суббота, 8 марта 2014 г.

Административное право. Понятие, источники, виды, характеристика.


Основны  административного права

                        ПЛАН

1. пОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

2 Источники административного права

3.Характеристика административно-правовых        отношений

4.Виды административных отношений

5.Виды административно-правовых норм и их особенности

6.Особенности норм административного права

7. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

8.Административная ответственность и виды административных взысканий




1.    ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Административное право- это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием системы государственного управления, в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Администрация (от лат. administratio управление, руководство.

 Административное право призвано регулировать особую группу общественных отношений, которые складываются и развиваются в сфере государственного управления, т. е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех уровнях национально-государственного и территориального деления.

Признаки органов государственного управления:
1) наличие управленческого аппарата;
2) исполнительно-распределительная деятельность этого аппарата;
3) используемая при этом власть.

Функции органов государственного управления:
управление различными сферами экономики;
выполнение задач по социокультурному строительству;
обеспечение общественного порядка и государственной безопасности;
реализация внешней политики государства, развитие экономических и иных связей с другими странами.

Административно- правовые формы и методы управления

Формы управления.
Издание нормативных правовых актов;
утверждение программ развития;
заключение административно-правовых договоров (например, между органами исполнительной власти субъекта РФ и водопользователями).

Методы управления:

убеждение;
принуждение;
поощрение;
установление правил;
утверждение поручений;
предписание;
запрещение;
выдача разрешений;
удовлетворение заявлений;
контроль;
надзор;
применение санкций;
разрешение споров;
установление стандартов и т.д.

Например, метод административного принуждения (указан выше) реализуется путем принятия определенных мер, которые делятся на три группы:
1.административно-предупредительные меры:
контрольные и надзорные проверки;
досмотр личный и вещей;
проверка документов;
введение карантина;
прекращение движения;
медико-санитарное освидетельствование;
закрытие границы;
оцепление территории;
осмотр помещений и т.д.;
2.    административно - пресекательные  меры:
требование прекратить противоправные действия;
физическое воздействие;
применение специальных средств для пресечения беспорядков;
отказ в выдаче лицензии;
приостановление или прекращение деятельности предприятия;
применение оружия;
временное отстранение от работы  т.д.;
3.    процессуальные меры пресекательного характера:
доставление правонарушителя в органы внутренних  дел;
административное задержание физического лица для составления протокола об административном правонарушении;
личный досмотр;
изъятие документов;
отстранение от управления транспортным средством;
задержание транспортных средств и др.


ИСХОДЯ ИЗ ЭТОГО
Предмет административного права составляют:
- отношения, возникающие в связи с функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях РФ;
- отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов государственного и муниципального управления;
- отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественных объединений, коммерческих структур и т. д.).

Субъектами административных правоотношений выступают:федеральные органы исполнительной власти;,
исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации;
 органы местного самоуправления;
 предприятия и учреждения (государственные и негосударственные), общественные объединения (организации);
граждане.

Необходимо выделить такой субъект административного права, как государственные служащие (должностные лица).

 Федеральный закон от 31. 07.1995г. № 119- ФЗ «Об основах государственной службы  Российской Федерации» определяет, что государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ. При этом под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Метод административного права характеризуется следующими основными особенностями.

В первую очередь, стоит отметить, что административно-правовой метод предполагает неравенство сторон- участников административно-правовых отношений.
 Сравнение административно-правового и гражданского правового методов позволяет выявить особенности каждого из них.
 Гражданско-правовой метод предполагает равенство субъектов отношений, а административно-правовой метод, напротив, исходит из неравенства субъектов управленческих отношений. В нем применяются отношения власти, субординационные по своему характеру.
Для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны предписания. Одной стороне при этом предоставлен точно определенный объем властных полномочий, адресованных другой стороне, которая должна подчиняться предписаниям.

Административно-правовое регулирование исходит из наличия официальной государственной инстанции, полномочной в соответствии с требованиями законов и подзаконных актов решать управленческие вопросы в одностороннем порядке.

Административное право тесно связано со всеми отраслями права, но прежде всего с конституционным правом.

Административное право делится на Общую и Особенную части.
Общую часть административного права составляют нормы, регулирующие административно-правовой статус граждан, правовые основы организации и деятельности исполнительной власти, административно-правовой статус негосударственных организаций.

Особенная часть административного права состоит из норм, действующих в пределах,регулирующих обеспечение безопасности граждан, общества и государства.

2.Источники административного права

Базовым законодательным актом административного права, как и других отраслей российского права, является Конституция Российской Федерации.

