вторник, 25 марта 2014 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СЕМЬИ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СЕМЬИ (2 часа)
Цели занятия: усвоение, актуализация и систематизация знаний о сущности и назначении педагогической диагностики, технологии ее применения во взаи­модействии с семьей; овладение методами педагогической диагностики семьи; обучение родителей методам изучения детей.
Ключевые знания:
сущность понятий "диагностика", "психолого-педагогическая диагностика", "педагогическая диагностика", "диагностирование", "диагноз педагогиче­ский", "мониторинг";
• требования к педагогической диагностике, функции, принципы;
• структура диагностического исследования;
• основные критерии оценивания семьи как контактной группы;
• методы диагностики семьи, условия их эффективного применения. Умения, способы деятельности:
определять цель диагностирования;
• умело подбирать комплекс методов (методик), взаимодополняющих друг друга;
• владеть методами диагностирования (наблюдение, анкетирование, тест, не­дописанный тезис, беседа, интервью и др.);
• соблюдать педагогическую этику в процессе диагностирования;
• разработать (подобрать) для родителей "пакет методик" с целью изучения ребенка, педагогизации домашней среды и т.п.;
• на различных уровнях (качественном, количественном) анализировать ре­зультаты диагностирования; на основе полученных данных планировать профи­лактическую, коррекционную работу с семьей.
Форма изучения: практическое занятие, самостоятельная работа студента.
Блок 1. Информационно-оценочный
Основные вопросы:
1. Педагогическая диагностика: назначение, сущность.
2. Функции, принципы педагогической диагностики.
3. Методы педагогической диагностики семьи.

Вопрос 1. Педагогическая диагностика: назначение, сущность

Э т а п 1. Выявление уровня усвоенных знаний (на основе домашней са­мостоятельной работы):
- обсуждение реферата по вопросу 1;
- выборочная проверка письменной работы (таблица, схема и т.п.).
Этап 2. Систематизация знаний:
Задание№ 1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу
1. Диагностика. 1. Учение о способах диагноза. 2. Установление диагноза (С.И. Ожегов).
2. Диагностирование - деятельность по установлению и изучению признаков, характеризующих состояние каких-либо систем, для предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их работы (В А. Мижериков).
3 Диагноз педагогический - определение характера и объема трудностей в учебе и поведении, способностей учащихся на основе данных об освоении школьных программ, наблюдения за их деятельностью, изучения ее результатов и др. (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров).
4. Диагностика педагогическая - процедура изучения состояния (степени оазвитня) участников педагогического процесса, педагогической деятельности, педагогического взаимодействия посредством системы диагностических средств (С.Н. Глазачев, С.С. Кашлев).
5. Педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы: что и зачем изучать в духовном мире воспитателей и воспитанников, по каким показателям это делать; какими методами пользоваться; где и как использовать результаты информации о качестве педагогической деятельности; при каких ус­ловиях диагностика органически включается в целостный учебно-воспитательный процесс; каким образом научить учителей самоконтролю, а учащихся - самопознанию (А.И. Кочетов).
6. Как правило, выделяют два уровня диагностики:
1) нормативная педагогическая диагностика, цель которой - оценка состоя­ния педагогического явления, процесса (деятельность учителя, ученика, родите­лей и др.) путем сравнения данных с установленными нормами (критериями, по­казателями); 2) динамичная педагогическая диагностика, которая нацелена на оценку развития, динамики развития процесса, явления путем сравнения резуль­татов с ранее полученными в предыдущем диагностировании.
7. Наряду с термином "педагогическая диагностика" существует и термин "психолого-педагогическая диагностика".
Психолого-педагогическая диагностика - процесс и способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в обучении, развитии, обще­нии, освоении профессии, а также эффективности функционирования и развития психологических систем, технологий, методик, педагогических проектов (Л.В. Мардахаев).
8. Если педагогическая диагностика - это больше аналитический срез и оценка состояния педагогического явления в данный момент в соответствии с пределенными параметрами, который является составной частью деятельности каждого учителя, педагогического процесса в целом, то педагогическое исследо-тание, как научный поиск, - это целая система опытно-поисковой деятельности педагога-исследователя.
