8.5. График реализации проекта:
Общая продолжительность организации предприятия (производства), включая реконструкцию помещений, установку оборудования________ месяцев. Начало реализации продукции (услуг) на ______ месяцев. Завершение возврата кредита и процентов на ____________ месяцев.
№
|
Наименование этапа работ
|
Дата
начала
работ
|
Дата окончания работ
|
Длительность, дней
|
Стоимость работ
|
1
|
Регистрация предприятия
| ||||
2
|
Исследование рынка
| ||||
3
|
Разработка технического проекта
| ||||
4
|
Переговоры с поставщиками
| ||||
5
|
Приобретение или аренда участка земли
| ||||
6
|
Строительство, реконструкция, приобретение, или аренда зданий
| ||||
7
|
Приобретение, аренда технологического оборудования
| ||||
8
|
Приобретение, аренда транспортных средств
| ||||
9
|
Обучение персонала
| ||||
10
|
Выпуск и реализация продукции
| ||||
11
|
Выплата % за кредит
| ||||
12
|
Возврат кредита
| ||||
13
|
Рекламная компания
|
Особенности проведения отдельных этапов:________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Финансовый план
9.1. Нормативы для финансово-экономических расчетов:
- валюта проекта - _______________________;
- задержки платежей - ____________________дней;
- инфляция рубля - ____________________% в год;
- ставки ЦБ РФ -_______________ % годовых;
- налоги: на прибыль - _______________________%
- налоги на имущество - _______________________%
- начисления на зарплату - _______________________%
-НДС - _______________________%
9.2. Расчет себестоимости продукции на производственную программу
№
|
Виды затрат, статьи
|
Сумма на месяц, год
|
Условно-переменные затраты:
| ||
1
|
Материалы, сырье, комплектующие
| |
2
|
Заработная плата производственного персонала
| |
3
|
Численность персонала
| |
4
|
Среднемесячная заработная плата
| |
5
|
Фонд зарплаты в год
| |
6
|
Начисления на зарплату рабочих
| |
7
|
Амортизация производственного оборудования
| |
8
|
Расходы на электроэнергию
| |
9
|
Транспортные расходы
| |
Итого переменные затраты
| ||
Условно-постоянные затраты:
| ||
10
|
Затраты на управление:
| |
11
|
Численность аппарата управления
| |
12
|
Среднемесячная зарплата
| |
13
|
Фонд зарплаты в год
| |
14
|
Начисления на зарплату
| |
15
|
Оргтехника, связь, канцтовары
| |
16
|
Аренда помещений, оборудования
| |
17
|
Коммунальные расходы
| |
18
|
Амортизация нематериальных активов
| |
19
|
Платежи за загрязнение окружающей среды
| |
20
|
Юридические консультации, обучение персонала
| |
Итого постоянных затрат
| ||
21
|
Затраты на рекламу
| |
22
|
Платы по кредиту
| |
23
|
НДС
| |
24
|
Местные налоги и сборы
| |
Итого себестоимость
|
9.3. Себестоимость единицы продукции, услуг:
Переменные расходы + постоянные расходы
Себестоимость = _______________________________= объем производства.
9.4. Цена реализации единицы продукции, услуг:
Себестоимость
Цена реализации = ___________________________________________________________=
1- Минимально приемлемая доля прибыли в цене
9.5. Критический объем продукции в стоимостном измерении:
Постоянные издержки
Кр. объем =________________________= (1 – доля переменных расходов в цене изделия).
9.6. Расчет чистой прибыли и рентабельности:
Показатели
|
Сумма (тыс.руб.)
|
1. Выручка от реализации
| |
2.НДС
| |
3. Доход с оборота
| |
4. Затраты на реализацию продукцию
| |
5. Валовая прибыль
| |
6. Налог на прибыль
| |
7. Чистая прибыль
| |
Рентабельность
|
9.7. Смета на реализацию проекта
Вид затрат
|
Сумма
|
В т.ч. собственные
|
В т.ч. заемные
|
Аренда помещений
| |||
Аренда, приобретение оборудования
| |||
Реконструкция, монтаж, наладка оборудования
| |||
Основная зарплата
| |||
Общепроизводственные затраты
| |||
Оборотные средства
| |||
Возврат кредита и % за кредит
| |||
Расходы на маркетинг и сбыт
| |||
Прочие расходы (регистрация, лицензирование и др.)
| |||
Всего:
|
9.8. Отчет о прибылях и убытках (1-й год по месяцам, 2-е год – по квартально, 3-й год – за год)
Наименование
|
1 кв.
|
2 кв.
|
3 кв.
|
4.кв.
|
1 год
|
2 год
|
3 год
|
1. выручка от реализации
| |||||||
2. НДС
| |||||||
3.Доход с оборота (3=1-2)
| |||||||
Затраты на производство
| |||||||
4. Сырье, материалы
| |||||||
5. Комплектующие изделия
| |||||||
6. Сдельная зарплата
| |||||||
7. Другие параметры затрат
| |||||||
8. Налоги и отчисления
| |||||||
9. Всего переменных затрат (9=4+5+6+7+8
| |||||||
10. Валюта прибыль (3-9)
| |||||||
11. Постоянные затраты (без амортизации)
| |||||||
12.Амортизация
| |||||||
13. Проценты за кредит
| |||||||
14. Суммарные текущие затраты (14=12+13)
| |||||||
15. Прибыль до выплаты налога (15=10-11-14)
| |||||||
16.Налоги на прибыль
| |||||||
Чистая прибыль (убытки)
| |||||||
Всего:
|
9.9. Движение денежных средств (поток денег)
(1-й год – по месяцам, 2-е год – по квартально, 3-е год – за год)
Основные показатели
|
1 кв.
|
2 кв.
|
3 кв.
|
4.кв.
|
1 год
|
2 год
|
3 год
|
1. Выручка от сбыта продукции
| |||||||
2.Другие поступления
| |||||||
3. Постоянные расходы
| |||||||
4. Переменные затраты
| |||||||
5. Налоги и отчисления
| |||||||
6. Оперативная деятельность (6=1+2-3-4-5)
| |||||||
7. Затраты подготов. периода - инвестиции
| |||||||
8. Собственный капитал
| |||||||
9. Займы
| |||||||
10. Погашение кредитов
| |||||||
11. Выплата % за кредит
| |||||||
12. Выплата дивидендов
| |||||||
13. Банковские вклады, доходы
| |||||||
14. финансовая деятельность (14=8+9-10-11-12+13)
| |||||||
15. Баланс наличности на начало периода (14=16-16 предшествующего периода)
| |||||||
16. Баланс наличности на конец периода (16=6+7+14+15)
|
9.10. Прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия
Наименование
|
1 кв.
|
2 кв.
|
3 кв.
|
4.кв.
