Бизнес-план предприятия
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ
В ОРГАНИЗАЦИИ
1.Сущность
и назначение бизнес-плана.
2.Основные
разделы бизнес-плана и их краткая характеристика.
1. СУЩНОСТЬ И
НАЗНАЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
Приобретая в условиях рынка самостоятельность,
предприятие испытывает потребность в значительном расширении сферы управления
производством и реализацией продукции,
своей внешнеэкономической и
инвестиционной деятельностью. Существенно возрастает и ответственность за
бесперебойный выпуск продукции, своевременность ее поставки, за качество и обоснованность принимаемых
решений. Приоритетное значение имеет изучение рынка и формирование плана
маркетинга. Научно-технический прогресс превращается в одно из орудий
управленческих нововведений, направленных на создание условий для прибыльной
работы. Организация эффективного
управления предприятием требует выработки четкой финансовой стратегии.
Решению этих задач в
полной мере отвечает бизнес-планирование, охватывающее различные сферы
финансово-хозяйственной деятельности и помогающее обозначить круг проблем, с
которыми сталкивается предприятие либо предприниматель в условиях нестабильности
и порой непредсказуемости рыночных ситуаций.
Бизнес-планом называется экономическая программа
эффективного управления предприятием, которая включает конкретные меры по
развитию производства и продаж
конкурентоспособной продукции, а также выработку рыночной стратегии
хозяйствования, обеспечивающей их эффективную реализацию.
При всем
многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые
практически во всех областях коммерческой деятельности и необходимые для того,
чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности, а
следовательно, уменьшить риск возможного банкротства.
Бизнес-план позволяет
предприятию (фирме) объективно оценить перспективы собственной предпринимательской
деятельности сообразно потребностям рынка и сложившейся ситуации. Бизнес-план
систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные с переменами,
происходящими внутри фирмы, а также с изменениями на рынке, где действует
фирма, и в экономике в целом.
Бизнес-план имеет
два принципиальных направления. Первое (внутреннее) - подготовить заказчику информационное досье,
программу реализации проектного предложения с оценкой результатов каждого
этапа. Второе (внешнее) - информировать о технических,
организационно-экономических, финансовых, юридических и прочих преимуществах
(рисках, проблемах) внешнего инвестора, другие заинтересованные организации,
муниципальные органы, принимающие решения (например, коммерческие банки,
предоставляющие кредит).
Для проведения
экономических расчетов необходимо последовательно обосновать:
- инновационную стратегию повышения эффективности
производства;
- величину капитала, необходимого для
организации и развития производства;
- эффективность вложения капитала в основные и
оборотные фонды, трудовые ресурсы;
- целесообразность
организации процесса производства конкурентоспособной продукции и объема ее
выпуска;
- емкость рынка и прогноз реализации продукции,
получения доходов и прибыли;
- основные направления распределения и
использования прибыли.
Особенностью
бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность в
постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей фирмы.
Обеспеченность бизнес-плана необходимыми финансовыми ресурсами в значительной
мере определяет характер проектов (концепций), изучение которых предшествует
его разработке. Эти проекты должны отличаться не только научно-технической
новизной, но и расчетными данными о необходимых затратах на их реализацию и о
потенциальных доходах. Степень инновационности и рискованности проекта
определяет способы привлечения капитала. В то же время включение самого проекта
в бизнес-план становится возможным лишь тогда, когда определены источники его
финансирования.
В рамках бизнес-плана
решаются обычно следующие основные задачи:
- обоснование экономической целесообразности
направлений развития фирмы (стратегий, концепций, проектов);
- расчет ожидаемых финансовых результатов
деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;
- определение источника финансирования выбранной
стратегии и направлений концентрации финансовых ресурсов;
- подбор работников (команды), способных реализовать
данный план.
Составлению
бизнес-плана предшествует выполнение следующих работ:
- анализ и оценка текущего состояния предприятия;
- анализ потребностей и проблем рынка
(потребители, посредники, конкуренты, поставщики, положение предприятия на
рынке);
- анализ влияния факторов макросреды (экономических,
политических, демографических, научно-технических, природных, культурных) на
состояние отрасли, к которой принадлежит предприятие;
- определение основных направлений и
формулировка количественно обоснованных целей деятельности предприятия на
расчетный период;
- разработка плана действий и определение
необходимых ресурсов, обеспечивающих достижение установленных целей.
Разработка
бизнес-плана предприятия
представляет собой сложный аналитический процесс, включающий:
- проведение глубокого технико-экономического
анализа работы предприятия и выпускаемой продукции;
- оценку финансового состояния предприятия и сферы
бизнеса;
- разработку инновационной стратегии;
- изучение рынка продукции, определение его емкости
и расчет потенциальной прибыли;
- формирование основных направлений внедрения новой
техники, совершенствования организации производства и управления предприятием;
- определение возможных источников финансирования
конкретных направлений развития производства, разработку инвестиционного плана;
- расчет эффективности инвестиций и сроков
погашения кредита;
- выработку финансовой стратегии.
