ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СЕМЬИ (2 часа)
Цели занятия: усвоение, актуализация и
систематизация знаний о сущности и назначении педагогической диагностики,
технологии ее применения во взаимодействии с семьей; овладение методами педагогической
диагностики семьи; обучение родителей методам изучения детей.
Ключевые знания:
• сущность понятий
"диагностика", "психолого-педагогическая диагностика",
"педагогическая диагностика", "диагностирование",
"диагноз педагогический", "мониторинг";
• требования к педагогической диагностике,
функции, принципы;
• структура диагностического исследования;
• основные критерии оценивания семьи как
контактной группы;
• методы диагностики семьи, условия их
эффективного применения. Умения, способы деятельности:
• определять цель диагностирования;
• умело подбирать комплекс методов (методик),
взаимодополняющих друг друга;
• владеть методами диагностирования (наблюдение,
анкетирование, тест, недописанный тезис, беседа, интервью и др.);
• соблюдать педагогическую этику в процессе
диагностирования;
• разработать (подобрать) для родителей
"пакет методик" с целью изучения ребенка, педагогизации домашней
среды и т.п.;
• на различных уровнях (качественном,
количественном) анализировать результаты диагностирования; на основе
полученных данных планировать профилактическую, коррекционную работу с семьей.
Форма изучения: практическое занятие,
самостоятельная работа студента.
Блок 1.
Информационно-оценочный
Основные вопросы:
1. Педагогическая
диагностика: назначение, сущность.
2. Функции, принципы
педагогической диагностики.
3. Методы педагогической
диагностики семьи.
Вопрос 1. Педагогическая
диагностика: назначение, сущность
Э т а п 1. Выявление
уровня усвоенных знаний (на основе домашней самостоятельной работы):
- обсуждение реферата по
вопросу 1;
- выборочная проверка
письменной работы (таблица, схема и т.п.).
Этап 2. Систематизация знаний:
Задание№ 1. Проанализируйте
позиции исследователей по обсуждаемому вопросу
1. Диагностика. 1. Учение о
способах диагноза. 2. Установление диагноза (С.И. Ожегов).
2. Диагностирование -
деятельность по установлению и изучению признаков, характеризующих состояние
каких-либо систем, для предсказания возможных отклонений и предотвращения
нарушений нормального режима их работы (В А. Мижериков).
3 Диагноз педагогический -
определение характера и объема трудностей в учебе и поведении, способностей
учащихся на основе данных об освоении школьных программ, наблюдения за их
деятельностью, изучения ее результатов и др. (Г.М. Коджаспирова, А.Ю.
Коджаспиров).
4. Диагностика
педагогическая - процедура изучения состояния (степени оазвитня) участников
педагогического процесса, педагогической деятельности, педагогического
взаимодействия посредством системы диагностических средств (С.Н. Глазачев, С.С.
Кашлев).
5. Педагогическая
диагностика призвана ответить на следующие вопросы: что и зачем изучать в
духовном мире воспитателей и воспитанников, по каким показателям это делать;
какими методами пользоваться; где и как использовать результаты информации о
качестве педагогической деятельности; при каких условиях диагностика
органически включается в целостный учебно-воспитательный процесс; каким образом
научить учителей самоконтролю, а учащихся - самопознанию (А.И. Кочетов).
6. Как правило, выделяют
два уровня диагностики:
1) нормативная
педагогическая диагностика, цель которой - оценка состояния педагогического
явления, процесса (деятельность учителя, ученика, родителей и др.) путем
сравнения данных с установленными нормами (критериями, показателями); 2)
динамичная педагогическая диагностика, которая нацелена на оценку развития,
динамики развития процесса, явления путем сравнения результатов с ранее
полученными в предыдущем диагностировании.
7. Наряду с термином
"педагогическая диагностика" существует и термин
"психолого-педагогическая диагностика".
Психолого-педагогическая диагностика - процесс и
способы определения степени развития личностных качеств, затруднений в
обучении, развитии, общении, освоении профессии, а также эффективности
функционирования и развития психологических систем, технологий, методик,
педагогических проектов (Л.В. Мардахаев).