|
1 год
|
2 год
|
3 год
|
Оборотные активы
| |||||||
1.Средства на расчетном счете
| |||||||
2. Счета к получению
| |||||||
3. Материальные запасы
| |||||||
4. Предоплаченные расходы
| |||||||
5. Цена бумаги
| |||||||
6. Сумма оборотных активов (6=1+2+3+4+5)
| |||||||
Основные активы
| |||||||
7.Замля
| |||||||
8.Здания, сооружения
| |||||||
9. Технологическое
| |||||||
10. Незавершенное производство
| |||||||
11. Другие активы
| |||||||
12. Суммарные активы (12=6+7+8+9+10+11)
| |||||||
Оборотные пассивы
| |||||||
13. Счета подлежат оплате
| |||||||
14. Неоплаченные задолженности по зарплате и налогам
| |||||||
15. Краткосрочные кредиты
| |||||||
16. Полученные авансы
| |||||||
17. Сумма краткосрочных обязательств (17=13+14+15+16)
| |||||||
18. Долгосрочные кредиты
| |||||||
19. Акционерный капитал
| |||||||
20. Нераспределенная прибыль
| |||||||
21 Сумма Собственного капитала (21=19+20)
|
10. Оценка эффективности проекта
10.1. Простая (бухгалтерская ) норма прибыли:
Пнп. = (Чп./И)х100 = _____________%
10.2. Чистая текущая стоимость:
ЧТС=ДП-И=__________________ тыс.руб
10.3. Внутренняя норма прибыли:
ВНП= (ЧТС/И)х100 =___________%
10.4. Индекс прибыльности (доходности):
ИП=ДП/И=______________ тыс.руб.
10.5. Период окупаемости проекта:
10.5.1. Без дисконтирования:
ОК.пр. = Сметная стоимость затрат на проект = _ __________ месяцев
Общий объем продаж – себестоимость
10.5.2. С учетом коэффициента дисконтирования
t
Кдt = 1/(1+к)
Ок.пр.= сметная стоимость затрат на проект = ________ месяцев
Дисконтированный доход
10.6. Коэффициент финансовой устойчивости (прогнозирование вероятности банкротства):
К4=1,2хК5+1,4хК6+0,6хК7+3,3хК8+1,0хК9 = ____________
К4 =1,2 х Оборотные активы + 1,4 х Нераспределенная прибыль +
Совокупные активы Совокупные активы
+0,6 х Собственный капитал + 3,3 х Доход от основной деятельности +
Привлеченный капитал Совокупные активы
+ 1,0 х Доход от реализации = _______________________
Совокупные активы
11. Риск и меры предупреждения
Виды рисков
|
Возможные потери
|
Меры снижения потерь
|
Невостребованность продукции
| ||
Сбои в поставках, выполнении контрактов, хоздоговоров
| ||
Усиление конкуренции
| ||
Динамика инфляции
| ||
Непредвиденные затраты
| ||
Изменения в налогообложении
| ||
Форс-мажорные риски
| ||
Другие риски:
| ||
12. Гарантии инвесторам, партнерам
Инвестор, партнер
|
Форма и содержание гарантий
|
13. Заключение
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Перечень приложений к бизнес-плану
№
|
Наименование документа
|
Готовность
|
Краткие пояснения к разработке разделов бизнес-плана:
Раздел 2 «Сведения о предприятии»
В п. 2.1. предприятие характеризуется по формам собственности (государственное, приватизированное, вновь открытое частное…); указывается год основания предприятия; местонахождение предприятия; степень развития инфраструктуры (инженерные сети, транспортное обслуживание); хозяйственные связи (близость поставщиков сырья, потребителей); основные финансово-экономические показатели деятельности: стоимость основных фондов, объем продаж…
Выразите в количественных показателях конкретные цели предприятия (п.2.2.) на три года по продаже, доходам, прибыли (в %), темп роста объемов производства продукции, услуг.
В п.2.3. приводится структура (перечень подразделений, схема их подчиненности и взаимодействия) и в общем виде кадровый состав управления предприятием. (Подробно кадровый состав освещается в п.п. 7.10, а персонал управления и специалистов – в п.п. 8.1.). В данном подпункте важно назвать организаторов предприятия, его собственников (владельцев), тех руководителей предприятия, от которых зависит успех или неудача предприятия, стабильность в его деятельности, имидж на рынке.
Перспективы развития предприятия (п.2.4) прорабатываются по ряду позиций: развитию производства и сбыта товаров и услуг, повышению их конкурентоспособности; совершенствованию и внедрению новых технологий производства; развитию хозяйственных и кооперативных связей; созданию новых товаров и услуг; финансовой кадровой политики.
В п.2.5. Необходимо перечислить предприятия, фирмы, организации с которыми установлены формальные и неформальные связи по вопросам права, кредита, аудита, поставок сырья, сбыта продукции. Кооперации.
В п.2.6. раскрывается возможность долевого участия персонала в результатах внутрипроизводственной деятельности предприятия (в повышении производительности труда, снижении издержек производства) и получения соответствующей доли прибыли.
Раздел 3. «Юридическое обеспечение деятельности предприятия»
Правильный выбор юридического статуса предприятия во многом предопределяет успех дела. Любой хозяйственно-правовой форме бизнеса присущи свои преимущества и недостатки. Надо избрать такую, которая бы наилучшим образом согласовывалась с выдвинутыми целями и задачами предприятия, масштабами его деятельности. Реальными возможностями их осуществления. При этом необходимо иметь ввиду, что предприятия различаются по качественным и количественными критериям. Основной качественный критерий – форма собственности. По этому критерию выделяют: частные предприятия; государственные субъекты хозяйствования.
По новому ГК РФ предприятия могут строить свою деятельность в рамках организационно-правовых форм: 1) хозяйственного товарищества (полного, коммандитного); хозяйственного общества (открытого и закрытого акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью); 2) производственного кооператива; 3) государственного и муниципального унитарного предприятия; 4) неккомерческой организации (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения некоммерческого характера).
Основной количественный критерий – среднесписочная численность работающих и годовой оборот капитала. Различают малое и крупное (корпоративное) предпринимательство. Так, например, выделяют малые предприятия, к которым относят с определенной численностью работающих: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек, в сельском хозяйстве, инновационной деятельности и научно-технической сфере – 60 человек, в оптовой торговле – 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек. При этом доля юридических лиц в учредительном капитале не должна превышать 25%.
Малое предприятие, как объект предпринимательской деятельности и объект управления, является юридическим лицом и может учреждаться на базе государственной, муниципальной собственности. Собственности граждан (физических лиц), на коллективной и смешанной собственности. В соответствии с ГК РФ (ст.23) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью и без образования юридического лица – в качестве индивидуального предпринимателя.
К крупному предпринимательству относятся структуры: АО, холдинговые компании; объединения предприятий: хозяйственные ассоциации (союз, фонд), социальные ассоциации (союз, фонд, федерация), концерны, консорциумы, межотраслевые и региональные союзы. Особый вид деятельности представляет собой
Особый вид деятельности представляет собой государственное предпринимательство, которое осуществляется в рамках госсектора и связано с участием государственных и муниципальных предприятий, организаций и учреждении в производстве и сбыте товаров и услуг, особенно в малорентабельных отраслях хозяйствования, имеющих важное значение в развитии инфраструктуры территорий.
