вторник, 11 марта 2014 г.

Экологическое проектирование

Экологическое проектирование
1        Все объекты хозяйственной деятельности. ( Производство, города,авто и железные магистрали ).
2Геоэкологические основы проектирования представляют собой совокупность  геоэкологических знаний и особенностей террито­риального проектирования, сформулированных в виде геоэкологи­ческих принципов проектирования.
Основной геоэкологический принцип проектирования – «мета-принцип»  геоэкологическое проектирование  это проектирова­ние пространственно-временной природно-технической системы» а не просто вписывание определенной технологии в природу. Он явля­ется геоэкологическим выражением системного подхода к проекти­рованию и сохранению функций природно-технических геосистем.

- общий принцип охраны природы, принцип экологической безопасности населения, принцип историчности, принцип системности,  принцип ограничения
принцип оптимизации , принцип привентивности ,принцип системности и комплексности управления.
·         3СНиП ( строительные нормы и правила) и СанПиН ( санитарные правила и нормы) , отраслевые стандарты, инструкции по экологическому обоснованию. Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйствен­ной и иной деятельности» (утверждена Приказом Минприроды России от 29 декабря 1995 г. № 539);
·         «Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйствен­ной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (утверждено приказом Госкомэкологии РФ 16 мая 2000 г. № 377, зарегистрировано в Минюсте 4 июня 2000 г. № 2307);
разделом 8 «Инженерно-экологические изыскания» вСНиП 11-02-96, разработанными Министерством строительства Российской федерации (Минстрой России), 1997 г.;
·         разделом «Инженерно-экологические изыскания для строитель­ства» в Своде правил по инженерным изысканиям для строи­тельства (СП-11-102-97), разработанным государственным ко­митетом РФ по жилищной и строительной политике (Гос­строй России);
·         «Санитарными нормами и правилами проектирования промыш­ленных предприятий» (СН 245-71);
·         Санитарными нормами и правилами проектирования, строи­тельства и эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов;
·         «Санитарными правилами содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4960-88);
·         Санитарными правилами и нормами охраны поверхностных вод от загрязнения (СанПиН № 4630-88);
·         Санитарными правилами по охране атмосферного воздуха на­селенных мест (Минздрав СССР, 1989 г.).

4 Классификация промышленных производств по степени экологи­ческой опасности для природной среды основывается на экологичес­кой оценке землеемкости, ресурсоемкости, отходности.
Землеемкость — размер территории, занятой собственно про­мышленным объектом и зоной его влияния на ландшафт
Ресурсоемкость — количество изымаемых природных ресурсов для производства валовой продукции. 
Отходность — материальные потоки техногенных веществ в природу (выбросы в атмосферу, сточные воды, мусор, твердые отходы в почву и грунт), которое оценивают количеством посту­пающих веществ в единицах веса или объема на единицу пло­щади за определенный интервал времени — модуль выброса вещества.
5 Использование нормативов качества окружающей среды в проек­тировании. Стандарты качества окружающей среды выступают как кри-1ерии ее состояния и определяются предельно допустимыми норма­тивами вредных воздействий, превышение которых создает угрозу для здоровья человека и биоты ландшафта. Первая группа — санитарно-гигиенические нормативы: нормы предельно допустимых концентра­ций вредных веществ в воздухе, воде, почве (ПДК).
Следующая группа нормативов устанавливает требования к ис­точнику вредного воздействия. Это нормативы ПДВ в атмосферу и ПДС и водные объекты, предельно допустимые уровни вредных физичес­ких воздействий (шума, облучения, радиационного воздействия и др.), разрешение на вывоз и захоронение твердых отходов.
Деятельность по нормированию допустимого загрязнения природ­ной среды (ПДК), в частности водных объектов, начала развиваться в Ю-е годы, в связи с принятием «Правил об условиях сброса сточных под в водоемы» (1939). Несколько позже, в 50-х годах, было начато нормирование предельно допустимого загрязнения атмосферы. Нор­мативы воздействия на природу в виде ПДВ и ПДС начали действовать и РФ с 70—80-х годов прошлого века.
Третья группа содержит нормы и правила, регламентирующие различные виды деятельности, включая использование ресурсов и охрану природы:
·         предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду (ПДН);
·         регламентирование рационального использования природных ресурсов;
·         разрешение на землепользование и лесопользование;
·         установление квот вылова рыбы и отстрела диких животных;
·         строительные и градостроительные правила;
·         нормативы санитарно-защитных зон;
·         экологические требования к технике, технологии, продукции;
·         требования к экологическому обоснованию хозяйственной лицензирование экологической деятельности.

6  Информационная база экологического проектирования

Информационная основа процесса экологического проектирова­ния как процедуры — это совокупность правовых, нормативных и методических документов, разработанных Госкомэкологией, Мин-природы, МПР, Институтом стандартов, Минздравом, Госстроем и т.д. Это, прежде всего, строительные нормы и правила (СНиП), санитарные правила и нормы проектирования (СанПиН), своды правил по экологическому проектированию, санитарные нормы, ведомственные и федеральные инструкции. Так, оценка воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду (ОВОС) регламентируется «Положением об оценке воздействия...» (2000); экологическое обоснова­ние хозяйственной деятельности на стадиях прединвестиций, обоснования инвестиций и т.д. — инструкцией Минприроды «Экологическое обоснование хозяйственной и иной деятельности» (1995).