Основным законодательным актом, регулирующим административные правоотношения, является новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, вступивший в действие с 1 июля 2002 г.
 Согласно ст. 1 данного Кодекса, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.
 Кроме этого, к источникам можно отнести приказы  министерств, постановления органов местного самоуправления (городских и районных администраций), а также приказы руководителей государственных и негосударственных предприятий (учреждений).

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются:
 защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина;
 охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения; защита общественной нравственности;
 охрана окружающей среды;
охрана установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности;
 защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В основе административной ответственности всегда лежит административное правонарушение.
Лица, совершившие административные правонарушения, согласно административному законодательству, равны перед законом.
 Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
 Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

 При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.
Основанием для применения мер ответственности может служить только совершение административного правонарушения.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения административных правил и норм, за нарушение которых законами Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 Назначение административного наказания юридическому
 лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо,

 равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
3.Характеристика административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения определяются тем, что в обязательном порядке одной стороной этих отношений выступает орган (субъект) исполнительной власти, который в соответствии с возложенными на него задачами реализует свои властные полномочия.
Наличие властных полномочий у одной из сторон является необходимым условием возникновения административных отношений.
Административные отношения не могут возникать между гражданами, если хотя бы один из них не наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом согласие другой стороны не обязательно, т. е. сторона, к которой предъявлено требование субъекта исполнительной власти, обязана выполнить это требование независимо от своего желания.

Поэтому административные отношения называют властеотношениями.

Эта особенность определена внешними приоритетами государственно-управленческой деятельности и в конечном счете является главным условием функционирования всего административно-государственного аппарата.
 Если на каком-то этапе управления принцип «власть - подчинение» не срабатывает, значит, вся система государственного управления дает сбой, и встает вопрос о замене вышедшего из подчинения звена административной цепочки.

Неравенство сторон. Так как управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей воле, то всегда есть сторона, обладающая властными полномочиями по отношению к другой стороне, не имеющей таких полномочий и находящейся в подчинении у первой.
Для возникновения административных отношений достаточно воли одной из сторон (а именно стороны, которая обладает властными полномочиями по отношению к другой). Это резко выделяет административные отношения из всех других правоотношений, которые, как правило, возникают по взаимному согласию сторон.

Возникающие в административно-правовых отношениях споры, как правило, разрешаются во внесудебном порядке в отличие от споров, возникающих в гражданско-правовых, трудовых или семейных правоотношениях.

 Существует особый административный порядок обжалования действий должностных лиц, ущемляющих права граждан, хотя в последнее время наблюдается тенденция расширения круга административно-правовых споров, разрешаемых судом.

Если одна из сторон нарушит требование административной нормы, нанеся при этом ущерб другой стороне правоотношений, нарушитель будет нести ответственность не перед другой стороной, а непосредственно перед государством.

Таким образом, под административно-правовыми отношениями понимаются управленческие отношения, в которых стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей.

Государственное управление, в сфере которого складываются административно-правовые отношения, в конечном счете сводится к осуществлению функций, направленных на организацию совместной деятельности людей.

4.Виды административных отношений
Виды административных отношений многообразны. В зависимости от особенностей участников этих отношений выделяют отношения соподчиненных субъектов и отношения несоподчиненных субъектов.

К несоподчиненному виду административных связей относится взаимодействие двух и более равнозначных и не находящихся в подчинении друг к другу субъектов исполнительной власти (например, взаимоотношения между министерствами).

Соподчиненный вид административных связей может быть представлен в следующих вариантах:

1. Отношения вышестоящего субъекта исполнительной власти с нижестоящими субъектами исполнительной власти, с предприятием (например, отношения Правительства РФ с министерствами и ведомствами).


2. Отношения субъекта исполнительной власти с предприятием (учреждением), не находящимся в его подчинении (например, отношения органов финансового контроля с предприятием). Это внешняя форма соподчинения. Она означает, что исполнитель не находится в прямой зависимости от субъекта исполнительной власти.

3. Отношения субъекта исполнительной власти республиканского (областного) значения с органами местного самоуправления.

4. Отношения субъекта исполнительной власти (федерального или регионального) с негосударственными объединениями (коммерческими структурами, социально-культурными объединениями, общественными организациями и др.).

5. Отношения субъекта исполнительной власти (должностного лица) с гражданами. Это может быть как внутренняя, так и внешняя форма соподчинения (например, отношения начальника с подчиненным - внутренняя форма соподчинения, а отношения сотрудника ГИБДД с водителями - внешняя форма соподчинения).

Во всех видах управленческих отношений непременно участвует  субъект исполнительной власти. Без него управленческие отношения в административном смысле возникнуть не могут, ибо только субъект исполнительной власти имеет полномочия выражать в юридической форме волю и интересы государства, т. е. он реализует на практике в исполнительном варианте государственную власть.

Структурно-функциональное выражение государственного управления фиксируется в административно-правовых нормах, в которых непосредственно выражается регулятивная роль административного права.

5.Виды административно-правовых норм и их особенности
Административно-правовые нормы подразделяются:
1) по целевому назначению- регулятивные и охранительные;
2) по методу воздействия- обязывающие и запрещающие;
3) по пределам действия:
а) действующие на определенной территории;
б) обязательные только для определенного круга лиц;
в) внутриаппаратные;
г) общеобязательные;
4) по юридической силе- имеющие большую юридическую силу и имеющие меньшую юридическую силу.
 Это зависит от законодательного органа власти, который принимает эти нормы. Например, нормативно-правовые акты, принимаемые  законодательным органом субъекта Федерации , имеют меньшую юридическую силу, чем законы, принимаемые Государственной ДумойФедерального Собрания РФ;

5) по степени значимостизаконные и подзаконные. Законными они являются, если исходят от органа, имеющего право разрабатывать и принимать законы.
 Если административные нормы содержатся в нормативных актах органов исполнительной власти, например, постановлениях Правительства РФ, они являются подзаконными;

6) по уровню обобщенности-общие и специальные. Например, нарушение правил торговли -это общая норма, а нарушение правил торговли огнестрельным оружием -специальная норма. В случае несоответствия общей и специальной норм применяется специальная норма;

7) по характеру правового режима-материальные и процессуальные. Большинство норм административного права являются материальными, т. е. они юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей участников административных отношений.
Процессуальные нормы определяют процедуры реализации прав и обязанностей, установленных материальными нормами административного права.

Структура норм административного права аналогична структуре других отраслей права (гипотеза, диспозиция, санкция). Однако нормы административного права имеют свою специфику.
6.Особенности норм административного права
Данные нормы несут в своем содержании двоякую юридическую нагрузку. С одной стороны, они издаются для исполнения и применения их на практике, с другой - для регуляции и регламентации самого процесса правотворчества (например, нормы, устанавливающие порядок разработки и принятия законов, полномочия и статус органов государственной власти и т. д.).

Нормы административного права, как правило, не имеют прямого действия, т. е. представляют собой общие правила поведения принципиального характера. Это значит, что они нуждаются в опосредовании их нормами более конкретных подзаконных актов, имеющих локальный характер и учитывающих особенности, а также специфику подразделений, в которых эти нормы должны применяться.
Административно-правовые нормы содержат в себе правила поведения, адресованные прежде всего субъектам исполнительной власти. Это не означает, что данные нормы носят чисто «аппаратный» характер. Они могут быть обращены как к отдельным гражданам, так и к общественным организациям.
 Но именно в силу своей направленности на реализацию целей исполнительной власти нормы административного права служат для обеспечения безопасности граждан, общества и государства, а также создают условия для реализации необходимых гражданских прав и свобод.

Реализация норм административного права осуществляется несколькими способами:

1. Исключение. Заключается в активных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в правовых нормах (например, обязанность оплатить проезд, войдя в пассажирский транспорт).

2. Соблюдение. Суть соблюдения состоит в воздержании субъекта от совершения запрещенных действий (например, запрет переходить улицу на красный свет).

3. Использование. При использовании субъект сам принимает решение, пользоваться ему предоставленным правом или нет (например, если гражданин имеет право заниматься охотой, он может не пользоваться этим правом, однако передать свое право охотиться другому лицу нельзя).

4. Применение. Состоит в принятии компетентными органами (управомоченными лицами) юридически властных решений на основе действующих административных норм (например, за несоблюдение правил эксплуатации газового оборудования служба городского газового хозяйства имеет право применения санкции к нарушителям).

      7.Виды административных  правонарушений

        - Правонарушения, посягающие на права граждан:
нарушение пав гражданина на ознакомление со списками избирателей, участников референдума;

         нарушения порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов;

   нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности и др.

         - Правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность:        
   сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения;

   незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством);

    нарушение санитарно-эпидемиологических требований эксплуатации жилых и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта;
   нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения и др.

   - Правонарушения в области охраны собственности:
    
     самовольное занятие земельного участка;

      уничтожение специальных знаков;

      самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых;
      самовольное занятие водного объекта или пользование им без проектной документации и др.

   -Правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования:

   несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов;
 
   нарушение законодательства об экологической экспертизе;

   сокрытие или искажение экологической информации и др.


  -Правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике:

нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта, капитального строительства объекта и ввода его в эксплуатацию;

нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ;

повреждение электрических сетей и др.

-Правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель:

нарушение правил борьбы  с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями сорняками;

непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мер хранения и переработки растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации и конопли и др.


-Правонарушения на транспорте:
действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте;

действия, угрожающие безопасности полетов;

нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов и др.


-Правонарушения в области дорожного движения:

управление транспортным средством, незарегистрированным в установленном порядке;

управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения;

нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов и др.

-Правонарушения в области связи информации:

самовольная установка или эксплуатация узла проводного вещания;

самовольное подключение к сети электрической связи  оконечного оборудования и др.

-Правонарушения в области предпринимательской деятельности:

осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии);

незаконная продажа товаров (иных веществ), свободная реализация которых з0апрещена или ограничена;

нарушение порядка ценообразования;

 обман потребителей;

незаконное получение кредита;

 фиктивное или преднамеренное банкротство и др.

Правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг:

нарушение сроков постановки на  учет в налоговом органе;

нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций и др.

Кроме перечисленных административных правонарушений в особенной части КоАП РФ  предусматриваются также:

 -правонарушения в области таможенного дела;
-правонарушения, посягающие на институты государственной власти;
-правонарушения в области защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ;
-правонарушения против порядка управления;
-правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
-правонарушения в области воинского учета.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются:
-судьями (мировыми судьями);
-комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
-федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то.
















8.Административная ответственность и виды административных взысканий

Нормы административного права обязательны для всех лиц, на которых направленно их действие. В случае несоблюдения норм административного права наступает административная ответственность.
Административная ответственность наступает при наличии административного правонарушения (проступка)
.
 Административный проступок  это посягающие на общественный порядок противоправные, виновные (умышленное или неосторожное) действия или бездействия, которые запрещены административным законодательством.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
предупреждение;
административный штраф;
возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
административный арест;
административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
дисквалификация.

Особенности административной ответственности состоят в ее основании, характере санкций, порядке их применения:

1) в наложении административного взыскания;
2) менее суровой, чем уголовная, и не влекущей судимости ответственности;
3) применении органом (должностным лицом), которому нарушитель не подчинен по службе;
4) в более простой и оперативной, чем в уголовных и гражданских процессах, процедуре рассмотрения дел
.
Административная ответственность по сравнению с уголовной имеет свой круг субъектов, правомочных рассматривать и разрешать дела об административных правонарушениях.

Если уголовные наказания назначаются только по обвинительному приговору суда, то административные взыскания налагаются весьма значительным кругом субъектов, перечень которых закреплен в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Предупреждение- мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:

1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее  минимальный размер оплаты труда);
2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.
Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда.

Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда,
 на должностных лиц - пятьдесят минимальных размеров оплаты труда,
на юридических лиц - одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.

Лицо, к которому оно применено, считается имеющим взыскание в течение установленного срока. Применять административные взыскания могут должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления.

Административное законодательство, согласно Конституции РФ, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72 Конституция РФ). Это означает, что ответственность за совершение административных правонарушений может быть установлена и нормативными актами субъектов РФ.
Административное право занимает особое место в системе права Российской Федерации.
 Если конституционное право закладывает основные принципы деятельности государственного механизма, то административное право приводит этот механизм в действие, непосредственно закрепляет существующую систему органов исполнительной власти, регулирует государственную деятельность в области внутреннего управления и вытекающие из этой деятельности юридические отношения между властью и гражданами.

Административное право закрепляет права личности, дает гражданам гарантии защиты от произвола должностных лиц, устанавливает контроль за деятельностью государственной администрации.
Без управления не может существовать ни одно государство. История показывает, что чем сильнее государственная власть, чем спокойнее и целеустремленнее действуют исполнительные органы, доводя свою волю до законопослушных граждан, обязанных непременно исполнять все законы, тем сильнее, могущественнее держава.


Вопросы для самоконтроля
1. Понятие административного права
2. Источники и принципы административного права
3. Особенности административно-правовых отношений
4. Административная ответственность и виды административных взысканий.



Комментариев нет:

Отправить комментарий