суббота, 15 марта 2014 г.

Модель личности (деятельностный подход)

Модель личности (деятельностный подход)
1. Направленность – система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок) личности, задающая главные тенденции поведения личности.
2. Способности – это индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность деятельности.
3. Характер – это совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. Разновидности характера: морально-волевой, морально-абулический (когда человек признаёт полезность и важность моральных норм, однако обладая безвольностью, может совершать правонарушения), аморально-абулический.
4. Самоконтроль – это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой себя.
Таким образом, личность по деятельностному подходу представляет собой сознательный субъект, занимающий определённое место в обществе и выполняющий социально-полезную, общественную роль
Правовая социализация – это процесс усвоения законов, правовых знаний, требований, определяющих меру возможного и должного поведения, постепенное овладение необходимыми социальными навыками, осознание своих прав и способов их реализации, понимание сложных взаимоотношений между людьми и социальными институтами.
Процесс ПС включает в себя:
1. Усвоение критериев оценок юридически значимых ситуаций,
2. Изучение правил и законов как таковых, безотносительно к себе,
3. Обучение тому, как пользоваться этими правилами.
Психологическая цель ПС – психолого-правовое развитие личности, достижение высокой правовой культуры, выраженной в правовой психологии, обеспечивающей правомерное поведение.
Психические познавательные процессы и их учет в профессиональной деятельности юриста.
1. Ощущения. Один из самых простейших психических процессов. Это первичное сознательное представление бесформенного и беспредметного фрагмента реальности (свет, цвет, звук, неопределенное прикосновение). Ощущения можно рассматривать в 2ух аспектах: отражение отдельных свойств предметов материального мира (температурные, болевые, мышечные) и отражение внутренних состояний организма (вибрационные, вкусовые, статико-динамические). Классификация ощущений: интероцептивные (рецепторы расположены во внутренних органах и тканях тела), проприоцептивные (рецепторы расположены в связках и мышцах) и эксероцептивные (рецепторы расположены на поверхности тела).
2. Восприятие – это психический процесс, приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элементов самого наблюдателя. Виды восприятия: осязательное; слуховое; зрительное; восприятие времени; восприятие пространства; восприятие движения. Особенности восприятия:
1). Историчность. Восприятие представляет собой систему перцептивных (перцепция – непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) действий, овладение которыми требует специального обучения и достаточно долгой практики.
2). Предметность. Отнесенность всех получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам. Это способность субъекта воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.
3). Целостность. Отражает не изолированные качества раздражителей, а отношения между ними. Благодаря целостности мы воспринимаем определенным образом организационное окружение, а не хаотическое скопление цветовых пятен, отдельных звуков и прикосновений.
4). Константность. Относительная независимость воспринимаемых характеристик объекта от их отображения на рецепторной поверхности. Благодаря константности предметы воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету, величине и положению. Существует значительное число различных видов константности. Она имеет место практически для любого воспринимаемого свойства предмета, осмысленность.

Сравнение ощущений и восприятий.
Ощущение
Восприятие
Отражает отдельные свойства раздражителя
Отражает предметы в целом
Связано с устройством органов чувств и стимулами, воздействующими на эти органы
Задействуют высшие когнитивные механизмы, интерпретирующие сенсорную информацию
Итогом является некоторое чувство
Включает комплекс различных взаимосвязанных ощущений
Привязано к специфическим анализаторам
Необходимо взаимодействие сразу нескольких анализаторов

3. Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Без неё невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания. «Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память» - Гете. Представление – это хранящийся в памяти субъективный чувственный образ предыдущих восприятий. Представление бледнее и беднее образов восприятия. Это объяснятся тем, что восприятие всегда поддерживается силой воздействия на органы чувств непосредственно воспринимаемых объектов, а представления такой поддержки не имеют.
Структура памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.
Виды памяти: сенсорная, кратковременная, долговременная; двигательная, оперативная, образная;  словесно-логическая, механическая, эмоциональная; непроизвольная, произвольная.
Основные характеристики памяти: объём, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.
Приёмы развития памяти: повторение заученного, целенаправленные упражнения, тренировка наблюдательности, ассоциативное запоминание.
4. Мышление.



Комментариев нет:

Отправить комментарий