Указание даты регистрации (п.3.2) важно: именно с момента государственной регистрации предприятие считается созданным и приобретает статус юридического лица. Для регистрации предприятия учредитель представляет: заявление о регистрации предприятия, подписанное учредителем (учредителями); устав предприятия, утвержденный учредителем (учредителями); решение о создании предприятия или договор учредителей’ документ о внесении учредителями 50% уставного капитала; свидетельства оо оплате госпошлины и регистрационного сбора.
Перечень затрат на регистрацию предприятия: государственная пошлина за регистрацию 2 рубля; регистрационный сбор — 2.5 МРОТ: заверение уставных документов регистрирующим органом — 0 8 МРОТ за 1 страницу, нотариусом — 1% от МРОТ за 1 страницу; изготовление печати - от до 200 руолей; регистрация в органах статистики — 60 рублей, открытие расчётного счёта в банке - бесплатно или по договору, заверение банковских карточек -1.0 МРОТ за одну подпись на карточке; оплата уставного (складочного) капитала — 100 МРОТ (для ООО и ЗАО) 1000 МРОТ (для ОАО) из них 50% при регистрации и 50% — в течение года.
Учредительные документы (п. 3.3) — свод прав, обязанностей, условий функционирования предприятия, его трудового коллектива. Законодательными актами в зависимости от организационно-правовой формы собственности установлено две формы учредительных документов: устав предприятия и учредительный договор. Учредительные документы по своему содержанию должны соответствовать норме главы ГК РФ. Игнорирование этой нормы осложнит процесс деятельности предприятия. Копирование чужих документов недопустимо.
В п. 3.4. указывается полный юридический (зарегистрированный в контролирующих органах) адрес офиса предприятия.
В п. 3.5. указывается форма собственности (частная, государственная, смешанная) с указанием доли (в %) в общем складочном капитале. Указать наиболее влиятельных учредителей, акционеров.
Например:
Владелец пая, акции
|
Размер пая, кол-во акций
|
%, доля
|
В п. 3.6. необходимо указать на какие виды предпринимательской деятельности предприятия необходимы или имеют лицензии. Т.е. разрешения на их осуществления при определенных условиях и на установленный срок. Перечень имеющихся лицензий указывается в приложении в бизнес-плану. К сведению: плата за рассмотрение заявления о выдаче лицензии – 0,1 МРОТ + за выдачу лицензии – 3.0 МРОТ. За каждую последующую (после двух) лицензию взимается 50% сбора за данный вид деятельности. Срок лицензии не менее 3-х лет.
В п. 3.7. называется продукция (услуга), подлежащая сертификации, т.е. оценке ее соответствия конкретному стандарту или установленным требованиям и направлено на обеспечение должного качества и защиту интересов потребителя. Сертификация продукции, услуг проводится специализированным и независимым органом, который выдает производителю товара документ установленного образца. Кроме конкретной продукции, объектом сертификации могут быть организации и состояние самого производства, а также система управления качеством.
В п. 3.8. следует назвать предприятия, фирмы и организации, с которым заключены договора и соглашения по конкретным видам деятельности, являющимися предметом бизнес-плана.
Предпринимательская деятельность регулируется большим числом нормативных актов различного уровня. Следует выявить и указать в п. 3.9 основные ограничения. Налагаемые законодательством (государственным, административным, гражданским, финансовым, трудовым, коммерческим правом), на деятельность предприятия на потребительском рынке, в использовании природных ресурсов, определенных материалов, проведении рекламы, правил техники безопасности и т.д.
Долевое участие персонала во внутрипроизводственной деятельности предприятия с получением соответствующей доли прибыли должно быть юридически оформлено коллективным договором, соответствующими соглашениями. В. П.3.10. необходимо сослаться на эти договора и соглашения.
В п. 3.11. важно назвать те льготы и формы поддержки, которые предоставляются предприятию: по финансовому и товарному кредитам, налогам на НДС, прибыль и другим обязательным платежам, аренде, оплате электроэнергии, указать соответствующие законодательные и нормативные акты.
Совместная деятельность (п. 3.12) по своей сути представляет собой предпринимательство на основе договорного соглашения между двумя и более хозяйствующими субъектами. При этом новое юридическое лицо не образуются. Стороны объединяют свои усилия для достижения определенной общей хозяйственной цели: совместное использование производственных площадей, оборудования, складских помещений, свободных денежных средств и производственного персонала; оказание взаимных услуг в товарообороте, в транспортном и коммуникационном обслуживании. Все это, в конечном счете, создает каждому из хозяйствующих субъектов предпосылки для ускорения производства и реализации своей продукции и услуг. В данном подпункте бизнес-плана необходимо дать информацию о заключении договоров о совместной деятельности, протоколов о распределении результатов совместной деятельности, прибыль.
Раздел 4. «Общие сведения о внешней среде предприятия»
Сведения данного раздела должны убедить потенциального инвестора в перспективности деятельности предприятия в данной сфере бизнеса, в той внешней среде, которая окружает предприятие. Чтобы адаптировать производство к этой среде разработчик бизнес-плана должен исследовать экономическое окружение предприятия и выявить наиболее значимые, критические элементы среды, которые могут оказать положительное или отрицательное воздействие на будущую деятельность предприятия.
В п 4.1. приводятся данные о состоянии и темпах экономического роста данной отрасли: динамике развития производства и реализации товаров и услуг, уровне обеспеченности ресурсов и их стоимости. О политике цен и потребителях; о тенденциях в реструктуризации и интеграции предприятий в отрасли.
Подвижность среды (п. 4.2.) – это частота и скорость изменений в окружении предприятия. Динамика этих изменений может быть нарастающей, снижающейся, неопределенной. И это должно получить отражение в бизнес-плане, так как решения, принимаемые в бизнес-плане, по существу есть реакция предприятия на внешние обстоятельства его деятельности.
Из общих факторов, влияющих на деятельность предприятия, необходимо выделить факторы прямого (п. 4.3) и косвенного (п.4.4.) воздействия. К первым относятся: государство и его органы (различные ограничения, регулирование цен, изменения налогов, процентных ставок…), поставщики (цены на материальные ресурсы, гарантированность и качество поставок), потребители (платежеспособность, удовлетворение спроса), конкуренты (их число, сила, экономические и инновационные возможности); ко вторым – общее состояние экономики и технологии в отрасли, уровень и динамика инфляции, социально- политическая стабильность.
Косвенно на деятельность предприятия влияет рынок труда (уровень занятости, доступность и цена квалифицированной рабочей силы, связанное с безработицей налоговое бремя). Воздействие этой позиции должно найти отражение в п.п. 4.5.
П. 4.6. Инвестиционный климат - это возможности, сложившаяся практика финансовой поддержки экономических преобразований в данном регионе; уровень заинтересованности банков, инвестиционных фондов, крупных государственных и акционерных компаний в развитии предпринимательства. На основе изучения официальной информации и наблюдений следует дать краткую оценку инвестиционного климата: «благоприятный», «неблагоприятный», «неопределенный».