8. Если педагогическая
диагностика - это больше аналитический срез и оценка состояния педагогического
явления в данный момент в соответствии с пределенными параметрами, который
является составной частью деятельности каждого учителя, педагогического
процесса в целом, то педагогическое исследо-тание, как научный поиск, - это
целая система опытно-поисковой деятельности педагога-исследователя.
9.
Педагогам-исследователям необходимо знать, что педагогическое
(психо-педагогическое) исследование имеет свою структуру, базируется на определенной логике
и включает ряд последовательных этапов.
Ученые (Г.С. Абрамова, В.И. Загвязинский, Р.
Атаханов, А.И. Кочетов, Н.В. Кухарев, В.Г. Максимов и др.) выделяют такие из
этапов ("шагов") при проведении психолого-педагогического
исследования:
-выбор
объектной области;
- выделение проблемы и темы;
- определение объекта и
предмета исследования;
- прогнозирование, которое
выражается в постановке цели и задач; конеч-ных или промежуточных результатах,
сформулированных в цели, которая кон-кретизируется в задачах;
- научное предположение
(гипотеза) - это теоретическая основа исследования, иными словами, -
своеобразная догадка о получении нового знания;
- критерии успешности
исследовательского поиска и мониторинг процесса и результатов исследования;
- этапы практической
диагностики и преобразования в психолого-педагогическом поиске.
10. В последнее время в
педагогических науках все чаще встречается такой термин, как
"мониторинг", который основывается на знании из различных областей
наук (экономики, политологии, культурологии и др.).
Существуют следующие определения мониторинга как
метода диагностики:
- Мониторинг
(педагогический) - это планомерное диагностическое отслеживание педагогических
явлений и процессов в режиме реального времени, непрерывного обновления
информационного ресурса, обеспечивающего принятие адекватных решений,
способствующих оптимальному инновационному развитию общеобразовательного
учреждения (Ф.И. Храмцова, Н.Н. Захожая).
- Мониторинг
педагогический - длительное наблюдение за состоянием обучения и воспитания и
управление этими процессами путем своевременного информирования участников о
возможном наступлении неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций
(В.М. Полонский).
Задание № 2. Продолжите
ряд поэтапных "шагов", входящих в структуру педагогической
диагностики семьи: постановка цели (целей); определение критериев, показателей;
отбор методов, комплексной методики диагностирования;...
Задание № 3. На
основе изучения теории, практики определите проблему (вопрос) из области
семейного воспитания, которая в первую очередь будет выделена вами для
исследования (диагностирования) после трудоустройства на работу в качестве
педагога. Ответ обоснуйте.
Заданием 4. Ответьте
на вопросы:
1. Каких современных
ученых-исследователей в области педагогической диагностики вы знаете?
2. На какие вопросы
призвана ответить педагогическая диагностика? Покажите на конкретных примерах.
3. В чем единство и отличие
понятий "диагностика" и "мониторинг"?
4. Какое влияние оказывает
педагогическое мышление классного руководителя на качество диагностического
исследования?
5. Какова роль
профессиональной мыслительной способности педагога ъ оценивании
воспитательно-образовательной практики, в создании педагогических теорий и
концепций, инновационного опыта и др.?
6. Как могут повлиять на
объективность результатов диагностики взгляды-ценности, собственная позиция
педагога? Ответ обоснуйте.
7. Привлечение родителей к
совместной с учащимися класса деятельности " это "объект" или
"предмет" педагогической диагностики?
8. Что может быть объектом
педагогической диагностики по проблеме взаимодействия школы и семьи, педагога и
родителей? Приведите примеры.
Вопрос 2. Функции, принципы педагогической диагностики
Э т а п 1. Выявление уровня усвоенных знаний (на основе домашней самостоятельной
работы):
- сообщения студентов.
Этап2. Систематизация
знаний:
Задание № 1. Проанализируйте
позиции исследователей по обсуждаемому вопросу.
1. Ученые (А.И. Кочетов,
В.Г. Максимов и др.) выделяют три функции педагогической диагностики:
информационная (или обратной связи - В.Г. Максимов), оценочная, формирующая
(или управленческая - В.Г. Максимов).
