Аудит расчетных операций банка
Цели и объекты аудита безналичных расчетных
операций
Организация безналичных расчетов достаточно жестко
регламентируется. Правила, формы, сроки и стандарты безналичных расчетов устанавливаются Национальным банком
республики. Вместе с тем «Положение о безналичных расчетах в Республике Беларусь», определяющее
общие подходы и единый документооборот в банках, исходит из принципов свободы
выбора предприятиями форм безналичных расчетов и закрепления их в договорах,
невмешательства банка в договорные отношения предприятий.
В процессе аудита в зависимости от его вида и
интересов заказчика могут ставиться следующие цели и задачи:
• оценка платежного оборота с позиций соблюдения
стандартов и сроков проведения безналичных расчетных операций;
• оценка безопасности безналичных расчетных операций
от случайного или преднамеренного вмешательства в банковский документооборот;
• оценка правильности, полноты и достоверности
отражения операций в бухгалтерском учете при проведении отдельных форм безналичных
расчетов.
Объектом
аудита безналичных расчетов является платежный оборот и
документооборот по выполняемым банком безналичным перечислениям. Под платежным
оборотом понимается часть денежного оборота предприятий, организаций,
учреждений, отражающая движение денег как средства платежа, погашение
обязательств. Основную часть платежного оборота составляют платежи поставщикам
сырья, материалов, товаров, плата за работы, услуги в безналичной форме.
При аудите безналичных расчетов используют, как правило,
выборочный способ проверки и объем выборки определяется
аудитором самостоятельно в зависимости от степени существенности данных
операций для оценки правильности совершения безналичных расчетов (осуществить
сплошную проверку всего документооборота не представляется возможным).
Основным
методом аудиторской проверки безналичных расчетов является
детальный, который предполагает проверку оформления расчетных документов на
соответствие существующим стандартам, правомерность совершения операций и
правильность их отражения в учете.
Материалами
для проведения детального изучения безналичных расчетных операций служат лицевые счета аналитического учета в
разрезе балансовых счетов клиентов банка, счетов специального режима,
внебалансовых счетов, а также расчетные документы, содержащиеся в документах
дня.
Оценка платежного оборота банка
Аудит платежного оборота банка предполагает оценку по
следующим вопросам:
♦ соблюдение стандартов оформления расчетных документов;
♦ соблюдение сроков документооборота;
♦ правовая оценка договоров на расчетно-кассовое
обслуживание и анализ их исполнения;
♦ соблюдение очередности платежей и списание средств в
пределах остатка;
♦ подтверждение остатка по текущим счетам клиентов;
♦ проверка защищенности банковского документооборота
от фальшивых документов и постороннего вмешательства.
Аудит проверки расчетных операций предполагает и
анализ соблюдения общего порядка списания средств со счетов. Так, средства со
счетов клиентов списываются лишь по распоряжению владельцев счета. Списание
средств без согласия производится в двух случаях:
• бесспорный порядок взыскания средств, установленный
законодательством;
• на основании исполнительных документов.
Списание средств со счетов плательщика без их согласия
проверяется на предмет правомерности, правильности оформления документов и
порядка их отражения в учете.
Аудит расчетов по форме
безналичных расчетов
Аудит расчетов по форме безналичных расчетов
предполагает оценку:
♦ соблюдение правил проведения различных форм
безналичных расчетов;
♦ полноты и правильности отражения безналичных
расчетных операций в учете.
При проведении общего аудита на подтверждение годовой
отчетности проверка по формам безналичных расчетов, как правило, совмещается с
проверкой операций по текущим счетам клиентов на подтверждение их остатка и
состояния бухгалтерского учета. При этом проверке подвергаются документы дня за
какой-либо период, лицевые счета по балансовым и внебалансовым счетам,
соответствующие карточки, книги и журналы.
В процессе аудита проверяется как форма заполнения
расчетных документов, так и экономическая суть любой операции исходя из
корреспонденции счетов, прилагаемых расчетных документов.
Расчетные документы принимаются к исполнению
независимо от их сумм. Средства со счетов списываются только на основе первого
экземпляра документа. Аудитор должен выявить отклонения и обнаружить нарушения,
искажающие записи в лицевых счетах и балансовой отчетности. Все нарушения
группируются на:
1) ошибки;
2) нарушения норм действующих инструктивных положений;
3) мошенничество;
4) некорректность
Комментариев нет:
Отправить комментарий