предприятия, обладающий своими отличительными характеристиками, на который оно имеет или хочет получить выход.
Характеристики СЗХ:
n  Емкость СЗХ
n  Динамические характеристики спроса
n  Конкурентная позиция предприятия в сегменте
n  Ожидаемый объем продаж в текущем и будущем периоде
n  Особенности распределения и продажи
n  Фактические и прогнозируемые величины показателей (прибыль, рентабельность и т.д.)
Порядок определения СЗХ:
Параметры
Перспективы
Определяющие факторы
Потребность
Технология
Тип клиента
Географический район

Рост
Рентабельность
Нестабильность
Факторы успеха
Размер рынка, фаза развития спроса, покупательная способность, торговые барьеры
Привычки покупателей, состав конкурентов, интенсивность конкуренции, каналы сбыта, госрегулирование
Экономические, политические, социальные

Принципы оценки СЗХ (1):
Ø    Необходим глобальный прогноз экономических, социальных, политических, технологических условий для СЗХ
Ø    Необходим анализ степени влияния самых важных тенденций и случайных событий на соответствующую СЗХ, оценка нестабильности в этой зоне
Ø    Необходима экстраполяция прошлых тенденций роста и рентабельности в рассмотренных зонах  
Принципы оценки СЗХ (2):
Ø Необходимы анализ факторов, определяющих спрос и оценка возможных изменений в сформированных тенденциях спроса
Ø Оценка общих сдвигов в тенденциях роста в близкой и далекой перспективах проводится при помощи балов интенсивности
Ø Необходима корректировка экстраполяции при помощи оценки общих сдвигов  
Принципы оценки СЗХ (3):
Ø    При помощи анализа степени конкурентного давления и экстраполяции данных о рентабельности дается оценка возможных изменений в тенденциях рентабельности
Ø    Сочетание перспектив роста, рентабельности и возможного уровня нестабильности дает возможность получить общую оценку привлекательности  СЗХ в будущем
Стратегические задания при выборе СЗХ:
         Определение набора СЗХ, где действует предприятие или будет действовать
         Определение способа взаимодействия между СЗХ, включенных в перспективный набор
         Определение методов защиты набора от разрушительного влияния непредвиденных событий
         Определение направлений деятельности по подготовке к использованию перспективных технологических нововведений
Стратегическая зона ресурсов (СЗР) – это совокупность сырьевых, энергетических, материальных, финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсов, позволяющих сформировать и реализовать товарно-рыночную стратегию. 

Порядок выделения СЗР:
s  Устанавливается перечень стратегических ресурсов (дефицитных)
s  Для каждого из выбранных ресурсов строится своя СЗР
s  Для каждой СЗР определяется необходимый размер, качество и стоимость единицы ресурса
s  Устанавливается рынок приобретения данного ресурса
s  По каждому поставщику устанавливается его имидж
s  Для каждой СЗР устанавливаются перспективы изменений 
s   






Комментариев нет:

Отправить комментарий