Для того чтобы бизнес-план отвечал требованиям пользователей (менеджеров, банков, инвесторов), при его разработке следует учитывать принципы, выработанные международной практикой, к которым относятся: ясность, взаимоувязанность, точность, конкретность, надежность, преемственность.
Для того чтобы бизнес-план отвечал требованиям пользователей (менеджеров, банков, инвесторов), при его разработке следует учитывать принципы, выработанные международной практикой, к которым относятся: ясность, взаимоувязанность, точность, конкретность, надежность, преемственность.
Контрольные вопросы и
задания
1.Дайте
определение понятия "бизнес-план".
2.Для
решения каких задач необходим бизнес-план?
3.Изложите
последовательность проводимых экономических расчетов при бизнес-планировании.
2. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ БИЗНЕС-ПЛАНА И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
При всем
многообразии существующих рекомендаций по составлению бизнес-плана в них много
сходства. Как правило, основными разделами бизнес-плана являются:
1. Краткое описание
2. Бизнес и его стратегия
3. Рынок и маркетинговая стратегия
4. Производство и эксплуатация
5. Управление и процесс принятия решений
6. Финансы
7. Факторы риска
8. Экологические аспекты
9. Приложения
Дадим краткую
характеристику каждому из названных разделов, помня о том, что в конкретном
бизнес-плане их последовательность и названия могут различаться, а некоторые
из разделов и вовсе отсутствовать.
Краткое
описание. Этот раздел, к
сожалению, часто недооценивается разработчиками, хотя является одним из самых
важных разделов плана, так как может вызвать (или нет) интерес потенциального
банкира или инвестора. Контрольный список вопросов для составления краткого
описания приводится ниже. При этом нужно помнить, что данный раздел должен
быть как можно меньше по объему.
Бизнес: краткая история создания и роста, существующей
стадии развития, описание распределения акций, ответственности, участия
руководства в принятии стратегических решений, целей, направлений и перспектив
развития компании.
Продукция: краткое описание уникальных и отличительных
свойств продукции, обусловливающих ее высокую конкурентоспособность в
отношении ценообразования и/или продолжительности поставок сырья.
Рынок: существующая емкость внутреннего и внешнего
рынка, каналы распределения, прогнозируемый рост, предполагаемая доля рынка (по
подтвержденным
оценкам).
Руководство
и персонал: степень
укомплектованности штата, образовательный уровень, уровень безработицы в данной
области бизнеса, краткое описание имеющегося опыта (необходимо подчеркнуть
сильные стороны).
Финансирование:
точное описание целей и
объемов требуемого финансирования, прогноз доходов и начала
поступления прибыли.
Бизнес и его стратегия. В этом разделе должно быть представлено
подробное (не более 5 страниц) описание компании по следующему примерному
списку вопросов.
Организационная
характеристика:
-
организация
бизнеса (формы участия в нем, совет директоров, схемы управления) и требования
к высокопрофессиональному персоналу;
- цели бизнеса;
- на какой стадии находится бизнес в настоящее
время;
- какие стадии роста предусматриваются на
3-5-летнюю перспективу.
Основные характеристики
продукции и услуг:
- цены и качество;
- стоимость в сравнении с продукцией
конкурентов;
- любые
негативные свойства бизнеса и возможности
их корректировки или устранения.
их корректировки или устранения.
Здесь же
должны быть обозначены стратегии управления и маркетинга, которым необходимо
следовать, например, для сокращения расходов, получения более высокой
добавленной стоимости, завоевания лидерских позиций по качеству продукции.
Общее описание рынка:
- потенциал рынка;
- роль продукции для покупателя;
- возможные покупатели (например, оптовые закупщики,
экспортеры);
- предполагаемые конкуренты, их доля на рынке,
сильные и слабые стороны.
Рынок и маркетинговая стратегия. В этом разделе предприниматель должен показать, что он хорошо понимает
рынок и его требования к своей продукции; оценить предполагаемый доход. Раздел
должен включать анализ сектора промышленности, нужд потребителей, сильных и слабых
сторон конкурентов, возможностей и проблем бизнеса. Рассмотрим вопросы, на
которые необходимо ответить в данном разделе.
Анализ сектора промышленности:
- общий объем продаж по данному сектору;
- общий объем продаж продукции, рассматриваемой
в бизнес-плане;
- объем продукции, предполагаемый к продаже на
региональном, национальном и международном рынках;
- тенденции (прогнозы) продаж продукции на внутреннем
и международном рынках;
- нормативная величина прибыли;
- сегменты промышленности, представляющие данный
бизнес, а также сопутствующие сегменты рынка и тенденции их роста;
- размер средней прибыльности аналогичной
продукции;
- ограничения по продажам продукции данного бизнеса
и меры по их преодолению.