- Информационная функция
или обратной связи позволяет (на основе полученных данных об уровнях
образованности, воспитанности коллектива, учащегося, семьи и др.)
проанализировать прошлый опыт, его эффективность и конструировать по-новому
педагогический процесс.
- Оценочная функция
диагностики включает такие аспекты, как ценностно-ориентировочный,
регулятивно-корригирующий, стимулирующий, измерительный.
- Формирующая функция.
Исследования, опыт подтверждают, что диагностика имеет прямое отношение к
управлению развитием коллектива детей, отдельной личности (воспитанника,
родителя и др.). Поэтому данный аспект педагогической диагностики некоторые
авторы называют "управленческой функцией".
2. В
"Инструктивно-методических и диагностических материалах" Министерства
образования РБ (Мн.,2004), подготовленных Национальным институтом образования,
отмечается, что диагностика выполняет в педагогическом процессе следующие
функции:
1) констатирующую
(информационную): получение информации об участниках педагогического процесса;
выявление относительного уровня развития ребенка; выявление состояния
педагогического взаимодействия; составление характеристики педагогического
процесса и т.п.
2) прогностическую:
способствует выявлению потенциальных возможностей развития участников
педагогического процесса; прогнозирует организацию педагогического
взаимодействия;
3) ценностно-ориентационную
(оценочную): дает представление о результативности взаимодействия; определяет
эффективность использования в педагогическом процессе различных средств;
4) самоизучения, саморазвития: через различные
методы диагностики ребенок, педагоги познают себя, свои возможности, создавая
условия для саморазвития;
5) развивающую
(воспитательную): создание условий для развития личности, воспитания различных
свойств и качеств личности.
3.
В педагогической теории нет однозначной трактовки принципов, требований, на
которых базируется педагогическая диагностика. Одни, к примеру, считают изучение
коллектива и личности в их единстве - принципом, а другие –требованием. Тем не
менее, каждая из классификаций имеет право на существование, и ее знание
полезно педагогу.
- В.Г. Максимов выделяет
шесть принципов (исходных положений, ведущих идей), которыми должен
руководствоваться учитель при проведении педагогической диагностики. Это такие
принципы:
целостное изучение педагогического явления;
комплексное использование методов исследования;
объективность, занимающая в педагогике особое
место в силу наличия большого числа субъективных факторов в самом педагогическом
процессе;
единство изучения и воспитания;
одновременность изучения коллектива и личности;
изучение явления, процесса в движении, развитии.
- С.П. Клочкова, Н.А.
Никифорова и другие авторы выделяют шесть основных требований, предъявляемых к
педагогической диагностике:
целенаправленность диагностики;
единство изучения, обучения и воспитания
личности;
изучение коллектива и личности в их единстве (к
примеру, семья как система);
непрерывность педагогической диагностики;
соответствие диагностики уровню развития науки,
то есть применение таких методов исследования, которые апробированы в науке;
комплексный характер диагностики, то есть
использование системы методов, взаимодополняющих, уточняющих представление об
исследуемом объекте,
4. Огромную роль при использовании
любого из методов педагогической диагностики ("недописанный тезис",
анкета, тест и др.) важно соблюдать ряд условий, особенно этического
характера. В работе "Диагностика воспитанности: педагогические
методики" (М., 1992) Н.Е. Щуркова выделяет такие из них:
соблюдение скрытой педагогической позиции по
отношению к испытуемым, сохранение тайны, педагогической цели;
исключение педагогического давления на
производимый выбор, как предварительного, так и последующего оценочного этапов
диагностирования;
создание условий, максимально приближенных к
изолированности каждого испытуемого от влияния окружающих;
сохранение анонимности полученных показателей и
соблюдение тайны индивидуальных ответов перед учителями, родителями и самими
учащимися;
разнообразие методик и некоторая занимательность
формы, переключающая внимание испытуемого с назначения теста на его форму;
единая математическая обработка результатов,
производимая для каждой возрастной группы;
предупредительное планирование диагностирования
на определенный период времени - от фиксирования отправного исходного начала
до выявления результатов на контрольный или завершающий момент.
Задание № 2. Изучите,
как В.Ф. Берков, раскрывая природу и социальные функции науки, дает определение
науки. Это - важнейший элемент духовной культуры. Она характеризуется
следующими взаимосвязанными признаками:
1) совокупностью
объективных и обоснованных знаний о природе, человеке, обществе;
2) деятельностью,
направленной на получение новых достоверных знаний;
3) совокупностью социальных
институтов, обеспечивающих существование, функционирование и развитие знания и
познания [1, с. 6].
Разделитесь на
подгруппы, обсудите, как понимаете сущность каждого из трех признаков науки.
Порассуждайте над
вопросом: "Какое значение имеет (и имеет ли?) педагогическая диагностика
в школе для развития педагогической науки? " Если имеет, то при каких
условиях?
Обобщенное мнение
представьте на обсуждение группы.
Задание № 3. Вам надо исследовать
психологическую коммуникабельность семьи, которая включает такие виды
внутрисемейных отношений, как интеллектуальные, эмоциональные, волевые.
Какими принципами и
требованиями будете руководствоваться при проведении педагогической
диагностики? Обсудите в малых группах (3-4 человека).
Задание № 4. Вам необходимо
продиагностировать уровень педагогической культуры родителей.
Какие требования будете
соблюдать при проведении данной процедуры? Обсудите в парах; основные положения
зафиксируйте в рисунке, схеме и т.п.
Задание № 5. Ответьте на вопросы:
1. В чем отличие принципа
педагогической диагностики от требования к ней?
2. Какие знаете
методологические принципы психолого-педагогического исследования?
3. Имеются ли какие-либо
различия между методологическими принципами психолого-педагогичсского исследования
и принципами, которыми руководствуется учитель при проведении педагогической
диагностики? Ответ обоснуйте.
4. Назовите функции
педагогической диагностики. В чем их назначение?
Вопрос 3. Методы
педагогической диагностики семьи _
Э т а п 1. Выявление
уровня усвоенных знаний (на основе домашней самостоятельной работы):
- сообщения студентов;
- выборочная проверка
письменной работы (таблица "Диагностические методы изучения семьи").
Этап2. Систематизация знаний:
Задание № 1. Проанализируйте позиции
исследователей по обсуждаемому вопросу.
1.
В пособии "Педагогическая
диагностика в школе" отмечается, что семью контактную группу следует
оценивать по критериям, характеризующим ственную направленность и
педагогическую культуру родителей, подготовленность ее членов к совместной
деятельности, организованность и психологическую коммуникативность [8].
2. Существует большое
количество методов педагогической диагностики, с помощью которых учитель может
получить необходимую информацию. Это: наблюдение, беседа, анкетирование, метод
оценок, независимых оценок, создание специальных ситуаций, тест и другие.
Главное, чтобы любой из методов "работал" по назначению; органично
вписывался в систему школьно-семейного воспитания школы (класса); педагог
владел технологией диагностирования; умел подобрать комплекс методов,
взаимодополняющих друг друга;
3. Информация, которую
получает педагог на основе различных диагностических методов, представляет
собой обширный фактический материал, анализ которого позволяет увидеть
тенденции семейного воспитания, выделить основную проблему, которая может
стать предметом психолого-педагогического исследования, но для этого надо
хорошо владеть методами научного познания.
4. Метод (от греч. metodos - путь исследования или
познания, теория, учение) - совокупность правил, приемов и операций
практического или теоретического освоения действительности. Научный метод
служит получению и обоснованию объективно-истинного знания.
Характер метода определяется многими факторами:
предметом исследования;
степенью общности поставленных задач;
накопленным опытом;
уровнем развития научного знания и т.д. [1, с.
78-79].
5. Самым распространенным
исследовательским методом в педагогике, психологии и других науках, а также
при проведении педагогической диагностики (учащегося, семьи и др.) является
наблюдение.
В отличие от обыденного наблюдения, для научного
метода характерны, как отмечает В.И. Загвязинский, целенаправленность,
аналитический характер, комплексность, систематичность. Эти черты являются
одновременно и требованиями.