Экологическое проектирование оценок воздействия на окружаю­щую среду (ОВОС) должно основываться на уже существующих исследованиях определенного типа воздействия на окружающую среду. При прогнозировании воздействий и их экологических последствий используются данные по изученным техногенным аналогам в идентичных зональных условиях. Географами за последние 15-20 лет осу­ществлены исследования различных типов воздействия хозяйствен­ной деятельности на ландшафты разных природных зон: базовых от­раслей промышленности — горно-рудных разработок КМА ( Г. В. Звонковой), энергетики (Л. К. Казаковым), черной металлургии (15. Н. Калуцковым), цветной металлургии (А. В. Дончевой), нефтегазового комплекса (Н. П. Солнцевой), экогеохимии городов (Н. С. Кагимовым и др.), водохранилищ ГЭС (К. Н. Дьяконовым), осушитель­ных мелиорации (И. А. Авессаломовой, К. Н. Дьяконовым), сельско-хозяйственного производства (С. Г. Покровским), рекреационных зон и национальных парков (А. И. Ивановым, В. П. Чижовой).
7 Инженерно-экологические изыскания — самостоятельный вид    комплексных инженерных исследований, который выполняется согласовано с другими видами изысканий — инженерно-геодезическими, инженерно-геологическими, инженерно-гидрогеологическими.
Инженерно-экологические изыскания выполняются для экологического обоснования строительства и иной хозяйственной деятельности с целью предотвращения, снижения или ликвидации неблагоприятных последствий и связанных с ними социальных, экономических и других последствий для сохранения оптимальных условий жизни населения.
Задачи инженерно-экологических изысканий:
·         комплексное изучение природных и техногенных условий территории, ее хозяйственного использования и социальной сферы*,
Согласно СНиПу 11-02-96  изучение отдельных компонентов природной среды, значимых при оценке экологической безопасности проектируемого строительства и апияюших на изменение природных комплексов в целом  (развитие опасных геологических и гидрометеорологических процессов, подъем уровня или истощение запасов подземных и поверхностных вод и другие особенности геологической среды, исследуемые обычно при инженерно-геологических и гидрометеорологических изысканиях), может быть включено в состав инженерно-экологических изыскании.
·         оценка современного экологического состояния компонентов природной среды и экосистем (природных комплексов) в це­лом, их устойчивости к техногенным воздействиям и способ­ности к восстановлению;
·         разработка прогноза возможных изменений природных (природно-технических) систем при строительстве, эксплуатации и ликвидации объекта;
·         оценка экологической опасности и риска;
·         разработка рекомендаций по предотвращению вредных и не­желательных экологических последствий инженерно-хозяй­ственной деятельности и обоснование природоохранных и ком­пенсационных мероприятий по сохранению, восстановлению и оздоровлению экологической обстановки;
·         разработка мероприятий по сохранению социально-экономи­ческих, исторических, культурных, этнических и других инте­ресов местного населения;
·         разработка рекомендаций и/или программы организации и проведения локального мониторинга, отвечающего этапам (ста­диям) предпроектных и проектных работ.

Уровни инженерно-экологических изысканий:
  • прединвестиционный — концепции, программы, схемы отраслевого и территориального развития, комплексного использования и охраны природных ресурсов, схемы и проекты инженерной защиты и т.п.;
  • градостроительный — схемы и проекты районной планировки, генпланы городов (поселений), проекты и схемы детальной планировки, проекты застройки функциональных зон, жилых районов, кварталов и участков города;
  • обоснования инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений;
  • проектный — проекты строительства, рабочая документация предприятий, зданий и сооружений.

Нормативная основа инженерно-экологических изысканий:
  • федеральные нормативные документы для проведения инженерных изысканий для строительства;
  • требования природоохранительного и санитарного законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
  • постановления Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды;
  • нормативные документы Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды;
  • государственные стандарты и ведомственные природоохранные и санитарные нормы и правила с учетом нормативных актов субъектов Российской Федерации.
8  Программа инженерно-экологических изысканий, как правило, должна содержать;
краткую природно-хозяйственную характеристику района размещения объекта, в том числе сведения о существующих и проектируемых источниках воздействия (качественные и, при их наличии, — количественные характеристики);
данные об экологической изученности района изысканий;
сведения о зонах особой чувствительности территории к предполагаемым воздействиям и наличии особо охраняемых объектов;
обоснование предполагаемых границ зоны воздействия (особенно по экологически опасным объектам) и, соответственно, границ территории изысканий;
обоснование состава и объемов изыскательских работ и необходимости организации экологического мониторинга;
указания по методике выполнения отдельных видов работ, предлагаемым методам прогноза и моделирования.
Состав и содержание разделов программы, а также детальность их проработки могут меняться в зависимости от местных условий, вида строительства и стадии проектно-изыскательских работ.