Оценка нужд
потребителей. В их число
входят розничные или оптовые торговцы (посредники) и/или конечные
пользователи, являющиеся собственниками магазинов или переработчиками вашей
продукции. В бизнес-плане должны быть рассмотрены следующие вопросы,
представляющие интерес для посредника:
- какая упаковка необходима для продукции;
- каков срок хранения продукции;
- как часто могут производиться поставки;
- каковы условия оплаты (кредитования);
- каковы требуемые гарантии.
Характеристика конечного
пользователя:
-
кто
является конечным пользователем;
- где они находятся;
- как часто покупают продукцию;
- как реагируют на цену продукции;
- как определяют качество продукции;
- какие специальные качества продукции
требуются;
- насколько удовлетворены существующей
продукцией;
- на основе каких факторов они принимают решение
о покупке;
- каков уровень их дохода или к какой группе
населения они относятся;
- какие магазины посещают, чтобы купить
продукцию;
- делают ли сравнительные покупки;
- какой тип продвижения товара на рынке будет
стимулировать их покупки.
Анализ конкурентов:
-
каково
качество их продукции и услуг;
- какова репутация;
- лояльны ли к ним их покупатели;
- каковы количественные характеристики бизнеса;
- какой тип гарантий предлагают;
- как распределяют свою продукцию;
- насколько эффективны;
- имеются ли надежные финансовые ресурсы;
- хорошо ли осуществляется руководство бизнесом.
Решающие факторы успеха. Эти факторы должны стать
девизом компании, и вся ее деятельность, на
любом этапе, должна соответствовать этому девизу. В бизнес-плане следует
назвать 3-5 ключевых факторов успеха компании.
Стратегические
приоритеты. Количество идей,
наименований продукции и сегментов рынка, планируемых к освоению, должно быть
больше, чем компания может охватывать в данный момент. В начале каждого года
следует определять приоритеты на следующий год. Самым простым способом для
определения максимального эффекта является распространение цены на три группы
сегментов или продукции.
Стратегия
маркетинга. В данном разделе
излагаются действия предпринимателя, которые он намерен предпринять для
достижения своих целей. Стратегия маркетинга базируется на четырех основных
компонентах. К ним относятся продукция, место производства и регион поставки
продукции, продвижение, цена.
Продукция
предприятия оценивается по следующему перечню вопросов:
-
каковы
специальные (уникальные) характеристики продукции;
- какое качество продукции требуется по
сегментам рынка, на которые нацелен данный бизнес;
- какое количество продукции требуется по сегментам
рынка;
- каков ассортимент продукции;
- является она марочной или нет;
- каков сопутствующий вид обслуживания;
- каков тип упаковки;
- каким должен быть срок хранения продукции;
- какие предлагаются гарантии качества и/или
срока хранения продукции;
- каковы каналы распределения продукции по рыночным
сегментам (количество точек розничной торговли);
- каковы средства транспортировки продукции,
являются они собственными либо привлекаются со стороны;
- какие возможности используются для хранения
продукции;
- какова система управления запасами продукции и
сохранения ее в надлежащем состоянии;
- как распространяется информация о продукции;
- как связано обслуживание с выбором каналов распределения.
Реклама:
- какой вид рекламы используется (предполагается
использовать);
- как определяется бюджет на рекламу;
- каков график рекламной кампании;
- как осуществляется выбор средств массовой
информации;
- какие рекламные сообщения и какое оформление
рекламы используется;
- как измеряется эффект от рекламы;
- как отбираются рекламные агенты.
Продвижение на рынок:
Продвижение на рынок:
- осуществляются ли покупки подарков для установления
деловых отношений;
- предлагаются ли специальные цены, в течение какого
срока они действуют;
- организуются ли викторины, конкурсы и игры,
способствующие продвижению товара на рынок;
- насколько посредник приспособлен к этим формам
продвижения товара на рынок;
- существуют ли какие-либо юридические требования
для проведения подобных мероприятий, соблюдаются ли они.
Связи с общественностью:
- как поддерживаются контакты с прессой
(пресс-релизы, конференции);
- организуются ли какие-либо информационные
встречи, дни открытых дверей, экскурсии и т. д.;
- существуют ли какие-либо контакты с местными
органами власти или другими правительственными организациями;
- осуществляется ли публикация годовых отчетов
финансовой деятельности.
Цена:
-
каков
уровень цен в сравнении с конкурентами;
- существует ли какая-либо система скидок (например,
по количеству или сезонности покупок);
- используются ли бонусы, предоставляемые
клиентам для достижения определенного уровня годового оборота;
- какова политика дифференциации цен.
Описание процесса производства. В ответе на этот вопрос
Описание процесса производства. В ответе на этот вопрос
необходимо дать подробное описание процесса
производства и организации работ, уделяя внимание оценке всех факторов влияния
на стоимость.