При проведении наблюдения, педагогу важно
соблюдать ряд правил. А.И. Кочетов, Я.Л. Коломинский, И.И. Прокопьев и др.
предлагают: одни и те же факты наблюдать разным лицам, имеющим общий план
наблюдения; добиться скрытой позиции наблюдателя; при наблюдении факты должны
регистрироваться с максимальной точностью; практиковать стандартизированное и
распределенное наблюдение группой лиц, т.е. каждый наблюдатель получает конкретную
задачу, а затем наблюдатели сверяют полученные материалы; наблюдение важно
применять при изучении самой картины процесса, при фиксации событий, тогда как
отношения и мнения человека легче выявить другим путем (анкета, беседа и др.);
результаты наблюдений надо обязательно сравнивать с самонаблюдением учащегося
(родителя, педагога и др.).
6. Беседа, как
диагностический метод, позволяет глубже вникнуть в суть проблемы, собрать
большой фактический материал. В ходе беседы возможны и дискуссии, споры, поэтому
применять ее надо с осторожностью, придерживаясь ряда условий (требований,
правил): применять в том случае, если респонденты к исследователю хорошо
расположены; только авторитетному педагогу они могут раскрыть нечто
сокровенное; беседу желательно проводить в удобном месте, где бы, к
примеру, родители чувствовали себя раскованно; к беседе надо тщательно готовиться
хотя лучше всего вести ее не с помощью задавания прямых вопросов, а в виде разговора, менять свою позицию, исходя из
ответов; важно соблюдать педагогический такт; результаты фиксировать только
после беседы; при подготовке к беседе нужно четко определить ее цель, а также
особенности тех, с кем будет вестись беседа (личностные качества, отношение к
школе, к педагогу и др.; не следует
упускать из виду, что беседа хорошо сочетается с другими методами и ее
назначение - подтвердить, опровергнуть ранее полученные данные, иногда и
получить новые сведения; беседа схожа с опросом, но в большинстве случаев
беседа носит более свободный характер (вопросы можно добавлять, перестраивать
и т.п.).
7. Опрос - это метод,
который осуществляется в двух формах: интервью, анкета.
Интервью - форма устного опроса, при которой
исследователя интересует мнение респондента, которого опрашивают. Данный метод
помогает выяснить по одному, или нескольким вопросам, ряд мнений, то есть цель
интервью - выделить "интервью мнений" (В.И. Загвязинский, Р.
Атаханов).
Анкета - это письменная форма опроса. Ставит те
же цели, что и устный опрос (интервью). Позволяет охватить достаточное
количество респондентов. Анкета без фамилии испытуемых особенно практична и
эффективна в педагогической диагностике с семьей, так как родители не любят
разглашать "тайны" своей семьи. Анкетирование, в отличие от беседы,
или интервью, не требует от педагога больших организаторских способностей;
главное - логично составленные вопросы, достигающие цели, удобная форма
заполнения анкеты (согласие или несогласие с утверждением в анкете;
подчеркивание ответа и т.п.). Как правило, в анкетах вопросы по содержанию
делятся на две группы: прямые ("Нравится ли вам участвовать в совместной
деятельности с детьми класса?") и косвенные ("Согласны ли вы с
утверждением, что участие в совместной деятельности с детьми класса полезно родителям?").
Часто содержание вопросов определяется характером ситуации (вербальная,
воображаемая). Первый из приведенных выше вопросов анкеты задан в реальной
ситуации - это безусловный вопрос. А вопрос "Хотели бы вы участвовать в
совместной деятельности с детьми класса?" задан в воображаемой ситуации и
является проективным. Данный вид анкетирования близок к таким проективным
методикам, как "Недописанный рассказ", "Недописанный тезис"
и др.
Что касается формы анкетирования, то на
существование имеют право как закрытые, так и открытые опросники - в
зависимости от поставленной исследователем темы. В закрытых заранее определены
варианты ответов, а в открытых инструкцией не ограничен способ ответа на него,
нет вариантов ответов. К примеру, "Напишите, в каких интересных делах
класса ваша семья хотела бы поучаствовать в этой четверти".
Анкетирование - сложный метод исследования, если
не знаешь четких требований к формулировке вопросов, их назначения и т.п. В
связи с этим очень важно:
точно формулировать
вопросы, чтобы исключить ошибочные ответы; не формулировать большое количество
вопросов, особенно сложных по со-ию, что вносит путаницу в ответы испытуемого;
вопросы должны соответствовать по содержанию
уровню подготовленности аудитории;
в вопросах важна взаимосвязь, по содержанию
частично они должны перекрывать (уточнять) друг друга, что способствует
убежденности в правильности ответов;
стиль анкеты по своему содержанию должен
располагать респондентов к откровенности;
анкеты могут быть как анонимные (без фамилии),
так и подписанные - в зависимости от цели, от договоренности с респондентами и
т.п.
8. Тест - "это
стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания,
которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого
свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение
к тем или иным объектам" (В.И. Загвязинский).
Вопросы и задания в тестах - краткие, могут быть
альтернативного характера ("да", "нет"), предполагать выбор
ответа, оцененного соответствующим баллом.
Используя метод тестов, важно опираться на
разработанную норму, научную концепцию, что позволяет с определенных, четких
позиций анализировать результаты (к примеру, нельзя определить уровень
развития компетентности родителей в налаживании внутрисемейных отношений, если
не знаешь, что входит в структуру данной компетентности).
Все испытуемые должны находиться в равных
условиях.
Огромную роль играет нахождение среднего
показателя, который соответствует результатам большой совокупности людей и является
средним показателем того или иного свойства. Данный показатель определяется
опытным путем и, как отмечают ученые (В.И. Загвязинский, Р. Атаханов, В.Г.
Максимов и др.), берется за точку отсчета. Результаты каждого испытуемого
сравниваются с нормой, оцениваются.
9. Оценивание (иначе: метод
компетентных судей, рейтинг) - оценка, порядок, классификация. Этот метод
связан с привлечением компетентных людей, что позволяет объективно оценить,
охарактеризовать объект, явление, процесс. Оценивание может быть выражено в
форме независимых характеристик (метод независимых характеристик): даются
письменные отзывы экспертов по единой форме, которые затем сравниваются
исследователем. Как варианты метода оценивания - психолого-педагогический
консилиум (совещание), а также метод диагностических ситуаций, которые
используются из реальной жизни, или создаются исследователем преднамеренно.
10. Измерение - метод
исследования, при котором "устанавливается отношение одной величины к
другой, служащей эталоном, стандартом" (В.Ф. Берков).
Есть множество определений данного метода, но
общее для всех определений "измерение есть приписывание чисел вещам в
соответствии с определенными правилами" (В.Г. Максимов).
Главная цель данного метода - получение числовых
данных, которые дадут возможность судить в большей степени не столько о
качественных состояниях исследуемого явления, процесса и т.п., сколько о
количественных его характеристиках. Для этого исследователю следует уметь
представить свои знания об изучаемом объекте в виде чисел, рисунков, схем,
формул и т.п., что помогает получить достоверную информацию.
11. С целью изучения семьи
как системы (ребенок, родители, братья, сестры и др.) немаловажную роль для
педагога могут сыграть так называемые проектные методики, к которым относятся:
тестирование, известная методика "Недописанный тезис",
"Недописанный диалог", тест-рисунок, "Фантастический выбор"
и др.- описаны Н.Е. Щурковой для диагностики детей в работе "Диагностика
воспитанности" (М., 1992). Тем не менее, названные методы, с соответствующей
модификацией содержательной их части, можно применять и в родительской среде.
Задание №2. Проанализируйте суть
такого метода, как "Диагностический эксперимент в виде педагогических
ситуаций".
Предложите "таблицу
наблюдения" за проявлением у родителей того или иного свойства личности;
отношения к школе, к делам и т.п. (выполняется индивидуально).
Задание № 3. Существуют понятия: "обобщение опыта", "опытная
работа", "педагогический эксперимент".
Обсудите в группах (3-4
человека) сущность названных понятий.
Проанализируйте и
выскажите обобщенное мнение: какое место обсуждаемые виды деятельности
(обобщение опыта, опытная работа и др.) могут занять в диагностической работе
педагога с семьей?.
Задание № 4. Понятие "эксперимент" в теории и практике
квалифицируется неоднозначно: эксперимент как конкретный метод исследования,
эксперимент -комплексная исследовательская методика, отличающаяся от метода по
сути, временными рамками и т.п.
Посовещайтесь в парах и
на конкретных примерах (относительно семьи) раскройте назначение и условия
применения одного и другого вида эксперимента.
Задание № 5. Познакомьтесь с
исследовательским методом "Анализ документов" (контент-анализ).
Применяется в комплексе с другими методами и редко как самостоятельная
диагностическая процедура.
При изучении личной документации (фотографий,
альбомов, книг, писем и т.п.) очень важно знать выводы человека, что позволяет
судить о его взглядах, условиях жизни
и т.п.
Выскажите свою точку
зрения относительно возможности использования данного метода в диагностических
целях той или иной семьи. Если можно использовать, то при каких условиях?
Ответ обоснуйте.
Задание № 6. Как известно, педагогическая диагностика семьи, как и других
субъектов педагогического процесса (педагогов, учащихся и др.), основывается на
процедуре оценивания, то есть своеобразной экспертизы, качество которой ависит
от соблюдения ряда принципов (объективности, адекватности, мотивированности
обобщения результатов, критичности, доступности и др.) и включает ри этапа; подготовительный,
организационный, аналитический.
Обсудите в группах
сущность каждого из этапов. Какие методы будете использовать на аналитическом
этапе диагностики?
Задание №7. Семья
- это своеобразная система, контактная группа, действующая на основе
определенных законов, правил, традиций и т.п.
Обсудите в группах: как
вы понимаете сущность мониторинга как специфического способа управления
(развитием учреждения, системы и т.п.)?
Как будете проводить
мониторинг деятельности семьи, какие доступные области из ее жизни могут быть
объектом диагностирования (экспертизы-оценивания)?
Задание № 8. Изучите
компоненты, которые включают ученые в технологию педагогической диагностики:
- четкое формулирование
целей и задач диагностики;
- определение системы
критериев и показателей развития, совершенствования субъектов (детей,
родителей, педагогов и др.) педагогического процесса, педагогического явления
(педагогической культуры родителей и др.), процесса (взаимодействие школы и
семьи и др.) и др.;
- моделирование
диагностической программы (система методов диагностики);
- реализация
сконструированной диагностической программы, в основе которой комплекс методов
и методик;
- обработка полученных
данных, их анализ, интерпретация, выявление реальных уровней развития
субъектов (объектов), которые диагностировались, оценочно-рефлексивная
деятельность педагога;
- при необходимости,
доработка и внедрение коррекционного компонента в диагностическую программу.
Проанализируйте, четко
ли вы представляете сущность каждого из компонентов.
Задание №9. Ответьте
на вопросы:
1. В чем сущность метода
педагогической диагностики?
2. Согласны ли вы с тем,
что методы педагогической диагностики направлены на выявление качества
педагогического процесса, его позитивных и негативных сторон? Ответ обоснуйте.
3. Имеют ли методы
педагогической диагностики научную направленность и при каких условиях
способствуют совершенствованию педагогической практики в школе, в семье?
4. Назовите достоинства и
недостатки метода наблюдения.
5. Как понимаете суть
метода включенного наблюдения?
6. В чем специфика беседы,
интервью, анкеты с родителями?
7. Чем отличаются открытая
и закрытая формы анкеты?
8. Каким требованиям должен
удовлетворять педагогический тест?
9. В чем отличие теста от
анкеты?
10. Какова главная цель
метода измерения?
11. В чем разница назначения
методов измерения и оценивания?
12. Можно ли практиковать в
диагностике семьи метод обобщения положительного или передового опыта? Если
можно, то с какой целью?
13. Возможно ли, на ваш
взгляд, применение такого метода, как эксперимент, в практике диагностирования
семьи? Если возможно, то с какой целью и при каких условиях?
14. Какие методы наиболее
целесообразны для изучения воспитательного потенциала семьи?
15. По каким критериям можно
судить об уровне педагогической культуры родителей?
Комментариев нет:
Отправить комментарий