Модель личности (деятельностный подход)
1. Направленность –
система устойчивых предпочтений и мотивов (интересов, идеалов, установок)
личности, задающая главные тенденции поведения личности.
2. Способности –
это индивидуально-психологические свойства, которые обеспечивают успешность
деятельности.
3. Характер – это
совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека. Разновидности
характера: морально-волевой, морально-абулический (когда человек признаёт
полезность и важность моральных норм, однако обладая безвольностью, может
совершать правонарушения), аморально-абулический.
4. Самоконтроль –
это совокупность свойств саморегуляции, связанная с осознанием личностью самой
себя.
Таким образом,
личность по деятельностному подходу представляет собой сознательный субъект,
занимающий определённое место в обществе и выполняющий социально-полезную,
общественную роль
Правовая социализация – это процесс усвоения законов, правовых
знаний, требований, определяющих меру возможного и должного поведения,
постепенное овладение необходимыми социальными навыками, осознание своих прав и
способов их реализации, понимание сложных взаимоотношений между людьми и
социальными институтами.
Процесс ПС включает
в себя:
1. Усвоение
критериев оценок юридически значимых ситуаций,
2. Изучение правил
и законов как таковых, безотносительно к себе,
3. Обучение тому,
как пользоваться этими правилами.
Психологическая
цель ПС – психолого-правовое развитие личности, достижение высокой правовой
культуры, выраженной в правовой психологии, обеспечивающей правомерное
поведение.
Психические познавательные процессы и их учет в
профессиональной деятельности юриста.
1. Ощущения. Один из самых простейших
психических процессов. Это первичное сознательное представление бесформенного и
беспредметного фрагмента реальности (свет, цвет, звук, неопределенное
прикосновение). Ощущения можно рассматривать в 2ух аспектах: отражение отдельных свойств предметов материального
мира (температурные, болевые, мышечные) и отражение внутренних состояний
организма (вибрационные, вкусовые, статико-динамические). Классификация ощущений: интероцептивные (рецепторы расположены во
внутренних органах и тканях тела), проприоцептивные (рецепторы расположены в
связках и мышцах) и эксероцептивные (рецепторы расположены на поверхности
тела).
2. Восприятие – это психический процесс,
приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по определённым
принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элементов самого
наблюдателя. Виды восприятия: осязательное; слуховое; зрительное; восприятие
времени; восприятие пространства; восприятие движения. Особенности восприятия:
1). Историчность. Восприятие представляет
собой систему перцептивных (перцепция – непосредственное отражение объективной
действительности органами чувств) действий, овладение которыми требует
специального обучения и достаточно долгой практики.
2). Предметность. Отнесенность всех
получаемых с помощью органов чувств сведений о внешнем мире к самим предметам.
Это способность субъекта воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с
другом ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих
свойствами, вызывающими данные ощущения.
3). Целостность. Отражает не изолированные
качества раздражителей, а отношения между ними. Благодаря целостности мы
воспринимаем определенным образом организационное окружение, а не хаотическое
скопление цветовых пятен, отдельных звуков и прикосновений.
4). Константность. Относительная
независимость воспринимаемых характеристик объекта от их отображения на рецепторной
поверхности. Благодаря константности предметы воспринимаются как относительно
постоянные по форме, цвету, величине и положению. Существует значительное число
различных видов константности. Она имеет место практически для любого воспринимаемого
свойства предмета, осмысленность.
Сравнение
ощущений и восприятий.
Ощущение
|
Восприятие
|
Отражает отдельные свойства
раздражителя
|
Отражает предметы в целом
|
Связано с устройством органов
чувств и стимулами, воздействующими на эти органы
|
Задействуют высшие когнитивные
механизмы, интерпретирующие сенсорную информацию
|
Итогом является некоторое чувство
|
Включает комплекс различных
взаимосвязанных ощущений
|
Привязано к специфическим
анализаторам
|
Необходимо взаимодействие сразу
нескольких анализаторов
|
3. Память – это форма психического
отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем
воспроизведении прошлого опыта. Без неё невозможно понять основы формирования
поведения, мышления, сознания. «Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и
память» - Гете. Представление – это хранящийся в памяти субъективный
чувственный образ предыдущих восприятий. Представление бледнее и беднее образов
восприятия. Это объяснятся тем, что восприятие всегда поддерживается силой
воздействия на органы чувств непосредственно воспринимаемых объектов, а
представления такой поддержки не имеют.
Структура памяти:
запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.
Виды памяти:
сенсорная, кратковременная, долговременная; двигательная, оперативная,
образная; словесно-логическая, механическая,
эмоциональная; непроизвольная, произвольная.
Основные
характеристики памяти: объём, быстрота запечатления, точность воспроизведения,
длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.
Приёмы развития
памяти: повторение заученного, целенаправленные упражнения, тренировка
наблюдательности, ассоциативное запоминание.
4. Мышление.
Комментариев нет:
Отправить комментарий