четверг, 6 марта 2014 г.

Бизнес-план фирмы, предприятия, компании

Бизнес-план предприятия

БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.Сущность и назначение бизнес-плана.
2.Основные разделы бизнес-плана и их краткая характеристика.
1. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
 Приобретая в условиях рынка самостоятельность, предприятие испытывает потребность в значительном расширении сферы управления производством и реализацией продукции,  своей внешнеэкономической  и инвестиционной деятельностью. Существенно возрас­тает и ответственность за бесперебойный выпуск про­дукции, своевременность ее поставки, за качество и обоснованность принимаемых решений. Приоритетное значение имеет изучение рынка и формирование пла­на маркетинга. Научно-технический прогресс превра­щается в одно из орудий управленческих нововведе­ний, направленных на создание условий для прибыль­ной работы.  Организация эффективного управления предприятием требует выработки четкой финансовой стратегии.
Решению этих задач в полной мере отвечает биз­нес-планирование, охватывающее различные сферы финансово-хозяйственной деятельности и помогающее обозначить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие либо предприниматель в условиях неста­бильности и порой непредсказуемости рыночных си­туаций.
Бизнес-планом называется экономическая программа эффективного управления предприятием, которая включает конкретные меры по развитию производства и продаж  конкурентоспособной продукции, а также выработку рыночной стратегии хозяйствования, обес­печивающей их эффективную реализацию.
При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые прак­тически во всех областях коммерческой деятельности и необходимые для того, чтобы своевременно подготовить­ся и обойти потенциальные трудности, а следовательно, уменьшить риск возможного банкротства.
Бизнес-план позволяет предприятию (фирме) объек­тивно оценить перспективы собственной предпринима­тельской деятельности сообразно потребностям рынка и сложившейся ситуации. Бизнес-план систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные с переменами, происходящими внутри фирмы, а также с изменениями на рынке, где действует фирма, и в эконо­мике в целом.
Бизнес-план имеет два принципиальных направ­ления. Первое (внутреннее) - подготовить заказчику информационное досье, программу реализации про­ектного предложения с оценкой результатов каждого этапа. Второе (внешнее) - информировать о техниче­ских, организационно-экономических, финансовых, юридических и прочих преимуществах (рисках, про­блемах) внешнего инвестора, другие заинтересованные организации, муниципальные органы, принимающие решения (например, коммерческие банки, предостав­ляющие кредит).
Для проведения экономических расчетов необходимо последовательно обосновать:
-    инновационную стратегию повышения эффектив­ности производства;
-    величину капитала, необходимого для организации и развития производства;
-    эффективность вложения капитала в основные и оборотные фонды, трудовые ресурсы;
-    целесообразность организации процесса производства конкурентоспособной продукции и объема ее выпуска;
-    емкость рынка и прогноз реализации продукции, получения доходов и прибыли;
-    основные направления распределения и использования прибыли.
Особенностью бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность в постановке за­дач с учетом реальных финансовых возможностей фирмы. Обеспеченность бизнес-плана необходимыми финансовыми ресурсами в значительной мере определяет характер проектов (концепций), изучение которых предшеству­ет его разработке. Эти проекты должны отличаться не только научно-технической новизной, но и расчетными данными о необходимых затратах на их реализацию и о потенциальных доходах. Степень инновационности и рискованности проекта определяет способы привлечения капитала. В то же время включение самого проекта в бизнес-план становится возможным лишь тогда, когда определены источники его финансирования.
В рамках бизнес-плана решаются обычно следующие основные задачи:
-    обоснование экономической целесообразности направ­лений развития фирмы (стратегий, концепций, проектов);
-    расчет ожидаемых финансовых результатов деятель­ности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, дохо­дов на капитал;
-    определение источника финансирования выбранной стратегии и направлений концентрации финансовых ре­сурсов;
-    подбор работников (команды), способных реализо­вать данный план.
Составлению бизнес-плана предшествует выполнение следующих работ:
- анализ и оценка текущего состояния предприятия;
-    анализ потребностей и проблем рынка (потребители, посредники, конкуренты, поставщики, положение пред­приятия на рынке);
-    анализ влияния факторов макросреды (экономиче­ских, политических, демографических, научно-техниче­ских, природных, культурных) на состояние отрасли, к которой принадлежит предприятие;
-    определение основных направлений и формулировка количественно обоснованных целей деятельности пред­приятия на расчетный период;
-    разработка плана действий и определение необходи­мых ресурсов, обеспечивающих достижение установлен­ных целей.