В п. 4.7 необходимо перечислить льготы по налогам и другим обязательным платежам, которыми будет иметь право пользоваться в процессе своей деятельности (по НДС, прибыли, инвестиционному налоговому кредиту, налогу на имуществу, местным налогам и платежам,..)
П.4.8. Открытие нового предприятия, крупные экономические преобразования на действующем предприятии затрагивают интересы местных властей, населения, отдельных граждан. Нужно изучить, спрогнозировать их отношение к бизнес-предложению предприятия и дать ему краткую оценку: «положительное», отрицательное», «неопределенное»,
Раздел 5. «Описание продукции (услуг)»
В данном разделе с позиций потребителя и инвестора дается информация: какого ассортимента, наименования будут производиться товары (п.5.1), назначение и область применения (5.2): сфера производства, быта, образования, культуры); какие потребности призваны удовлетворять покупателей предлагаемые товары, услуги (сезонные, традиционные, новые); как будет развиваться спрос на данные товары в перспективе (5.3); что из себя представляют предлагаемые товары (5.4): их качество, надежность, полезность технико-экономические характеристики, соответствие требованиям законодательства; на производство каких товаров необходимы лицензии (5.5); какие товары получили или подлежат сертификации (5.6), имея ввиду, что наличие сертификата на продукцию облегчает заключение торговых договоров, завоевание и расширение рынка сбыта
Как будет упакован товар (5.7): форма, материал, прочность, цвет, шрифт, элементы художественного оформления, привлекательность; имеет ли продукция товарный знак и защищен ли он соответствующим патентом и авторским свидетельством (5.8)?
В п.5.9 необходимо указать срок годности товара, срок гарантийного обслуживания отдельных его видов, а также перечень сервисных услуг (предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей).
В п.5.10 подтверждается безопасность технологии производства продукции (оказываемой услуги). Если производство связано с природопользованием (5.11), то необходимо подтвердить понимание экологических ограничений, использование малоотходной технологии, утилизацию и реутилизацию производственных отходов.
К данному разделу целесообразно приложить наглядные изооражения продукции, официальные документы: заключения экспертов, сертификаты.
Раздел 6. «План по маркетингу и сбыту продукции (услуг)»
Маркетинг - способ выявления и использования потребностей покупателей на рынках в коммерческих целях предприятия.
В п. 6.1 даётся однозначный ответ на вопрос: отвечает ли продукция, услуги предприятия потребительским требованиям рынка по основным параметрам: качеству, свойствам, внешнему виду, безопасности использования. При заполнении таблицы необходимо привести перечень продукции и её потребителей, указать соответствующие требования потребителем к товару и услугам, дать утвердительную оценку возможностей предприятия по их удовлетворению.
П. 6.2. Конкурентные преимущества предприятия по производству и технологии могут быть двух уровней: низшего и высшего. Первый связан с использованием недорогих и легкодоступных ресурсов (некачественного сырья, материалов с низкими свойствами, малоквалифицированной рабочей силы, непроизводительного оборудования), второй - связан с уникальной технологией, высококачественными исходными материалами квалифицированным персоналом, использованием современного оборудования и контрольной аппаратуры. И, естественно, разные затраты, разная продажная цена товара. Необходимо выбрать оптимальный уровень, учесть в расчётах.
Конкурентное положение предприятия на рынке по технико-экономическим показателям товара, ценам, продвижению товара к потребителю удобно оценивать по приведенной таблице, Сравнение показателей фирм А, Б, В с показателями проектного предложения даст возможность принять правильное решение.
В п. 6.3 необходимо проанализировать степень зависимости реализации предлагаемых в бизнес-плане экономических предложений от поставщиков. Хороший поставщик — заинтересованный деловой партнёр, он доставляет исходный товар в оговоренные сроки, обеспечивает должное качество, выставляет приемлемую для предприятия цену, оказывает организационно-техническое содействие, может предоставить кредит, поддерживает деловые контакты. Сравнительный анализ возможностей потенциальных поставщиков по этим и другим параметрам позволяет руководителю предприятия слетать правильный выбор, которое будет убедительным и для кредитора.
п. 6.4. дается общая оценка (в %) потребности каждого вида продукции (услуг) предприятия на рынке и уровня ее удовлетворения (ограниченный спрос, неограниченный спрос). Указывается конкретный потребитель, периодичность, объем и стоимость покупок . В приложении указываются документы, подтверждающие сделки.
П 6.5. Прежде всего дается общая схема движения (поставок) продукции от производства до места ее реализации: предприятие – розничная торговля; предприятие – оптовая торговля – розничная торговля; предприятие – торговые агенты – оптовая торговля – розничная торговля. Затем определяются каналы сбыта (самостоятельно со складов, через посредников, сеть магазинов, выставки- продажи …), дается им характеристика (емкость кладов, вид транспорта, объем продаж…), оценивается степень их готовности к делу (имеются, необходимо приобрести, арендовать…), раскрываются условия сбыта (по договору, в каком объеме, на какой срок).
П 6.6. Речь идет о маркетинговой коммуникации, т.е. о формах общения предприятия с потребителями его продукции с помощью средств информации: рекламы, презентации, адресности продаж, поощрительного (бесплатного или льготного) распределения части образцов товара. Необходимо выбрать предпочтительные виды рекламы, их периодичность, рассчитать стоимость расходов на рекламу на срок реализации бизнес-плана, спрогнозировать ее эффективность.
П 6.7. Установление цены реализации товара (услуг) – одно из важных решений.
Составляющие цены: затраты + приемлемая для предприятия прибыль. Но потребитель имеет свои представления и цене конкретного товара, которые зависят от спроса и предложения на рынке, цены аналогичных товаров конкурентов. Минимальная цена не может быть ниже предельных затрат, максимальная цена – обуславливается конъектурой товара на рынке (в отдельных случаях регулируется государственными органами). На величину цены товара влияет объем его производства и продаж, и это должно быть учтено в расчетах.
П 6.8. Прогнозирование продаж – начальная точка расчета плана производства и финансового плана. Предполагаемый объем продаж следует показать в первый год по месяцам, во второй год – по кварталам, третий год – за год. Подсчитать среднемесячный объем продаж и отклонения продаж по месяцам первого года в зависимости от сезона и других условий реализации. Прогнозный объем продаж на планируемы период можно подсчитать по формуле:
Объем продаж = Опр +4 Впр + Ппр = _________ единиц
6
Где: Опр. – оптимистический прогноз;
Впр. – наиболее вероятный прогноз;
Ппр. – пессимистический прогноз
Раздел 7. «План производства»
Этот раздел бизнес-плана разрабатывается в соответствии с планом продаж с увеличением на объём запаса готовой продукции и возможных потерь. Главная задача раздела — представить инвестору, партнёру аргументы, доказывающие реальность предлагаемой бизнес-планом производственной программы, проработанность всего производственного процесса, от приобретения сырья, оборудования , энергоресурсов, найма рабочей силы до выпуска конечного продукта — товара.
