СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Вопросы:
1. Идентификация стратегического
аспекта деятельности предприятия
2. Конкуренция как экономическая
категория. Классификация конкуренции
3. Определение конкурентоспособности
и конкурентных преимуществ предприятия
Деятельность
любого предприятия осуществляется по двум направлениям:
Ø Текущая (операционная)
деятельность, направленная на обеспечение текущей прибыльности;
Ø Стратегическая деятельность,
направленная на обеспечение будущей прибыльности.
Стратегический
аспект в деятельности предприятия связан с его функционированием в будущем. Он
основан на необходимости постоянного согласования соответствия деятельности
предприятия его стратегическим целям и адаптации к изменениям внешнего
окружения.
В стратегическом контексте
Предприятие
рассматривается как структурная единица национальной экономической рыночной
системы, которая является осознанной деятельностью людей в стремлении достичь
определенных долгосрочных коммерческих целей.
Определение бизнеса
предприятия должно осуществляться по таким признакам:
~ Потребности клиентов
(покупателей, потребителей), которые собирается удовлетворять предприятие. Это
предметный признак, который касается видов продукции;
~ Группы покупателей (клиентов,
потребителей), потребности которых собирается удовлетворять предприятие, т.е.
целевой рынок (тип клиентов и географический рынок);
~ Технологическое и
функциональное выполнение деятельности по удовлетворению потребностей
покупателей (клиентов, потребителей) на целевом рынке. То есть, каким образом
удовлетворяются потребности: путем производства продукции или путем его
розничной продажи, а, возможно, одновременно путем осуществления обоих
операций.
Предприятие является
социально-экономической и материально-вещественной системой и стратегический
аспект его деятельности, прежде всего, касается выбора бизнеса (точнее
направлений бизнеса), которым предприятие будет заниматься.
При этом
предприятие – это открытая система, входящая во внешнее рыночное конкурентное
окружение, откуда оно получает ресурсы и куда отдает созданный им продукт.
Следовательно, на развитие предприятия влияют внутренние и внешние факторы.
Внешние – это факторы развития
предприятия, источники которых заложены во внешнем окружении. Реакция
предприятия на них придает стратегичность его развития, т.е. определяются
направление бизнеса и тип конкурентного поведения.
Внутренние – это факторы развития,
источники которых находятся в самом предприятии. От них зависит стратегический
потенциал или возможность развития предприятия.
Получается, что
стратегический аспект деятельности предприятия, прежде всего и в основном,
связан с внешними факторами. Они в первую очередь влияют на выбор бизнеса и
даже определяют этот выбор. Как уже отмечалось, это связано с тем, что
долгосрочные перспективы его развития выбираются под воздействием таких
факторов. Тогда сущностью стратегической реакции предприятия будет обеспечение
эффективной адаптации к возможным в перспективе изменениям внешнего окружения.
Следующим важным
аспектом в стратегическом контексте предприятия является вопрос обеспечения
конкурентного преимущества предприятия в выбранных сферах бизнеса.
Определение
конкуренции:
n конкуренция как соперничество
на рынке
n конкуренция как элемент
рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение
n конкуренция как критерий, по
которому определяется тип отраслевого рынка
Конкуренция
как экономическая категория – это борьба между предпринимателями за наиболее эффективные
условия и результаты вложения ресурсов в процессе производства и сбыта товаров.
Подходы к
определению содержания понятия «конкуренция»:
поведенческий
функциональный
структурный
Классификация
конкуренции:
Основной признак
|
Вид
|
1. По масштабам развития
|
-
Индивидуальная
-
Местная
-
Отраслевая
-
Межотраслевая
-
Национальная
-
Международная
|
2. По форме
|
-
Прямая
-
Непрямая
|
3. По способам и характеру удовлетворения потребительского спроса
|
-
Функциональная
-
Видовая
-
Предметная
|
4. По характеру развития
|
-
Свободная
-
Регулируемая
|
5. По методам ведения конкуренции
|
-
Ценовая
-
Неценовая
|
6. В зависимости от модели рынка
|
-
Совершенная
-
Монополистическая
-
Олигополисти-ческая
-
Чистая
монополия
|
7. С учетом соблюдения норм законодательства
|
-
Добросовестная
-
Недобросовестная
|
Конкурентоспособность как экономическая категория означает
способность отдельного субъекта опережать своего соперника в достижении поставленных
целей на конкурентном рынке.
Особенности
понятия конкурентоспособности:
v Конкурентоспособность не
является имманентным качеством предприятия
v Понятие конкурентоспособности
относительное
v Конкурентоспособность
определяется производительностью вовлеченных ресурсов
v Уровень конкурентоспособности
предприятия зависит от уровня конкурентоспособности его продукции, отрасли,
страны
Конкурентные
преимущества – это величина, интегральная относительно конкурентоспособности
предприятия и конкурентоспособного потенциала, которая представляется в виде
адаптивной функции:
Конкурентное
преимущество = α · КС + β ·
КП
Способы
обеспечения конкурентных преимуществ::
достижение низких затрат по сравнению
с конкурентами;
* владение лучшим продуктом на рынке;
* развитие высококачественного
обслуживания покупателя;
* запатентованная технология;
* меньшие сроки разработок и
испытаний новой продукции;
* более удобное географическое
расположение бизнеса;
* обеспечение покупателей продуктами
с лучшими потребительскими свойствами за те же деньги;
* хорошо известная марка и репутация
и т.д.
Литература:
1. Ковтун О.І. Стратегія
підприємства: Підручник – Львів: «Новий світ – 2000», 2009. С. 50-84
Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж.
Стратегический менеджмент: искусство разработки и реализации / пер. с англ. –
М.: Банки и биржи, 1998. С. 71-74
2. Мізюк Б.М. Стратегічне управління підприємством:
Підручник. – 2-ге вид., перероб. і допов. – Львів: Магнолія плюс, 2006. С.
56-59
3. Саєнко М.Г. Стратегія підприємства:
Навчальний посібник. – Тернопіль: Економічна думка, 2006. С. 10-18
Комментариев нет:
Отправить комментарий