Производство и
эксплуатация. Содержание
этого раздела очень важно, поскольку позволяет оценить степень реалистичности
бизнес-плана. Большинство бизнес-планов предусматривает, что объем выпуска
продукции будет постепенно достигать своей проектной величины. План, в котором
объем выпуска продукции достигает необходимой величины в первый год
производственного процесса, будет оспорен большинством специалистов.
Производственные
факторы представляют собой основу финансовых расчетов. Важно перечислить все
затраты, необходимые для запуска производственного процесса, а также
получения сопутствующей продукции, образующейся в процессе основного
производства, поскольку она может иметь определенную коммерческую ценность.
Необходимо четко разделять производственные факторы, которые в количественном
выражении изменяются пропорционально объему производства, и факторы, которые
остаются статичными в процессе изменений объема производства.
Контрольный
список вопросов для составления раздела "Производство и
эксплуатация" приведен ниже.
Местная инфраструктура:
- местоположение по отношению к главным железнодорожным
магистралям и системам обслуживания;
- водообеспечение (количество и качество)
нынешних и будущих потребностей;
- электроэнергия (мощность трансформатора,
расстояние до подстанции);
- телекоммуникации (наличие, возможное время использования);
- окружающая среда (выхлопные газы, глум, движение транспорта и т. д.);
- сточные воды (предприятия водоочистки,
достаточная мощность);
- рабочая сила (наличие, квалификация);
- наличие вспомогательной службы (электрики,
водопроводчики и т. д.);
- политическая ситуация (заинтересованность мест
ной общественности в проекте);
ной общественности в проекте);
- система налогообложения.
Если для производственного процесса предполагается использование существующих зданий, то в бизнес-плане должны найти отражение следующие сведения:
Если для производственного процесса предполагается использование существующих зданий, то в бизнес-плане должны найти отражение следующие сведения:
- общее состояние площадки, на которой
расположено здание;
- общий объем ремонтных работ;
- планировка (демонтаж существующих стен, сооружение
новых);
- требования к работам по сносу сооружений и
вывозу строительного мусора;
- наличие места, необходимого для
хранения сырья и технического обслуживания оборудования;
- условия для проводки электричества;
- состояние канализационной системы;
- помещения для персонала (столовая, комната для
хранения вещей с индивидуальными запирающимися шкафчиками и т. д.);
- место для парковки;
- подъездные дороги.
Физические капитальные
вложения:
- затраты на производственные линии;
- затраты на вспомогательное оборудование
(трансформатор, резервуары для топлива и т. д.);
- затраты на доставку (упаковка, упаковочные
корзины, таможня, фрахт, страхование отправки и т. д.);
- сборка и установка на площадке;
- ввод предприятия в эксплуатацию и приемка комиссией;
- специальное обучение операторов;
- последующее обслуживание: доводка и точная настройка
аппаратуры;
- хранение запасных частей и специальных инструментов
для технического обслуживания;
- заинтересованность в авансовых платежах поставщикам.
План производства и расчет выпуска продукции:
-
наличие
отходов сырьевых материалов в период ввода в эксплуатацию (в план вносятся
только значительные);
- риск выпуска нестандартной продукции в период
ввода в эксплуатацию (внесения в план заслуживают только существенные
параметры);
- норма рабочего времени;
- коэффициент использования производственной мощности
за время эксплуатации оборудования;
- график затрат времени на ремонтные работы и
работы по обслуживанию оборудования.
Производственные факторы:
-
основные
сырьевые материалы;
- энергия (уголь, газ, нефть, электричество);
- упаковочный материал;
- коммерческая сопутствующая продукция (годная к
продаже);
- коммерческие (годные к продаже) и
некоммерческие отходы;
- расходы на техническое
обслуживание в соответствии с установленным графиком;
- мобильное оборудование (используемое обычно
для
широкого круга работ, оно может считаться постоянным
производственным фактором).
широкого круга работ, оно может считаться постоянным
производственным фактором).
Производственный план:
- колебания поставок сырья в течение года
(особенно
для сырьевых материалов сельскохозяйственного происхождения);
для сырьевых материалов сельскохозяйственного происхождения);
- окончательный спрос на продукцию за год;
- условия хранения готовой продукции
(длительность сроков хранения требует дополнительных финансовых средств);
- периоды
ожидаемых неблагоприятных погодных условий;
- ограничение производственного процесса и
предельная мощность (следует принять во внимание непредвиденные задержки в
выполнении ремонтных работ или непредвиденное снижение мощности вследствие
определенных условий работы).
Система
контроля качества. Система
контроля качества должна обеспечивать проверку соответствия выпущенной продукции
установленным стандартам на любом этапе - будь то сырьевые материалы или
готовая продукция. Цель контроля - настроить производственные линии и в целом процесс
производства для поддержания необходимого уровня затрат и надлежащего качества
готовой продукции.