9. Педагогам-исследователям необходимо знать, что педагогическое (психо-педагогическое) исследование имеет свою структуру, базируется на определенной   логике и включает ряд последовательных этапов.
Ученые (Г.С. Абрамова, В.И. Загвязинский, Р. Атаханов, А.И. Кочетов, Н.В. Кухарев, В.Г. Максимов и др.) выделяют такие из этапов ("шагов") при проведении психолого-педагогического исследования:
 -выбор объектной области;
- выделение проблемы и темы;
- определение объекта и предмета исследования;
- прогнозирование, которое выражается в постановке цели и задач; конеч-ных или промежуточных результатах, сформулированных в цели, которая кон-кретизируется в задачах;
- научное предположение (гипотеза) - это теоретическая основа исследова­ния, иными словами, - своеобразная догадка о получении нового знания;
- критерии успешности исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования;
- этапы практической диагностики и преобразования в психолого-педагогическом поиске.
10. В последнее время в педагогических науках все чаще встречается такой термин, как "мониторинг", который основывается на знании из различных об­ластей наук (экономики, политологии, культурологии и др.).
Существуют следующие определения мониторинга как метода диагностики:
- Мониторинг (педагогический) - это планомерное диагностическое отсле­живание педагогических явлений и процессов в режиме реального времени, не­прерывного обновления информационного ресурса, обеспечивающего принятие адекватных решений, способствующих оптимальному инновационному разви­тию общеобразовательного учреждения (Ф.И. Храмцова, Н.Н. Захожая).
- Мониторинг педагогический - длительное наблюдение за состоянием обу­чения и воспитания и управление этими процессами путем своевременного ин­формирования участников о возможном наступлении неблагоприятных, крити­ческих или недопустимых ситуаций (В.М. Полонский).
Задание № 2. Продолжите ряд поэтапных "шагов", входящих в структуру педа­гогической диагностики семьи: постановка цели (целей); определение критериев, показателей; отбор методов, комплексной методики диагностирования;...
Задание № 3. На основе изучения теории, практики определите проблему (вопрос) из области семейного воспитания, которая в первую очередь будет вы­делена вами для исследования (диагностирования) после трудоустройства на ра­боту в качестве педагога. Ответ обоснуйте.
Заданием 4. Ответьте на вопросы:
1. Каких современных ученых-исследователей в области педагогической ди­агностики вы знаете?
2. На какие вопросы призвана ответить педагогическая диагностика? Пока­жите на конкретных примерах.
3. В чем единство и отличие понятий "диагностика" и "мониторинг"?
4. Какое влияние оказывает педагогическое мышление классного руководи­теля на качество диагностического исследования?
5. Какова роль профессиональной мыслительной способности педагога ъ оценивании воспитательно-образовательной практики, в создании педагогиче­ских теорий и концепций, инновационного опыта и др.?
6. Как могут повлиять на объективность результатов диагностики взгляды-ценности, собственная позиция педагога? Ответ обоснуйте.
7. Привлечение родителей к совместной с учащимися класса деятельности " это "объект" или "предмет" педагогической диагностики?
8. Что может быть объектом педагогической диагностики по проблеме взаимодействия школы и семьи, педагога и родителей? Приведите примеры.

Вопрос 2. Функции, принципы педагогической диагностики
Э т а п 1. Выявление уровня усвоенных знаний (на основе домашней са­мостоятельной работы):
- сообщения студентов.
Этап2. Систематизация знаний:
Задание № 1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. Ученые (А.И. Кочетов, В.Г. Максимов и др.) выделяют три функции педа­гогической диагностики: информационная (или обратной связи - В.Г. Макси­мов), оценочная, формирующая (или управленческая - В.Г. Максимов).
- Информационная функция или обратной связи позволяет (на основе полу­ченных данных об уровнях образованности, воспитанности коллектива, учаще­гося, семьи и др.) проанализировать прошлый опыт, его эффективность и конст­руировать по-новому педагогический процесс.