9  Экологическое обоснование выполняется с целью оценки экологической опасности, предотвращения или снижения экологически вредного воздействия на окружающую природную среду при создании и внедрении новых технологий, техники и материалов (сырья, компонентов, новых веществ или готовой продукции), сохранения природных ресурсов и создания благоприятных условий для жизни людей путем всестороннего комплексного рассмотрения всех преимуществ и потерь, связанных с реализацией намечаемой деятельности.
Экологическое обоснование должно содержать:
данные о характере планируемой деятельности и видах воздействия на окружающую среду;
оценку последствий воздействия создаваемой техники, технологии, материалов на окружающую природную среду и население;
перечень и характеристику природоохранных мероприятий;
оценку методов по снижению воздействия на природную среду, включая очистку стоков и выбросов, утилизацию или захоронение отходов;
оценку эффективности и достаточности природоохранных и иных мер по предупреждению и снижению негативного воздействия на окружающую природную среду.

10 Экологический паспорт предприятия — это комплексный документ, содержащий характеристику взаимоотношений предприятия с окружающей средой.
Экологический паспорт предприятия состоит из двух частей. Первая часть содержит общие сведения о предприятии, используемом сырье, описание технологических схем выработки основных видов продукции, схем очистки сточных вод и выбросов в атмосферу, их характеристики после очистки, данные о твердых и других отходах, а также сведения о наличии в мире технологий, обеспечивающих достижение наилучших удельных показателей по охране природы. Вторая часть паспорта содержит перечень планируемых мероприятий, направленных на снижение нагрузки на окружающую среду, с указанием сроков, объемов затрат, удельных и общих объемов выбросов вредных веществ до и после осуществления каждого мероприятия.
В экологическом паспорте предприятия находят отражение три группы показателей:
§  показатели влияния предприятия на состояние окружающей среды;
§  показатели организационно-технического уровня природоохранной деятельности предприятия;
§  общие и частные показатели анализа затрат на природоохранную деятельность.
К первой группе относятся следующие показатели:
§  экологичность выпускаемой продукции;
§  влияние на водные ресурсы;
§  влияние на атмосферный воздух;
§  влияние на материальные ресурсы и отходы производства;
§  влияние на земельные ресурсы.
Ко второй группе показателей относятся такие, как:
§  оснащенность источников загрязнения очистными устройствами;
§  пропускная способность имеющихся очистных сооружений;
§  прогрессивность применяемого очистного оборудования;
§  возможность контроля за функционированием очистного оборудования;
§  рациональность существующей организационной структуры природоохранной деятельности предприятия;
§  удельные показатели организационно-технического уровня природоохранной деятельности предприятия.
Третья группа показателей
Включает в качестве общего показателя отношение экономического эффекта от применения природоохранных мероприятий к общей величине затрат на их проведение и совокупность частных показателей.
К ним относятся:
§  доля капитальных затрат на природоохранные мероприятий в общем объеме капитальных затрат предприятия;
§  доля текущих затрат на природоохранную деятельность в общем объеме текущих затрат предприятия;
§  доля затрат на охрану воздушного бассейна в общем объеме затрат на природоохранную деятельность;
§  доля затрат на охрану и рациональное использование водных ресурсов в общем объеме затрат на природоохранную деятельность;
§  доля затрат на уничтожение и обезвреживание твердых и жидких отходов в общем объеме затрат на природоохранную деятельность;
§  доля затрат на разработку и внедрение прогрессивных технологий (малоотходных, безотходных, бессточных и т.п.) в общих затратах на НИОКР;
§  доля затрат на оплату услуг сторонних организаций на природоохранную деятельность в общем объеме этих затрат предприятия.

11  Декларация промышленной безопасности (ДПБ) это документ, который направлен на всестороннюю оценку риска аварий и связанных с ними угроз.  Декларация промышленной безопасности разрабатывается для опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, установленных в приложении 2 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» , а также для опасных производственных объектов, обязательность декларирования которых установлена в нормативных правовых актах Ростехнадзора.
12  Инженерно-экологические изыскания для экологического обоснова­ния градостроительной документации проводятся с целью обеспече­ния экологической безопасности проживания населения и оптималь­ности градостроительных и иных проектных решений с учетом ме­роприятий по охране природы и сохранению историко-культурного наследия в районе размещения города (поселения).
Они включают в себя:
·         оценку существующего экологического состояния городской среды (в жилых, промышленных и ландшафтно-рекреационных зонах), включая оценку химического загрязнения атмосферно­го воздуха, почв, грунтов, подземных и поверхностных вод про­мышленными объектами, транспортными средствами, бытовы­ми отходами, а также наличие особо охраняемых территорий;
·         оценку физических воздействий (шума, вибрации, электри­ческих и магнитных полей, ионизирующих излучений от при­родных и техногенных источников);
·         прогноз возможных изменений функциональной значимости и экологических условий территории при реализации намеча­емых решений по ее структурной организации;
·         предложения и рекомендации по организации природоохран­ных мероприятий и экологического мониторинга городской среды.