В п. 7.1, 7.1.1, 7.1.2 и 7.2 описывается место положение производственных цехов и участков, их обеспеченность земельными и производственными площадями (источник приобретения или аренды земли, производственной площади, условия пользования, расходы на их оплату, сроки их подготовки к включению в производственный процесс); даётся характеристика производственной инфраструктуры: инженерных сетей, транспортных путей и средств связи; наличие и близость этих коммуникаций к месту производства.
На структуру и эффективность производства большое влияние оказывают: характер выпускаемой продукции и её номенклатура; масштаб производства; принятая технология; уровень кооперирования. В п.п. 7.3 раскрываются принятые в бизнес-плане виды производства: по
индивидуальным заказам, партиями, поточный. Называются предприятия, с которыми будет осуществляться производственная кооперация и в производстве какой продукции. Какая технология будет использоваться? Подчеркивается её новизна и возможность совершенствования.
П. 7.4. Производственный цикл состоит из ряда последовательных (в соответствии с принятой технологией) операций. На выполнение каждой операции требуются: оборудование, оснастка и инструменты, материалы и энергоресурсы, рабочая сила и время. Необходимо по всем основным операциям подсчитать затраты и внести эти данные в таблицу.
Количество продукции, которое может быть произведено за один цикл можно определить по формуле:
Опр.= Уоб. х Фоб.
Тшт =единиц продукции,
где: Опр. - объём продукции (товара) за один цикл;
Уоб. - установленное оборудование;
Фоб. - фонд времени работы оборудования;
Тшт. - затраты труда на изготовление одной единицы продукции.
В п. 7.5 определяется доля запаса (до 10%) и доля потерь (до 3%), расчёт ведется от планируемого объёма продаж.
Следующая позиция - расчёт оптимального объёма производства (п.п.7.6), обеспечивающего получение наибольшей прибыли при известных постоянных и переменных затратах на изготовление единицы отдельного вида продукции и её продажной цены. Для этого необходимо рассчитать, а затем сопоставить валовые показатели различных объёмах производства и продажной цены. Динамику показателей для удобства сравнения целесообразно выразить, например, в такой таблице:
Выбор оптимального объема производства малогабаритных гаражей («ракушек»):
Цена за
единицу,
т.р.
|
Объём
производства
|
Выручка
от
реализации
|
Валовые
издержки
Всего
|
в т.ч.
постоянные
|
в т.ч.
переменные
|
Прибыль
|
__________
|
0
|
0
|
75 000
|
75 000
|
0
|
-75 000
|
5 ООО
|
10
|
50 000
|
100 000
|
75 000
|
25 000
|
'-50 000
|
5 ООО
|
20
|
100 000
|
125 000
|
75 000
|
50 000
|
-25 000
|
5 ООО
|
30
|
150 000
|
150 000
|
75 000
|
75 000
|
0
|
5 ООО
|
40
|
200 000
|
175 000
|
75 000
|
100 000
|
25 000
|
5 ООО
|
50
|
250 000
|
200 000
|
75 000
|
125 000
|
50 000
|
5 ООО
|
60
|
300 000
|
225 000
|
75 000
|
150 000
|
75 000
|
5 ООО
|
70
|
350 000
|
290 000 |
|
90 000
|
200 000
|
60 000*
|
Постоянные издержки – издержки (оплата управленческого персонала, аренда, амортизация, возмещение банковского кредита и д.р.), величина которых не зависит от объема производственной продукции. Переменные издержки – это издержки (оплата труда производственного персонала, расходуемые на выпуск продукции материалов и энергоресурсов и др.), величина которых изменяется с изменением объема производства.
С дальнейшим увеличением производства продукции прибыль снизилась в связи с возрастанием постоянных и переменных расходов, вызванных арендной платой за необходимую дополнительную площадь, введением в эксплуатацию дополнительной технологической оснастки и др.
В п. 7.7., 7.8., 7.9, 7.10, 7.11 отражаются потребности в производственных ресурсах.
В п. 7.12 подтверждается экологобезопасность производства данной продукции: указываются факторы загрязнения и планируются мероприятия по их преодолению, намечаются сроки начала и конца их выполнения, подсчитывается сумма природоохранных затрат.
В п.7.13 кроме заполнения таблицы излагаются принципы подбора и найма сотрудников (контрактная система, возможность долевого участия в результатах и капитале предприятия, система обучения и профессионального продвижения…). При расчетах издержек на персонал кроме заработной платы следует учесть затраты, связанные с дополнительными надбавками за успешное выполнение производственных заданий, особыми условиями работы, оплатой больничных листов и налоговыми начислениями на заработную плату.
Раздел 8. «Организационный план»
В данном разделе важно проработать структуру (п.п. 8.1.) управления предприятием, состав подразделений, их задачи, функции и взаимодействие целью создания организационной основы для успешной реализации бизнес-плана и в целом предпринимательского проекта.
В п. 8.2. следует указать необходимое количество работников управления по всем категориям, определить их задачи и функции, требования УК уровню квалификации. Полезно продумать и изложить систему переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров, их продвижения в профессиональной сфере.
П. 8.3. Для успешной деятельности предприятия важно подобрать и обеспечить эффективное сотрудничество партнеров в разработке. Освоении и организации производства продукции (услуг), ее реализации на рынке в планируемые сроки; оговорить условия сотрудничества, заключить соответствующие договоры. Партнерами могут быть: поставщики материалов, оборудования, инструментов; транспортные организации; банки; аудиторские фирмы; налоговая инспекция; ремонтно-строительные организации; предприятия по ремонту и наладке оборудования и объектов связи; юридические и консультационные фирмы; учебные заведения; Выставочные центры.
П 8.4. Одной из форм повышения эффективности работы предприятия является привлечение персонала к долевому участию в результатах деятельности фирмы: через участие в производительности труда; через участие в сокращении издержек производства; через участие в создании, распределении и капитализации прибыли. Эта позиция в данном разделе бизнес-плана необязательна, так как ее правовые основы пока еще проработаны и используются на практике недостаточно, но повышение материальной заинтересованности работополчателей в результатах деятельности предприятий, использование их инвестиций в производственный капитал предприятий – перспективно.
П 8.5. планируются все основные этапы работ по «запуску» предприятия, что позволяет правильно распределить свои силы, в последующем отслеживать ход работ по реализации предпринимательского проекта, скоординировать взаимодействие служб предприятия, предупредить возможные сбои. Полезно выявить особенности проведения отдельных этапов: их последовательность, одновременность или выполнение через определенный промежуток времени, продумать организационно-прававую форму практического осуществления этапов с учетом реакции внешней среды.
Раздел 9. «Финансовый план »
В п.9.1 приводятся нормативы для выполнения финансовых расчётов: валюта и её рублевый эквивалент, среднемесячная инфляция рубля, ставка ЦБ РФ, налоги на добавленную стоимость, прибыль, имущество, начисления на заработную плату; вырабатываются стандарты на ряд показателей: себестоимости продукции, расход материалов, нормы амортизации, качество товара, процент возможного брака и другие параметры производства.