- Оценочная функция диагностики включает такие аспекты, как ценностно-ориентировочный, регулятивно-корригирующий, стимулирующий, измерительный.
- Формирующая функция. Исследования, опыт подтверждают, что диагно­стика имеет прямое отношение к управлению развитием коллектива детей, от­дельной личности (воспитанника, родителя и др.). Поэтому данный аспект педаго­гической диагностики некоторые авторы называют "управленческой функцией".
2. В "Инструктивно-методических и диагностических материалах" Мини­стерства образования РБ (Мн.,2004), подготовленных Национальным институ­том образования, отмечается, что диагностика выполняет в педагогическом про­цессе следующие функции:
1) констатирующую (информационную): получение информации об участ­никах педагогического процесса; выявление относительного уровня развития ребенка; выявление состояния педагогического взаимодействия; составление ха­рактеристики педагогического процесса и т.п.
2) прогностическую: способствует выявлению потенциальных возможностей развития участников педагогического процесса; прогнозирует организацию пе­дагогического взаимодействия;
3) ценностно-ориентационную (оценочную): дает представление о результативности взаимодействия; определяет эффективность использования в педагоги­ческом процессе различных средств;
4) самоизучения, саморазвития: через различные методы диагностики ребенок, педагоги познают себя, свои возможности, создавая условия для саморазвития;
5) развивающую (воспитательную): создание условий для развития личности, воспитания различных свойств и качеств личности.
3. В педагогической теории нет однозначной трактовки принципов, требований, на которых базируется педагогическая диагностика. Одни, к примеру, считают изучение коллектива и личности в их единстве - принципом, а другие –требованием. Тем не менее, каждая из классификаций имеет право на существо­вание, и ее знание полезно педагогу.
- В.Г. Максимов выделяет шесть принципов (исходных положений, ведущих идей), которыми должен руководствоваться учитель при проведении педагогической диагностики. Это такие принципы:
целостное изучение педагогического явления;
комплексное использование методов исследования;
объективность, занимающая в педагогике особое место в силу наличия большого числа субъективных факторов в самом педагогическом процессе;
единство изучения и воспитания;
одновременность изучения коллектива и личности;
изучение явления, процесса в движении, развитии.
- С.П. Клочкова, Н.А. Никифорова и другие авторы выделяют шесть основ­ных требований, предъявляемых к педагогической диагностике:
целенаправленность диагностики;
единство изучения, обучения и воспитания личности;
изучение коллектива и личности в их единстве (к примеру, семья как система);
непрерывность педагогической диагностики;
соответствие диагностики уровню развития науки, то есть применение таких методов исследования, которые апробированы в науке;
комплексный характер диагностики, то есть использование системы мето­дов, взаимодополняющих, уточняющих представление об исследуемом объекте,
4. Огромную роль при использовании любого из методов педагогической диагностики ("недописанный тезис", анкета, тест и др.) важно соблюдать ряд ус­ловий, особенно этического характера. В работе "Диагностика воспитанности: педагогические методики" (М., 1992) Н.Е. Щуркова выделяет такие из них:
соблюдение скрытой педагогической позиции по отношению к испытуемым, сохранение тайны, педагогической цели;
исключение педагогического давления на производимый выбор, как предва­рительного, так и последующего оценочного этапов диагностирования;
создание условий, максимально приближенных к изолированности каждого испытуемого от влияния окружающих;
сохранение анонимности полученных показателей и соблюдение тайны ин­дивидуальных ответов перед учителями, родителями и самими учащимися;
разнообразие методик и некоторая занимательность формы, переключающая внимание испытуемого с назначения теста на его форму;
единая математическая обработка результатов, производимая для каждой возрастной группы;
предупредительное планирование диагностирования на определенный пери­од времени - от фиксирования отправного исходного начала до выявления ре­зультатов на контрольный или завершающий момент.