13  Эколого-географическое обоснование размещения промышленных объектов
Оно включает в себя оценку природных условий региона размеще­ния, ландшафтной структуры территории, экологической обстановки, а также анализ природных потенциалов загрязнения как предпосылку реализации проекта, природно-ресурсного и хозяйственного потенциа­лов, лимитирующих размещение. Собственно экологическое обоснова­ние размещения основано на анализе современной экологической об­становки и медико-географических условий региона, оценке здоровья населения. При этом обязательны прогнозирование изменения медико-географических условий в регионе при осуществлении проектируемой хозяйственной деятельности и определение степени экологической опас­ности для населения санитарно-гигиенической обстановки.
14 Проект организации санитарно-защитной зоны включает в себя обоснование предлагаемой границы санитарно-защитной зоны (проект СЗЗ), мероприятия по охране атмосферного воздуха, предложения по озеленению и благоустройству территории объекта и санитарно-защитной зоны, а также формирование предложений по обеспечению уменьшения отрицательного воздействия (до установленных нормативов) хозяйственного или промышленного объекта на близкорасположенную жилую застройку. 
Для объектов, не включенных в санитарную классификацию, с новыми, недостаточно изученными технологиями, с наличием в выбросах в атмосферу химических и биологических веществ первого и второго класса опасности, ширина санитарно-защитной зоны (проект СЗЗ) устанавливается в каждом конкретном случае решением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации. 
Границей СЗЗ является линия, ограничивающая территорию, за пределами которой нормируемые факторы воздействия не превышают установленные гигиенические нормативы.
Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к размеру санитарно-защитных зон в зависимости от санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов, требования к их организации и благоустройству, основания к пересмотру этих размеров и предназначены для организаций, специалистов, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также осуществлением государственного санитарно - эпидемиологического надзора. 
15  Под экологическим каркасом (ЭК)  понимается вся совокупность геосистем (как естественного, так и искусственного происхождения) в пределах какой-либо территории, выполняющих специфические экологические функции. Эти функции определяются высокой информативностью природных комплексов (уникальностью, репрезентативностью и/или разнообразием), способностью существенно влиять на экологические параметры среды в регионе (средообразующая способность), исключительностью природно-ресурсного потенциала (наличие ключевых местообитаний ресурсно ценных видов биоты, наличие зон формирования водного стока), выдающимися эстетическими достоинствами ландшафтов и др. Таким образом, экологический каркас — понятие более широкое, чем сеть ООПТ и ОПТ, поскольку включает в себя не
только собственно охраняемые территории, но и другие природные и природно-антропогенные объекты, выполняющие специфические экологические функции.
На картах, космических снимках такая совокупность объектов им глядит как пространственно сообщающаяся сеть природных и полуприродных территорий, т.е. «каркас». ЭК отличаются как территориальной взаимосвязанностью (неразрывностью), так и системной целостностью каждый элемент ЭК, выполняя присущую ему функциональную роль и поддержании экологического баланса, связан с другими, усиливая их экологическую значимость (свойство эмерджентности).
Экологический каркас состоит из четырех основных элементом узловых структур, траспортных коридоров, буферных зон и территорий экологической реставрации.
Узлы экологического каркаса — территории, выполняющие преимущественно средообразующие функции, непосредственно обеспечивающие поддержание экологического баланса, биоразнообразия и оказывающие влияние на значительные площади прилегающих территорий.
К их числу относятся верхние звенья ландшафтных катен (между речные равнины, особенно с сохранившимися участками зональном растительности, верхний ярус горных систем),  крупные малонарушенные лесные массивы, болотные системы, верховья основных рек, ареалы интенсивного подземного стока, «информационные узлы» обладающие повышенным биологическим и Транспортные коридоры — территории, выполняющие преимущественно транспортные функции, т.е. представляющие собой основные магистрали вещественно-энергетического обмена между узлами. 
16 Экологическое обоснование планируемой хозяйственной и иной деятельности в предпроектной и проектной документации осуществляется с целью оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую природную среду; мероприятий для предотвращения негативных влияний конкретных объектов хозяйственной деятельности им экосистемы; снижения его уровня до регламентированного нормативными документами по охране окружающей природной среды, А также сохранения природных богатств и создания благоприятных условий для жизни людей.
Экологические требования надлежит учитывать: при выборе площадки размещения промышленных объектов; при разработке технических, технологических и иных проектных решений по снижению прогнозируемого воздействия объектов на окружающую среду и мероприятий по охране природной среды.
Предварительная оценка воздействия на окружающую среду при выборе площадки размещения объекта включает:
  • оценку изученности территории и достаточности исходной им формации о природных и исторических особенностях территории, состояния компонентов природной среды;
  • оценку возможности природопользования, исходя из экологического потенциала территории (в соответствии с потребностью объекта) и состояния экосистем;
  • оценку масштаба и уровня воздействия при обычных режимах эксплуатации объекта и в аварийных ситуациях;
  • прогнозную оценку изменений в природной среде — состояния компонентов природной среды, активности природных процессов, а также последствий этих изменений для человека.