9.2. Расчёт себестоимости. Себестоимость - сумма издержек (затрат) при производстве и продаже продукции, которые группируются по элементам (статьям): сырьё и материалы, заработная плата, отчисления в социальные фонды и другие, указанные, например, в таблице 9.2. Состав элементов, включаемых в плановую себестоимость, определяют разработчики бизнес- плана с учётом вида предпринимательской деятельности предприятия. Все затраты предприятия условно делятся на две группы: переменные и постоянные.
Переменными называются те издержки, которые изменяются пропорционально изменению объёма производства и реализации продукции.
Постоянными - те издержки, величина которых остается неизменной при любых объёмах производства и реализации продукции, и определяются установленными (договорными) ценами на элементы затрат и длительностью планируемого периода их действия (амортизация оборудования, арендная плата за помещения, коммунальные расходы ...)
9.2.1. Расчёт материальных издержек (основных, вспомогательных, комплектующих):
Наименование
материала
|
Норма расхода на
единицу
продукции
|
Стоимость
единицы
|
Сумма на
единиц
У
|
Издержки на материал в месяц
|
9.2.2. Издержки на заработную плату = численность персонала х
среднемесячная зарплата х количество рабочих смен х коэффициент сменности х количество месяцев в году =________________________________ тыс. руб.
9.2.3. Отчисления в социальные фонды: пенсионный - 29%, обязательного медицинского страхования — 3,6%, социального страхования - 5,4%, фонд занятости - 1.5%, сбор на нужды образования - 1%,
9.2.4. Амортизационные отчисления: балансовая стоимость
собственных и арендуемых основных средств х норма амортизации в год = тыс. руб.
9.2.5. Издержки на электроэнергию: суммарная мощность
производственных энергопотребителей в квт.ч. х фонд рабочего времени х стоимость одного квт.ч. =___________________________ тыс. руб.
9.2.6. Транспортные расходы: принимаются в объеме 1% от сумм оборота предприятия в месяц
9.2.7. Расходы на командировки: принимаются в объеме 1% от сумм месячного оборота предприятия. Расходы на связь, канцтовары, обслуживание оргтехники: принимаются в объеме до 1 % от сумм месячного оборота предприятия.
9.2.8. Аренда помещений: арендуемая площадь х на стоимость оплаты за 1 кв.м. в месяц (год).
9.2.9. Коммунальные расходы. Отопление: отапливаемый период в месяц х цена одной Гкал х количество потребляемой тепловой энергии в Гкал. Вода: количество потребляемой воды в месяц, год х стоимость 1 куб. м. воды. Коммунальные издержки могут включаться в аренду плату.
9.2.10. Амортизация нематериальных активов: балансовая стоимость нематериальных активов х норма амортизации в год ________ = тыс. руб.
9.2.11. Платежи за загрязнение окружающей природной среды определяются по формулам:
П заг. = Па+Пв+По=__________ тыс.руб.,
Где: Пзаг- общая сумма платы за загрязнение окружающей природной среды;
Па – плата за загрязнение атмосферы от стационарных источников;
Пв- плата за загрязнение водных источников;
Пв – плата за загрязнение водных источников;
По – плата за размещение отходов.
Па=(Пн+Пл+Пс+Пп)х Кэ=_________ тыс.руб.
Где: Пн – плата за выбросы в атмосферу от стационарных источников в пределах нормативов;
Пл – плата за выбросы в атмосферу от стационарных источников в пределах установленных лимитов;
Пс- плата за сверхлимитное загрязнение атмосферы от стационарных источников;
Пп- плата за загрязнение атмосферы от передвижных источников;
Кэ – коэффициент экологической ситуации загрязнения атмосферы территории: для городов – 2,28 , для остальных – 1,9.
9.2.12. Затраты на обучение персонала, юридические и аудиторские консультации – до
1% от суммы оборота предприятия в месяц.
9.2.13. Расходы на рекламу: предельные расходы на рекламу в год, включаемые в себестоимость продукции. Составляют 2%, расходы сверх этой нормы относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия.
9.3. Себест. ед. продукции = (Расх.перем. + Расх.пост.)/ Объем производства.
9.4. Продажная цена должна быть равновесной, т.е. она должна устраивать и товаропроизводителя, и покупателя; учитывать не только производственные затраты, налоги, но и установленные государством меры регулирования цен на отдельные товары и энергоресурсы. Главными параметрами, определяющими цену реализации продукции являются себестоимость ее производства и приемлемая для для предпринимателя прибыль. Формула расчета: Цт= С/(1-П), где С – себестоимость производства товара, П – минимально приемлемая для предприятия доля прибыли в цене товара.
9.5-9.6 Расчёты финансового раздела должны подтвердить, что начиная с определенного объёма производства и реализации предприятие будет получать прибыль (разница между выручкой от реализации товара и издержками его производства). Для этого выполняется расчёт критического объёма (точки безубыточности) производства товара по приведенной формуле. Точка безубыточности указывает на тот минимальный объём выпуска изделий, ниже которого производство становится убыточным. Здесь важно знать и величину маржинальной прибыли, т.е. разницы между ценой, единицы продукции и переменными затратами на её производство. Маржинальная прибыль —• это та часть выручки от реализации продукции, которая остается на покрытие постоянных затрат и образование прибыли:
Мпр = Вр — Зпер = Опр х ( Ц — Зпер ),
где: Мпр — маржинальная прибыль; Вр — выручка от реализации; Зпер. — переменные затраты на объём и единицу выпуска и реализации продукции; Опр. — объём выпуска и реализации продукции; Ц — цена реализации единицы продукции.
Доля Мпр в выручке выражается коэффициентом выручки (Квыр), который показывает, сколько рублей маржинальной прибыли будет получать предприятие с каждого рубля выручки.
Квыр = (Вр — Зпер) / Вр = (Ц — Зпер) / Ц
Квыр характеризует стабильность прибыльной деятельности предприятия через запас прочности, который рассчитывается как разность между фактически достигнутым объёмом производства и реализации продукции и точкой самоокупаемости (безубыточности). Чем больше запас прочности, тем ниже хозяйственный риск. Оптимальные показатели прибыли \ затрат могут быть достигнуты за счёт комбинаций изменения величины цены реализации, снижения переменных затрат, снижения постоянных затрат, увеличения объёма производства и реализации. Об эффективности работы будет свидетельствовать и рентабельность, которая рассчитывается как прибыль от реализации продукции к её себестоимости:
Рпр. = Пр / Сс х 100%= %. .
9.7. Смета затрат на реализацию проекта в бизнес-плане составляется по приведенным в таблице статьям, а также и по другим видам издержек, связанным с «запуском» предприятия или инновационных мероприятий. При необходимости следует приложить расшифровку этих затрат.
9.8 Цель составления отчёта о прибылях и убытках - прогнозное планирование операционной деятельности предприятия с позиций прибыльности. Именно поэтому в отчёт включаются показатели: выручка (доход) от реализации продукции: Вр = Ор х Ц ; сумма денежных средств,, поступивших на расчётный счёт предприятия за отгруженную продукцию, выполненную работу, оказанные услуги. Прогнозирование суммы выручки от реализации продукции производится в определенном % к объем}' реализации. продукции, который рассчитывается по формуле: Ор = 01 + Т + 02, где: Ор - объём реализации; 01 - остатки готовой продукции на складе и в отгрузке на начало планируемого периода; Т - выпуск товарной продукции в планируемом периоде; 02 - остатки готовой продукции на складе и в отгрузке на конец планируемого периода.