Задание № 2. Изучите, как В.Ф. Берков, раскрывая природу и социальные функции науки, дает определение науки. Это - важнейший элемент духовной культуры. Она характеризуется следующими взаимосвязанными признаками:
1) совокупностью объективных и обоснованных знаний о природе, человеке, обществе;
2) деятельностью, направленной на получение новых достоверных знаний;
3) совокупностью социальных институтов, обеспечивающих существование, функционирование и развитие знания и познания [1, с. 6].
Разделитесь на подгруппы, обсудите, как понимаете сущность каждого из трех признаков науки.
Порассуждайте над вопросом: "Какое значение имеет (и имеет ли?) педа­гогическая диагностика в школе для развития педагогической науки? " Если име­ет, то при каких условиях?
Обобщенное мнение представьте на обсуждение группы.
Задание № 3. Вам надо исследовать психологическую коммуникабельность семьи, которая включает такие виды внутрисемейных отношений, как интеллек­туальные, эмоциональные, волевые.
Какими принципами и требованиями будете руководствоваться при прове­дении педагогической диагностики? Обсудите в малых группах (3-4 человека).
Задание № 4. Вам необходимо продиагностировать уровень педагогической культуры родителей.
Какие требования будете соблюдать при проведении данной процедуры? Обсудите в парах; основные положения зафиксируйте в рисунке, схеме и т.п.
Задание 5. Ответьте на вопросы:
1. В чем отличие принципа педагогической диагностики от требования к ней?
2. Какие знаете методологические принципы психолого-педагогического ис­следования?
3. Имеются ли какие-либо различия между методологическими принципами психолого-педагогичсского исследования и принципами, которыми руководствует­ся учитель при проведении педагогической диагностики? Ответ обоснуйте.
4. Назовите функции педагогической диагностики. В чем их назначение?



Вопрос 3. Методы педагогической диагностики семьи _
Э т а п 1. Выявление уровня усвоенных знаний (на основе домашней са­мостоятельной работы):
- сообщения студентов;
- выборочная проверка письменной работы (таблица "Диагностические ме­тоды изучения семьи").
Этап2. Систематизация знаний:
Задание № 1. Проанализируйте позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1.  В пособии "Педагогическая диагностика в школе" отмечается, что семью контактную группу следует оценивать по критериям, характеризующим ственную направленность и педагогическую культуру родителей, подготовленность ее членов к совместной деятельности, организованность и психологическую коммуникативность [8].
2. Существует большое количество методов педагогической диагностики, с помощью которых учитель может получить необходимую информацию. Это: наблюдение, беседа, анкетирование, метод оценок, независимых оценок, созда­ние специальных ситуаций, тест и другие. Главное, чтобы любой из методов "работал" по назначению; органично вписывался в систему школьно-семейного воспитания школы (класса); педагог владел технологией диагностирования; умел подобрать комплекс методов, взаимодополняющих друг друга;
3. Информация, которую получает педагог на основе различных диагности­ческих методов, представляет собой обширный фактический материал, анализ которого позволяет увидеть тенденции семейного воспитания, выделить основ­ную проблему, которая может стать предметом психолого-педагогического ис­следования, но для этого надо хорошо владеть методами научного познания.
4. Метод (от греч. metodos - путь исследования или познания, теория, уче­ние) - совокупность правил, приемов и операций практического или теоретиче­ского освоения действительности. Научный метод служит получению и обосно­ванию объективно-истинного знания.
Характер метода определяется многими факторами:
предметом исследования;
степенью общности поставленных задач;
накопленным опытом;
уровнем развития научного знания и т.д. [1, с. 78-79].
5. Самым распространенным исследовательским методом в педагогике, пси­хологии и других науках, а также при проведении педагогической диагностики (учащегося, семьи и др.) является наблюдение.
В отличие от обыденного наблюдения, для научного метода характерны, как отмечает В.И. Загвязинский, целенаправленность, аналитический характер, ком­плексность, систематичность. Эти черты являются одновременно и требованиями.
При проведении наблюдения, педагогу важно соблюдать ряд правил. А.И. Кочетов, Я.Л. Коломинский, И.И. Прокопьев и др. предлагают: одни и те же факты наблюдать разным лицам, имеющим общий план наблюдения; добиться скрытой позиции наблюдателя; при наблюдении факты должны регистрировать­ся с максимальной точностью; практиковать стандартизированное и распреде­ленное наблюдение группой лиц, т.е. каждый наблюдатель получает конкретную задачу, а затем наблюдатели сверяют полученные материалы; наблюдение важно применять при изучении самой картины процесса, при фиксации событий, тогда как отношения и мнения человека легче выявить другим путем (анкета, беседа и др.); результаты наблюдений надо обязательно сравнивать с самонаблюдением учащегося (родителя, педагога и др.).
6. Беседа, как диагностический метод, позволяет глубже вникнуть в суть проблемы, собрать большой фактический материал. В ходе беседы возможны и дискуссии, споры, поэтому применять ее надо с осторожностью, придерживаясь ряда условий (требований, правил): применять в том случае, если респонденты к исследователю хорошо расположены; только авторитетному педагогу они могут раскрыть нечто сокровенное; беседу желательно проводить в удобном месте, где бы, к примеру, родители чувствовали себя раскованно; к беседе надо тщательно готовиться хотя лучше всего вести ее не с помощью задавания прямых вопросов, а в виде  разговора, менять свою позицию, исходя из ответов; важно соблюдать педагогический такт; результаты фиксировать только после беседы; при подготовке к беседе нужно четко определить ее цель, а также особенности тех, с кем будет вестись беседа (личностные качества, отношение к школе, к педагогу и др.;  не следует упускать из виду, что беседа хорошо сочетается с другими методами и ее назначение - подтвердить, опровергнуть ранее полученные данные, иногда и получить новые сведения; беседа схожа с опросом, но в большинстве случаев беседа носит более свободный характер (вопросы можно добавлять, пе­рестраивать и т.п.).
7. Опрос - это метод, который осуществляется в двух формах: интервью, анкета.
Интервью - форма устного опроса, при которой исследователя интересует мнение респондента, которого опрашивают. Данный метод помогает выяснить по одному, или нескольким вопросам, ряд мнений, то есть цель интервью - вы­делить "интервью мнений" (В.И. Загвязинский, Р. Атаханов).
Анкета - это письменная форма опроса. Ставит те же цели, что и устный оп­рос (интервью). Позволяет охватить достаточное количество респондентов. Ан­кета без фамилии испытуемых особенно практична и эффективна в педагогиче­ской диагностике с семьей, так как родители не любят разглашать "тайны" своей семьи. Анкетирование, в отличие от беседы, или интервью, не требует от педаго­га больших организаторских способностей; главное - логично составленные во­просы, достигающие цели, удобная форма заполнения анкеты (согласие или не­согласие с утверждением в анкете; подчеркивание ответа и т.п.). Как правило, в анкетах вопросы по содержанию делятся на две группы: прямые ("Нравится ли вам участвовать в совместной деятельности с детьми класса?") и косвенные ("Согласны ли вы с утверждением, что участие в совместной деятельности с детьми класса полезно родителям?"). Часто содержание вопросов определяется характером ситуации (вербальная, воображаемая). Первый из приведенных вы­ше вопросов анкеты задан в реальной ситуации - это безусловный вопрос. А во­прос "Хотели бы вы участвовать в совместной деятельности с детьми класса?" задан в воображаемой ситуации и является проективным. Данный вид анкетиро­вания близок к таким проективным методикам, как "Недописанный рассказ", "Недописанный тезис" и др.
Что касается формы анкетирования, то на существование имеют право как закрытые, так и открытые опросники - в зависимости от поставленной исследо­вателем темы. В закрытых заранее определены варианты ответов, а в открытых инструкцией не ограничен способ ответа на него, нет вариантов ответов. К примеру, "Напишите, в каких интересных делах класса ваша семья хотела бы поуча­ствовать в этой четверти".
Анкетирование - сложный метод исследования, если не знаешь четких требований к формулировке вопросов, их назначения и т.п. В связи с этим очень важно:
точно формулировать вопросы, чтобы исключить ошибочные ответы; не формулировать большое количество вопросов, особенно сложных по со-ию, что вносит путаницу в ответы испытуемого;
вопросы должны соответствовать по содержанию уровню подготовленности аудитории;
в вопросах важна взаимосвязь, по содержанию частично они должны перекры­вать (уточнять) друг друга, что способствует убежденности в правильности ответов;
стиль анкеты по своему содержанию должен располагать респондентов к от­кровенности;
анкеты могут быть как анонимные (без фамилии), так и подписанные - в за­висимости от цели, от договоренности с респондентами и т.п.
8. Тест - "это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические харак­теристики, а также отношение к тем или иным объектам" (В.И. Загвязинский).
Вопросы и задания в тестах - краткие, могут быть альтернативного характера ("да", "нет"), предполагать выбор ответа, оцененного соответствующим баллом.
Используя метод тестов, важно опираться на разработанную норму, научную концепцию, что позволяет с определенных, четких позиций анализировать ре­зультаты (к примеру, нельзя определить уровень развития компетентности роди­телей в налаживании внутрисемейных отношений, если не знаешь, что входит в структуру данной компетентности).
Все испытуемые должны находиться в равных условиях.
Огромную роль играет нахождение среднего показателя, который соответст­вует результатам большой совокупности людей и является средним показателем того или иного свойства. Данный показатель определяется опытным путем и, как отмечают ученые (В.И. Загвязинский, Р. Атаханов, В.Г. Максимов и др.), берется за точку отсчета. Результаты каждого испытуемого сравниваются с нормой, оце­ниваются.
9. Оценивание (иначе: метод компетентных судей, рейтинг) - оценка, поря­док, классификация. Этот метод связан с привлечением компетентных людей, что позволяет объективно оценить, охарактеризовать объект, явление, процесс. Оценивание может быть выражено в форме независимых характеристик (метод независимых характеристик): даются письменные отзывы экспертов по единой форме, которые затем сравниваются исследователем. Как варианты метода оце­нивания - психолого-педагогический консилиум (совещание), а также метод ди­агностических ситуаций, которые используются из реальной жизни, или созда­ются исследователем преднамеренно.
10. Измерение - метод исследования, при котором "устанавливается отношение одной величины к другой, служащей эталоном, стандартом" (В.Ф. Берков).
Есть множество определений данного метода, но общее для всех определе­ний "измерение есть приписывание чисел вещам в соответствии с определенны­ми правилами" (В.Г. Максимов).
Главная цель данного метода - получение числовых данных, которые дадут возможность судить в большей степени не столько о качественных состояниях исследуемого явления, процесса и т.п., сколько о количественных его характери­стиках. Для этого исследователю следует уметь представить свои знания об изучаемом объекте в виде чисел, рисунков, схем, формул и т.п., что помогает полу­чить достоверную информацию.
11. С целью изучения семьи как системы (ребенок, родители, братья, сестры и др.) немаловажную роль для педагога могут сыграть так называемые проектные методики, к которым относятся: тестирование, известная методика "Недописанный тезис", "Недописанный диалог", тест-рисунок, "Фантастический выбор" и др.- описаны Н.Е. Щурковой для диагностики детей в работе "Диагностика воспитанности" (М., 1992). Тем не менее, названные методы, с со­ответствующей модификацией содержательной их части, можно применять и в родительской среде.
Задание №2. Проанализируйте суть такого метода, как "Диагностический эксперимент в виде педагогических ситуаций".
Предложите "таблицу наблюдения" за проявлением у родителей того или иного свойства личности; отношения к школе, к делам и т.п. (выполняется инди­видуально).
Задание 3. Существуют понятия: "обобщение опыта", "опытная работа", "педагогический эксперимент".
Обсудите в группах (3-4 человека) сущность названных понятий.
Проанализируйте и выскажите обобщенное мнение: какое место обсуж­даемые виды деятельности (обобщение опыта, опытная работа и др.) могут занять в диагностической работе педагога с семьей?.
Задание 4. Понятие "эксперимент" в теории и практике квалифицируется неоднозначно: эксперимент как конкретный метод исследования, эксперимент -комплексная исследовательская методика, отличающаяся от метода по сути, временными рамками и т.п.
Посовещайтесь в парах и на конкретных примерах (относительно семьи) рас­кройте назначение и условия применения одного и другого вида эксперимента.
Задание 5. Познакомьтесь с исследовательским методом "Анализ доку­ментов" (контент-анализ). Применяется в комплексе с другими методами и ред­ко как самостоятельная диагностическая процедура.
При изучении личной документации (фотографий, альбомов, книг, писем и т.п.) очень важно знать выводы человека, что позволяет судить о его взглядах, условиях жизни и т.п.
Выскажите свою точку зрения относительно возможности использования данного метода в диагностических целях той или иной семьи. Если можно ис­пользовать, то при каких условиях? Ответ обоснуйте.
Задание 6. Как известно, педагогическая диагностика семьи, как и других субъектов педагогического процесса (педагогов, учащихся и др.), основывается на процедуре оценивания, то есть своеобразной экспертизы, качество которой ависит от соблюдения ряда принципов (объективности, адекватности, мотиви­рованности обобщения результатов, критичности, доступности и др.) и включает ри этапа; подготовительный, организационный, аналитический.
Обсудите в группах сущность каждого из этапов. Какие методы будете использовать на аналитическом этапе диагностики?
Задание №7. Семья - это своеобразная система, контактная группа, дейст­вующая на основе определенных законов, правил, традиций и т.п.
Обсудите в группах: как вы понимаете сущность мониторинга как специфиче­ского способа управления (развитием учреждения, системы и т.п.)?
Как будете проводить мониторинг деятельности семьи, какие доступные области из ее жизни могут быть объектом диагностирования (экспертизы-оценивания)?
Задание № 8. Изучите компоненты, которые включают ученые в технологию педагогической диагностики:
- четкое формулирование целей и задач диагностики;
- определение системы критериев и показателей развития, совершенствова­ния субъектов (детей, родителей, педагогов и др.) педагогического процесса, пе­дагогического явления (педагогической культуры родителей и др.), процесса (взаимодействие школы и семьи и др.) и др.;
- моделирование диагностической программы (система методов диагностики);
- реализация сконструированной диагностической программы, в основе ко­торой комплекс методов и методик;
- обработка полученных данных, их анализ, интерпретация, выявление ре­альных уровней развития субъектов (объектов), которые диагностировались, оценочно-рефлексивная деятельность педагога;
- при необходимости, доработка и внедрение коррекционного компонента в диагностическую программу.
Проанализируйте, четко ли вы представляете сущность каждого из ком­понентов.
Задание №9. Ответьте на вопросы:
1. В чем сущность метода педагогической диагностики?
2. Согласны ли вы с тем, что методы педагогической диагностики направле­ны на выявление качества педагогического процесса, его позитивных и негатив­ных сторон? Ответ обоснуйте.
3. Имеют ли методы педагогической диагностики научную направленность и при каких условиях способствуют совершенствованию педагогической практики в школе, в семье?
4. Назовите достоинства и недостатки метода наблюдения.
5. Как понимаете суть метода включенного наблюдения?
6. В чем специфика беседы, интервью, анкеты с родителями?
7. Чем отличаются открытая и закрытая формы анкеты?
8. Каким требованиям должен удовлетворять педагогический тест?
9. В чем отличие теста от анкеты?
10. Какова главная цель метода измерения?
11. В чем разница назначения методов измерения и оценивания?
12. Можно ли практиковать в диагностике семьи метод обобщения положи­тельного или передового опыта? Если можно, то с какой целью?
13. Возможно ли, на ваш взгляд, применение такого метода, как эксперимент, в практике диагностирования семьи? Если возможно, то с какой целью и при ка­ких условиях?
14. Какие методы наиболее целесообразны для изучения воспитательного потенциала семьи?

15. По каким критериям можно судить об уровне педагогической культуры родителей?

Комментариев нет:

Отправить комментарий