Материалы, обосновывающие проектные решения, должны содержать исчерпывающую информацию о воздействии объекта на окружающую среду при строительстве и эксплуатации объекта в нормальном режиме работы (максимальной загрузке оборудования) и при возможных залповых и аварийных выбросах (сбросах), а также аргументацию выбора природоохранных мероприятий. В материалах должны присутствовать:
  • характеристика ландшафтов в зоне воздействия объекта, оценка состояния компонентов природной среды, устойчивости экосистем к воздействию и способности к восстановлению; им формация об объектах историко-культурного наследия;
  • оценка изменений ландшафтов в результате перепланировки территории и производства строительных работ, эксплуатации промышленного объекта;
  • оценка технологических и технических решений по рациональному использованию природных ресурсов, снижению воздействия объекта на окружающую среду (очистных сооружений, установок по обезвреживанию отходов производства и потребления и т.д.);
  • перечень отходов, сведения об их количестве, экологической опасности, размещения (складирования) и использования;
  • прогноз изменений природной среды (покомпонентно) при строительстве и эксплуатации объекта, на разных стадиях жизненного цикла;
  • обоснование природоохранных мероприятий по восстановлению и оздоровлению природной среды, сохранению ее биологического разнообразия;
  • комплексная оценка экологического риска планируемой деятельности — последствий возможного воздействия (с учетом планируемых природоохранных мероприятий);
  • обоснование капитальных вложений в мероприятия по охране окружающей среды (дифференцированно по видам);
  • размер платы за природопользование;
  • программа организации локального мониторинга и план о
  • финансирования;
  • выбор оптимального проектного решения по использовании
  • природных ресурсов и охране окружающей среды и минимизации воздействия на ландшафты.

При снятии объекта с эксплуатации (ликвидации, перепрофилировании) дополнительно включают:
  • обоснование необходимости ликвидации (перепрофилирования) объекта;
  • оценку деградации природной среды в результате деятельности объекта;
  • оценку последствий влияния ухудшения экологической ситуации в районе размещения объекта на здоровье населения;
  • обоснование комплекса мероприятий по восстановлению природной среды и созданию благоприятных условий для жизни населения.

17 В инвестиционный проект входят экологическое обоснование деятельности и план инвестиций (ст. 1 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ»). Инвестиционный проект осуществляется в три стадии
  • формирование инвестиционного замысла и подготовка «Декларации (ходатайства) о намерениях»;
  • обоснование инвестиций (предпроектная стадия);
  • подготовка технико-экономического обоснования (предпроектная стадия).

   Инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, проектно-сметная документация, соответствующая нормам и правилам проектирования.
Экологически и экономически обоснованные решения инициаторов хозяйственной или иной деятельности не должны противоречить программам развития регионов, схемам размещения отраслей промышленности. Они должны гарантировать экологическую безопасность населения, благоприятные условия для проживания населения; минимальный ущерб природной среде при устойчивом социально-экономическом развитии территории; рациональное и экономное расходование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов; сохранение биологического разнообразия, чистоты воздуха, источников водоснабжения и других природных объектов, исторического наследия народа; выпуск экологически безопасной продукции; внедрение высокопроизводительного мало- и безотходного технологического оборудования и техники.
Инвестиционный замысел
В «Декларации (ходатайстве) о намерениях» формулируются цели, источники и возможности инвестирования, обсуждаются варианты размещения, сроки строительства и эксплуатации объекта, предоставляются технико-экономические показатели, доказывается промышленная, радиационная и экологическая безопасность проекта. Экологически обосновываются выбор способа производства и технологии, район размещения. Определяется масштаб, типы и виды источников воздействия. Для дальнейшего проектирования определяются граничные условия природопользования. Для экологически опасных объектов обязательно проведение государственной экологической экспертизы инвестиционного замысла. Экологическое сопровождение «Декларации о намерениях» содержит природно-экологическую оценку района размещения объекта и прогноз воздействия на окружающую среду и население.
Обоснование инвестиций должно быть достаточным для проведения необходимых согласований и экспертиз, для принятия решения о выборе земельного участка, а также для принятия заказчиком решения о целесообразности дальнейшего инвестирования и проектирования. На этой стадии разрабатывается «Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС), рассматриваются и оцениваются альтернативы. Иногда предварительное согласование земельного участка может быть получено на основе «Декларации о намерениях», без подготовки обоснований инвестиций. 
Обоснование инвестиций может быть объектом экологической экспертизы. Для некоторых типов проектов государственная экологическая экспертиза обоснования инвестиций является обязательной, особенно если это предусмотрено отраслевыми нормативными актами. Так, например, для объектов атомной энергетики такой порядок предусмотрен «Правилами принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и т.д.». При наличии необходимых согласований и заключений экспертиз, а также решения о предварительном согласовании земельного участка обоснование инвестиций утверждается в качестве основы для разработки проекта.
Указанная последовательность проектирования соблюдается далеко не всегда. Известны случаи, когда стадия обоснования инвестиций опускается и проектирование начинается непосредственно с подготовки технико-экономического обоснования строительства (ТЭО). Многие заказчики также не подают «Декларацию о намерениях».
Основные субъекты инвестиционной деятельности — инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений. Отношения между ними закрепляет договор или контракт, который определяет функции каждого из них применительно к конкретному проекту. Лицом, ответственным за реализацию проекта, в том числе за соблюдение экологического и иного законодательства, является заказчик.