Потери и налоги с продаж: разница между суммой выручки от реализации продукции и НДС;
переменные затраты (стоимость материалов и энергоресурсов, покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, заработной платы производственного персонала, налоговых начислений на зарплату;
валовая прибыль: разница между суммой выручки от реализации продукции и суммой переменных затрат;
постоянные затраты — затраты на аренду, эксплуатационные расходы, не зависящие от объёма производства и реализации продукции;
амортизация - процесс перенесения стоимости основных фондов на производимую продукцию в долях, соответствующих величине износа; определяется по формулам:
На Фп
А = Фсх----------- ; На =----------------------- ,
100 Фп х Та
где: А — амортизационные отчисления за год, руб. Фс — среднегодовая стоимость основных фондов, руб. На — норма отчисления на полное обновление (восстановление) фондов; Фп — первоначальная стоимость фондов; Та — амортизационный период.
Субъекты малого предпринимательства могут применять ускоренную амортизацию, её величина в два раза превышает нормы, установленные нормативными документами, для соответствующих видов основных фондов.
Наряду с ускоренной амортизацией малые предприятия в первый год эксплуатации могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более 3-х лет.
Проценты за кредит — определяются исходя из включения в полную себестоимость продукции той её части, которая не превышает размер процентной ставки кредита, установленной ЦБ РФ:
К х Спр х Хш
Пкр =------------------------- ,
N х 100
где: Пкр — %, выплачиваемый за кредит в период, руб.; К — величина кредита, руб.; Спр — процентная ставка ЦБ РФ; Хш — число периодов, за которые производятся отчисления, искомые; N — число периодов, за которые необходимо выполнить процент.
Чистая прибыль = валовая прибыль - налоги и обязательные платежи. Чистая прибыль направляется на создание резервного фонда, выплату дивидендом, кредита, развитие производства, накопления и социальные мероприятия.
9.9. Отчёт о движении денежных средств — прогноз поступлений денежных средств и их убытие со счёта предприятия с поправкой на задержку платежей. В первый год планируются по месяцам, второго — поквартально, третий — на год. На основе полученных данных можно спрогнозировать: когда и сколько денежных средств потребуется брать в кредит. (Комментарий п.п. 9.9.1 —9.9.6 дан в предыдущих разделах).
9.9.7. Затраты подготовительного периода: затраты на приобретение материальных и нематериальных активов, другие издержки подготовительного периода.
9.9:8 и 9.9.9. Собственные .и заёмные средства (см. комментарий п.
1.15).
9.9.10 и 9..9.11. Расходы по уплате кредита и процентов за пользование "Банковскими кредитами планируется на основе договоров с кредитными учреждениями и могут быть рассчитаны: простым методом, когда % начисляются и выплачиваются ежегодно в оговоренном с банком размере; методом сложных %, когда начисляемые % не выплачиваются в течение всего срока пользования кредитом, а присоединяются к сумме задолженности по кредиту; методом снижающихся %, когда сумма уплачиваемых % ежегодно снижается в связи с уменьшением остатка долга, от величины которого начисляется сумма подлежащих уплате %.
9.9.12. Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли. Они могут быть промежуточными, которые выплачиваются раз в квартал или полугодие, и окончательными с выплатой по итогам года по ' решению собрания учредителей (акционеров) предприятия.
В п. 9.9.13 указываются планируемые вклады свободных денежных средств предприятия в банк на депозитный счёт или в ценные бумаги, а также величину прогнозируемого дохода от этой финансовой операции.
9.10. Прогноз-баланс - заключительный документ бизнес-плана. Баланс отражает состояние активов и пассивов предприятия, его чистую стоимость и ликвидность. Прочитав резюме, инвестор проверяет его через балансовый отчёт, который необходим и при подаче налоговых деклараций. Активы — это всё то. что образует имущество предприятия и обладает стоимостью. Пассивы— денежные обязательства предприятия—перед кредиторами.
Оборотные активы — денежные средства на расчётном счёте предприятия, на счетах дебиторов, в материальных запасах, в ценных бумагах
Основные активы — собственность предприятия: стоимость земельных участков, зданий, сооружений, транспортных средств, технологического оборудования, незавершенного производства...
Оборотные пассивы — долговые обязательства предприятия со сроком погашения в течение года: счета к оплате, неоплаченные задолженности по зарплате, краткосрочные кредиты, полученные авансы.
Долгосрочные кредиты — обязательства предприятия по долгосрочным (больше года) кредитам. Кредиты предоставляются в формах: в виде банковской ссуды (на реализацию конкретных проектов с высокой нормой прибыльности); коммерческого кредита (на закупку товаров, сырья, горюче-смазочных материалов, семян и др.); лизинга (кредит не в денежной, а в товарной форме — передача лизингодателем предприятию - лизингополучателю машин, оборудования, зданий и сооружений на условиях срочности, возвратности и платности).
Сумма собственного капитала состоит из уставного (складочного) капитала предприятия и нераспределенной прибыли, полученной по итогам хозяйственной деятельности.
В балансе суммарные значения активов и пассивов всегда должны быть равными.
Раздел 10. «Оценка эффективности проекта».
10.1.-10.5. Эффективность вложений определяют расчётом:
1) простой (бухгалтерской) нормы прибыли: Пнп = (ЧП / И) х 100 = в %. где: ЧП — чистая прибыль; И — исходные инвестиции в проект. (Данный способ применяется при сроке окупаемости до одного года)
2) чистой текущей стоимости: ЧТС = ДП - И,
где: ДП — сумма денежного потока (в настоящей стоимости) за период проекта; И — сумма инвестиций (капитальных вложений) в проект. (Проект считается прибыльным при ЧТС> 0.)
3) внутренней нормы прибыли: ВНП = ( ЧТС / И ) х 100 = в %,
где: ЧТС - чистая текущая стоимость; И - объём инвестируемых в проект средств.
4) индекса прибыльности: Ип = ДП / И,
где: ДП - сумма денежного потока в настоящей стоимости; И - сумма инвестиций. (Проект приемлем при Ип > 1)
5) периода окупаемости: Пок = И / ДП(0 ,
где: И - сумма инвестиций в проект; ДП(1) - средняя сумма денежного потока в настоящей стоимости в период t
Коэффициент дисконтирования ( к) определяется: к = 1/ (1 + г) п , где: п- число периодов; г - процент дисконтирования (дисконтный множитель), который равен сумме банковской льготной ставке, уровню инфляции в год, премии за риск.
10.6. Коэффициент вероятности банкротства (К4) характеризует уровень финансовой устойчивости предприятия и определяется по приведенной формуле. При значениях:
К4 = 1,8 - вероятность банкротства очень высокая;
К4 - 1,8 - 2,7 - вероятность банкротства высокая;
К4 = 2,71- 3,0 - вероятность банкротства возможная;
К4 > 3,0 - вероятность банкротства очень низкая.
При малых значениях коэффициентов необходим поиск альтернативных вариантов.
Кроме того можно рассчитать:
Коэффициент ликвидности оборотных активов: К5 = Оборот, акт / Оборот, пассив. Успех гарантируется при К5 > 1,8.
Коэффициент прибыльности:
Кб =( Прибыль до вычета налога / Доход от реализации продукции ) х 100
Успех гарантируется при Кб >8,2
Коэффициент финансовой независимости предприятия определяется отношением собственного (акционерного) капитала к итогу баланса: КЗ = Ск / Сп. Банковский кредит может быть выдан предприятию при значении КЗ = 0,4.
Раздел 11 «Риски и меры предупреждения»
Риск - вероятность потери ресурсов предприятия или недополучения доходов по сравнению с запланированными (вероятность неудачи). Причина рисков - неопределенность хозяйствования. Выделяют риски: политические (следствие изменений государственной политики, перемен приоритетов в экономике), производственные (рост себестоимости, увеличение потерь рабочего времени, использование новой технологии), коммерческие (падение потребительского спроса, повышение закупочных цен, потери товара или его качества, выплаты штрафов, отказ от платежей и др.), финансовые (потери в результате изменения валютного курса, невыполнение взаимных финансовых обязательств между поставщиками, посредниками), технические (потери из-за низких технологических возможностей производства, поломки оборудования) , отраслевые (потери в результате изменений в экономическом состоянии отрасли, . внутриотраслевой конкуренции), инновационные (вероятность потерь, возникающих при вложении средств в производство новых товаров и услуг).
Виды рисков и меры снижения потерь
Риск невостребованности произведенной продукции связан с ошибками в прогнозе спроса на производимую продукцию, выборе каналов сбыта, низким качеством товара, неритмичностью производства, неэффективностью рекламы. Меры предупреждения потерь: контроль на всех стадиях производства - реализации; своевременное выявление причин, дополнительные маркетинговые исследования рынка, корректировка.
Риски по хозяйственным договорам связаны с изменением предварительных условий контрактов, недооросовестностью партнёров, неплатежеспособностью потребителей, нарушением графиков и объёмов поставок. Меры предупреждения потерь', строгое соблюдение требований ГК РФ и других законодательных и нормативных актов при заключении и исполнении хозяйственных договоров/ определение размера и порядка возмещения контрагентом нанесенного ущерба.
Риски усиления конкуренции связаны с утечкой конфиденциальном информации предприятия, неполной информацией о конкурентах, замедлением инновационной деятельности но сравнению с конкурентами, недобросовестностью конкурентов, резким ростом аналогичных импортных товаров на рынок предприятия. Меры предупреждения потерь: предельное сокращение времени на создание новинок, тщательная охрана коммерческой тайны, снижение цены за счёт уменьшения, себестоимости производства продукции, завоевание новых сегментов рынка сбыта, разнообразие ассортимента товара и услуг, улучшение потребительских свойств товара.
Инфляционный риск связан с обесцениваем денег. Меры снижения потерь: слежение за уровнем инфляции, изменениями банковских процентных ставок, курсом валюты, корректировка цен на продукцию и услуги, совершенствование работы с контрагентами...
Непредвиденные затраты связаны с ошибками в прогнозировании цен на рынке ресурсов, потерей поставщиков, возникновением непредусмотренной материальной ответственности за нарушение сроков выполнения обязательств, уплатой штрафов и возмещением ущерба потребителям. Меры снижения потерь: мониторинг за поведением затрат, выявление отклонений фактических издержек от запланированных затрат, прогнозирование результатов производственной деятельности с учётом изменившихся условий затрат; резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов, например, на компенсацию непредвиденных изменений трудозатрат, материалоёмкости.
Изменения в налогообложении. Этот вид рисков связан с нестабильностью налогового законодательства ( постоянными поправками и дополнениями к порядку выплат, изменениями ставок налогов). Меры снижения потерь: минимизация налоговых платежей.
Форс-мажорные риски - внешние экстремальные обстоятельства, не зависящие от предприятия: риски, связанные с резкими изменениями экономической ситуации (гиперинфляцией), стихийными бедствиями. Меры снижения ущерба: страхование, возмещение ущерба за счёт страхового фонда предприятия.
Оценка риска. Риск - это вероятность наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба от него. Необходимо перечислить виды рисков и на основе предположений спрогнозировать возможный объём ущерба по каждому риску. Соответственно продумать меры по предупреждению или снижению возможных убытков.
Раздел 12 «Гарантии инвесторам, партнёрам»
Виды гарантий: обязательства федеральных, региональных и местных органов власти; банковские гарантии; страхование; залог недвижимости и ценных бумаг; передача прав; гарантии готовой продукцией. Юридическое оформление гарантий: гарантийное письмо, договор.
Заключение:
Детальные финансовые проработки позволяют утверждать, что предлагаемый бизнес-план реален. Бизнес-планом предусмотрены необходимые производственные мощности для производства планируемого перечня товара и услуг. Выполненные маркетинговые исследования подтверждают правильность выбора производства данного вида продукции, выбора данного сегмента рынка. Продукция конкурентоспособна. Вложение средств окупается в приемлемые сроки. Возвратность кредитов обеспечивается.
Приложения
В приложения включаются документы, подтверждающие базовые данные: сведения о компетентности руководителей предприятия; результаты маркетинговых исследований; описание образцов продукции; заключения экспертов-консультантов; гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции; договоры аренды, найма, лицензии, сертификаты соответствия; отзывы потребителей о качестве и свойствах продукции.
Продвижение проекта:
Презентация (официальное предъявление) бизнес-плана:
1) направить бизнес-предложение и бизнес-план потенциальным инвесторам и партнёрам; 2) подготовить сценарий предъявления бизнес-плана, в котором предусмотреть до 5 минут изложение сути проекта, бизнес-плана и до 15 минут - время для диалога и подготовленных ответов на неизбежные вопросы; 3) изложение бизнес-плана, демонстрация образцов продукции и услуг предприятия; 4) выражение надежды на сотрудничество.
Переговоры с инвестором: 1) изложение бизнес- идеи; 2) выявление партнёрских интересов; 3) в случает заинтересованности - обстоятельное аргументированное доказательство эффективности проекта, гарантий возврата инвестиций в приемлемые для инвестора сроки.
Примерная схема изложения:
♦ описание продукта деятельности;
♦ условия предоставления капитала;
♦ финансовые показатели на начальный и перспективный период;
♦ показатели эффективности вложений материальных и финансовых средств;
♦ информацию об учредителях;
♦ выделение отличительных преимуществ данного проекта и бизнес-плана от других;
♦ сроки реализации основных позиций бизнес-плана.
Необходимо продемонстрировать обязательность и компетентность, знание проблем и некоторые альтернативные способы их решения.
Письмо к кредитору: заготовить проект письма к инвестору, партнёру на хорошей бумаге с мотивированной просьбой о ссуде, вложении средств в дело на взаимовыгодной основе, с обещанием предоставить при необходимости дополнительную информацию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий