вторник, 25 марта 2014 г.

СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

СУЩНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ (2 часа)
Цели занятия: усвоение, актуализация и систематизация знаний о сущности назначении совместной деятельности "педагог - дети - родители"; овладение технологией организации коллективной воспитывающей деятельности, привлечения родителей к совместной с детьми деятельности; обучение родителей умению действовать с детьми сообща.
Ключевые знания:
 теоретико-методологические подходы к характеристике сущности категорий "деятельность", "структура деятельности";
• назначение и сущность совместной деятельности, ее особенности;
• условия эффективности совместной деятельности детей и социально ответственных взрослых (педагог, родители и др.);
• средства, методы и приемы привлечения детей, членов семьи к совместной деятельности;
• формы организации совместной деятельности детей и родителей.
Умения, способы деятельности:
ставить конкретные цели и задачи совместной деятельности детей и социально ответственных взрослых;
• формировать у родителей положительную установку на совместную детьми деятельность, приобщать к ней;
• осуществлять коллективное планирование совместной деятельности, поиск способов, форм ее эффективной организации, подведения итогов;
• в процессе коллективной деятельности строить сотруднические отношения между педагогом, воспитанниками и родителями; создавать сообщество единомышленников;
• на основе совместной с детьми деятельности формировать у родителей положительное отношение к ребенку, способствовать позитивности их взаимоотношений, единению членов семьи и т.п.;
• показать родителям, как можно организовывать жизнедеятельность детей без насилия.
Форма изучения: практическое занятие, самостоятельная работа студента.
Блок 1. Информационно-оценочный
Основные вопросы:
1. Деятельность как форма взаимодействия.
2. Совместная деятельность в триаде "педагог - родители - дети": сущность, условия эффективности.
3. Технология и формы организации совместной деятельности детей и социально ответственных взрослых.
Вопрос 1. Деятельность как форма взаимодействия
Э т а п 1. Выявление уровня усвоенных знаний (на основе домашней самостоятельной работы):
- краткое сообщение по вопросу 1.
Э та п 2. Систематизация знаний:
Задание №1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. В "Словаре по педагогике" (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров) да­ется такая характеристика категории "деятельность": это форма психической ак­тивности субъекта, направленная на познание и преобразование мира и самого человека. Осуществляется деятельность по схеме: субъект - объект, где субъект -человек как активное начало, а объект - то, на что направлена активность. Дея­тельность состоит из более мелких единиц - действий. Каждому действию соот­ветствует своя частная цель или задача. Структурные составляющие деятельно­сти - цель, мотив, способы, условия, результат.
2. Поскольку деятельность предметна, сознательна, целенаправленна, то это позволяет отличать ее от разнообразных актов поведения, - отмечают психоло­ги. В реальности деятельность всегда выступает в определенных формах (трудо­вая, познавательная, природоохранная и др.).
3. Как отмечают ученые (А.С. Грангишвили, Д.Н. Узнадзе), ни одна деятель­ность не начинается с "пустого листа". Она возникает на основе готовности, то есть установки (определенная форма реагирования) - это существенная обще­психологическая особенность деятельности.
4. Исследователи М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович в книге "Психологичес­кие проблемы готовности к деятельности" отмечают, что, будучи целостными образованиями, общая и ситуативная психологическая готовность включает та­кие компоненты, как: а) мотивационные (потребность успешно выполнить по­ставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и пока­зать себя с лучшей стороны); б) познавательные (понимание обязанностей, зада­чи, оценку ее значимости, знание средств достижения цели, представление веро­ятных изменений обстановки; в) эмоциональные (чувство ответственности, уве­ренность в успехе, воодушевление); г) волевые (управление собой и мобилиза­ция сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, пре­одоление сомнений, боязни).
5. "Любая человеческая деятельность невозможна вне общения" (В.Н. Пан­феров). Анализируя данное утверждение, А.А. Леонтьев в учебном пособии "Психология общения" обращает внимание на то, что взаимодействие (интерак­ция) опосредовано общением. Благодаря общению люди могут вступать во взаи­модействие. Иначе говоря, взаимодействие, интеракция - это коллективная дея­тельность, которая рассматривается ученым не со стороны содержания или про­дукта, а в плане социальной ее организации.
6. В психологии обоснован принцип единства сознания и деятельности (Л,С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.). Одним из первых выдвинул это положение и осуществил его теоретическую разработку С.Л. Рубинштейн. В работе "Проблемы общей психологии" он указывает: сознание и деятельность так взаимосвязаны, что открывается подлинная возможность как бы просвечи­вать сознание человека через анализ его деятельности, в которой сознание фор­мируется и раскрывается.
Позже содержание принципа единства сознания и деятельности было опреде­лено ученым как взаимосвязь и взаимообусловленность психики и деятельности.
7. В определении структуры деятельности человека выделяются два подхо­да. Для первого характерен поиск основной единицы психического. Такую еди­ницу ввел С.Л. Рубинштейн: это действие, в котором, как "клеточке" или "ячейке", вскрываются зачатки всех элементов или сторон психики. Дальней­шими исследованиями (Л.И. Анциферова) эта идея С.Л. Рубинштейна обогаще­на, конкретизирована: реальными единицами являются не действия сами по се­бе, а различные целостные деятельности.
Специальному рассмотрению структура деятельности была подвергнута в работах А.Н. Леонтьева, а дальнейшая разработка в исследованиях Б.Г. Ананье­ва, Л.И. Анцыферовой, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца и др.
А.Н. Леонтьев в классической работе "Деятельность. Сознание. Личность" отмечал, что деятельность - это "система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие". Автор выделяет "отдельные (особен­ные) деятельности - по критерию побуждающих их мотивов", "действия - про­цессы, подчиняющиеся сознательным целям", "операции, которые непосредст­венно зависят от условий достижения конкретной цели".
Второй подход к структуре деятельности основывается на анализе типов деятельности по характеру взаимодействия субъекта и объекта, представлен в исследованиях Л.С. Выготского, которым выявлены некоторые общие законо­мерности, касающиеся развития психики человека. Одна из таких закономерно­стей состоит в том, что новая специфическая для человека структура психиче­ских процессов первоначально складывается в его внешней деятельности и лишь впоследствии может "перейти внутрь", стать структурой его внутренних процес­сов. Разработка названных положений привела к идее о развитии человека на основе ведущего вида деятельности.
8. В психологической теории деятельности, как один из ее видов, называют общение: имеет ту же структуру, возникает на основе потребности и отвечаю­щим ей мотивам и др.
В работе "Психология общения" А.А. Леонтьев поднимает проблему обще­ния и деятельности в двух планах: а) является ли общение качественно особым видом социальной деятельности наряду с производственной, духовной и т.п.; б) может ли общение выступать в роли самостоятельной молярной единицы дея­тельности. И определяет общение, "как систему целенаправленных и мотивиро­ванных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в коллективной дея­тельности, реализующих общественные и личностные, психологические отно­шения и использующих специфические средства, прежде всего язык".
Задание № 2. Разместите названные ниже понятия таким образом (приемле­ма любая форма: лесенка, квадрат и т.п.), чтобы видна была их взаимосвязь, взаимообусловленность.
Понятия: деятельность, сознание, общение, взаимодействие (интеракция).
Задание № 3. Напишите главную особенность ведущего вида деятельности.
Задание № 4. Составьте цепочку слов (понятий) по трем позициям с целью их характерологических особенностей:
- временное состояние готовности к деятельности – это…;
- ситуативная готовность - это ...;
- общая готовность - это ....
Задание № 5.Ответьте на вопросы:
1. Как взаимосвязаны между собой понятия "деятельность" и "общение"?
2. Как вы понимаете выражение "взаимодействие опосредовано общением"?
3. Согласны ли вы с утверждением, что общение является деятельностью? Обоснуйте ответ.
4. Какие компоненты входят в структуру деятельности? Почему так важно их четко представлять педагогу?
5. В чем суть общей и ситуативной готовности личности к деятельности?
6. Какие компоненты включают ученые в структуру психологической готов­ности человека к деятельности?
7. Можно ли сказать, что деятельность и общение - это формы взаимодейст­вия людей? Почему?

Вопрос 2. Совместная деятельность в триаде "педагог-дети-родители": сущность, условия эффективности
Этап1. Выявление уровня усвоенных знаний (на основе домашней са­мостоятельной работы):
- выборочная проверка письменной работы (текст, таблица, схема и т.п.) по вопросу.
Этап 2. Систематизация знаний:
Задание № 1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. Одной из задач социально ответственных взрослых (педагог, родители и др.) является создание воспитывающей среды, способствующей развитию детей. Такой средой может стать совместная деятельность воспитанников и взрослых. Именно совместная деятельность, цель которой - доставить радость себе и другим людям, является основой сотрудничества как высшей формы взаимодействия. Без сотрудничества не создать содружества, для которого характерны общие цели, за­дачи, заботы и др., а также стремление к достижению намеченных перспектив, го­товность к взаимопомощи, оказанию поддержки друг другу и т.п. Достичь этого, несомненно, невозможно без заинтересованности всех субъектов воспитательного процесса, без единства и целостности системы школьно-семейного воспитания.
2. Поскольку совместная деятельность основана на принципах и правилах коллективной деятельности, то очень важно, чтобы каждый ее участник был в роли субъекта, то есть равноправным, активным как организатором, так и ис­полнителем в том или ином виде деятельности.
3. Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде дея­тельности являются:
осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и дру­гих, личного вклада в общий результат, настроенность на предстоящую работу;
включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной деятельности;
овладение способами проектирования собственной деятельности;
предоставление возможности принимать самостоятельные решения;
ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспече­ние им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе;
привлечение родителей и детей к анализу собственной и коллективной дея­тельности, организация рефлексии [6, с. 356].
4. Чтобы родители детей были субъектами системы школьно-семейного вос­питания, совместной деятельности как одного из способов сотрудничества, очень важно, как отмечает Л.И. Маленкова, решать множество задач:
установить отношения сотрудничества, передавать опыт творческой дея­тельности;
от старших к младшим передавать умения и навыки в разнообразных видах деятельности;
нормализовывать семейные отношения детей и родителей (на виду у других) за счет позитивного сотрудничества;
формировать позитивное отношение к материальным и духовным ценностям;
родителям лучше узнавать своих детей, а учителю - родителей;
повышать профессионализм родителей;
достигать большего охвата учащихся различными формами воспитательной работы, влиянием различных личностей [4, с. 141-142].
5. Н.Е. Щуркова обращает особое внимание во взаимодействии педагога с родителями, в привлечении их к совместной деятельности на этику общения, фундаментальным основанием которого является уважение. Автор отмечает, что уважение к родителям безусловно и нетленно. Оно не исключается никакими обстоятельствами, не уничтожается даже при условиях низкой культуры родите­лей. Оно фундаментально - следовательно, его разрушение грозит всему соору­жению взаимодействия.
Уважение к педагогу - другая сторона фундаментального основания. Но эта другая сторона зависит больше от тактики поведения педагога, чем от воспитан­ности и культуры родителей. Классный руководитель создает взаимное уважение ро­дителей и педагога [8, с. 192-193].
6. Многие ученые, которые занимаются проблемами изучения воспитатель­ных систем, семьи и семейных отношений, рекомендуют организовывать воспи­тательный процесс сообща, т.е. вместе с учащимися и их родителями, учитывать при этом интересы всех сторон, что позволяет приходить к согласию, к сотрудни­честву. Объединение усилий школы и семьи помогает успешности в их взаимо­действии во благо ребенка, семьи, педагога.
7. Успешность совместной деятельности педагога, детей и родителей зави­сит от ряда условий. Ученые (Л.В. Байбородова, В.С. Богословская, М.И. Рож­ков, Л.И. Маленкова и др.) выделяют основные из них:
участники совместной деятельности должны быть настроены на нее пози­тивно, готовы работать сообща, четко представлять цель и задачи, ожидаемый результат, видеть значимость и личностный смысл;
совместно осуществлять планирование, организацию и подведение итогов деятельности; при этом очень важно распределение, с учетом согласия каждого, функций, обязанностей в коллективной деятельности;
со стороны педагога, администрации школы не должно ничего навязываться детям, родителям; эффективнее стиль, способствующий приобщению семьи к деятельности за счет значимых, интересных форм работы, привлечение внима­ния к личности ребенка, к личности родителя и т.п.;
особенно продуктивной является совместная деятельность, если она носит творческий характер; в этом случае каждый из участников имеет возможность проявить себя, развивается потенциал каждого, то есть создаются условия для самореализации личности, ее развития, что важно для детей; творческая совме­стная деятельность привлекает как детей, так и родителей;
привлекая родителей и детей к совместной деятельности, важно соблюдать принцип необходимости и достаточности, то есть не переборщить, так как по­следнее может привести к отторжению от нее, к "выгоранию" интереса, как у де­тей, так и социально ответственных взрослых.
Задание № 2. Ведущими идеями развития взаимодействия педагога и семьи уче­ные называют: 1) признание и обеспечение субъектной позиции всех участников пе­дагогического процесса, 2) организацию совместного творчества учителей, учащихся и их родителей. Эти идеи реализуются на основе принципов: гуманистической ори­ентации во взаимодействии с семьей; интеграции и дифференциации целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и раз­витие детей; управления взаимодействием школы и семьи.
Разделитесь на подгруппы и один из принципов (по выбору) наполните со­держанием (что предполагает, включает, означает и т.п.). Образец:


Принципы
1. Гуманистической   ориентации …

2.  Интеграции и диффе­ренциации целей ...

3. Управления ....

- выявление интересов, по­требностей         участников взаимодействия   при   орга­низации   совместной   дея­тельности;
- …



Задание 3. Обсудите (в парах, в малых группах), чему могут поучиться в совместной деятельности родители, дети, педагог. Напишите свои суждения:
Родители

Дети

Педагог

- вселять в детей надежду; - верить детям;
- помогать принимать решения

- изменять свою позицию в отношении детей, родителей;
- строить отношения на ува­жении;

Задание № 4. Ответьте на вопросы:
1. Какие вы знаете условия эффективности совместной деятельности "педа­гог - дети - родители"? 
2. В чем вы видите субъектную позицию родителей в совместной деятельно­сти, в педагогическом процессе?
3. Чем можно мотивировать необходимость вовлечения родителей в совме­стную с детьми деятельность?
4. Какое влияние оказывает совместная деятельность детей и социально ответ­ственных взрослых на развитие потенциала воспитывающей среды?
5. Какую роль в совместной коллективной деятельности играет готовность к ней ее участников?
6. Можно ли назвать приобщение родителей к совместной деятельности с детьми одной из функций работы школы? Ответ обоснуйте.

Вопрос 3. Технология и формы организации совместной деятельности детей и социально ответственных взрослых
Этап 1. Выявление уровня усвоенных знаний (на основе домашней са­мостоятельной работы):
- выступления студентов по вопросу 3.
Этап 2. Систематизация знаний:
Задание №. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. Прежде чем привлекать родителей к совместной деятельности с детьми, с педагогом, надо хорошо знать их интересы, потребности, желания, проблемы, личностные свойства и т.п. Это поможет педагогу выбрать стратегию и тактику совместной деятельности с отдельными из родителей, ибо данный вид деятель­ности предполагает, с одной стороны, совместность, коллективность, а с другой - дифференциацию, которая лежит в основе группирования родителей.
2. В .С. Богословская выделяет два варианта группирования родителей: Первый. В зависимости от воспитательных возможностей родителей:
1) способные помощники учителя;
2) потенциальные помощники учителя, но им не хватает знаний, умений, терпения;
3) пассивно относящиеся к воспитанию, а порой и самоустраняющиеся. Второй. В зависимости от наличия (или отсутствия) проблем в обучении и воспитании детей:
1) не имеют особых проблем и трудностей в обучении и воспитании;
2) имеют определенные проблемы в обучении и воспитании;
3) группируются на основе высокой или низкой успеваемости своих детей [1,с. И].
3. Налаживание совместной деятельности детей и родителей во многом опре­деляется свойствами родительской позиции. Для благоприятной позиции харак­терны: адекватность, динамичность, оптимизм, прогностичность и др. В связи с этим структура родительского общения рассматривается Н.Ю. Синягиной как
«совокупность трех компонентов: представлений родителя о ребенке; отношения родителей к ребенку; характера взаимоотношений родителя с ребенком" [7].
Родительское отношение рассматривается многими авторами как динамич­ное образование, которое может позитивно развиваться под воздействием раз­личных факторов; один из них - привлечение родителей к совместной с детьми деятельности.
4. Большинство исследователей (Л.В. Байбородова, М.И. Рожков, Н.И. Де-реклеева и др.) отмечают, что одна из главных задач школы - создавать условия для объединения детей и родителей на основе сотрудничества, взаимопонима­ния, соглашения в совместной деятельности.
Для формирования отношений сотрудничества важно, чтобы классный кол­лектив выступал как единое целое, где детям, родителям, педагогам вместе ин­тересно, и все участники педагогического процесса включены в полезную, зна­чимую деятельность. В связи с этим нецелесообразно делить воспитательную работу с учащимися на два самостоятельных направления: деятельность педаго­га с детьми, деятельность родителей. Это нарушает принцип единства в системе школьно-семейного воспитания, которому большое внимание в свое время уде­лял В.А. Сухомлинский. Именно В.А. Сухомлинский первым ввел термин "школьно-семейное воспитание", подчеркнув этим его неделимость.
5. Педагогу недостаточно знать только условия успешности совместной дея­тельности, важно найти соответствующие приемы, методы их реализации, то есть технологию, которая включает разнообразные техники. Авторы (Г.А. Бут-рим, И.А. Мельничук, Г.И. Малейчук и др.) пособия "Работа с родителями" (Минск, 2003) рекомендуют различные средства, приемы, исходя из того или иного условия:
- Четко организовывать начало учебного года как для детей, так и для роди­телей. В связи с этим, начинать разговор с родителями важно с того, как создать, совершенствовать содружество детей, родителей, педагогов; договориться с ро­дителями о приемлемых для них формах участия в совместной деятельности; "заключить" соглашение об определенном объеме работы каждой семьи на ме­сяц (четверть) и т.п.; сразу же постараться включить родителей в совместную с Детьми деятельность, которая принесет им радость, пользу.
- Разнообразить содержание и формы совместной деятельности.
Деятельность надо сделать интересной, значимой для детей, родителей. Но Для этого важно, чтобы эта деятельность отличалась новизной, значимостью; бы­ла построена на личном опыте участников деятельности; постоянно усложнялась; соответствовала внутренним запросам детей и родителей. Добиться этого воз­можно с помощью различных приемов, средств (выдвижение перспективы, фор­мирование готовности к деятельности; коллективное планирование и др.).
- Стремиться к единству учебной и внеклассной деятельности.
Внеклассную работу целесообразно планировать в тесной взаимосвязи с учебной. Деятельность во внеучебное время должна носить не только развлека­тельный, но и познавательный, воспитывающий характер.
- Создавать и развивать традиции.
Для продуктивности совместной деятельности детей, родителей и педагога важны не только степень ее организации, но и положительные традиции (выполне­ние коллективных поручений; перед составлением плана воспитательной работы заполнение детьми, родителями анкеты "Хочу, мечтаю, предлагаю"; традиционный "задушевный" разговор после проведения любого совместного дела и т.п.).
- Стимулировать участие родителей в совместной деятельности с детьми (выставки, видеоматериалы и др.; руководство кружками с последующим пред­ставлением результатов; телефонный разговор и др.).
- Дифференцировать участие родителей в совместной деятельности с детьми.
Родителям, которые сами редко проявляют инициативу по участию в делах класса или совсем не хотят участвовать, следует тактично предлагать первоначаль­но несложную работу с учетом их возможностей, а затем усложнять по мере того. как они ощутят полезность этой работы, прежде всего для их ребенка, давать воз­можность права выбора вида деятельности и др.
- Оборудовать в классе для родителей специальное место. Они не должны стоять под дверью. Двери класса для них всегда должны быть открыты.
- Привлекать к рефлексивной деятельности, которая помогает учителю, ро­дителям, детям анализировать свои действия, корректировать их. Хорошо, если выработан какой-то традиционный алгоритм рефлексии (к примеру, "Что понра­вилось?", "Что хотелось бы сделать по-другому?" И т.п.
Задание № 2. Напишите формы совместной деятельности детей и родителей по направлениям:
Познавательная деятельность...
Трудовая деятельность...
Художественно-эстетическая...
Природоохранная...
Физкультурно-оздоровительная...

Задание№3. Дополните таблицу:
Традиционные поручения детей - 4-ый класс

Участие родителей

1 . Цветоводы


2. Хозяева класса


3. Затейники


4. Библиотекари


5. Журналисты




Задание № 4. Ответьте на вопросы:
1. В чем заключается сущность коллективной совместной деятельности пе­дагога, родителей, детей?
2. Какими средствами, приемами можно обеспечить субъектную позицию каждого из участников совместной деятельности?
3. Каковы особенности сотруднических отношений младших и старших в совместной деятельности?
4. Какую роль играет совместная деятельность в создании воспитывающей среды как для детей, так и для социально ответственных взрослых?
5. Какими "средообразовательными действиями" (В.А.Караковский) важно овладеть педагогу, родителям с целью создания жизненного пространства, кото­рое являлось бы основой накопления социального опыта ребенка.
6. Какими способами родители могут оказать детям поддержку, участвуя в совместной с ними деятельности? В чем смысл такой поддержки?
7. Какие приемы планирования совместной деятельности детей и взрослых вы знаете?
8. Что включите в понятие "постоянная организаторская работа"? Какие знаете ее приемы, средства?
9. Каков алгоритм действий участников совместной деятельности вы пред­ложите для подведения ее итогов?
Блок 2. Деятельностно-творческий
Э т а п 1. Совершенствование технологии организации совместной с детьми и родителями деятельности:
Задание № 1. Одной из эффективных форм совместной деятельности детей и родителей является КТД (коллективное творческое дело).
Напишите "лесенкой " шесть этапов КТД (по И.П. Иванову); по каждому из эта­пов - приемы, средства привлечения детей и родителей к совместной деятельности.
Задание № 2. Обсудите (в парах, в группах), как бы вы хотели провести со­вместные воспитательные занятия с детьми типа: КТД "Аукцион знатоков", ак­ция "Милосердие", занятие "Домашние любимцы - животные" и др.
В каждой группе проанализируйте одно из занятий с таких позиций:
какие средства, приемы, методы используете для привлечения родителей к совместной деятельности с детьми;
какую часть работы в деле попросите (поручите) выполнить родителей;
как проведете анализ достижений детей и социально ответственных взрос­лых (педагог, родители и др.) в совместной деятельности.
Задание № 3. Обсудите ситуацию: "Несколько семей отказываются (не же­лают) принимать участие в жизнедеятельности класса".
Ваши действия?
Задание № 4. В малых группах (4-5 человек) разработайте вариант ролевой игры "КТД - Лесная бижутерия".
На основе обсуждения выберите один из вариантов для проведения игры.
Примечание: обязательно организуется анализ игры - с помощью каких средств, приемов организации совместной деятельности осуществлялась под­держка детей, родителей с таких позиций, как "помочь обрести уверенность", "подкрепить то положительное, что есть в личности", "удержать от того, что мешает развитию, является тяжестью, грузом" (В.А. Караковский, Л.И. Новико­ва, Н.Л. Селиванова и др.).
Задание № 5. Составьте приглашение родителям принять участие совместно с детьми в игре "Экомарафон".
Постарайтесь кратко рассказать родителям об этапах игры, обратив внимание на те моменты, где они могут поучаствовать (выполняет каждый студент).
Задание № 6. Используя разнообразные средства, приемы, представьте вари­ант разговора с родителями о внеклассной деятельности детей на предстоящий месяц, об участии родителей в этой деятельности.
Примечание: в основе разговора (можно назвать "Задушевный разговор") должна быть идея о полезности для детей участия родителей в совместной дея­тельности, а также для них самих (больше узнают друг друга; создается возмож­ность для самоутверждения одной и другой сторон и т.п.).
Заданием 7. Заполните таблицу:
Формы КОД (коллективной организаторской деятельности) с участием детей, родителей

№ п/п
Формы

Методические средства, приемы орга­низации

1.
Разведка полезных дел

Каждый участник вносит свои предложения. Каждая семья вносит пред­ложения. Родители и дети из разных семей создают группу и вносят пред­ложения и т.п.

2.
……………………………………..
……………………………………………..


Задание 8. Составьте перечень форм совместной деятельности детей и родителей, которые, на ваш взгляд, в большей степени будут импонировать ро­дителям-отцам. Обоснуйте свой выбор.
Задание № 9. Посовещайтесь (в парах, группами) и предложите средства, фор­мы подведения итогов работы кружков как вида совместной деятельности детей и родителей, чтобы простимулировать эту деятельность на будущее, представить возможность для самоутверждения детей, родителей.
Примечание: не упустите из вида, что руководить кружками родители могу  как в школе, так и в домашних условиях.
Этап 2. Овладение технологией обучения родителей организации со­вместной с детьми деятельности:
Задание 1. Обсудите в группе конспект урока-тренинга с родителями ''А как насчет дисциплины?" (по Ю.Б. Гиппенрейтер).
Задание № 2. Организация ролевой игры "Дисциплина и послушание" (про­водят два студента, выполняющие роли учителя, психолога).
Примечание: при подготовке игры важно обратить внимание на правила, кото­рые ученые (Т. Гордон, Ю.Б. Гиппенрейтер) рекомендуют усвоить родителям:
ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждо­го ребенка;
ограничений, требований, запретов не должно быть много, и они должны быть гибкими;
родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важ­нейшими потребностями ребенка;
ограничения, требования, запреты должны быть согласованы взрослыми между собой;
тон, в котором сообщаются требование или запреты, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным;
наказывать ребенка лучше лишая его хорошего, чем делая ему плохое.
Задание 3. Включитесь в разработку акции "Милосердие".
Цель: совместно с детьми и родителями разработать проект акции "Милосердие".
Инструкция: прежде всего, важно разработать алгоритм включения родителей и детей в коллективное планирование; педагогу подумать над собственными вариан­тами проекта (это важно, если не поступят интересные предложения); выяснить, ка­кое участие каждый из участников (родитель, ребенок, семья и др.) примет в акции.
Задание 4. В малых группах, индивидуально (по выбору) составьте кон­спект мини-лекции или групповой беседы с родителями на тему "Совместные семейные дела детей и родителей" (выполняется во внеучебное время).
Примечание: при составлении конспекта важно не упустить: традиционность дел, интересы в деле старших и младших, правила общения в совместной дея­тельности; помощь и поддержку людей, друг друга в общем деле; подведение результатов; умение радоваться за успехи в совместном деле и т.п.
Этап 3. Формирование опыта учебно-исследовательской деятельности:
Задание № 1. Оцените уровень организации совместной деятельности детей, родителей и педагога школы, где проходили практику. За основу возьмите сле­дующие оценки:
5 - высокий;
4 - достаточный;
3- средний;
2 - ниже среднего;
1 - низкий.
Тест "Оценка организации совместной деятельности
"педагог-дети-родители"
1. Совместная деятельность детей и родителей во внеучебное время плани­руется. ____
2. В начале года разрабатывается программа взаимодействия с родителями, где один из разделов - совместная деятельность детей и родителей. ______
3. Перед составлением программы совместной деятельности педагог (на ос­нове анкеты, интервью, беседы и т.п.) выясняет интересы, пожелания родителей.
4. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми осуществ­ляется педагогом на основе принципа дифференциации. ____
5. Семьям, которые неохотно участвуют в жизнедеятельности класса, даются индивидуальные поручения. ____
6. Применяются разнообразные формы (кружки; клубы; КТД; праздники; турниры и т.п.) организации совместной воспитывающей деятельности детей, родителей, педагога. ___
7. Итоги совместной деятельности детей и социально ответственных взрос­лых подводятся в различных формах ("картотека добрых дел", беседа «задушевный разговор», выставка работ и т.п.). ____
8. На родительском собрании в конце месяца педагог обязательно обращает внимание родителей на результаты их совместных дел с детьми, знакомит с ва­риантами подобных дел на предстоящий месяц. ____
9. Планируемое участие родителей (индивидуально, парами, группами и т.п.) в совместной с детьми деятельности на месяц фиксируется в одной из рубрик "Примите участие" (в уголке "Для вас, родители!"). ___
Инструкция: после каждого нижеследующего утверждения поставьте одну из цифр (5, 4 и т.п.), которая соответствует тому или другому уровню организа­ции совместной деятельности детей и родителей. Все цифры сложите и полу­ченную сумму разделите на количество утверждений (в нашем варианте 9).
Задание № 2. В малых группах (4-5 человек) составьте небольшую анкету по вопросу выяснения желаний, потребностей, возможностей родителей участвовать в совместной с детьми деятельности. Представьте анкету на обсуждение группы.
Задание 3. Примите участие в деловой игре, которая может быть положена в основу диагностического эксперимента (в виде педагогических ситуаций) с це­лью выяснения пожеланий родителей (или детей) о проводимых в классе КТД, праздниках, играх, мероприятиях с участием родителей.
Инструкция: роли в игре (участвуют все студенты группы): педагог, родите­ли. Педагог просит поучаствовать в игре "Калейдоскоп добрых дел". На боль­шом листе изображен "калейдоскоп" - круг, а внутри его хаотично - круги меньшего размера. Каждый из родителей в малые круги вписывает дела, кото­рые считает полезными, интересными для проведения в классе.
Педагог знакомит всех родителей с предложениями. При необходимости ор­ганизуется обсуждение, но организация его основывается на максимальном уровне тактичности, уважительности и благодарности родителям за идею.
Задание№ 4. Заполните таблицу:
"Наши совместные с родителями дела "

№п/п
Хочу

Мечтаю

Предлагаю
1.
Праздник «Осенняя ярмарка»


2.

Конкурс знатоков

3.


Совместный концерт
4.
…………………
…………………….
………………..

Инструкция: если будете предлагать таблицу детям (начиная с 3 класса), то предупредите их, чтобы не смешивали дела школьные и семейные. Тщательно изу­чите предложения детей и подумайте, каким образом познакомите с ними их роди­телей. Для отдельных родителей смелые заявки детей могут и не понравиться. В данном случае очень важна правильная тактика со стороны педагога: поддержка ребенка (юмор, умная шутка; подчеркнутость интеллекта ребенка; творческий под­ход к делу и т.п.). Некоторых родителей можно и не знакомить с желаниями детей. а найти подходящий момент, чтобы рассказать о мечтах их ребенка в обобщенном виде (то есть, как педагог сочтет нужным), но не искажая главного.
Данную таблицу предложите заполнить родителям из близкого вам окружения
Этап 4. Развитие рефлексивно-оценочной деятельности:
Задание 1. Как известно, деятельность сама по себе не создает системы коллективных ценностей; надо, чтобы она приобрела смысл, значимость для каж­дого участника. Добиться эффективности совместной деятельности детей и ро­дителей можно, если содействовать развитию и закреплению определенных цен­ностей в коллективе, воздействовать на эмоциональную сферу детей и родите­лей; создавать основу для удовлетворенности общением.
Проанализируйте, какие средства, приемы, методы вы усвоили с целью реа­лизации вышеназванных условий по организации совместной деятельности пе­дагога, учащихся и родителей.
Задание № 2. С целью подведения общих итогов (результативности) занятия и самоконтроля выполните следующую работу: допишите недостающие слова, фразы. При необходимости сверьте свой ответ с ответами в конце задания.
1. Деятельность - это ... с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как ..., целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности (Е.С. Рапацевич).
2. Компонентами деятельности являются: цель, ...,..., ..., результат.
3. Деятельность состоит из более мелких единиц - ..., операций.
4. Деятельность выступает в таких формах, как трудовая,........... и др.
5. Готовность к деятельности - это определенная форма ... человека.
6. Психологическая готовность к деятельности включает следующие компо­ненты: мотивационные,..., ..., волевые.
7. Человеческая деятельность невозможна вне ....
8. В деятельности личность ... и ....
9. Главные изменения в развитии личности, происходящие на каждом воз­растном этапе, обусловлены ... ....
10.Совместная деятельность детей и родителей является ....
11. Субъективная позиция каждого в совместной деятельности обеспечива­ется при соблюдении таких условий, как ее значимость, ... ..., готовность к деятельности,..., коллективное ..., владение способами ....... деятельности.
12. Огромную роль в совместной деятельности играет этика ..., основой ко­торого является ....
13.... характер коллективной деятельности способствует ее продуктивности.
14. Важно знать не только условия эффективной организации совместной Деятельности детей и родителей, но и ...,..., то есть технологию.
15. Существует большое количество форм коллективной совместной дея­тельности детей и социально ответственных взрослых: ..., ... и др.
16. В начале года целесообразно разрабатывать программу "Взаимодейст­вие", одним из разделов которой будет "... ... детей и родителей".
17. Планировать совместную деятельность детей и родителей необходимо на основе изучения ..., желаний, ... одних и других.
18. Целесообразно периодически проводить ... продуктивности совместной Деятельности детей и родителей, ее ....
19. Родители принимают активное участие в обсуждении ... совместных дел. Ответы: 1 - взаимодействие, субъект; 2 - мотив, способы, условия; 3 - дей­ствий; 4 - познавательная, природоохранная, художественно-эстетическая; 5 –реагирования; 6 - познавательные, эмоциональные; 7 - общения; 8 - развивает­ся, проявляется; 9 - ведущей деятельностью; 10 - коллективной; 11 - личный вклад, целеполагание, планирование, конструирования, организации; 12 - общения, уважение; 13 - творческий; 14 - средства, приемы; 15 - познавательная, природоохранная; 16 - совместная деятельность; 17 - интересов, возможностей; 18 - диагностику, развития; 19 - эффективности.
Задание 4 (традиционное).
- Что вам понравилось на занятии?
- Достигнуты ли, на ваш взгляд, цели занятия?
- Что хотелось бы еще узнать?
- Можно ли было организовать занятие по-другому или приемлем данный вариант?
- Какое состояние (работоспособность, уныние, скука и др.) у вас преобладало?
- Какие нагрузки вы испытывали (уровни: трудно, приемлемо, легко и др.).
- Ваши предложения по содержанию и организации следующего занятия?

Литература:
1 Богословская, В. С. Школа и семья : Конструктивный диалог : учеб.-метод. пособие / В. С. Богословская. - Минск : Университэцкае, 1998. - 88 с.
2 Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы / Н. И. Дереклеева. - М. : "ВАКО", 2004. - 240 с.
3 Иванов, И. П. Методика коммунарского воспитания : Книга для учителя / И. П. Иванов. - М.: Просвещение, 1990. - 144 с.
4 Маленкова, Л. И. Педагоги, родители, дети : метод, пособие / Л. И. Мален­кова. - М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2000. - 304 с.
5 Планирование воспитательной работы в классе : методическое пособие ' Е. Н. Степанов [и др.]; под ред. Е. Н. Степанова. - М.: ТЦ "Сфера". 2001. - 128 с.
6 Рожков, М. И. Теория и методика воспитания : учеб, пособие / М. И. Рож­ков, Л. В. Байбородова. - М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 384 с.
7 Синягина, Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений / Н. Ю. Синягина. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 96 с.
8 Щуркова, Н. Е. Классное руководство / Н. Е. Щуркова. - М. : Педагогиче­ское общество России, 2000. - 256 с.
Проанализируйте перечень книг по теме занятия. Какие из рекомендован­ных книг имеются в вашей библиотеке.

Домашняя самостоятельная работа по теме
Задание№ 1. Подготовить:
- краткое сообщение по вопросу 1(три студента);
- конспект (таблица, схема и т.п.) по вопросу 2 (студенты группы);
- конспект по вопросу 3 (студенты группы).
Литература:4, с. 141-144; 5, с. 43-55; 6, с. 359-363.
Задание № 2. Составить конспект урока-тренинга с родителями на тему "А как насчет дисциплины?" по книге Ю.Б. Гиппенрейтер (Общаться с ребенком Как?-М.: ЧеРо, Сфера, 2005. -С. 151-180); готовят два студента.
Задание 3. Написать реферат на тему "Содержание работы родительского комитета в классе" (выполняет один студент).


Комментариев нет:

Отправить комментарий