18 Полигоны ТБО — специальные сооружения, предназначенные для изоляции, хранения, обезвреживания твердых бытовых отходов. Они создаются для обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения для одного или нескольких населенных пунктов. В них складируются твердые бытовые отходы, строительный мусор и нетоксичные твердые промышленные отходы третьего-четвертого классов опасности.
На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности рационального использования территории после закрытия полигона. Чаще всего под полигон ТБО роется котлован, фунт из которого используется для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных слоев ТБО. Для складирования менее 120 тыс. м3 ТБО в год используются траншеи, основание  которых заглубляется не менее чем на 0,5 м в глинистые грунты. Полигон состоит из двух частей: территории складирования ТБО и хозяйственной зоны, он ограничивается либо оградой, либо осушительной траншеей глубиной более 2 м, либо валом высотой не более 2 м.
Экологические требования формулируются как для стадии проектирования — соблюдение санитарных правил проектирования и эксплуатации полигонов, так и для процесса эксплуатации полигона (соблюдение экологических нормативов устройства полигона, его эксплуатации, отходов, методов захоронения и складирования, показателен санитарной оценки вод и почв, санитарно-гигиенических нормативов)
Экологические требования к размещению полигонов ТБО
Размещение полигонов ТБО должно быть согласовано с генеральным планом или проектом застройки города и его пригородной зоны. Не допускается размещение полигонов ТБО в зонах санитарной охра ны источников водопотребления, в других водоохранных зонах, и местах выхода на поверхность трещиноватых пород, в местах выклинивания водоносных горизонтов, в поймах рек и на болотах, в зонах охраны курортов, в рекреационных зонах.
В результате инженерно-экологических, геологических, гидрологических, гидрогеологических изысканий производится оценка возможности использования территории под полигон ТБО. Перспективны места, где существует экран из глин или тяжелых суглинков с уровнем залегания грунтовых вод более 2 м, без выхода их на поверхность в виде ключей, не рекомендуется размещать полигоны на болотах глубиной более 1 м. В геоморфологическом отношении предпочтение отдается ровным поверхностям с отсутствием возможности смыва фильтрата атмосферными осадками или фунтовыми водами в речные долины и водоемы. Допускается использование оврагов под полигоны ТБО, начиная с верховьев, при этом перехват талых, ливневых вод и фильтрата обеспечивается отводными нагорными канавами.
Возможность образования жидкой фазы-фильтра в толще ТБО прогнозируется с учетом годовых атмосферных осадков, испарительной способности почв, влажности складируемых отходов. Проектируются меры защиты водоносных горизонтов от проникновения в них фильтрата-водоупоры, дренирование полигона, сбор ливневых вод и фильтрата. В зеленой зоне полигона проектируются контрольные гидгеологические скважины, выше и ниже полигона. При проектиронии устанавливается размер санитарно-защитной зоны — 500 м от границ полигона до селитебной территории, размер санитарно-защитной зоны также может устанавливаться по изолинии 1 ПДК по результатам расчетов газообразных выбросов в атмосферу. 
Экологические (гигиенические) требования к эксплуатации полигона ТБО. Сжигание ТБО на полигонах запрещается. Складирование отходов происходит по рабочей карте с ежесуточной изоляцией уплотненных слоев в летний период, а при температуре +5 °С не позднее трех суток со времени складирования. Изоляция осуществляется фун-1ом, используются также шлаки, отходы, битый кирпич, известь, мел, бетон и т.д. Закрытие полигона осуществляется после отсыпки его на предусмотренную высоту с изолированием грунтом не менее 0,6-1,5 м. Закрытые полигоны ТБО после биологической рекультивации поверхности используются под лесопарки, рекреацию, складские помещения, не допускается использование бывшею полигона ТБО под капитальное строительство, особенно жилое.
Проект производственного экологического контроля полигона ТБО включает в себя: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума. Программа контроля разрабатывается в проекте самими владельцами полигона с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и согласовывается с территориальным УГСЭН. Грунтовые воды в зависимости от глубины их залегания контролируют в проектируемых шурфах, колодцах или скважинах в зеленой зоне полигона и за пределами санитарно-защитной зоны. Фоновые наблюдения производятся выше полигона, на территориях, где отсутствует влияние фильтрата. Поверхностные воды контролируются выше и ниже полигона, а также в водоотводных канавах. В грунтовых и поверхностных водах определяется содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, кальция, хлоридов, железа, сульфатов, лития, магния, кадмия, хрома, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, органического углерода, рН, ХПК, ВПК, органического углерода, сухого остатка, пробы также исследуются на гельминтологические и бактериологические показатели. Если в пробах, отобранных ниже по потоку, содержание концентраций веществ значительно превышает фоновые, ю необходима разработка мер по ограничению поступления загрязняющих веществ в грунтовые воды, особенно при превышении ПДК. В проекте производственного экологического контроля, который согласовывается с СЭН, за состоянием атмосферы рекомендуют ежеквартальный отбор атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно-защитных зон на содержание соединений, выделяющихся в процессе биохимического разложения ГБО, определяют метан, сероводород, аммиак, окись углерода, бензол, трихлорметан, углерод, хлорбензол.
В проекте производственного экологического мониторинга предусматривается контроль за состоянием почв в зоне возможного влияния полигона по химическим, микробиологическим и радиологиским параметрам. В числе химических показателей контролируется держание тяжелых металлов, нитратов, нитритов, гидрокарбонатов органического углерода, рН, цианидов, свинца, ртути, мышьяка микробиологических показателей исследуются общее бактериальное число, коли-титр, титр протел, яйца гельминтов. 

