суббота, 8 марта 2014 г.

Методология и методика экономического анализа деятельности предприятия

Методология и методика экономического анализа деятельности предприятия.
1.Методология экономического анализа.
2.Методика факторного анализа.
3.Моделирования в факторном анализе.
1. Методология экономического анализа.
Под методологией науки понимают способы подхода к изучению предмета науки. Специфические для различных наук способы подхода к  изучению своего предмета базируются на всеобщем диалектическом методе познания. Этот всеобщий подход определил основные методологические черты экономического анализа, выражающиеся в необходимости:
  1. необходимость  постоянных сравнений;
  2. необходимость изучения внутренних противоречий положительных и отрицательных сторон каждого процесса, явления;
  3. необходимость изучения всех взаимосвязей исследуемого явления;
  4. необходимость  количественного измерения внешних факторов влияющих на деятельность предприятия;
  5. необходимость системного подхода к изучению объектов анализа;
  6. детализация на составные части изучаемых явлений;
  7. систематизация элементов с целью построения приблизительной модели изучаемого объекта;
  8. обобщение материалов исследования;
  9. разработка системы показателей для комплексного системного исследования причинно-следственных связей, экономических явлений и процессов в деятельности предприятия.
         Таким образом, метод экономического анализа заключается в систематическом комплексном изучении, измерении и обобщении влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности функционирования предприятия.
            Методология экономического анализа проявляется через конкретные методики аналитических исследований. Каждому виду анализа соответствует своя методика. В экономическом анализе методика представляет собой ряд аналитических способов и правил исследований экономических явлений и процессов подчиненных цели анализа.
            Методика может быть общей, т.е. использоваться при изучении разных объектов различных отраслей экономики и частной,  применимой для определенных отраслей, типов производства, объектов и видов анализа.
            Любая методика содержит:
  1. задачи и цели анализа;
  2. объекты анализа;
  3.  системы показателей;
  4. периодичность и последовательность проведения анализа;
  5. способы и методики исследования;
  6. информационные источники (откуда берут данные);
  7. организационные моменты (лица, службы  участвующие в анализе);
  8. техническое обеспечение;
  9. документальное оформление результатов;
  10. пользователи результатов анализа.
Важнейшими элементами методики экономического анализа является последовательность выполнения аналитической работы и способы исследования.
      Анализ проводится поэтапно.
  1. Уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план работы.
  2. Разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект.
  3. Сбор и подготовка необходимой информации (проверяется ее точность, приводится в сопоставимый вид).
  4. Сравнительный анализ с показателями плана отчетного года.
  5. Факторный анализ: устанавливаются факторы и их влияние на результаты деятельности).
  6. Выявление резервов.
  7. Оценка результатов  и разработка мероприятий по их использованию.
      Что касается технических приемов и способов анализа или инструментария, то среди великого множества выделяют:
-          базовые (логические) способы, которые широко применяются в других дисциплинах (сравнения, графический, балансовый, эвристические методы),         способы факторного анализа (детерминированного и стохастического)
-          методы оптимизационного решения экономических задач (программирование).
      Эвристика – наука о творческом мышлении. Решение экономических задач на основании интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов и т.д. Так прием аналогии представляет собой использование подобного известного решения для ответа на конкретный аналитический вопрос, или инверсии, или системы «наоборот», т.е. перевернуть объект вверх ногами. Метод интенсивного генерирования идей «мозговой атаки» также относится к эвристическим приемам решения экономических задач.
      Так как в анализе используется большое количество разнообразных показателей, необходима их группировка и систематизация.
В экономическом анализе применяются различные способы и приемы, большинство способов и приемов берется из области математики и статистики.
В экономическом анализе используются следующие методы: горизонтальный (временной); вертикальный (структурный); анализ относительных показателей; сравнительный; трендовый; факторный.
Горизонтальный анализ применяется для выявления тенденций изменения рассматриваемых показателей, заключается в сравнении соответствующих статей или групп статей отчетности во временном разрезе. При этом исчисляются базисные темпы роста (снижения) рассматриваемых показателей за анализируемый период времени. Горизонтальный анализ, являющийся одним из основных традиционных методов.
Вертикальный анализ также называют структурным, он заключается в  определении структуры итоговых финансовых показателей, позволяет определить удельный вес каждого элемента итогового показателя и выявить степень их влияния на результативный показатель.
Трендовый анализ позволяет прогнозировать возможные значения показателей в перспективе. Данный метод тесно связан с предыдущими. Он основывается на расчете и сравнении финансовых показателей за ряд предшествующих периодов и выявлении тренда динамики прогнозирующих показателей.
Метод, основанный на расчете системы относительных показателей – коэффициентов  называют (коэффициентный метод), представляющих собой соотношение между различными величинами, в качестве которых могут выступать отдельные статьи или группы статей финансовой отчетности.
В экономическом анализе широко используются статистические приемы: сравнение, детализация, средние величины и их вариация, группировки, ряды динамики и другие.
Сравнение   начинается с соотношения явлений, т.е. с синтетического акта, посредством которого анализируются сравниваемые явления, выделяется в них общее и различное. Существует несколько форм сравнения: с планом, с прошлым, с лучшим, со средними данными, с нормативными значениями (для нормируемых показателей). К приемам сравнительного анализа относятся: метод сумм, метод расстояний, балльный метод, метод экспертных оценок и другие.
I. Способ сравнения - научный метод познания, в процессе которого изучаемое явление сопоставляется с уже известным ранее с целью определения общих черт либо различий между ними.         Это наиболее ранний и наиболее распространенный способ анализа. Не зря говорят «все познается в сравнении".
            В экономическом анализе сравнение один из важнейших способов с которого начинается проведение анализа. Используется этот способ для решения многих задач. Рассмотрим некоторые типичные примеры использования этого способа:
1. Сопоставление фактических данных с плановыми позволяет оценить степень выполнения плана за период.

Вид продукции
Объем производства
Абсолютное отклонение от плана
Выполнение плана, %
План
Факт
А
300
327
+27
109
Б
250
225
-25
90
В
500
510
+10
102
Всего
4000
4200
+200
105
            Выявленные в результате сравнения величины отклонения являются объектами дальнейшего анализа.
2. Проверка обоснованности плановых показателей. Устанавливаются обстоятельства связанные с качеством самого планирования. В частности, значительные положительные отклонения от плана могут иногда возникать в результате заниженного плана. Фактические данные за  3-5 лет сравниваются с  данными плана текущего года (в сопоставимых ценах).
Вид продукции
Прошлые года
В среднем за 4 года
План на будущий год
1-й
2-й
3-й
4-й
А
280
300
300
320
300
300
Б
200
205
218
221
211
250
Итого
480
505
518
541
511
550

План по производству продукции А является недостаточно обоснованным. Плановые показатели находятся на уровне фактически достигнутых в среднем за 4 года и ниже достигнутого уровня в прошлом году, хотя тем прироста за этот период составил 3,7%:
Средний темп роста  Т =              Т=
По изделию Б план был очень напряженным без учета достигнутого уровня и темпов прироста.

3. Сравнение фактического уровня показателей с плановыми  для выявления резервов производства.
            Например, если план, по какому либо мероприятию (внедрение новой техники, организационных мероприятий) не был выполнен, то это можно рассматривать как неиспользованный резерв увеличения производства продукции.
4. Сравнение достигнутого уровня по тем или иным показателям с данными перспективного плана.
Выполнение перспективного плана производства.
Вид продукции
План на 5 лет
План на 3года
Факт за 3 года
Отклонение от плана
Уточненный план 2-х последних лет
А
500
300
250
-50
250
Б
200
120
150
+30
50

Такое сравнение дает возможность видеть ход выполнения перспективного плана и задачи на будущий период.
5. Сравнении фактических данных с утвержденными нормами (расход сырья, энергии, материалов), для оценки эффективности их использования в процессе производства и определения утерянных возможностей увеличения выпуска продукции и снижения ее с/с.
6. Сравнение показателей фактических с лучшими результатами работы для  определения тенденции и закономерности развития экономических процессов. Может осуществляться как в рамках предприятия, так и вне его.
            Внутри предприятия проводятся сравнения среднего уровня показателей, достигнутых коллективом в целом, с показателями передовых участков, бригад.
            Большое значение имеет межхозяйственный сравнительных анализ, направленный на поиск новых возможностей производства, изучение передового опыта, особенно зарубежного.
7. Сравнение разных вариантов решения экономических задач с целью выбора оптимального варианта управленческого решения. Широко используется в предварительном анализе при обосновании планов и управленческих решений.
8. Сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора или производственной ситуации. Используется прием при расчете влияния факторов и определении величины резервов.
9. Сравнение параллельных и динамических рядов для определения и обоснования формы и направления связи между различными показателями.

Графические методы представляют собой изображение соотношения чисел, содержащихся в аналитической таблице, в виде графиков, диаграмм, геометрических или условных художественных фигур и т.п. Использование данного метода позволяет более наглядно, доступно отразить данные, полученные в результате аналитических процедур.
Табличный метод. Построение аналитических таблиц является одним из важнейших приемов проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности. Аналитическая таблица - это форма наиболее рационального, наглядного и систематизированного представления исходных данных, простейших алгоритмов их обработки и полученных результатов. Она представляет собой комбинацию горизонтальных строк и вертикальных граф (столбцов, колонок). Остов таблицы, в котором заполнена текстовая часть, но отсут­ствуют числовые данные, называется макетом таблицы.
      По своему содержанию показатели делятся на количественные и качественные.
      Количественные показатели -  объем продукции, кол-во работников, площадь посева.
      Качественные – показывают существенные особенности и свойства изучаемого объекта (производительность труда, рентабельность, с/с)
      Изменение количественных показателей всегда приводит к изменению качественных, и наоборот (рост объема производства ведет к снижению с/с).
Одни показатели используются при анализе деятельности всех отраслей экономики – общие (с/с,  прибыль, рентабельность),  другие – только в отдельных областях – специфические ( калорийность каменного угля, жирность молока, урожайность культуры).
Аналитические показатели  делятся на абсолютные – выраженные в  денежных, натуральных измерителях или через трудоемкость и относительные -  показывают соотношение каких-либо двух абсолютных показателей, определяются в %, коэффициентах или индексах.
При изучении причинно-следственных связей показатели делятся на факторные и результативные.
Если показатель рассматривается как результат воздействия одной или нескольких причин  и выступает в качестве объекта исследования, то при изучении взаимосвязей он называется результативным.
Показатели, которые определяют поведение результативного показателя и выступают в качестве причин изменения его величины, называются факторными.
Все показатели используемые в экономическом анализе взаимосвязаны и взаимообусловлены.
2. Методика факторного анализа.
Каждый результативный показатель зависит от многочисленных и разнообразных факторов. Поэтому важным методологическим вопросом в анализе хозяйственной деятельности является изучение и измерение влияния факторов на  величину исследуемых экономических показателей.
Итак, под факторным анализом понимаются методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.


Комментариев нет:

Отправить комментарий