Управление и процесс принятия решений. Команда управления имеет решающее значение
для успеха бизнеса, она должна обладать навыками в области маркетинга, финансов
и производства. Не следует пренебрегать прошлым опытом руководства, в котором
сочетаются технические и управленческие навыки. Контрольный список вопросов
для подготовки данного раздела бизнес-плана:
- представить схематическое описание
организационной структуры управления предприятием;
- дать общее описание функциональных обязанностей
специалистов, имеющих отношение к проекту;
специалистов, имеющих отношение к проекту;
- сосредоточить внимание на основных результатах
и опыте работы ответственных специалистов;
- представить характеристики (и отзывы о них)
внешних консультантов, которые будут привлечены к проекту;
- обозначить функциональные участки, которые
остались незаполненными, и наметить меры для их устранения;
- составить при необходимости план обучения
персонала;
- распределить ответственность между различными
подразделениями системы управления предприятиями.
Финансы. В финансовом разделе бизнес-плана необходимо отразить следующие
основные моменты.
Прибыльность:
позволяет оценить, является
ли предприятие достаточно привлекательным (с учетом существующих рисков) для
участников бизнеса.
Поток
наличности: дает возможность
оценить, являются ли инвестиции в данный бизнес безопасными и будут ли
платежи, причитающиеся участникам, осуществляться в соответствии с графиком.
Продолжительность
плана. Не существует стандартного периода
планирования. Фактически различные виды деятельности требуют
различного периода планирования. Например, бизнесу в области лесного хозяйства
могут потребоваться десятилетия для возврата первоначальных инвестиций, в то
время как заем на покупку удобрений на текущий год способен возвратиться в течение
одного года.
Частота
планируемого периода. Весь
планируемый период должен быть разделен на несколько временных отрезков для
того, чтобы проиллюстрировать развитие бизнеса и выявить любой критический
период, в течение которого бизнесу, возможно, потребуется финансовая поддержка.
В целом балансовый отчет и расчет прибылей и убытков составляются на годовой
период, а прогноз потока наличности рассчитывается на каждый месяц.
Расчет
себестоимости единицы продукции или услуг. Этот расчет состоит в установлении цены и выявлении
переменных затрат (главным образом материалов, использованных в процессе
производства) на единицу продукции (услуг). Цена должна отвечать положениям
раздела маркетинга бизнес-плана, а переменные затраты должны соответствовать
разделу плана о производстве и эксплуатации продукции (услуг).
Предположения о
накладных расходах. Многие
бизнесмены не придают значения накладным расходам. Некоторые накладные
расходы являются достаточно очевидными (например, арендная плата, страховка),
другие же могут быть менее заметными (например, коммунальные платежи, оплата
телефона, рекламы).
Предположения
о потоке наличности. Для
прогнозирования потока наличности используется информация, содержащаяся в
расчете прибылей и убытков. Однако следует принимать во внимание время
поступления наличных средств и платежей. Если бизнес связан с продукцией
сельского хозяйства, следует особое внимание уделить характеристикам ее
сезонности.
Прогноз
потока наличности. Прогноз
потока наличности достаточно прост. Он служит для расчета баланса и состоит из
перечисления всех оттоков наличных средств (платежей) и всех притоков
наличности с разноской по месяцам. Отрицательный баланс означает недостаток
оборотного капитала и необходимость поиска дополнительных источников
финансирования.
Возможность
выполнения проекта. После
того как вся отчетность составлена, необходимо ее прокомментировать.
Комментарии могут быть сделаны на основе как специфических подсчетов, так и с
использованием подсчета общей прибыльности проекта.
Общая прибыльность.
Этот показатель применяется
для отражения общей прибыльности проекта, сравнения прибыльности данного
проекта с другими альтернативными проектами, требующими инвестиций. Для оценки
общей прибыльности какого-либо проекта используются следующие три показателя:
- расчет внутренней нормы рентабельности;
- расчет чистой дисконтированной (приведенной)
стоимости;
- период окупаемости, определяющий необходимое
число лет работы для возмещения сделанных инвестиций.
Факторы риска. Этот раздел бизнес-плана призван дать
объективное описание тем факторам, действие которых может поставить под угрозу
осуществление проекта. Здесь же даются возможные способы нейтрализации риска.
Существуют два основных типа рисков - технические и финансовые.
Технические риски:
-
задержка
в подготовке стройплощадки и выполнении графика строительства;
- задержка поставки оборудования и возведения
предприятия;
- поздний запуск производства в связи с
использованием сезонных сырьевых материалов и с непредвиденными остановками;
- непредвиденные остановки производства во время
ввода в эксплуатацию и приемки комиссией;
- отсутствие сырья;
- низкое качество продукции;
- несоблюдение государственных нормативов;
- долговечность изделия: насколько быстро продукция
становится устаревшей, создание альтернативной продукции, которая завоюет
рынок;
- новые внешние условия, влияющие на технологию производства.
Финансовые риски:
анализ чувствительности и безубыточности. Размер прибылей и убытков в значительной степени
зависит от уровня продаж, который трудно прогнозируется с нужной точностью. Для
определения уровня продаж, требуемого для достижения прибыльности
предприятия, следует провести анализ безубыточности.
Анализ
чувствительности заключается в определении значений ключевых параметров, которые
могут подвергнуть сомнению успех бизнеса. Очень важно установить, какие
изменения данных параметров могли бы понизить ожидаемую прибыльность, например:
25%-ное увеличение цены на сырье либо на электроэнергию; 20%-ное уменьшение
цены продажи или объема выпуска продукции. Если бизнес является слишком
чувствительным к некоторым изменениям параметров, руководство компании должно
регулярно их контролировать.
Раздел "Экологические
аспекты" может быть как самостоятельным, так и частью раздела
"Производство и эксплуатация". В нем дается описание негативного влияния
проекта на экологическую ситуацию и приводятся варианты нейтрализации этого
влияния.
Заключительным
разделом бизнес-плана являются "Приложения".
В приложениях собираются документы,
послужившие основой расчётов и выводов, содержащихся в текстовой части
бизнес-плана. Последовательность приложений должна соответствовать
последовательности разделов бизнес-плана. В них могут содержаться табличный,
иллюстративный, графический, текстовый материал и др.
Контрольные вопросы и
задания
1. Назовите работы, предшествующие началу
разработки бизнес-планов.
2. Кратко изложите своими словами вопросы, ответы
на которые должны найти отражение в основных разделах бизнес-плана.
3. Какие вопросы являются главными при исследовании
рынка сырья и рынка сбыта товаров?
ОСНОВЫ
МЕНЕДЖМЕНТА
1.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА, ЕГО ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ
Менеджмент - наука управления. Менеджер - руководитель,
управленец.
Предметом
науки управления являются взаимоотношения работников и их групп (отделов,
цехов, участков).
Термин
"менеджмент" происходит от английского слова management – управление. В настоящее время это понятие имеет множество самостоятельных
определений. Как правило, все они употребляются в сочетании с указанием ни
объект управления. Например, "менеджмент персонала" управление
персоналом, трудовыми ресурсами; "инновационный менеджмент" -
управление процессами разработки и внедрения инноваций; "финансовый
менеджмент" - управление финансами и т. п.
Из определения
менеджмента видно, что это понятие может быть применимо практически к любой
сфере человеческой деятельности, однако в данной главе пойдет речь об
управлении предприятием.
Применительно к предприятию менеджмент -
это совокупность упорядоченных управленческих воздействий на процесс трудовых
отношений предприятия, целью которых является повышение производительности
труда и увеличение прибыли.
Менеджмент сравнительно молодая наука.
Возникновение научного подхода к изучению методов управления относят к концу XIX - началу XX вв. и связывают с именами Ф.У. Тэйлора, Г. Ганта, Г.
Форда, А. Файоля, Л. Слоуна и других исследователей. Менеджмент не является
универсальной наукой. Это означает, что не существует единых рецептов
управления предприятием. Однако общие принципы, функции, методы управления и
пучены достаточно полно и должны использоваться. Как база для поиска
оптимальных частных управленческих решений. Функции менеджмента -
управленческие воздействия на систему взаимоотношений людей и процессе
производства. Перечислим основные функции менеджмента:
Планирование — действия, направленные на выработку
обоснованных и реальных целей и задач работникам и подразделениям предприятия,
а также определение путей достижения этих целей;
Организация - действия по созданию оптимальной структуры
коллектива работающих и управления им;
Координация — согласование деятельности работников
коллектива;
Стимулирование
- действия, направленные на
создание эффективной системы материального и морального побуждения к
производительному труду;
Контроль - действия, направленные на сверку фактических
результатов деятельности с запланированными.
Каждая из основных
функций менеджмента может быть конкретизирована. К конкретным функциям, например,
относятся:
• технико-экономическое планирование -
деятельность по разработке производственно-экономических планов и программ,
планов капитальных вложений;
• маркетинг;
• технико-технологическое обеспечение
производства - организация процесса поддержания в рабочем состоянии техники и
соблюдения технологии производственного процесса (составление и реализация
планов технического обновления, обоснование его структуры и др.);
• организация труда - проектирование трудового
процесса, подбор и расстановка кадров, контроль за соблюдением правил техники
безопасности и др.;
• материально-техническое снабжение -
организации снабжения работников предметами и средствами труди;
• сбыт продукции - организация отгрузки
продукции покупателям, предотвращающая образование сверхнормативных запасов;
• финансирование
- организация финансового
обеспечения процесса снабжения, производства и сбыта на
предприятии, обеспечивающая ритмичную
работу, исключающая простои и
возникновение дефицита денежных средств и других ресурсов.
Каждая из указанных
функций подразделяется а ряд взаимосвязанных и более конкретных задач.
Например, при управлении производством решаются экономические задачи
(планирование и контроль и издержек, расчет цен на продукцию) в увязке с объемными
показателями деятельности (объем производства в натуральном выражении и т. д.).
К задачам планирования производства относят выбор технологического процесса и
его программы, последовательность производственного процесса и обеспечение его
необходимым оборудованием и сырьем. Финансовое управление пред приятием
включает приобретение финансовых средств, их использование, структурирование
капитала и имущества, управление платежными средствами и проведение
платежного оборота, финансовое планирование и финансовый контроль.
2. КОЛЛЕКТИВ КАК СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ
УПРАВЛЕНИЯ
Центральным
звеном в менеджменте является коллектив. Производственный коллектив -
это организованная группа людей с относительно постоянным составом, нацеленная
на решение общих задач на основе использования закрепленных за ней
материальных, финансовых и информационных ресурсов.
Коллектив -
очень широкое понятие. Менеджер должен рассматривать коллектив прежде всего
как совокупность личностей, связанных между собой отношениями кооперации
(сотрудничества). Такой подход позволит ему предвидеть различного рода
конфликты и влиять на их разрешение. Производственный коллектив делится на
группы. Они бывают формальными и неформальными.
Формальная
группа - это группа
работников предприятия, объединенная на основе регламентирующих документов
(штатное расписание, приказ и др.). К таким группам относятся отделы, участки,
цеха предприятия.
Неформальная группа
- это группа работников предприятия,
объединенная на основе общих интересов и симпатий. Неформальные группы не
всегда очевидны, их состав непостоянен. Однако часто неформальные объединения
людей играют существенную роль в организации производственного процесса, снижая
либо повышая его эффективность. Неформальные группы - неизбежное явление, и
задача менеджера состоит в том, чтобы людей, состоящих в неформальной группе,
максимально объединить в рамках формальной группы и направить их деятельность
на достижение общих целей.
Интеллектуальный,
культурный и моральный потенциал членов коллектива неоднороден, и предсказать
реакцию каждой личности на управляющее воздействие непросто. Менеджмент
базируется на системе принципов, которые присущи только ему, и при этом
опирается на другие науки,
связанные с управлением.
Принципы управления объективны,
т. е. не зависят от воли и желаний отдельных личностей. Однако эти принципы
нельзя считать абсолютной истиной. Даже самый опытный руководитель, прекрасно
владеющий теорией управления, не застрахован от ошибок, так как управление
людьми - самый сложный из всех видов деятельности. Рассмотрим принципы
менеджмента, которыми следует руководствоваться менеджеру но избежание
ошибок, вызывающих конфликты и нарушен их нормального ритма работы предприятия.
Принцип понятной
цели. Цель - это то, к чему
стремится предприятие. Если говорить о трудовом коллективе, то менеджер должен
сам осознать и в понятной форме разъяснить суть целей, стоящих перед трудовым
коллективом и каждым из его членов. В управлении проблема цели является
центральной, она определяет и регулирует действия и является основным законом,
сложным алгоритмом поведения, подчиняющим себе все сторон управляющего воздействия.
Одновременно с
традиционными, заранее определенными задачами постоянно возникают внештатные
ситуации, которые требуют безотлагательного оперативного решения. Часто
успех деятельности коллектива
зависит от умелого решения многочисленных и неожиданно появляющихся
острых проблем. Искусство определять
важнейшие тактические цели, определять очередность и способы их достижения -
основа искусства управления и часто исходит из предвидения и интуиции.
Итак, один из
важнейших принципов управления можно сформулировать коротко и четко: каждое
действие должно иметь ясную и определенную цель. Этот принцип распространяется
на все виды деятельности человека - от государственного и производственного
управления до тактики поведения личности на бытовом уровне. Не зная цели и тех
результатов, которых можно ожидать при ее достижении, любая акция, любой
поступок обречены на провал или могут вызвать серьезный конфликт.
Принцип правовой
обоснованности управленческого решения. Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с
определенным риском. Принцип правовой обоснованности требует от руководителей
предприятий знания действующего законодательства и принятия решений только с
его учетом. Особенно это касается сферы трудовых отношений, с которыми связано
практически любое управленческое воздействие. Все управленческие решения должны
базироваться на законе.
Принцип оптимизации
управления. Любое предприятие
развивается, совершенствуется, его структура должна динамично изменяться,
приспосабливаясь к быстрым изменениям внешней среды. Оптимизация управления
позволяет совершенствовать структуру управляемого объекта и повышает его
функциональные возможности, что в итоге ведет к ослаблению или полному
устранению внутренних негативных процессов. Деятельность в направлении
оптимизации управления повышает эффективность предприятия. Совершенствование
управленческих процессов в трудовых коллективах имеет основной целью повышение
производительности труда при уменьшении противоречий между руководителем и
исполнителями. Оптимизация и упрощение сложных производственных систем -
необходимое условие для более эффективного использования постоянно растущих
объемов информации, что и определяет прогресс этих систем.
Принцип
оптимизации управления должен лежать в основе принятия решений о централизации
либо децентрализации полномочий.
Централизация
управления имеет несомненные
преимущества при решении глобальных, стратегических задач. Она позволяет
широко, масштабно распределять все виды резервов и ресурсов, но при этом
неизбежно подавляется творческая инициатива исполнителей, не всегда оптимально
решаются тактические задачи. В некоторых ситуациях (чаще всего в экстремальных
- война, пожар, стихийные бедствия) централизация совершенно незаменима.
Трудно представить управление армией без реализации этого принципа.
Децентрализация управления
освобождает членом коллектива от опеки, эффективно
стимулирует инициативу, полнее раскрывает потенциальные возможности личностей.
Рядовой работник выполняет задание с уд военной энергией, если ему
предоставляется хотя бы минимальная степень действительного контроля над
ситуацией. Децентрализация эффективна, если на низших уровнях управленческой
иерархии принимают обоснованные и важные решения и эти решения не требуют
согласований и утверждения руководством. Децентрализация многих управленческих
функций неизбежна при территориальной разобщенности структурных подразделений
предприятия (филиалы, управления структурных подразделений) или при
необходимости специализации. Но децентрализация управления имеет опасную
тенденцию к втягиванию управляемого процесса в анархию, хаос. Делегируя при
децентрализации свои полномочия исполнителям, руководитель часто не может
ответить ни конкретные вопросы непосредственного начальства. Ответы на эти
вопросы знают компетентные заместители руководителя, которым делегированы
соответствующие полномочия. Но сам руководитель в этой ситуации чувствует
себя, мягко говоря, дискомфортно. Выход из этой ситуации - компромисс.
Руководитель должен взять всю организационно-распорядительную власть в свои
руки. Одновременно нужно делегировать значительную часть своих полномочий
опытным заместителям, специалистам своего дела. Не следует мешать их работе
постоянным контролем, если они в основном успешно выполняют свои служебные
обязанности. Лишь при явной угрозе срыва запланированных работ или очевидном
несоответствии исполнителя занимаемой должности руководитель обязан активно
вмешаться в работу отстающего структурного подразделения, применив всю полноту
власти вплоть до подмены собой исполнителя.
Важное
значение имеет принцип единоначалия, который гласит, что работник
должен получать приказы только от одного непосредственного начальника. Это
ясное и понятное всем правило нарушается постоянно, начальнику трудно
преодолеть искушение самому вмешаться в производственный процесс, и его
указания кажутся ему, несомненно, самыми мудрыми. Однако когда исполнитель
получает от разных начальников две противоречивые команды, как правило,
качественно не исполняется ни одна из них.
Принцип
соответствия. Выполняемая
работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям
исполнителя - вот основа принципа соответствия. Основы этого важного принципа
были заложены около ста лет назад американским инженером Ф.У. Тэй-лором,
основоположником научной организации труда и управления, "отцом научного
менеджмента". Определить соответствие работника занимаемой должности -
задача не из легких. Необходим опыт и умение для того, чтобы отделить профессиональные
деловые качества от словесной мишуры и внешней помпезности сотрудника. Чаще
люди придерживаются завышенного мнения относительно своих способностей.
Значительно реже встречаются случаи их недооценки.
Если человеку с
хорошим образованием поручить выполнять рутинную канцелярскую работу, то
значительная часть его знаний пропадет без пользы, а сам сотрудник будет
стараться сменить место работы ради более интересной должности. Принцип
соответствия необходимо применять каждому руководителю при подборе и
расстановке кадров и при оценке своих собственных возможностей.
Принцип
замещения. Замещение
отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) должно решаться автоматически
на основе действующих служебных должностных инструкций и регулироваться
формально. Зачастую отсутствие работника может парализовать работу целого
предприятия. Поэтому важно установить систему замещения так, чтобы не страдала
работа.
Замещающий
должен знать свои новые функции, но еще лучше разбираться в том, чего он не
должен делать.
Принцип повышения
квалификации. Этот принцип
управления требует повышения квалификации всех сотрудников, занятых в
производственном процессе, независимо от занимаемой должности. В первую
очередь это относится к тем, кто принимает стратегические управленческие
решения, кто несет ответственность за развитие предприятия, за постоянное
обновление продукции и реализацию новых технологических и организационных
решений.
Контрольные вопросы и задания
1.Раскройте
сущность понятия "менеджмент предприятия". Перечислите функции
менеджмента.
2.Дайте определение понятия "коллектив
предприятия". На какие группы его можно разделить, в чем заключаются их
различия?
Перечислите принципы менеджмента, дайте им краткую характеристику
Комментариев нет:
Отправить комментарий