Экологические требования к проектированию полигонов по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов идентичны к полигонам ТБО, однако специфика их обусловлена более высокой токсичностью отхода. Полигоны являются природозащитными объектами и предназначены для сбора, транспортировки, обезвреживп ния и захоронения неутилизированных токсичных промышленных отходов и их обработки с целью уничтожения либо превращения в нерастворимые в воде остатки, которые можно складировать в карты.
Технологии переработки промышленных отходов рассмотрены выше. Вся деятельность с промышленными токсичными отходами, начиная с их сбора и временною хранения на промышленном предприятии, транспортировки на по лигой, приемом, обезвреживанием, обработкой и захоронением на полигоне, таит в себе серьезную экологическую опасность, поэтому эта деятельность осуществляется по правилам, предусматривающим защиту природной среды и населения от воздействия токсичных отходов. Особенно серьезные экологические требования предъявляются к проектированию дождевой, хозяйственно-бытовой канализации и дренажа, к конструкциям противофильтрационных экранов, завес и пластового дренажа, к оценке герметичности экранов и т.д. Проектируется и система дистанционного контроля с автоматическими химическими анализаторами, с автоматическими пробоотборниками, с автоматическими задвижками в трубопроводах химически загрязненных вод, коллекторах дождевой канализации и т.д. 


19 Экологические критерии и стандарты

В экологическом проектировании используют экологические критерии, нормы и стандарты.
Экологические критерии – признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация экологических систем, процессов и явлений.
В зависимости от сути оценок выделяют следующие критерии:
• природозащитные (условие – сохранение целостности экосистемы, попу-ляции, вида);
• антропоэкологические (воздействие на человека);
• эколого-ресурсные (воздействие на ресурсы);
• эколого-социальные (воздействие на социум);
• эколого-хозяйственные (воздействие на системы природа–население–хозяйство);
• качества окружающей среды – признаки, по которым производится оцен-ка качества природной среды и отдельных компонентов и элементов ландшафтов.
При экологическом нормировании используют различные виды экологических критериев. Результатом экологического нормирования является установление идеаль-ных и временных норм, регламентов и нормативов антропогенного воздействия на элементы и компоненты ландшафтов. Условие – установление таких нормативов, при которых не происходит структурно-функциональных изменений ландшафтов, экосистем.
Экологический стандарт – количественный и качественный показатель со-стояния природных объектов или природных процессов. Экологический стандарт вхо-дит в систему правовых актов, устанавливающих режим использования природных ре-сурсов.
Стандарты качества окружающей среды являются научно обоснованными предельно допустимыми нормативами состояния компонентов природы, превышение которых создает угрозу для человека, биоты ландшафта, ландшафта в целом.
В РФ существует следующая программа постоянно обновляющихся стандартов:
• охраны и преобразования ландшафтов (Ландшафты);
• рационального использования и охраны недр (Недра);
• охраны и использования почв (Почвы);
• улучшения использования земель (Земли);
• охраны и использования вод (Гидросфера);
• охраны атмосферы (Атмосфера);
• рационального использования биологических ресурсов (Биологические ресурсы);
• охраны флоры (Флора);
• охраны фауны (Фауна).
Также гостируются радиоактивность и радиоактивное загрязнение, шум, вибра-ция, электромагнитные волны, воздействие транспорта, промышленные и бытовые от-ходы, сточные воды и их осадки, минеральные удобрения, безопасность в чрезвычай-ных ситуациях, слежение за воздействием (мониторинг), рекультивация и, наконец, пищевые продукты.
Государственные стандарты – государственные узкофункциональные руково-дства и инструкции, регламентирующие различные виды хозяйственной деятельности, объясняющие и определяющие термины, а также некоторые задачи, связанные с плани-рованием и проектированием.
Стандартизация по охране окружающей среды, начатая в 80-е годы XX в., за-вершилась разработкой системы стандартов. Обозначение стандартов было принято в виде набора чисел (ГОСТ 17.0.0.01-78. Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов).
Для стандартов в области охраны природы они имеют следующие значения:
- первые цифры: область применения (17 – охрана природы; 12 – устанавлива-ют ПДВ/ВСВ, ПДС/ ВСС, лимиты использования природных ресурсов, размещения отходов, пределы допустимых уровней физического загрязнения и радиационного воз-действия);
- затем следует кодовое обозначение комплекса:
1 – гидросфера;
2 – атмосфера;
3 – биологические ресурсы;
4 – почвы;
5 – земли;
6 – флора;
7 – фауна;
8 – ландшафты;
9 – недра;
- далее следует обозначение группы стандарта:
0 – основные положения;
1 – термины, определения, классификация;
2 – показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и сбросов и показатели интенсивности использования природных ресурсов;
3 – правила охраны природы и рационального использования природных ресур-сов;
4 – методы определения параметров состояния природных объектов и интенсив-ности хозяйственных воздействий;
5 – требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей при-родной среды;
6 – требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений;
7 – прочие стандарты;
- затем следует порядковый номер стандарта;
- последние цифры указывают год его регистрации.