Разработка бизнес-плана предприятия представляет собой сложный аналитический процесс, включающий:
-    проведение глубокого технико-экономического ана­лиза работы предприятия и выпускаемой продукции;
-    оценку финансового состояния предприятия и сфе­ры бизнеса;
-    разработку инновационной стратегии;
-    изучение рынка продукции, определение его емко­сти и расчет потенциальной прибыли;
-    формирование основных направлений внедрения но­вой техники, совершенствования организации производ­ства и управления предприятием;
-    определение возможных источников финансирова­ния конкретных направлений развития производства, разработку инвестиционного плана;
-  расчет эффективности инвестиций и сроков погашения кредита;
-  выработку финансовой стратегии.
Для   того   чтобы   бизнес-план   отвечал   требованиям пользователей (менеджеров, банков, инвесторов), при его разработке следует учитывать принципы, выработан­ные международной практикой, к которым относятся: ясность, взаимоувязанность, точность, конкретность, надежность, преемственность.
Контрольные вопросы и задания
1.Дайте определение понятия "бизнес-план".
2.Для решения каких задач необходим бизнес-план?
3.Изложите последовательность проводимых экономических расчетов при бизнес-планировании.
2. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ БИЗНЕС-ПЛАНА И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
При всем многообразии существующих рекоменда­ций по составлению бизнес-плана в них много сходства. Как правило, основными разделами бизнес-плана яв­ляются:
1. Краткое описание
2. Бизнес и его стратегия
3. Рынок и маркетинговая стратегия
4. Производство и эксплуатация
5. Управление и процесс принятия решений
6. Финансы
7.    Факторы риска
8. Экологические аспекты
9. Приложения
Дадим краткую характеристику каждому из назван­ных разделов, помня о том, что в конкретном бизнес-пла­не их последовательность и названия могут различаться, а некоторые из разделов и вовсе отсутствовать.
Краткое описание. Этот раздел, к сожалению, часто не­дооценивается разработчиками, хотя является одним из са­мых важных разделов плана, так как может вызвать (или нет) интерес потенциального банкира или инвестора. Конт­рольный список вопросов для составления краткого описа­ния приводится ниже. При этом нужно помнить, что дан­ный раздел должен быть как можно меньше по объему.
Бизнес: краткая история создания и роста, существу­ющей стадии развития, описание распределения акций, ответственности, участия руководства в принятии стра­тегических решений, целей, направлений и перспектив развития компании.
Продукция: краткое описание уникальных и отличи­тельных свойств продукции, обусловливающих ее высо­кую конкурентоспособность в отношении ценообразова­ния и/или продолжительности поставок сырья.
Рынок: существующая емкость внутреннего и вне­шнего рынка, каналы распределения, прогнозируемый рост, предполагаемая доля рынка (по подтвержденным
оценкам).
Руководство и персонал: степень укомплектованности штата, образовательный уровень, уровень безработицы в данной области бизнеса, краткое описание имеющегося опыта (необходимо подчеркнуть сильные стороны).
Финансирование: точное описание целей и объемов требуемого финансирования, прогноз доходов и начала
поступления прибыли.
Бизнес и его стратегия. В этом разделе должно быть представлено подробное (не более 5 страниц) описание компании по следующему примерному списку вопросов.
Организационная характеристика:
-    организация бизнеса (формы участия в нем, совет директоров, схемы управления) и требования к высоко­профессиональному персоналу;
-    цели бизнеса;
-  на какой стадии находится бизнес в настоящее
время;
-  какие стадии роста предусматриваются на 3-5-летнюю перспективу.
Основные характеристики продукции и услуг:
-    цены и качество;
-    стоимость в сравнении с продукцией конкурентов;
 -           любые негативные свойства бизнеса и возможности
их корректировки или устранения.
Здесь же должны быть обозначены стратегии управ­ления и маркетинга, которым необходимо следовать, например, для сокращения расходов, получения более высокой добавленной стоимости, завоевания лидерских позиций по качеству продукции.
Общее описание рынка:
-    потенциал рынка;
-    роль продукции для покупателя;
-    возможные покупатели (например, оптовые закуп­щики, экспортеры);
-    предполагаемые конкуренты, их доля на рынке, сильные и слабые стороны.
Рынок и маркетинговая стратегия. В этом разделе предприниматель должен показать, что он хорошо пони­мает рынок и его требования к своей продукции; оценить предполагаемый доход. Раздел должен включать анализ сектора промышленности, нужд потребителей, сильных и слабых сторон конкурентов, возможностей и проблем бизнеса. Рассмотрим вопросы, на которые необходимо от­ветить в данном разделе.
Анализ сектора промышленности:
-    общий объем продаж по данному сектору;
-    общий объем продаж продукции, рассматриваемой в бизнес-плане;
-    объем продукции, предполагаемый к продаже на ре­гиональном, национальном и международном рынках;
-    тенденции (прогнозы) продаж продукции на внут­реннем и международном рынках;
-    нормативная величина прибыли;
-    сегменты промышленности, представляющие дан­ный бизнес, а также сопутствующие сегменты рынка и тенденции их роста;
-    размер средней прибыльности аналогичной продукции;
-  ограничения по продажам продукции данного биз­неса и меры по их преодолению.
Оценка нужд потребителей. В их число входят роз­ничные или оптовые торговцы (посредники) и/или конеч­ные пользователи, являющиеся собственниками магази­нов или переработчиками вашей продукции. В бизнес-плане должны быть рассмотрены следующие вопросы, представляющие интерес для посредника:
-    какая упаковка необходима для продукции;
-    каков срок хранения продукции;
-    как часто могут производиться поставки;
-    каковы условия оплаты (кредитования);
-    каковы требуемые гарантии.
Характеристика конечного пользователя:
-    кто является конечным пользователем;
-    где они находятся;
-    как часто покупают продукцию;
-    как реагируют на цену продукции;
-    как определяют качество продукции;
-    какие специальные качества продукции требуются;
-    насколько удовлетворены существующей продукцией;
-    на основе каких факторов они принимают решение
о покупке;
-    каков уровень их дохода или к какой группе населе­ния они относятся;
-    какие магазины посещают, чтобы купить продукцию;
-    делают ли сравнительные покупки;
-    какой тип продвижения товара на рынке будет сти­мулировать их покупки.
Анализ конкурентов:
-    каково качество их продукции и услуг;
-    какова репутация;
-    лояльны ли к ним их покупатели;
-    каковы количественные характеристики бизнеса;
-    какой тип гарантий предлагают;
- как распределяют свою продукцию;
-     насколько эффективны;
-     имеются ли надежные финансовые ресурсы;
-     хорошо ли осуществляется руководство бизнесом.
Решающие факторы успеха. Эти факторы должны стать
девизом компании, и вся ее деятельность, на любом этапе, должна соответствовать этому девизу. В бизнес-плане сле­дует назвать 3-5 ключевых факторов успеха компании.
Стратегические приоритеты. Количество идей, наимено­ваний продукции и сегментов рынка, планируемых к освоению, должно быть больше, чем компания может охватывать в данный момент. В начале каждого года следует определять приоритеты на следующий год. Самым простым способом для определения максимального эффекта является распро­странение цены на три группы сегментов или продукции.
Стратегия маркетинга. В данном разделе излагают­ся действия предпринимателя, которые он намерен пред­принять для достижения своих целей. Стратегия мар­кетинга базируется на четырех основных компонентах. К ним относятся продукция, место производства и реги­он поставки продукции, продвижение, цена.
Продукция предприятия оценивается по следующему перечню вопросов:
-    каковы специальные (уникальные) характеристики продукции;
-    какое качество продукции требуется по сегментам рынка, на которые нацелен данный бизнес;
-    какое количество продукции требуется по сегмен­там рынка;
-    каков ассортимент продукции;
-    является она марочной или нет;
-    каков сопутствующий вид обслуживания;
-    каков тип упаковки;
-    каким должен быть срок хранения продукции;
-    какие предлагаются гарантии качества и/или срока хранения продукции;
-    каковы каналы распределения продукции по ры­ночным сегментам (количество точек розничной тор­говли);
-    каковы средства транспортировки продукции, явля­ются они собственными либо привлекаются со стороны;
-    какие возможности используются для хранения продукции;
-    какова система управления запасами продукции и сохранения ее в надлежащем состоянии;
-    как распространяется информация о продукции;
-    как связано обслуживание с выбором каналов рас­пределения.
Реклама:
-    какой вид рекламы используется (предполагается использовать);
-    как определяется бюджет на рекламу;
-    каков график рекламной кампании;
-    как осуществляется выбор средств массовой инфор­мации;
-    какие рекламные сообщения и какое оформление рекламы используется;
-    как измеряется эффект от рекламы;
-  как отбираются рекламные агенты.
Продвижение на рынок:
-    осуществляются ли покупки подарков для установ­ления деловых отношений;
-    предлагаются ли специальные цены, в течение ка­кого срока они действуют;
-    организуются ли викторины, конкурсы и игры, спо­собствующие продвижению товара на рынок;
-    насколько посредник приспособлен к этим формам продвижения товара на рынок;
-    существуют ли какие-либо юридические требова­ния для проведения подобных мероприятий, соблюда­ются ли они.
Связи с общественностью:
-    как поддерживаются контакты с прессой (пресс-ре­лизы, конференции);
-    организуются ли какие-либо информационные встре­чи, дни открытых дверей, экскурсии и т. д.;
-    существуют ли какие-либо контакты с местными органами власти или другими правительственными ор­ганизациями;
-    осуществляется ли публикация годовых отчетов фи­нансовой деятельности.
Цена:
-    каков уровень цен в сравнении с конкурентами;
-    существует ли какая-либо система скидок (напри­мер, по количеству или сезонности покупок);
-    используются ли бонусы, предоставляемые клиентам для достижения определенного уровня годового оборота;
-  какова политика дифференциации цен.
Описание процесса производства. В ответе на этот вопрос
необходимо дать подробное описание процесса производства и организации работ, уделяя внимание оценке всех факто­ров влияния на стоимость.
Производство и эксплуатация. Содержание этого раздела очень важно, поскольку позволяет оценить сте­пень реалистичности бизнес-плана. Большинство бизнес-планов предусматривает, что объем выпуска продукции будет постепенно достигать своей проектной величины. План, в котором объем выпуска продукции достигает необходимой величины в первый год производственного процесса, будет оспорен большинством специалистов.
Производственные факторы представляют собой основу финансовых расчетов. Важно перечислить все затраты, не­обходимые для запуска производственного процесса, а так­же получения сопутствующей продукции, образующейся в процессе основного производства, поскольку она может иметь определенную коммерческую ценность. Необходимо четко разделять производственные факторы, которые в ко­личественном выражении изменяются пропорционально объему производства, и факторы, которые остаются статич­ными в процессе изменений объема производства.
Контрольный список вопросов для составления раз­дела "Производство и эксплуатация" приведен ниже.
Местная  инфраструктура:
-    местоположение по отношению к главным желез­нодорожным магистралям и системам обслуживания;
-    водообеспечение (количество и качество) нынешних и будущих потребностей;
-    электроэнергия (мощность трансформатора, рассто­яние до подстанции);
-    телекоммуникации (наличие, возможное время ис­пользования);
   - окружающая среда (выхлопные газы, глум, движе­ние транспорта и т. д.);
-    сточные воды (предприятия водоочистки, достаточ­ная мощность);
-    рабочая сила (наличие, квалификация);
-    наличие вспомогательной службы (электрики, водо­проводчики и т. д.);
-  политическая ситуация (заинтересованность мест­
ной общественности в проекте);
-  система налогообложения.
Если для производственного процесса предполагается использование существующих зданий, то в бизнес-плане должны найти отражение следующие сведения:
-  общее состояние площадки, на которой расположено здание;
-  общий объем ремонтных работ;
-    планировка (демонтаж существующих стен, соору­жение новых);
-    требования к работам по сносу сооружений и вывозу строительного мусора;
- наличие места, необходимого для хранения сырья и технического обслуживания оборудования;
-    условия для проводки электричества;
-    состояние канализационной системы;
-    помещения для персонала (столовая, комната для хранения вещей с индивидуальными запирающимися шкафчиками и т. д.);
-    место для парковки;
-    подъездные дороги.
Физические капитальные вложения:
-    затраты на производственные линии;
-    затраты на вспомогательное оборудование (трансфор­матор, резервуары для топлива и т. д.);
-    затраты на доставку (упаковка, упаковочные корзи­ны, таможня, фрахт, страхование отправки и т. д.);
-    сборка и установка на площадке;
-    ввод предприятия в эксплуатацию и приемка ко­миссией;
-    специальное обучение операторов;
-    последующее обслуживание: доводка и точная на­стройка аппаратуры;
-    хранение запасных частей и специальных инстру­ментов для технического обслуживания;
-    заинтересованность в авансовых платежах постав­щикам.
План производства и расчет выпуска продукции:
-    наличие отходов сырьевых материалов в период ввода в эксплуатацию (в план вносятся только значи­тельные);
-    риск выпуска нестандартной продукции в период ввода в эксплуатацию (внесения в план заслуживают только существенные параметры);
-    норма рабочего времени;
-    коэффициент использования производственной мощ­ности за время эксплуатации оборудования;
-  график затрат времени на ремонтные работы и рабо­ты по обслуживанию оборудования.
Производственные факторы:
-    основные сырьевые материалы;
-    энергия (уголь, газ, нефть, электричество);
-    упаковочный материал;
-  коммерческая сопутствующая продукция (годная к продаже);
-  коммерческие (годные к продаже) и некоммерческие отходы;
-  расходы на техническое обслуживание в соответствии с установленным графиком;
-  мобильное оборудование (используемое обычно для
широкого круга работ, оно может считаться постоянным
производственным фактором).
Производственный план:
-  колебания поставок сырья в течение года (особенно
для сырьевых материалов сельскохозяйственного происхождения);
-    окончательный спрос на продукцию за год;
-    условия хранения готовой продукции (длительность сроков хранения требует дополнительных финансовых средств);
-  периоды   ожидаемых   неблагоприятных   погодных условий;
- ограничение производственного процесса и предель­ная мощность (следует принять во внимание непредвиденные задержки в выполнении ремонтных работ или непредвиденное снижение мощности вследствие определенных условий работы).
Система контроля качества. Система контроля качест­ва должна обеспечивать проверку соответствия выпущенной продукции установленным стандартам на любом этапе - будь то сырьевые материалы или готовая продукция. Цель контроля - настроить производственные линии и в целом процесс производства для поддержания необходимого уровня затрат и надлежащего качества готовой продукции.
Управление и процесс принятия решений. Команда управления имеет решающее значение для успеха бизнеса, она должна обладать навыками в области маркетинга, финансов и производства. Не следует пренебрегать прошлым опытом руководства, в котором сочетаются техни­ческие и управленческие навыки. Контрольный список вопросов для подготовки данного раздела бизнес-плана:
- представить схематическое описание организационной структуры управления предприятием;
- дать общее описание функциональных обязанностей
специалистов, имеющих отношение к проекту;
-   сосредоточить внимание на основных результатах и опыте работы ответственных специалистов;
-   представить характеристики (и отзывы о них) внешних консультантов, которые будут привлечены к проекту;
-   обозначить функциональные участки, которые оста­лись незаполненными, и наметить меры для их устра­нения;
-   составить при необходимости план обучения персо­нала;
-   распределить ответственность между различными подразделениями системы управления предприятиями.
Финансы. В финансовом разделе бизнес-плана необхо­димо отразить следующие основные моменты.
Прибыльность: позволяет оценить, является ли пред­приятие достаточно привлекательным (с учетом сущест­вующих рисков) для участников бизнеса.
Поток наличности: дает возможность оценить, являют­ся ли инвестиции в данный бизнес безопасными и будут ли платежи, причитающиеся участникам, осуществляться в соответствии с графиком.
Продолжительность плана. Не существует стандарт­ного   периода   планирования.   Фактически   различные виды деятельности требуют различного периода плани­рования. Например, бизнесу в области лесного хозяйства могут потребоваться десятилетия для возврата первона­чальных инвестиций, в то время как заем на покупку удобрений на текущий год способен возвратиться в тече­ние одного года.
Частота планируемого периода. Весь планируемый период должен быть разделен на несколько временных отрезков для того, чтобы проиллюстрировать развитие бизнеса и выявить любой критический период, в течение которого бизнесу, возможно, потребуется финансовая поддержка. В целом балансовый отчет и расчет прибылей и убытков составляются на годовой период, а прогноз по­тока наличности рассчитывается на каждый месяц.
Расчет себестоимости единицы продукции или услуг. Этот расчет состоит в установлении цены и выявлении переменных затрат (главным образом материалов, ис­пользованных в процессе производства) на единицу про­дукции (услуг). Цена должна отвечать положениям раз­дела маркетинга бизнес-плана, а переменные затраты должны соответствовать разделу плана о производстве и эксплуатации продукции (услуг).
Предположения о накладных расходах. Многие бизнес­мены не придают значения накладным расходам. Неко­торые накладные расходы являются достаточно очевид­ными (например, арендная плата, страховка), другие же могут быть менее заметными (например, коммунальные платежи, оплата телефона, рекламы).
Предположения о потоке наличности. Для прогнози­рования потока наличности используется информация, содержащаяся в расчете прибылей и убытков. Однако следует принимать во внимание время поступления на­личных средств и платежей. Если бизнес связан с про­дукцией сельского хозяйства, следует особое внимание уделить характеристикам ее сезонности.
Прогноз потока наличности. Прогноз потока налич­ности достаточно прост. Он служит для расчета баланса и состоит из перечисления всех оттоков наличных средств (платежей) и всех притоков наличности с разноской по месяцам. Отрицательный баланс означает недостаток оборотного капитала и необходимость поиска дополни­тельных источников финансирования.
Возможность выполнения проекта. После того как вся отчетность составлена, необходимо ее прокомменти­ровать. Комментарии могут быть сделаны на основе как специфических подсчетов, так и с использованием под­счета общей прибыльности проекта.
Общая прибыльность. Этот показатель применяется для отражения общей прибыльности проекта, сравнения прибыльности данного проекта с другими альтернатив­ными проектами, требующими инвестиций. Для оценки общей прибыльности какого-либо проекта используются следующие три показателя:
-    расчет внутренней нормы рентабельности;
-    расчет чистой дисконтированной (приведенной) сто­имости;
-    период окупаемости, определяющий необходимое число лет работы для возмещения сделанных инвес­тиций.
Факторы риска. Этот раздел бизнес-плана призван дать объективное описание тем факторам, действие кото­рых может поставить под угрозу осуществление проекта. Здесь же даются возможные способы нейтрализации рис­ка. Существуют два основных типа рисков - технические и финансовые.
Технические риски:
-    задержка в подготовке стройплощадки и выполне­нии графика строительства;
-    задержка поставки оборудования и возведения пред­приятия;
-    поздний запуск производства в связи с использова­нием сезонных сырьевых материалов и с непредвиденны­ми остановками;
-    непредвиденные остановки производства во время ввода в эксплуатацию и приемки комиссией;
-    отсутствие сырья;
-    низкое качество продукции;
-    несоблюдение государственных нормативов;
-    долговечность изделия: насколько быстро продук­ция становится устаревшей, создание альтернативной продукции, которая завоюет рынок;
-    новые внешние условия, влияющие на технологию производства.
Финансовые риски: анализ чувствительности и безубыточности. Размер прибылей и убытков в значи­тельной степени зависит от уровня продаж, который трудно прогнозируется с нужной точностью. Для опреде­ления уровня продаж, требуемого для достижения при­быльности предприятия, следует провести анализ безу­быточности.
Анализ чувствительности заключается в определении значений ключевых параметров, которые могут подверг­нуть сомнению успех бизнеса. Очень важно установить, какие изменения данных параметров могли бы понизить ожидаемую прибыльность, например: 25%-ное увели­чение цены на сырье либо на электроэнергию; 20%-ное уменьшение цены продажи или объема выпуска продук­ции. Если бизнес является слишком чувствительным к некоторым изменениям параметров, руководство компа­нии должно регулярно их контролировать.
Раздел "Экологические аспекты" может быть как са­мостоятельным, так и частью раздела "Производство и эксплуатация". В нем дается описание негативного вли­яния проекта на экологическую ситуацию и приводятся варианты нейтрализации этого влияния.
Заключительным разделом бизнес-плана являются  "Приложения". В приложениях собираются документы, послужившие основой расчётов и выводов, содержащихся в текстовой части бизнес-плана. Последовательность приложений должна соответствовать последовательности разделов бизнес-плана. В них могут содержаться табличный, иллюстративный, графический, текстовый материал и др.

Контрольные вопросы и задания

1.     Назовите работы, предшествующие началу разработки бизнес-планов.
2.     Кратко изложите своими словами вопросы, ответы на которые должны найти отражение в основных разделах бизнес-плана.
3.     Какие вопросы являются главными при исследовании рынка сырья и рынка сбыта товаров?

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА, ЕГО ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ
Менеджмент - наука управления. Менеджер - руководитель, управленец.
Предметом науки управления являются взаимоотношения работников и их групп (отделов, цехов, участков).
Термин "менеджмент" происходит от английского слова management – управление. В настоящее время это понятие имеет множество самостоятельных определений. Как правило, все они употребляются в сочетании с указанием ни объект управления. Например, "менеджмент персонала" управление персоналом, трудовыми ресурсами; "инновационный менеджмент" - управление процессами разработки и внедрения инноваций; "финансовый менеджмент" - уп­равление финансами и т. п.
Из определения менеджмента видно, что это понятие может быть применимо практически к любой сфере че­ловеческой деятельности, однако в данной главе пойдет речь об управлении предприятием.

Применительно к предприятию менеджмент - это совокупность упорядоченных управленческих воздей­ствий на процесс трудовых отношений предприятия, целью которых является повышение производитель­ности труда и увеличение прибыли.

Менеджмент сравнительно молодая наука. Возникно­вение научного подхода к изучению методов управле­ния относят к концу XIX - началу XX вв. и связывают с именами Ф.У. Тэйлора, Г. Ганта, Г. Форда, А. Файоля, Л. Слоуна и других исследователей. Менеджмент не является универсальной наукой. Это означает, что не су­ществует единых рецептов управления предприятием. Однако общие принципы, функции, методы управления и пучены достаточно полно и должны использоваться. Как база для поиска оптимальных частных управлен­ческих решений. Функции менеджмента - управлен­ческие воздействия на систему взаимоотношений людей и процессе производства. Перечислим основные функ­ции менеджмента:
Планирование — действия, направленные на выработ­ку обоснованных и реальных целей и задач работникам и подразделениям предприятия, а также определение пу­тей достижения этих целей;
Организация - действия по созданию оптимальной структуры коллектива работающих и управления им;
Координация — согласование деятельности работни­ков коллектива;
Стимулирование - действия, направленные на созда­ние эффективной системы материального и морального побуждения к производительному труду;
Контроль - действия, направленные на сверку факти­ческих результатов деятельности с запланированными.
Каждая из основных функций менеджмента может быть конкретизирована. К конкретным функциям, на­пример, относятся:
  технико-экономическое планирование - деятельность по разработке производственно-экономических планов и программ, планов капитальных вложений;
  маркетинг;
  технико-технологическое обеспечение производства - организация процесса поддержания в рабочем состоянии техники и соблюдения технологии производственного процесса (составление и реализация планов техническо­го обновления, обоснование его структуры и др.);
  организация труда - проектирование трудового процесса, подбор и расстановка кадров, контроль за соблюдением правил техники безопасности и др.;
  материально-техническое снабжение - организации снабжения работников предметами и средствами труди;
  сбыт продукции - организация отгрузки продукции покупателям, предотвращающая образование сверхнормативных запасов;
  финансирование  -  организация  финансового  обес­печения процесса снабжения, производства и сбыта на предприятии,  обеспечивающая ритмичную работу,  исключающая простои и возникновение дефицита денежных средств и других ресурсов.
Каждая из указанных функций подразделяется а ряд взаимосвязанных и более конкретных задач. Например, при управлении производством решаются экономические задачи (планирование и контроль и издержек, расчет цен на продукцию) в увязке с объем­ными показателями деятельности (объем производства в натуральном выражении и т. д.). К задачам плани­рования производства относят выбор технологического процесса и его программы, последовательность произ­водственного процесса и обеспечение его необходимым оборудованием и сырьем. Финансовое управление пред приятием включает приобретение финансовых средств, их использование, структурирование капитала и иму­щества, управление платежными средствами и прове­дение платежного оборота, финансовое планирование и финансовый контроль.
2. КОЛЛЕКТИВ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Центральным звеном в менеджменте является коллектив. Производственный коллектив - это организован­ная группа людей с относительно постоянным составом, нацеленная на решение общих задач на основе использования закрепленных за ней материальных, финансовых и информационных ресурсов.
Коллектив - очень широкое понятие. Менеджер дол­жен рассматривать коллектив прежде всего как совокуп­ность личностей, связанных между собой отношениями кооперации (сотрудничества). Такой подход позволит ему предвидеть различного рода конфликты и влиять на их разрешение. Производственный коллектив делится на группы. Они бывают формальными и неформальными.
Формальная группа - это группа работников пред­приятия, объединенная на основе регламентирующих документов (штатное расписание, приказ и др.). К таким группам относятся отделы, участки, цеха предприятия.
Неформальная группа - это группа работников пред­приятия, объединенная на основе общих интересов и симпатий. Неформальные группы не всегда очевидны, их состав непостоянен. Однако часто неформальные объеди­нения людей играют существенную роль в организации производственного процесса, снижая либо повышая его эффективность. Неформальные группы - неизбежное яв­ление, и задача менеджера состоит в том, чтобы людей, состоящих в неформальной группе, максимально объ­единить в рамках формальной группы и направить их деятельность на достижение общих целей.
Интеллектуальный, культурный и моральный потенци­ал членов коллектива неоднороден, и предсказать реакцию каждой личности на управляющее воздействие непросто. Менеджмент базируется на системе принципов, которые присущи только ему, и при этом опирается на другие на­уки,   связанные  с  управлением.   Принципы  управления объективны, т. е. не зависят от воли и желаний отдельных личностей. Однако эти принципы нельзя считать абсолют­ной истиной. Даже самый опытный руководитель, пре­красно владеющий теорией управления, не застрахован от ошибок, так как управление людьми - самый сложный из всех видов деятельности. Рассмотрим принципы менеджмента, которыми следует руководствоваться менеджеру но избежание ошибок, вызывающих конфликты и нарушен их нормального ритма работы предприятия.
Принцип понятной цели. Цель - это то, к чему стремится предприятие. Если говорить о трудовом коллективе, то менеджер должен сам осознать и в понятной форме разъяснить суть целей, стоящих перед трудовым коллективом и каждым из его членов. В управлении проблема цели является центральной, она определяет и регулирует действия и является основным законом, сложным алгоритмом поведения, подчиняющим себе все сторон  управляющего воздействия.
Одновременно с традиционными, заранее определенными задачами постоянно возникают внештатные ситуации, которые требуют безотлагательного оперативного решения.   Часто  успех  деятельности  коллектива  зависит от умелого решения многочисленных и неожиданно появляющихся острых проблем.  Искусство определять важнейшие тактические цели, определять очередность и способы их достижения - основа искусства управления и часто исходит из предвидения и интуиции.
Итак, один из важнейших принципов управле­ния можно сформулировать коротко и четко: каждое действие должно иметь ясную и определенную цель. Этот принцип распространяется на все виды деятельности человека - от государственного и производственного управ­ления до тактики поведения личности на бытовом уровне. Не зная цели и тех результатов, которых можно ожидать при ее достижении, любая акция, любой поступок обрече­ны на провал или могут вызвать серьезный конфликт.
Принцип правовой обоснованности управленческо­го решения. Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с определенным риском. Принцип правовой обоснованности требует от руководителей предприятий знания действующего законодательства и принятия ре­шений только с его учетом. Особенно это касается сферы трудовых отношений, с которыми связано практически любое управленческое воздействие. Все управленческие решения должны базироваться на законе.
Принцип оптимизации управления. Любое предпри­ятие развивается, совершенствуется, его структура долж­на динамично изменяться, приспосабливаясь к быстрым изменениям внешней среды. Оптимизация управления позволяет совершенствовать структуру управляемого объ­екта и повышает его функциональные возможности, что в итоге ведет к ослаблению или полному устранению внут­ренних негативных процессов. Деятельность в направле­нии оптимизации управления повышает эффективность предприятия. Совершенствование управленческих про­цессов в трудовых коллективах имеет основной целью повышение производительности труда при уменьшении противоречий между руководителем и исполнителями. Оптимизация и упрощение сложных производственных систем - необходимое условие для более эффективного использования постоянно растущих объемов информа­ции, что и определяет прогресс этих систем.
Принцип оптимизации управления должен лежать в основе принятия решений о централизации либо децент­рализации полномочий.
Централизация управления имеет несомненные пре­имущества при решении глобальных, стратегических за­дач. Она позволяет широко, масштабно распределять все виды резервов и ресурсов, но при этом неизбежно подав­ляется творческая инициатива исполнителей, не всегда оптимально решаются тактические задачи. В некоторых ситуациях (чаще всего в экстремальных - война, пожар, стихийные бедствия) централизация совершенно незаме­нима. Трудно представить управление армией без реали­зации этого принципа.
Децентрализация   управления   освобождает   членом коллектива от опеки, эффективно стимулирует инициативу, полнее раскрывает потенциальные возможности личностей. Рядовой работник выполняет задание с уд военной энергией, если ему предоставляется хотя бы ми­нимальная степень действительного контроля над ситуацией. Децентрализация эффективна, если на низших уровнях управленческой иерархии принимают обосно­ванные и важные решения и эти решения не требуют согласований и утверждения руководством. Децентрализация многих управленческих функций неизбежна при территориальной разобщенности структурных подразделений предприятия (филиалы, управления структурных подразделений) или при необходимости специализации. Но децентрализация управления имеет опасную тенденцию к втягиванию управляемого процесса в анархию, хаос. Делегируя при децентрализации свои полномочия исполнителям, руководитель часто не может ответить ни конкретные вопросы непосредственного начальства. От­веты на эти вопросы знают компетентные заместители руководителя, которым делегированы соответствующие полномочия. Но сам руководитель в этой ситуации чув­ствует себя, мягко говоря, дискомфортно. Выход из этой ситуации - компромисс. Руководитель должен взять всю организационно-распорядительную власть в свои руки. Одновременно нужно делегировать значительную часть своих полномочий опытным заместителям, специалистам своего дела. Не следует мешать их работе постоянным контролем, если они в основном успешно выполняют свои служебные обязанности. Лишь при явной угрозе срыва запланированных работ или очевидном несоответствии исполнителя занимаемой должности руководитель обя­зан активно вмешаться в работу отстающего структурно­го подразделения, применив всю полноту власти вплоть до подмены собой исполнителя.
Важное значение имеет принцип единоначалия, ко­торый гласит, что работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника. Это ясное и понятное всем правило нарушается постоянно, начальнику трудно преодолеть искушение самому вме­шаться в производственный процесс, и его указания ка­жутся ему, несомненно, самыми мудрыми. Однако когда исполнитель получает от разных начальников две проти­воречивые команды, как правило, качественно не испол­няется ни одна из них.
Принцип соответствия. Выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим воз­можностям исполнителя - вот основа принципа соответ­ствия. Основы этого важного принципа были заложены около ста лет назад американским инженером Ф.У. Тэй-лором, основоположником научной организации труда и управления, "отцом научного менеджмента". Определить соответствие работника занимаемой должности - задача не из легких. Необходим опыт и умение для того, чтобы отделить профессиональные деловые качества от словес­ной мишуры и внешней помпезности сотрудника. Чаще люди придерживаются завышенного мнения относитель­но своих способностей. Значительно реже встречаются случаи их недооценки.
Если человеку с хорошим образованием поручить вы­полнять рутинную канцелярскую работу, то значительная часть его знаний пропадет без пользы, а сам сотрудник бу­дет стараться сменить место работы ради более интересной должности. Принцип соответствия необходимо применять каждому руководителю при подборе и расстановке кадров и при оценке своих собственных возможностей.
Принцип замещения. Замещение отсутствующих (бо­лезнь, отпуск, командировка) должно решаться автома­тически на основе действующих служебных должност­ных инструкций и регулироваться формально. Зачастую отсутствие работника может парализовать работу целого предприятия. Поэтому важно установить систему заме­щения так, чтобы не страдала работа.
Замещающий должен знать свои новые функции, но еще лучше разбираться в том, чего он не должен делать.
Принцип повышения квалификации. Этот принцип управления требует повышения квалификации всех со­трудников, занятых в производственном процессе, неза­висимо от занимаемой должности. В первую очередь это относится к тем, кто принимает стратегические управ­ленческие решения, кто несет ответственность за разви­тие предприятия, за постоянное обновление продукции и реализацию новых технологических и организационных решений.
Контрольные вопросы и задания
1.Раскройте сущность понятия "менеджмент предприятия". Пе­речислите функции менеджмента.
2.Дайте определение понятия "коллектив предприятия". На ка­кие группы его можно разделить, в чем заключаются их различия?

Перечислите принципы менеджмента, дайте им краткую ха­рактеристику

Комментариев нет:

Отправить комментарий