20 Прежде всего анализируется и оценивается современное и прогнозируемое состояние ресурсов, учитывается их уникальность и дефицитность, возможность возобновления. Должны быть обоснованы оптимальные нормы и сроки изъятия ресурсов, рациональность их использования с соблюдением природоохранных норм и правил (федеральных, региональных и местных). Обязателен прогноз изменения состояния природной среды при реализации планируемой деятельности, особенно компонентов природной среды, планируемых к изъятию (ОВОС). Состояние ресурсов оценивается на основании данных о распространении, запасах, динамике, возобновляемости и т.д.
И обоснованиях изъятия биологических ресурсов представляется следующая информация:
  • о биологии и распространении вида, об особенностях поведения, размножения и развития;
  • о состоянии местной популяции вида, ее численности, сезонной и годовой динамике, запасах (биомассе);
  • о состоянии кормовой базы (для фауны);
  • о существующем использовании ресурсов, особенностях заготовок (при их наличии);
  • об особенностях намечаемой деятельности по изъятию (сбору, добыче) ресурсов;
  • о планируемых мероприятиях по восстановлению ресурса (для возобновляемых ресурсов).

Оценка и прогноз воздействия природопользования на окружающую среду в обоснованиях лицензий является основанием для разработки предложений:
  • по восстановлению ресурса в районе изъятия (для возобновляемых ресурсов);
  • по восстановлению экосистемы;
  • по финансированию компенсационных мероприятий.

Таким образом, экологическое обоснование лицензий на планируемую хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, и лицензий на изъятие (сбор, добычу) природных ресурсов должно содержать обоснование реализации этой деятельности на конкретной территории в существующих экологических условиях. При лицензировании видов деятельности, связанных с использованием природных ресурсов, необходимо также обоснование пользования ресурсами в требуемых объемах (количествах) и в конкретные сроки с указанием способов и технологий их изъятия. 
Материалы, обосновывающие лицензию, должны включать:
  • данные о планируемой хозяйственной деятельности, сведения о предприятии, предлагаемых (применяемых) технологиях, намечаемой (выпускаемой) продукции;
  • объекты и виды воздействия, включая выбросы, сбросы, отходы производства (при изъятии и пользовании природным ресурсом); предполагаемые объемы и сроки расхода и изъятия природных ресурсов, изымаемые и нарушаемые территории;
  • краткую физико-географическую характеристику территорий в районе намечаемой деятельности, экологическую емкость, состояние компонентов, а также изымаемых природных ресурсов;
  • оценку возможных последствий планируемой деятельности, включая природопользование;
  • экологические ограничения, нормы и правила деятельности на конкретной территории;
  • предложения по соблюдению экологических норм и правил и снижению негативного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду;
  • обязательства лицензиата по снижению отходности произвоства на период действия лицензии;
  • сведения о службах производственного и экологического конроля;
  • характеристику финансовых и технических возможностей инвестора по реализации намечаемой деятельности, включая природоохранную;
  • обязательства лицензиата по компенсационным мероприятиям в области охраны окружающей среды и возмещению возможного ущерба природной среде и населению.

Экологическое обоснование лицензий на комплексное природопользование для действующих объектов хозяйственной деятельности включает в себя:
  • обоснование лицензий (разрешений) на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • предложения по соблюдению экологических норм, правил и снижению негативного воздействия планируемой деятельности на окружающую природную среду (атмосферу, поверхностные и подземные воды, почву, недра, растительный и животный мир),
  • обоснование лицензий на забор воды из водных объектов и сброс сточных вод;
  • обоснование лицензий на размещение отходов.

Экологическое обоснование лицензий (разрешение) на водопользование должно быть включено в состав проектной документации для проектируемых объектов и разработано в соответствии с экологическим паспортом предприятия для действующих объектов. При этом возможность водопользования должна быть определена, исходя из нормативен водопользования на конкретной территории и сведений по водопользованию планируемой деятельности, при существующих технологических процессах и перспективах их модернизации. Условия водопользования должны устанавливаться для каждого технологического участка в соответствии с формой статистической отчетности 2ТП-водхоз. 
Материалы, обосновывающие условия водопользования, должны содержать:
  • схему водного хозяйства с указанием источника водоснабжения и приемников сточных вод, мест расположения водозаборных, водосбросных и других устройств и сооружений, при помощи которых будет осуществляться водопользование;
  • нормативно-обоснованную потребность объекта в водных ресурсах с обязательным подтверждением технической невозможности организаций замкнутой (без сброса в водный объект) системы водоснабжения;
  • обоснование возможности изъятия из водного объекта заявленного количества воды;
  • расчет предельно допустимых и временно согласованных сбросов (ПДС и ВСС) загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект и рекомендации по их уменьшению;
  • мероприятия по предупреждению попадания рыб в водозаборные сооружения, охране и воспроизводству рыбных запасов, по обеспечению зоны санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, по обеспечению учета забираемой воды и сбрасываемых сточных вод и определению их качества;
  • обязательства по предупреждению возможных аварийных ситуаций и ликвидации последствий аварий.


При использовании подземных вод питьевого качества на нужды, не связанные с питьевым и бытовым водоснабжением, надлежит представить также материалы о возможности отбора подземных вод в требуемом объеме. 

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий